Конспект Проекта музыкально-литературной композиции «Один день из жизни ребенка» по произведениям из «Детского альбома» П.И.Чайковского
Конспект Проекта музыкально-литературной композиции «Один день из жизни ребенка» по произведениям из «Детского альбома» П.И.Чайковского
Цель проекта: Новый взгляд на цикл “Детский альбом” П.И.Чайковского с точки зрения синтеза различных видов искусств, а именно: музыки П.И.Чайковского, хореографических постановок-Зубова Т.А, поэзии Виктора Лунина, иллюстраций Веры Павловой и рисунков учащихся художественного отделения ДШИ, мультипликационного фильма-Союзмультфильм «Детский альбом».
Задачи:
Образовательные:
Расширить знания об истории создания цикла для фортепиано “Детский альбом” через цитирование некоторых фрагментов переписки композитора.
Познакомить ребят с поэзией Виктора Лунина, автора стихов к циклу П.И.Чайковского “Детский альбом”, а также продемонстрировать исполнение хорошо знакомых пьес цикла в новой интерпретации.
Подчеркнуть образность восприятия ряда пьес цикла через творчество художницы Веры Павловой.
Воспитательные:
Приобщение детей к истории создания цикла “Детский альбом” и демонстрация современности и актуальности творчества П.И.Чайковского в наши дни;
Провести анализ инструментального исполнения, вокальной интерпретации пьес “Детского альбома”, хореографических постановок и детских рисунков.
Воздействие на чувства, эмоции детей, побуждение их к развитию воображения, постижению художественных и музыкальных образов.
Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.
Форма проведения: музыкально-литературная композиция.
.Примечание: презентация представляет собой ряд информационных слайдов, которые связаны гиперссылками на видеоряд (мультипликационный фильм «Детский альбом», видеоклипы).
Подготовительная работа
На предварительных уроках учащиеся-инструменталисты разучивают музыкальные пьесы из “Детского альбома” П.И. Чайковского, учащиеся- хореографы- танцы «Вальс», «Полька», учащиеся-художники готовят иллюстрации по прослушанным пьесам из «Детского альбома»
Обсудить с детьми образы, которые навевает музыка; предложить детям самим выбрать ту или иную роль, которую они будут исполнять. Организовать с учащимися, исполняющими главные роли, репетиции.
Записать на электронные носители пьесы из “Детского альбома” для прослушивания в домашних условиях.
Домашнее задание для детей и родителей: придумать и воплотить идеи того костюма, который бы соответствовал образу.
Привлечь детей, родителей и коллектив Детской школы искусств для создания декораций музыкально-литературной композиции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект Проекта музыкально-литературной композиции «Один день из жизни ребенка» по произведениям из «Детского альбома» П.И.Чайковского »
Чекменева Светлана Владимировна, преподаватель по классу фортепиано
Страна: РФ
Область: Челябинская. Город: Куса
Тип и вид ОУ: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №1 г.Кусы» (МБУДОД «ДШИ №1 г.Кусы»)
Проект музыкально-литературной композиции
«Один день из жизни ребенка» по произведениям
из «Детского альбома» П.И.Чайковского
Цель проекта: Новый взгляд на цикл “Детский альбом” П.И.Чайковского с точки зрения синтеза различных видов искусств, а именно: музыки П.И.Чайковского, хореографических постановок-Зубова Т.А, поэзии Виктора Лунина, иллюстраций Веры Павловой и рисунков учащихся художественного отделения ДШИ, мультипликационного фильма-Союзмультфильм «Детский альбом».
Задачи:
Образовательные:
Расширить знания об истории создания цикла для фортепиано “Детский альбом” через цитирование некоторых фрагментов переписки композитора.
Познакомить ребят с поэзией Виктора Лунина, автора стихов к циклу П.И.Чайковского “Детский альбом”, а также продемонстрировать исполнение хорошо знакомых пьес цикла в новой интерпретации.
Подчеркнуть образность восприятия ряда пьес цикла через творчество художницы Веры Павловой.
