kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект классного часа по истории Смутного времени

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час посвящен периоду истории Смутного времени на Руси, в ходе классного часа рассказывается подробно история царей, лжеправителей о иностранной интервенции и о том как национальные герои Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский освободили Русь от иностранной иньтервенции, о истории памятников и Прясвятой Богородице

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа по истории Смутного времени»

6


Классный час

(посвящён периоду Смутного времени и освобождению Москвы)



Тема: «4 ноября – день народного единства!



Цель: заглянуть в историческое прошлое России, узнать о подвиге русского народа, проникнуться духом патриотизма наших предков


Задачи:


Познавательная:

  • формировать интерес к истории российского государства

Образовательная:

  • знакомство учащихся с историческими событиями начала XVII века и подвигом русского народа

Воспитательная:

- воспитание уважительного отношения к историческим решениям и личностям

- воспитание чувства патриотизма на примерах народных героев, отдавших свои силы, знания и талант на благо Отечества



Оборудование:

- компьютер

- мультимедийная установка

- экран

- тексты стихов

- отдел исторической справки

- презентация

- музыкальное сопровождение

















Ход классного часа

Слушаем гимн Р.Ф


(на экране слайд № 1)

Учитель: С 4 ноября 2005 года в России стали отмечать новый государственный праздник – День народного единства. История нашей страны богата примерами, когда именно единение всего многонационального народа во имя блага и процветания России открывало путь к укреплению независимости государства, способствовало развитию общества и сохранению культурно-исторического наследия.

Слайд 2 вопросы связанные с праздником


Преподаватель задает вопрос????:

Что я знаю о празднике 4 ноября?

С какими историческими событиями связан праздник?

Какие исторические личности относятся к празднику?

1. Причины смутного времени

  1. Династическая причина: прервался род Рюриковичей. Ожесточённая борьба за власть, отсутствие претендента с правами на престол.

  2. Экономическая: последствия Ливонской войны, голодные годы 1601-1603.

  3. Социальная: многочисленные мятежи и восстания.

  4. Ослабление центральной власти.

Слайд 3ответы на вопросы (Кластер)

Ведь именно 4 ноября 1612 года два русских героя Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский вместе с созданным ими ополчением выгнали из Московского Кремля польских захватчиков. Это событие считается окончанием периода Смутного времени. А начиналось все так…

Ведущий: В 1598 году в Москве умирает последний царь династии Рюриковичей, сын Ивана Грозного, царь Федор

Придворное летописание создало благочестивую легенду о не слишком хорошо разбирающемся в земных делах, но зато высоконравственном царе – молитвеннике за Русскую землю. В то же время шведский король говорил, что «русские на своем языке называют его durak». Беспредельная самодержавная власть над огромной страной оказалась в руках человека, который править был просто не в состоянии. Естественно, при царе Федоре был создан правительственный кружок из нескольких бояр, своего рода регентский совет. Однако скоро реальную власть сконцентрировал в своих руках один из участников этого совета – боярин Борис Федорович Годунов, царский шурин – брат его жены царицы Ирины.

Федор Иваннович занимал царский престол четырнадцать лет, но из них по меньшей мере 12, а то и 13 фактическим правителем страны был Борис Годунов. Поэтому нет смысла отделять царствование Федора от царствования Бориса

Он мало уделял внимания государственным делам, управление страной находилось в руках боярина Бориса Годунова

(на экране слайд № 4)

(на экране слайд № 5)

Ведущий: После смерти царя Федора Борис Годунов добился избрания его на царство...

Историческая справка: Учащийся 1 и 2: (читают краткую биографию Б. Годунова)

Учащийся 3:

В глухие дни Бориса Годунова,

Во мгле Российской пасмурной страны,

Толпы людей скиталися без крова

И по ночам всходило две луны.

Среди людей блуждали смерть и злоба,

Узрев комету, дрогнула земля…

Ведущий: У Ивана Грозного был ещё один сын – царевич Дмитрий

(на экране слайд № 5)

Но он был убит в городе Углич в 1591 году, а его именем воспользовался монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев

(на экране слайд № 6)

Историческая справка: Учащийся 4: (читает краткую биографию Г. Отрепьева)

Ведущий: Годунов направил против Лжедмитрия большие силы, надеясь не допустить прихода польского ставленника в Россию. Но тут случилось неожиданное: 13 апреля 1605 года Борис Годунов умер, и вся царская армия перешла на сторону Лжедмитрия. Самозванец торжественно въехал в Москву и занял царский престол.

Вскоре московские бояре столкнулись с тем, что «новый царь Дмитрий» не хочет соблюдать русские обычаи. Терпение народа было переполнено, когда на свадьбу царя с католичкой Мариной Мнишек приехали поляки, державшие себя заносчиво и оскорблявшие москвичей.

Ведущий: Царем Лжедмитрий был меньше года. В ночь на 17 мая 1606 года жители Москвы бросились громить дворы, где жили поляки, ворвались в покои самого царя и убили его. Заговор против самозванца возглавил Василий Шуйский, которого впоследствии и выбрали новым царем.

(на экране слайд №12)

Ведущий: Василий Шуйский тоже недолго пробыл царем. В 1610году его свергли с трона и заставили постричься в монахи. В этом же году был убит и Лжедмитрий Второй. Страна вновь лишилась правителя, власть оказалась в руках бояр.

