развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,
воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами
Предварительная работа с детьми: чтение стихотворений, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением ветряной погоды, ураганов, воздушных шаров, изготовление корабликов и самолетов из бумаги.
Оборудование:
полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
стаканчики с водой, коктейльные трубочки (по количеству детей);
мыльные пузыри
бумажные салфетки и веера
кораблики и самолеты из бумаги
бумажные салфетки
апельсиновая кожура, чеснок
воздушные шары
газированная вода, виноград
песочные часы
Раздаточный материал:
Веера из картона, самолеты и корабли из бумаги, полиэтиленовые пакеты, мыльные пузыри, стаканы с водой, салфетки, воздушные шары.
Ход НОД
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (лес)
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это лес. Представьте, мы оказались в лесу. Здесь мы подышим свежим и чистым воздухом.
-Ребята, а почему воздух в лесу чистый? Что ему помогает быть таким?
Ответы детей.
- Давайте подышим воздухом (вдох-выдох).
-Подышали? Молодцы! Представьте, что вы уже взрослые и работаете учеными. А где работают ученые?
Ответы детей
-Молодцы, правильно. Мы тоже будем работать в лаборатории и отгадайте, что мы будем изучать.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтоб шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас. (воздух)
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, это воздух. А теперь я вас приглашаю в нашу лабораторию, но сначала давайте вспомним о правилах поведения.
Ответы детей
( не толкаться, не шуметь, без разрешения ничего не трогать)
Воспитатель: Ребята, а кто из вас видел воздух?
(ответы детей)
Воспитатель: Если мы его не видим, то он какой?
(ответы детей)
Воспитатель: Я вам предлагаю его поймать, попробуем?
Актуализация темы
Опыт 1 С полиэтиленовым пакетом
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? " ,
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух, пакет опять стал тонким почему?
Ответы детей
Воспитатель: дети, работаем дальше, готовимся к следующему опыту.
Опыт 2 Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Воспитатель: Возьмите трубочку, опустите ее в стакан с водой, подуйте. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите! Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, посмотрите эту иллюстрацию: мы вдыхаем воздух, он попадает в легкие, при выдохе он нас покидает. Ребята, а какие пузыри можно ещё пускать?
Дети: Мыльные.
Воспитатель: Дети, как ты думаете, что находится внутри мыльных пузырей?
(ответы детей)
Воспитатель: Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.
Воспитатель: Давайте мыльные пузыри попускаем и мы.(пускание пузырей)
Воспитатель : Ребята, я вам предлагаю провести еще опыт, чтобы увидеть воздух.
Опыт 3. С салфеткой.
Воспитатель: Берем салфетку и подуем на нее. Что происходит с салфеткой?
(ответы детей)
Воспитатель: Дети, когда салфетка шевелится, что она нам напоминает?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, когда воздух двигается получается ветер. Давайте с вами устроим шторм. А что такое шторм?
(ответы детей)
Игра « Кораблики»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как еще можно получить ветер?
(Ответы детей)
Опыт 4. С веером
Воспитатель: Дети, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, ветры бывают разные. Если ветер слабый- это ветерок, сильный- ветрище. Назовите, если ветер дует с моря, он какой?(ответы детей),если с гор, он какой(ответы детей),с юга, с севера?
Воспитатель: Воздух имеет запах? (ответы детей) Когда он движется, то доносит до нас запахи и сейчас мы это проверим.
Опыт 5. Взвесим воздух.
Воспитатель: Как вы думаете у воздуха есть вес? (ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы с помощью опыта убедимся в этом.
Опыт 6. «Не дышу»
Воспитатель: Видите, мы без воздуха не можем прожить и минуты. Воздух очень важен для живых существ.
Воспитатель: Ребята, я для вас приготовила самый интересный опыт. Нальем в один стакан обычную воду, в другой газированную, опустим в каждый стакан виноград и наблюдаем, что происходит?
Восприятие и усвоение нового
Опыт7. Виноград в газировке.
(ответы детей)
Воспитатель: Почему не утонул виноград?
(ответы детей)
Подведение итогов
Воспитатель: Молодцы ребята, все сегодня постарались. Вам понравилось?
Какой опыт вам запомнился больше всего? В чем вы затруднялись? И в заключении для вас сюрприз. Нужно украсить наши шары и подарить друг другу.