Воспитательные:
Приобщение детей к истории создания цикла “Детский альбом” и демонстрация современности и актуальности творчества П.И.Чайковского в наши дни;
Провести анализ инструментального исполнения, вокальной интерпретации пьес “Детского альбома”, хореографических постановок и детских рисунков.
Воздействие на чувства, эмоции детей, побуждение их к развитию воображения, постижению художественных и музыкальных образов.
Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.
Форма проведения: музыкально-литературная композиция.
.
Примечание: презентация представляет собой ряд информационных слайдов, которые связаны гиперссылками на видеоряд (мультипликационный фильм «Детский альбом», видеоклипы).
Оборудование:
компьютер;
проектор;
звукоусиливающая аппаратура (колонки);
фортепиано, аккордеон, шумовой оркестр
Материалы:
презентация;
нотный материал;
музыкальные фонограммы.
Подготовительная работа
На предварительных уроках учащиеся-инструменталисты разучивают музыкальные пьесы из “Детского альбома” П.И. Чайковского, учащиеся- хореографы- танцы «Вальс», «Полька», учащиеся-художники готовят иллюстрации по прослушанным пьесам из «Детского альбома»
Обсудить с детьми образы, которые навевает музыка; предложить детям самим выбрать ту или иную роль, которую они будут исполнять. Организовать с учащимися, исполняющими главные роли, репетиции.
Записать на электронные носители пьесы из “Детского альбома” для прослушивания в домашних условиях.
Домашнее задание для детей и родителей: придумать и воплотить идеи того костюма, который бы соответствовал образу.
Привлечь детей, родителей и коллектив Детской школы искусств для создания декораций музыкально-литературной композиции.
Уникальность спектакля в том, что это единственное прочтение фортепианного цикла великого композитора в вокальном, инструментальном, фортепианном живом звучании; жанрами хореографического и изобразительного искусств, представлены некоторые пьесы данного цикла. Кроме того, сюжет имеет сценическое, театрализованное воплощение. 24 пьесы сборника П.И.Чайковского представлены в едином сюжете, воссоздающим один день из жизни ребенка. Через простые события-детские игры, горе девочки, у которой разбилась любимая кукла, утешение ее новой куклой, семейным праздником Рождества, исполнением разнообразных песен и танцев разных стран, получение подарков от папы, вечерние сказки, гадания, молитвы -перед нами воссоздаются картины жизни и быта 19 века. Но, самое главное,- возвращаются вечные ценности, порой забытые в наше время!
Дети нашего проекта - учащиеся музыкального, хореографического и художественного отделений МУДОД ДШИ№1 г. Кусы. Взрослые - преподаватели ДШИ.
Руководители проекта - Бондарева М.Н., Чекменева С.В.
Роли исполняли:
Володя – Крупин Егор, ученик 1 класса художественного отделения
Таня – Мариянчук Вероника
Владимир – Стахеев Дима
Татьяна – Бикмухаметова Диана
Ведущий – Чекменева С.В.
Мама – Шулакова Л.Н.
Няня – Зубова Т.А.
Служанка – Михеенкова Н.А.
Звучит «У камелька» (из цикла «Времена года»)
Ведущий: Мы попадаем с вами в 19 век, в имение Л.В.Давыдова - мужа родной сестры П.И.Чайковского. У него была большая семья и П.И.Чайковский относился к многочисленным племянникам, точно к собственным детям. Он не редко слушал, как они занимаются на фортепиано, долбя скучные, хоть и необходимые, гаммы и экзерсисы. Может быть, именно тогда ему пришла в голову мысль, которой он вскоре поделился с Надеждой Филаретовной Фон Мекк: «…не мешало бы содействовать по мере сил обогащению детской музыкальной литературы, которая очень не богата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков, безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями…». В мае 1878 года в Каменке, на Украине, Петр Ильич пишет «Детский альбом». Это своего рода «24 часа из жизни маленького человека». Словно сидя в детской, композитор внимательно смотрит кругом, и сюжеты приходят, кажется, сами собой…
Таня: Володя, Володя, ну где же ты? Ты снова прячешься от маменьки?
Володя: Ну просто я не хочу играть эти трудные гаммы и упражнения… Ой, смотри, письмо!
Таня:Не хорошо читать чужие письма.
Володя:Оно не чужое. Это дядя Петя написал.
«Скажи Вовику (ну это же я!!!) что напечатаны ноты с картиночками, что эти ноты сочинил дядя Петя, что на них написано- Посвящается Володе Давыдову... Это мне!!! Читает дальше Я напишу Юргенсону, чтобы послал в Каменку экземпляр.
Таня: Вот видишь письмо было для папеньки.
Володя: А мы его положим на место и никто не узнает.
Служанка: Господа прислали вам сюрприз. (подает коробку с бантом)
Володя:Ой, а что это такое?(открывают коробку, достают ноты)
Таня: тут написано «Детский альбом-сборник легких пьес для детей. Подражание Шуману» (листает сборник) Да это же ноты!
Володя: Смотри, да это же наши игры - вот «Марш деревянных солдатиков», а вот «Нянина сказка», «Баба-яга».
Таня: Не спеши, читай все по порядку. Смотри, первая пьеса называется «Утренняя молитва».
Володя: А почему?
Таня: Вспомни, мы же начинаем каждый новый день с молитвы, с обращения к Боженьке.
На экране клип «Утренняя молитва».
Таня: Володя, посмотри, как пасмурно за окном.
Володя: Наверное вьюга начинается.
Вьюга стонет, тучи гонит к озеру близкому по небу низкому.
Вьюга стонет, тучи гонит, спрятала все пути, чтобы не пройти.
«Зимнее утро» слайд
Выходит мама
Таня: Мамочка, как хорошо, что ты пришла
Володя: За окошкам так холодно и неуютно.
Таня: и на душе как-то тревожно…
Мама: Успокойтесь, дорогие. Я пришла, чтобы пожелать вам доброго утра. И знайте, пока я с вами, все будет хорошо.
«Мама» аудиозапись, стенд- портреты мам ( работы учащихся художественного отделения).
Володя: Мамочка, почему ты такая грустная?
Мама: Думаю, когда дядя Петя сочинял это произведение, вспомнилась ему наша дорогая и любимая маменька… Ну, довольно грусти, ребятки, встречайте-ка дорогих гостей, а я пока пойду займусь хозяйством, дам распоряжения.
Входят дети
Володя: А вы даже не представляете, что у нас есть!
Дети: Что?
Володя: Лошадки!
Дети: Настоящие?
Володя: Ну не совсем. Ну вот, смотрите! Ждут меня в коробке кони - это маленькие пони, Пони в яблоках, гнедые, рыжие и вороные
Смело выставлю их в ряд - пусть вперед они помчат.
Ансамбль ложкарей ( Печерский С., Харламов Ф., Харламова Д., Гурдина К.,, Улатов Ж., Гагарин Ж.) преп. Егорова Н.А.)
«Игра в лошадки» Слайд-шоу рисунков(работ) учащихся художественного отделения).
Володя: Ну да, лошадки есть, а где же солдаты?
А-а! Вот и наша доблестная армия. Равняйсь, Смирно!
Что-то у них получается! А ну-ка вы покомандуйте, а мы марш для них сыграем. Митя, хватит свою книжку читать…
Младший хор «Марш деревянных солдатиков»( преп. Бондарева М.Н.)
Таня: Мальчики уже поиграли, теперь дайте поиграть и девочкам. У вас есть лошадки и солдатики, а у нас есть куклы и старая любимая и совсем, совсем новая, вот смотрите.
Девочки: Ой, какие косы, а какое платье, дай посмотреть…
Володя: Я тоже хочу посмотреть вашу новую куклу ( берет куклу). Она еще и красивая! А я вам ее не отдам…
Девочки: Отдай! кукла падает.
Таня: Ой, что это с ней. Она разбилась… Володя, это все ты!