(на экране слайд №13)

В народе эту власть назвали «Семибоярщина». Чтобы избавиться от угрозы польского, а затем и шведского завоевания Семибоярщина решила возвести на престол сына польского короля – Владислава. Под предлогом защиты Москвы бояре в ночь на 21 сентября 1610 года открыли ворота Кремля и впустили туда польский гарнизон

Слайд 14

Ведущий: В ясное сентябрьское утро 1611 года в Нижнем Новгороде на центральной площади собралось множество народа

(на экране слайд № 15)

Учащийся 5:

Друзья и братья! Русь святая гибнет!

Друзья и братья! Православной вере,

В которой мы родились и крестились,

Конечная погибель предстоит.

Святители, молитвенники наши,

О помощи взывают, молят слезно.

Вы слышали их слезное прошенье!

Поможем, братья, родине святой!

Ведущий: Со своим воззванием обратился к народу Кузьма Минин

(на экране слайд № 16)

Историческая справка: Учащийся 6: (читает краткую биографию К. Минина)

Учащийся 7:

Что мешкать даром

Время нас не ждет!

Нет дела ратного без воеводы:

Изыщем, братия, честного мужа,

Которому то дело за обычай,

Вести к Москве и земским делом править.

Кто будет воеводой?

Воля Божья!

Пожарского избрали мы всем миром,

Ему и править нами. Глас народа –

Глас Божий. Выборных людей пошлем.

Просить и кланяться, чтоб шел к нам наспех.

(на экране слайд № 17)

(на экране слайд № 18)

Ведущий: В марте 1612 года было создано второе народное ополчение, возглавляемое Мининым и Пожарским

Отряды направились к Москве. Жители всех городов на пути к Москве с радостью встречали воинов; отдавали им собранные средства, мужчины вступали в ряды ополченцев.


В августе Минин и Пожарский со своими отрядами подошли к Москве.

24 августа состоялось решающее сражение Второго Ополчения с гетманским войском.

Учащийся 9:

Враги бегут, покинувши обозы.

Остановить погоню!

С нас довольно на этот день одной победы.

Можем поспешностью испортить наше дело,

И наша радость обратится в скорбь

Теперь Москва у нас в руках.

На их глазах мы гетмана разбили.

В Кремле сидеть им далее нельзя,

Иль умирай голодной смертью.

Скоро увидим мы московские соборы –

И совершится очищение Руси от недругов.

(на экране слайд № 18)

Ведущий: 22 октября (4 ноября по новому стилю) поляки оставили Китай-город. Отряд второго ополчения вошёл в Москву.

(на экране слайд № 20)

В этот день Дмитрий Пожарский приказал внести в Москву икону Казанской Божьей Матери и дал обет построить здесь церковь.

Впоследствии обещание было выполнено – храм Казанской Божьей Матери был построен в 1633году.

(на экране слайд № 21)

А в феврале 1613 года собрался Земский собор

(на экране слайд № 22)

на нем было предложено выбрать нового царя – 16-летнего Михаила Федоровича Романова.

Этим событием было положено окончание Смуты, принесшей немало горестей русскому народу.


Учитель: Каждый, кто приезжает в Москву, обязательно посещает ее сердце – Красную площадь. Здесь 20 февраля 1818года был открыт памятник организаторам Второго ополчения – Минину и Пожарскому.

Памятник выполнен по проекту скульптора Мартоса, отлит из бронзы русским мастером Екимовым.

На лицевой стороне надпись: «Гражданину Минину и Князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818года».

(на экране слайд № 23)

Учитель: Россия помнит своих героев, спасших ее от уничтожения в далекое Смутное время.

(

Благодарные потомки выпустили памятную медаль за активное участие в сохранении истории Отечества

Учащийся 10:

Ушли в историю года,

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,

И славит стих былых героев,

Поверг народ врагов-изгоев,

Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен

В руках с иконой перед битвой,

Благословленная молитвой

Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города

С поклоном русскому народу

Сегодня празднуют свободу

И День единства навсегда!


Вопросы для слушателей: Для чего нам нужно единство?

К чему призывает нас этот праздник?

Какое еще название имеет этот праздник?

С 30 СЛАЙДА викторина

Каждый ответ на экране показывается

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ

1. Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время?
Речь Посполитая

2. Кто возглавил первое ополчение 1611 года?
Прокопий Петрович Ляпунов

3. Какое историческое событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года?
Ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город.

4. Как звали национального героя того времени?
Иван Осипович Сусанин.

5. Назовите город, в котором на несколько месяцев остановилось ополчение Минина и Пожарского для пополнения новоприбывавшими силами перед походом на Москву.
Ярославль

6. Кого из претендентов на Московский трон называли "тушинским вором"?
Лжедмитрия II

7. В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. О каком Храме идёт речь?
Казанский собор на Красной площади в Москве.

8. С каким событием связано окончание Смутного времени на Руси?
С воцарением Михаила Романова.

9. В каком году впервые было установлено Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы 4 ноября?
в 1649 г.

10. Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября?
День народного единства.

Главное — вместе!

Главное — дружно!

Главное — с сердцем горящим в груди!

Нам равнодушие не нужно!

Злобу, обиду прочь гони!



Спасибо за внимание!!!!!!!!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект классного часа по истории Смутного времени

Автор: Патрушева Ирина Николаевна

Дата: 09.11.2015

Номер свидетельства: 250193


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства