Конспект занятия по внеурочной деятельности "Разноцветные зайчики"
Конспект занятия по внеурочной деятельности "Разноцветные зайчики"
Занятие по внеурочной деятельности разработано для проведения опытов с комплектом оборудования "Свет и цвет: 100 красочных экспериментов". Данный комплект предназначен для всех, кого интересуют загадки цветового зрения. Руководство с комплектом оборудования позволяет провести более ста красочных опытов, связанных с цветовым зрением и восприятием света и цвета. Рекомендуется школьникам от 10 лет.
В ходе занятия учащиеся смогут ответить на вопрос: «Как рождается солнечный зайчик?», создать «разноцветных зайчиков» с помощью цветных светодиодов. В конце занятия поиграть с солнечными зайчиками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по внеурочной деятельности "Разноцветные зайчики" »
Тема занятия: «Разноцветные зайчики»
Цель:В результате опытов ответить на вопрос: «Как появляются солнечные зайчики?», , создать разноцветных зайчиков с помощью цветных светодиодов
Задачи: поддержать ребенка в познании окружающего мира и формировании целостной картины мира, поддержать естественный интерес ребенка к приобретению опыта и знаний о явлениях окружающей природы, провести опыты по созданию солнечных зайчиков.
Планируемые результаты
Личностные
Проявлять интерес к содержанию предмета занятия;
Осознать потребность в изучении темы;
Самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения.
Метапредметные
Познавательные умения:
Отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт;
Перерабатывать полученную информацию, обобщая её;
Регулятивные умения
Определять цель деятельности;
С помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
Учиться высказывать своё предположение на основе опытов;
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности ;
Коммуникативные умения:
Учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему;
Сотрудничать, договариваться;
Доказывать свою точку зрения, подбирая аргументы для объяснения.
Конструировать небольшие устные речевые высказывания на основе проведённых экспериментов.
комплект оборудования «Свет и цвет: 100 красочных экспериментов»,
металлические крышки,
блокноты,
карточки для записи результатов экспериментов.
Необходимые условия для занятия: солнечный свет в классной комнате.
1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Сегодня будет интересно!
Решим проблемы дружно, вместе!
2. Создание проблемной ситуации.
- Я знаю, что вы все любите загадки. В книге Корнея Ивановича Чуковского я прочитала интересную загадку, но, к сожалению, не смогла её отгадать. Я уверена, что вы мне поможете!
Лежит, лежит копеечка у нашего колодца.
Хорошая копеечка, а в руки не дается.
Пойдите, приведите четырнадцать коней,
Пойдите, позовите пятнадцать силачей!
Пускай они попробуют копеечку поднять!
Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть!
И кони прискакали, и силачи пришли,
Но маленькой копеечки не подняли с земли,
Не подняли, не подняли и сдвинуть не могли.
- Что это?... ( Это солнечный зайчик)
3. Постановка учебной задачи.
-А что же это такое – солнечный зайчик? И откуда он появляется?-
на этот вопрос мы постараемся ответить на нашем занятии.
3.Актуализация знаний.
- Как рождается солнечный зайчик? (Дети пробуют при помощи зеркала найти солнечного зайчика)
- Солнечный зайчик — это и есть кусочек солнечного света, такой луч, который пошёл по другому пути, не так, как все. Таким образом, «солнечный зайчик» рождается на Солнце. «Солнца шустренький сыночек скачет всюду, где захочет!»
4. Выдвижение гипотез.
-Интересно ли вам узнать – появится ли солнечный зайчик не от зеркала, а от другого предмета? А может ли появиться такой зайчик не от солнечного, а от другого источника света? Может ли он появиться в тёмном помещении? (Дети высказывают предположения).
5. Открытие нового знания. Практическая деятельность.
1 опыт Оборудование: блокноты (с глянцевой и матовой поверхностями).
Условие: солнце.
-Чем отличаются блокноты? (Разная поверхность)
-С помощью какого блокнота можно поймать «зайчика»?
А) Возьмите в руки блокнот с блестящей (глянцевой) поверхностью и попытайтесь поймать солнечный луч так, чтобы появилось отражение света. (Предположение подтвердилось – на стене появился солнечный зайчик.)
Дети фиксируют в таблице результаты экспериментов (См. Приложение)
Б) Повторите эксперимент с другим блокнотом.
(Поймать зайчика не удалось.)
- Почему? (Поверхность блокнота не блестящая, матовая.)
- Какой можно сделать вывод? (Солнечный зайчик – это отражение солнечного луча от блестящей поверхности. То есть солнечный зайчик никогда не отразится от матовой, не блестящей поверхности.
2 опыт Оборудование: металлическая крышка.
Условие: солнце.
- Возьмите в руки не зеркало, а простую блестящую плоскую металлическую крышку для банки, и тоже попытайтесь направить на стену так, чтобы там появилось отражение света. (Зайчик появится.)
3 опыт Оборудование: стекло
Условие: солнце.
- Возьмите в руки стекло и попытайтесь направить на стену так, чтобы там появилось отражение света. (Хотя стекло и прозрачное, его граница с воздухом тоже отражает свет, зайчик появится).
4 опыт Оборудование: линза
Условие: солнце.
- Возьмите в руки линзу и попытайтесь направить на стену так, чтобы там появилось отражение света. (Зайчик не появится.)
- Почему?(Линза имеет способность поглощать солнечные лучи, а не отражать их). Какой вывод можно сделать? (Солнечный зайчик – это отражение солнечного луча от блестящей плоской поверхности).
-А можно ли получить «зайчика» без солнца?
5 опыт Оборудование: набор «Цвет и свет».
Условие: шторы задвинуты.
- Возьмите в руки зеркало и направьте зеркало от лампочки к стене. (В результате, на стене появится отражение от лампочки и запрыгает самый настоящий солнечный зайчик.)
6 опыт Оборудование: набор «Цвет и свет».
Условие: шторы задвинуты.
-А могут ли зайчики быть разноцветными?
- Возьмите цветной светодиод, подключите его к блоку питания, поставьте его свет на максимум (ручка соответствующего регулятора по часовой стрелке до упора). Направьте свет диода на зеркало, а зеркало –на стены или потолок. Там, куда зеркало отразит луч светодиода, появится цветное пятно-зайчик. Чуть- чуть изменяя положение зеркала, попытайтесь изменить положение зайчика. Направьте на зеркало свет двух или трёх светодиодов. На пересечении лучей появились дополнительные цвета. Эксперименты со светодиодами. Получение разноцветных зайчиков на потолке, на стене, на доске).
Вывод: Можно получить солнечный зайчик и без солнца, если есть источник света и отражающая гладкая поверхность, т.е., солнечный зайчик появляется только от источника света.
6. Рефлексия деятельности (итог урока) и самооценка ученика.
- Что выяснили в результате проведения эксперимента?
-Что такое солнечный зайчик? Солнечный лучик отражается от блестящей гладкой поверхности и «превращается» в солнечного зайчика. «Солнечный», потому что это пятно солнечного света. Почему мы говорим «зайчик»? Наверное, потому, что солнечный лучик, отраженный от зеркала или стекла, очень непоседлив, постоянно прыгает и убегает от нас, прячется и может вообще исчезнуть, спрятаться.
Смотрит солнышко в окошко, Лучик прыгнул мне в ладошку! Поймала я на пальчики Солнечного зайчика!
Так хотелось мне его Пальчиком погладить... Начал он озоровать - Невозможно сладить!
То глядим - на потолке, То по шторам скачет. Озорной такой и шустрый, Скачет словно мячик!
Зайчик солнечный кружил Весело над нами. Мы пока его ловили, Закружились сами
Технологическая карта
Этапы занятия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Организационный момент Самоопределение к деятельности.
Приветствует обучающихся. Создаёт эмоциональный настрой.
Приветствуют педагога, настраиваются на урок.
Коммуникативные (учиться слушать и слышать учителя и одноклассников), личностные (проявлять интерес к содержанию предмета занятия), регулятивные (определять цель деятельности).
Активизирует знания учащихся по исследованию проблемной ситуации
Составляют план достижения цели, определяют средства.
Регулятивные (учиться планировать свою деятельность),коммуникативные (инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации)
4. Выдвижение гипотез
Задаёт вопросы.
Предлагают свои версии
Регулятивные (учиться высказывать свои предположения), коммуникативные (конструировать небольшие речевые высказывания)
5. Открытие нового знания.
Практическая деятельность.
Организует фронтальную работу и работу в парах.
Проводят опыты с комплектом оборудования «Свет и цвет»
Регулятивные (учиться высказывать свои предположения на основе опытов),коммуникативные(конструировать небольшие речевые высказывания на основе проведённых экспериментов), личностные(самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения. рассуждения, обсуждения),
6.Рефлексия деятельности (итог урока) и самооценка ученика.
Задаёт вопросы, побуждает к рефлексии.
Составляют устные речевые высказывания на основе поведённой практической деятельности.
Регулятивные (определять степень успешности выполнения своей работы и работы других).