Володя: Да я нечаянно, честное слово!. Ну давайте отнесем ее на диван. Уложим спать, потом дадим чаю с малиной, вызовем доктора.
«Болезнь куклы» видеоклип.
Таня: Кажется ей помочь уже ничем нельзя… Придется отнести ее в чулан.
«Похороны куклы» аудиозапись. Все уходят.
Выходят повзрослевшие Владимир и Татьяна.
Татьяна: Так проходит наше детство, полное разнообразных и очень важных для нас событий, радостей и печалей.
Владимир: Наступает пора взросления, когда живешь в ожидании чего-то светлого, волнующего, пытаешься понять, кто ты и зачем пришел на эту землю.
Татьяна: И вот наступает твой первый в жизни настоящий, большой бал. Ты кружишься в чарующем ритме вальса, чувствуешь себя почти наравне со взрослыми…
Владимир: А помнишь, как мы танцевали вальс в детстве? Ведь тогда, как в прочем и сейчас, вальс был самым распространенным бытовым танцем. Его любили и взрослые и дети.
Татьяна: Как же не помнить? Особенно замечательно было, когда аккомпанировал Петр Ильич, он всегда с восторгом делился этими воспоминаниями в своих письмах родным и друзьям.
«Вальс» исп. ф-п. ансамбль Баталова Влада и Мичкина Настя (6 кл.), преп. Чекменева С.В..
Владимир: А вот полька, пожалуй, одна из самых детских пьес цикла. В ней атмосфера шумного детского веселья, праздничных балов для маленьких, которые часто бывают в нашем доме.
«Полька», играют Сюзева Марина( 2 кл.) и Чекменева С.В, танцуют Рамазанова Регина, Бабкина Наталья (учащиеся 5 класса хореографического отделения)
Владимир: Сестренка, позволь пригласить тебя на мазурку.
Татьяна: Я принимаю приглашение. Считай, что мазурка обещана тебе! Ну я не понимаю, ты же не очень любишь это танец.
Владимир: Это не то, что можно назвать словом не люблю. Мазурка-обязательный танец на каждом балу. Ты же знаешь, просто она сложна, капризна, прихотлива. Мне хочется ее получше усвоить.
Татьяна: Мазурка раздалась. Бывало, Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало, Паркет трещал под каблуком
Тряслися, дребезжали рамы, Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по ласковым доскам
«Мазурка» исп. фп.ансамбль Акшенцева П, Ляпина Л. ( 5 кл.) преп. Чекменева С.В. Видео «Мазурка»
Татьяна: Что за шум за окном, Володя?
Владимир: Да это же праздник на улице! Посмотри, вон гармонисты, за ними - танцоры, а поют –то все вместе!
Ведущий: Много странствовал Чайковский по свету, но истинно душа его – это русская народная музыка, её какая-то теплота, искренность. Тронула его сердце русская народная песня «Голова ль, моя, головушка», и вот, она уже звучит в Русской песне. Услышал где-то незамысловатый наигрыш на гармонике, и вот – шуточная зарисовка «Мужик на гармонике играет», а уж бойкую, задиристую «Камаринскую» и подавно узнает каждый русский человек.
Татьяна: Действительно, три пьесы русского цикла можно назвать малой энциклопедией русской народной музыки. Здесь представлены все жанры: вокальный – «Русская песня», инструментальный – «Мужик на гармонике играет», танцевальный – «Камаринская».
Песня русская, ширь привольная, то кручина в ней, то тоска.
То головушка сердобольная, знать, поэтому, доля горька.
И березонька сиротливая на холодном и стылом ветру,
Лейся, песня неприхотливая, ты, как капля росы поутру!
Звучит «Русская песня» Видеоклип
«Мужик на гармошке играет» (ансамбль ложкарей Власов Е., Улатов Ж. преп. Егорова Н.А.)
Владимир: Вот так музыканты. А теперь пришла пора отправляться в дальние путешествия вместе с волшебной музыкой П.И Чайковского.
