kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект классного часа по истории Смутного времени

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час посвящен периоду истории Смутного времени на Руси, в ходе классного часа рассказывается подробно история царей, лжеправителей о иностранной интервенции и о том как национальные герои Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский освободили Русь от иностранной иньтервенции, о истории памятников и Прясвятой Богородице

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа по истории Смутного времени»

6


Классный час

(посвящён периоду Смутного времени и освобождению Москвы)



Тема: «4 ноября – день народного единства!



Цель: заглянуть в историческое прошлое России, узнать о подвиге русского народа, проникнуться духом патриотизма наших предков


Задачи:


Познавательная:

  • формировать интерес к истории российского государства

Образовательная:

  • знакомство учащихся с историческими событиями начала XVII века и подвигом русского народа

Воспитательная:

- воспитание уважительного отношения к историческим решениям и личностям

- воспитание чувства патриотизма на примерах народных героев, отдавших свои силы, знания и талант на благо Отечества



Оборудование:

- компьютер

- мультимедийная установка

- экран

- тексты стихов

- отдел исторической справки

- презентация

- музыкальное сопровождение

















Ход классного часа

Слушаем гимн Р.Ф


(на экране слайд № 1)

Учитель: С 4 ноября 2005 года в России стали отмечать новый государственный праздник – День народного единства. История нашей страны богата примерами, когда именно единение всего многонационального народа во имя блага и процветания России открывало путь к укреплению независимости государства, способствовало развитию общества и сохранению культурно-исторического наследия.

Слайд 2 вопросы связанные с праздником


Преподаватель задает вопрос????:

Что я знаю о празднике 4 ноября?

С какими историческими событиями связан праздник?

Какие исторические личности относятся к празднику?

1. Причины смутного времени

  1. Династическая причина: прервался род Рюриковичей. Ожесточённая борьба за власть, отсутствие претендента с правами на престол.

  2. Экономическая: последствия Ливонской войны, голодные годы 1601-1603.

  3. Социальная: многочисленные мятежи и восстания.

  4. Ослабление центральной власти.

Слайд 3ответы на вопросы (Кластер)

Ведь именно 4 ноября 1612 года два русских героя Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский вместе с созданным ими ополчением выгнали из Московского Кремля польских захватчиков. Это событие считается окончанием периода Смутного времени. А начиналось все так…

Ведущий: В 1598 году в Москве умирает последний царь династии Рюриковичей, сын Ивана Грозного, царь Федор

Придворное летописание создало благочестивую легенду о не слишком хорошо разбирающемся в земных делах, но зато высоконравственном царе – молитвеннике за Русскую землю. В то же время шведский король говорил, что «русские на своем языке называют его durak». Беспредельная самодержавная власть над огромной страной оказалась в руках человека, который править был просто не в состоянии. Естественно, при царе Федоре был создан правительственный кружок из нескольких бояр, своего рода регентский совет. Однако скоро реальную власть сконцентрировал в своих руках один из участников этого совета – боярин Борис Федорович Годунов, царский шурин – брат его жены царицы Ирины.

Федор Иваннович занимал царский престол четырнадцать лет, но из них по меньшей мере 12, а то и 13 фактическим правителем страны был Борис Годунов. Поэтому нет смысла отделять царствование Федора от царствования Бориса

Он мало уделял внимания государственным делам, управление страной находилось в руках боярина Бориса Годунова

(на экране слайд № 4)

(на экране слайд № 5)

Ведущий: После смерти царя Федора Борис Годунов добился избрания его на царство...

Историческая справка: Учащийся 1 и 2: (читают краткую биографию Б. Годунова)

Учащийся 3:

В глухие дни Бориса Годунова,

Во мгле Российской пасмурной страны,

Толпы людей скиталися без крова

И по ночам всходило две луны.

Среди людей блуждали смерть и злоба,

Узрев комету, дрогнула земля…

Ведущий: У Ивана Грозного был ещё один сын – царевич Дмитрий

(на экране слайд № 5)

Но он был убит в городе Углич в 1591 году, а его именем воспользовался монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев

(на экране слайд № 6)

Историческая справка: Учащийся 4: (читает краткую биографию Г. Отрепьева)

Ведущий: Годунов направил против Лжедмитрия большие силы, надеясь не допустить прихода польского ставленника в Россию. Но тут случилось неожиданное: 13 апреля 1605 года Борис Годунов умер, и вся царская армия перешла на сторону Лжедмитрия. Самозванец торжественно въехал в Москву и занял царский престол.

Вскоре московские бояре столкнулись с тем, что «новый царь Дмитрий» не хочет соблюдать русские обычаи. Терпение народа было переполнено, когда на свадьбу царя с католичкой Мариной Мнишек приехали поляки, державшие себя заносчиво и оскорблявшие москвичей.

Ведущий: Царем Лжедмитрий был меньше года. В ночь на 17 мая 1606 года жители Москвы бросились громить дворы, где жили поляки, ворвались в покои самого царя и убили его. Заговор против самозванца возглавил Василий Шуйский, которого впоследствии и выбрали новым царем.

(на экране слайд №12)

Ведущий: Василий Шуйский тоже недолго пробыл царем. В 1610году его свергли с трона и заставили постричься в монахи. В этом же году был убит и Лжедмитрий Второй. Страна вновь лишилась правителя, власть оказалась в руках бояр.

