Конспект проекта " Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4 лет"
Конспект проекта " Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4 лет"
объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений руского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчество.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развити речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект проекта " Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4 лет" »
Актуальность выбранной темы
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Цель; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.
Задачи: 1. развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
2. развивать и совершенствовать все стороны речи, добиваться чистого произношения всех звуков, Расширять и активизировать словарь.
Продолжительность реализации программы – в течении года. В соответствии с направлениями работы были обозначены виды деятельности, периоды и формы работы. Разработан учебно- тематический план по видам деятельности и по периодам обучения.
Работа по развитию у детей речевых навыков средствами устного народного творчества, в том числе малых фольклорных форм проходит через основные виды деятельности и их взаимосвязи, может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время, в любое свободное время в течение дня, органично включена в различные другие занятия. Главное, чтобы взаимодействие взрослого с ребенком не носило формальный характер.
Участники проекта; воспитанники и их родители,
Планируемый результат: Ребенок хорошо воспринимает фольклорные произведение, использует прямую и косвенную речь. Хорошо освоил разговорную речь. Родного языка.
Содержание проекта.
Работа по развитию речи детей эффективна при использовании различных игр, упражнений и этюдов, ритмопластики, речевых игр и упражнений, всех видов театра, сказкотерапии. На занятиях созданы условия для всестороннего полноценного развития двигательных способностей детей, имеет место постановка проблемной ситуации. Также при условии, если родители принимают активное участие в реализации проекта, оказывают помощь педагогу. Работа имеет интегрированный характер. Занятия проводятся под музыкальное сопровождение, на занятии дети активно двигаются, танцуют и поют. В работу включены дидактические, развивающие игры и упражнения на развитие пространственных отношений, мелкой моторики рук, артикуляционного аппарата, подвижные игры и т.д. В гости приглашаются логопед, психолог, руководитель изостудии, музыкальный руководитель. Некоторые занятия, подвижные игры, повторение ролей и т.д. предусматриваются на улице. Предусмотрены консультации педагога изостудии, психолога и логопеда, педагогами дополнительного образования.
Работа над проектом проходит в несколько этапов;
Просмотр кукольных спектаклей, мультипликационных фильмов, беседы по ним, пересказы, рассказы по картинкам, сочинения и т.д.
-Игры - драматизации
-Разыгрывание разнообразных песенок и стихов
-Упражнения по формированию выразительности, развития мимики, пантомимики, артикуляционного аппарата, моторики и т.д.
-Игры и ситуации по произведениям, игры-имитации и импровизации
-Упражнения в целях социально - эмоционального развития детей
-Настольно-печатные, дидактические и развивающие игры в уголке для самостоятельной и совместной деятельности ребенка и взрослого
Знакомства с закличками ; Разучивание потешек. Песенок, скороговорок.
Реализация проекта
Цель:формировать умение озвучивать игровую ситуацию, формировать навыки пересказа. Обучать пересказу хорошо знакомых сказок с помощью взрослого и со зрительной опорой, умение передавать характер героя сюжета, умение выполнять различные взаимосвязанные действия и объединять их в единую сюжетную линию; развивать диалогическую и монологическую речь.
Задачи:
1.Работа над звукопроизношением, слуховой памятью и фонематическим слухом
2.Воспитание слухового внимания (учить различать гласные звуки по принципу контраста, учить различать на слух длинные и короткие слова)
3.Формирование фонематического слуха
4.Развитие артикуляционного аппарата (развивать движения артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений и уточнить артикуляцию гласных звуков и согласных)
5.Работа над речевым дыханием, воспитание силы, высоты и тембра голоса (Формировать навык мягкого голосоведения, воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию), развивать ритмичность и интонационную выразительность, модуляцию голоса)
7.Формирование правильного темпа речи и интонационно выразительности речи
8.Формирование грамматического строя речи
9.Формировать умение составлять предложения из нескольких форм по вопросам, по картинке, по демонстрации действия
10.Освоение морфологии в правильном использование глаголов повелительного наклонения, правильное согласование существительных и прилагательных, числительных и существительных
11.Расширение словарного запаса, формирование понятия слова и умения оперировать им
12.Формирование связной речи (развитие проявление речевой инициативы и самостоятельности, как в процессе разговорного процесса, так и в монологической речи, развивать интонацию и мимику)
13.Развитие мелкой моторики
План работы на год.
Раздел
Сроки
Содержание работы
работа с родителями
Изучение методической литературы
Сентябрь – май
сентябрь
1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.
4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
-
Проведения диагностики
Октябрь
Знакомства с книгой.
Экскурсия в библиотеку
Досуг «Вечер загадок».
« Самодельная книжка-
малышка». Изготовления книжки вместе с родителями.
Ноябрь
Театрализованная постановка
. Инсценирование русской народной сказки «Теремок».
декабрь
Разучивание потешки « Тень- тень
по те-тень»драматизация потешки
консультация
« Отгадывание загадок гимнастика для ума»
январь
Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры.
Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».
Февраль
Развлечение «Широкая Масленица»
Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)
Март
Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.
Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».
Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»
Апрель
Знакомство с закличками, потешками о солнце. Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»
консультация
«Речевая гимнастика. Ее роль в развитие речи»
Май
Отчёт о проделанной работе по теме самообразования