Ведущий: В период душевного кризиса Петр Ильич покинул Россию, посетил Швейцарию. А в основном жил в Италии. Италия- необыкновенная страна! Где все буквально дышит музыкой! Однажды, прогуливаясь по улицам Флоренции он услышал пение. Оказалось, что пел мальчик лет 10-11 под аккомпанемент гитары. Он пел чудным, густым голосом с такой законченностью, с такой теплотой, какие у настоящих артистов редко встречаются.
«Итальянская песенка» исп. Минуллина А. (2класс) преп. Михеенкова Н.А.
Ведущий: «Итальянская песенка» прелестна, но иногда по настроению ему больше по душе «Старинная французская песня».
Татьяна: так и слышится песня рыцаря у врат средневекового замка, обращенная к прекрасной даме сердца.
Ведущий: На самом деле эта пьеса не связанна с впечатлениями от путешествия за границу. Композитор хотел вернуться в атмосферу детства, связанных с его французскими воспоминаниями и с любимой гувернанткой Фанни Дюрбах.
Ведущий: Вот и закончилось путешествие. Множество впечатлений, прежде всего музыкальных, множество эмоций, новых ощущений, но как хочется вернуться в тепло домашнего очага, к родным и близким, которые с нетерпением всегда ждут тебя.
Владимир: Ну, а из путешествий мы возвращаемся повзрослевшими, умудренными жизнью людьми.
Татьяна: Но так хочется снова вернуться в детство, где маршируют деревянные солдатики, а вечером ждет нянина сказка.
Выходят Няня с двумя девочками.
1 девочка: Няня, ну расскажи нам сказку, только страшную.
2 девочка: Нет, лучше смешную
Няня: Усаживайтесь, дорогие мои, поудобнее, и будет вам сейчас сказка. И страшная и смешная.
Тихо дремлет в камине огонь. Няня, свою протяни мне ладонь.
«Нянина сказка» (фрагмент из мультфильма «Детский альбом»)Стук.
1 девочка: Няня стучит кто-то
2 девочка: Мне страшно, я боюсь
Няня: Не бойтесь, дорогие мои! Я не дам вас в обиду, даже если это сама Баба яга
1 девочка: А она очень страшная?
Владимир: Как страшно! Вьюга злится иль не злится
От сказки няни с вьюгою не спится
Той сказки нет волшебнее на свете боятся вьюги маленькие дети.
«Баба-Яга» (фрагмент из мультфильма «Детский альбом»)
Владимир: Ночь навевает сны, сказку и явь смешав,
Из серебра луны звездный ковер соткав
Татьяна: На веках – пелена, ночь навевает сны,
И зимняя ночь – длинна, но я дождусь весны.
«Сладкая греза» исп.фп. ансамбль Крамеренко Тимофей и Дасаева Оля( 4 класс) преп. Чекменева С.В..
Ведущий: Думаю, что нам удалось постичь глубинный смысл «Детского альбома». С одной стороны – это жизнь ребенка, вашего современника, с другой – жизнь человека от восхода до заката.
Владимир: Но почему в рукописях последней была пьеса «Шарманщик поет», а в нотном издании – «В церкви»?
Ведущий: А вот это и есть загадка композитора, и разгадывать ее нам с вами!
«В церкви» (переложение для хора) исп. преподаватели Шулакова Л.Н., Михеенкова Н.А., Егорова Н.А., Бондарева М.Н., Чекменева С.В.
Выходят Владимир, Татьяна и маленький Володя
Владимир: Мне вдруг вспомнились музыки звуки
Словно в прошлом не знали разлуки
Татьяна: Детство, рояль, в памяти что-то,
Два дня из жизни, мелодии, ноты.
Володя маленький: Зимнее утро, мои размышленья, игры, и мамы родной наставленья
Татьяна: Новая кукла, болезнь, в сердце грусть, и в вихре вальса я снова кружусь.
Владимир: Потом были танцы и тур по Европе, а сердце томило печальное что-то. Вот мы и дома, давно уж пора, Нянина сказка, Баба яга.
Татьяна: Сладкая греза сомкнула ресницы - пусть что-то светлое детям присниться.