(на экране слайд №13)

В народе эту власть назвали «Семибоярщина». Чтобы избавиться от угрозы польского, а затем и шведского завоевания Семибоярщина решила возвести на престол сына польского короля – Владислава. Под предлогом защиты Москвы бояре в ночь на 21 сентября 1610 года открыли ворота Кремля и впустили туда польский гарнизон

Слайд 14

Ведущий: В ясное сентябрьское утро 1611 года в Нижнем Новгороде на центральной площади собралось множество народа

(на экране слайд № 15)

Учащийся 5:

Друзья и братья! Русь святая гибнет!

Друзья и братья! Православной вере,

В которой мы родились и крестились,

Конечная погибель предстоит.

Святители, молитвенники наши,

О помощи взывают, молят слезно.

Вы слышали их слезное прошенье!

Поможем, братья, родине святой!

Ведущий: Со своим воззванием обратился к народу Кузьма Минин

(на экране слайд № 16)

Историческая справка: Учащийся 6: (читает краткую биографию К. Минина)

Учащийся 7:

Что мешкать даром

Время нас не ждет!

Нет дела ратного без воеводы:

Изыщем, братия, честного мужа,

Которому то дело за обычай,

Вести к Москве и земским делом править.

Кто будет воеводой?

Воля Божья!

Пожарского избрали мы всем миром,

Ему и править нами. Глас народа –

Глас Божий. Выборных людей пошлем.

Просить и кланяться, чтоб шел к нам наспех.

(на экране слайд № 17)

(на экране слайд № 18)

Ведущий: В марте 1612 года было создано второе народное ополчение, возглавляемое Мининым и Пожарским

Отряды направились к Москве. Жители всех городов на пути к Москве с радостью встречали воинов; отдавали им собранные средства, мужчины вступали в ряды ополченцев.


В августе Минин и Пожарский со своими отрядами подошли к Москве.

24 августа состоялось решающее сражение Второго Ополчения с гетманским войском.

Учащийся 9:

Враги бегут, покинувши обозы.

Остановить погоню!

С нас довольно на этот день одной победы.

Можем поспешностью испортить наше дело,

И наша радость обратится в скорбь

Теперь Москва у нас в руках.

На их глазах мы гетмана разбили.

В Кремле сидеть им далее нельзя,

Иль умирай голодной смертью.

Скоро увидим мы московские соборы –

И совершится очищение Руси от недругов.

(на экране слайд № 18)

Ведущий: 22 октября (4 ноября по новому стилю) поляки оставили Китай-город. Отряд второго ополчения вошёл в Москву.

(на экране слайд № 20)

В этот день Дмитрий Пожарский приказал внести в Москву икону Казанской Божьей Матери и дал обет построить здесь церковь.

Впоследствии обещание было выполнено – храм Казанской Божьей Матери был построен в 1633году.

(на экране слайд № 21)

А в феврале 1613 года собрался Земский собор

(на экране слайд № 22)

на нем было предложено выбрать нового царя – 16-летнего Михаила Федоровича Романова.

Этим событием было положено окончание Смуты, принесшей немало горестей русскому народу.


Учитель: Каждый, кто приезжает в Москву, обязательно посещает ее сердце – Красную площадь. Здесь 20 февраля 1818года был открыт памятник организаторам Второго ополчения – Минину и Пожарскому.

Памятник выполнен по проекту скульптора Мартоса, отлит из бронзы русским мастером Екимовым.

На лицевой стороне надпись: «Гражданину Минину и Князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818года».

(на экране слайд № 23)

Учитель: Россия помнит своих героев, спасших ее от уничтожения в далекое Смутное время.

(

Благодарные потомки выпустили памятную медаль за активное участие в сохранении истории Отечества

Учащийся 10:

Ушли в историю года,

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,

И славит стих былых героев,

Поверг народ врагов-изгоев,

Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен

В руках с иконой перед битвой,

Благословленная молитвой

Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города

С поклоном русскому народу

Сегодня празднуют свободу

И День единства навсегда!


Вопросы для слушателей: Для чего нам нужно единство?

К чему призывает нас этот праздник?

Какое еще название имеет этот праздник?

С 30 СЛАЙДА викторина

Каждый ответ на экране показывается

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ

1. Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время?
Речь Посполитая

2. Кто возглавил первое ополчение 1611 года?
Прокопий Петрович Ляпунов

3. Какое историческое событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года?
Ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город.

4. Как звали национального героя того времени?
Иван Осипович Сусанин.

5. Назовите город, в котором на несколько месяцев остановилось ополчение Минина и Пожарского для пополнения новоприбывавшими силами перед походом на Москву.
Ярославль

6. Кого из претендентов на Московский трон называли "тушинским вором"?
Лжедмитрия II

7. В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. О каком Храме идёт речь?
Казанский собор на Красной площади в Москве.

8. С каким событием связано окончание Смутного времени на Руси?
С воцарением Михаила Романова.

9. В каком году впервые было установлено Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы 4 ноября?
в 1649 г.

10. Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября?
День народного единства.

Главное — вместе!

Главное — дружно!

Главное — с сердцем горящим в груди!

Нам равнодушие не нужно!

Злобу, обиду прочь гони!



Спасибо за внимание!!!!!!!!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект классного часа по истории Смутного времени

Автор: Патрушева Ирина Николаевна

Дата: 09.11.2015

Номер свидетельства: 250193


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства