kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия на тему"Съедобные и ядовитые грибы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка поможет познакомить детей с ядовитыми и съедобными грибами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему"Съедобные и ядовитые грибы"»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «СЪЕДОБНЫЕ И ЯДОВИТЫЕ ГРИБЫ»

Автор - составитель: Григорьева Ирина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Станция юннатов» г. Вязьмы Смоленской области.

Цели: познакомить детей с некоторыми съедобными и ядовитыми грибами, дать понятие о разнообразии грибов и их пользе.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук.

Наглядные пособия: набор открыток «Грибы», презентация «Викторина «Грибные тайны»



Ход занятия:

I.Организационный момент.

II. 1. Сообщение темы и задач занятия.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие в грибное царство. Путь предстоит долгий, ведь мы должны многое узнать об этих удивительных созданиях природы.

2.Рассказ с демонстрацией.

Еще в IV в до н.э. древнегреческий философ и натуралист Аристотель посвятил свой научный труд грибам. Сейчас грибы изучает целая наука – микология.

Русские люди с давних времен занимались сбором грибов и их переработкой. На Руси даже существовала грибная столица – город Судиславль в Костромской губернии. В сезон заготовки население целых деревень на телегах, запряженных лошадьми, отправлялись в лес за грибами. Жареные, вареные, соленые грибы не сходили со столов в будни и праздники, зимой и летом. Кроме того, заготовленные грибы отправляли в крупные города.

На Руси грибы называли «губы» за выпуклые губчатые шляпки. Оправляясь в лес за грибами, люди говорили: «Мы идем ломать губы».

Некоторые народы не употребляют в пищу грибы (татары, ненцы, якуты).

В настоящее время известно около 100 тысяч видов грибов. Их можно встретить в самых различных местах – в пресной и морской воде, в поле и в саду, на лугу и в горах. Но наш разговор о грибах, которые растут в лесах нашей страны.

Грибы бывают трубчатые и пластинчатые. У трубчатых грибов под шляпкой можно рассмотреть большое количество мелких трубочек, а у пластинчатых пластинок. К трубчатым грибам относятся боровики, подосиновики, подберезовики, моховики. К пластинчатым - сыроежки, опята, грузди, волнушки, лисички.

(Работа с набором открыток «Грибы»)

Стройный, румяный,

На лесной поляне

Посреди осинок

Стоит подосиновик.



Веселы и невелички

Желтые лисички.

Много их и там и тут

Дружно кучками растут.



Под старой елью

Маслята засели.

Влажные липкие

Словно улитки.



С пеньком рядом

Целым отрядом.

Стоят опенки

На ножках тонких.



Белая шляпка,

Темная подкладка.

На лужайке вырос он

И зовется шампиньон.



Под тенью сосен

Растет под осень

Меж иголок рыжих

Пахучий рыжик.



Привлекает взор

Красный мухомор.

Он хотя красив на вид,

Но опасен, ядовит. (Алексей Чельцов)

По содержанию белка грибы не уступают мясу, поэтому их называют «мясо для бедных». Во многих грибах содержатся витамины.

Грибы применяются и для лечебных целей. Белыми грибами можно лечить обмороженные части тела, используют их и при лечении онкологических заболеваний. Лисички обладают способностью выводить из организма радиоактивные вещества, поэтому эти грибы большими партиями закупаются для вывоза в страны Европы. Мухоморы широко применяются при лечении радикулита и ревматизма, а так же при болезнях нервной системы.

Грибные ферменты применяют в мебельном производстве, ими обрабатываются поверхности деревянных деталей, чтобы они были более устойчивыми к повреждениям плесенью.

В природе грибы выполняют очень важные функции:

1.Участвуют в переработке растительных остатков: разрушают пни, стволы, упавшие сучья, отмершую листву. ( Каждый год на один гектар леса падает свыше 2-х тонн хвои, листьев, веток, шишек и коры. Все это перерабатывают грибы.)

2.Подкармливают азотом и другими веществами деревья.

3.Служат пищей для животных: слизней, белок, кабанов, птиц.

4.Грибы служат лекарством для животных. Лоси, лисы, кабаны, белки и другие животные поедают мухоморы, чтобы избавиться от глистов.

3. Практическая работа «Кто не может жить без грибов»

Ребята, предлагаю заполнить таблицу. Давайте укажем объекты природы, жизнь которых связана с грибами.



- птицы (сорока, глухарь, тетерев, сойка и др.)

- звери (белки, лоси, кабаны и др.)

- насекомые (мухи, комары)

- моллюски (слизни)

- лес (санитары, разрушают пни, опавшие листья)

-растения (деревья, кустарники, травы)

-человек (пища, лечат туберкулез, холеру и др.болезни)


Вы уже знаете, что грибы можно разделить на две группы: съедобные и ядовитые.



4.Демонстрация презентации «Викторина «Грибные тайны»

Сейчас мы посмотрим презентацию и ответим на вопросы викторины о грибах.



5.Составление «Правил сбора грибов».

Предлагаю вам подумать и рассказать, как правильно нужно собирать грибы, чтобы не навредить природе.

1.Не разрывать мох, не нарушать грибницу.

2.Гриб срезать ножом, а не вырывать.

3.Ямку засыпать землей и прикрывать мхом.

4.Не собирать незнакомые и старые грибы, не трогать ядовитые.

5. Не собирать грибы вблизи проезжих дорог.

6.Физкультминутка «По грибы»

Осеннюю порою мы в лес с тобой придем, (шагают на месте)
Грибов корзинку целую в лесу мы соберем! (приседания)
Летает паутина и падает листва, (покачивают руками над головой)
Шуршит под сапогами увядшая трава. («шуршат» ногами)
По тонкому мосточку ручей мы перейдем, (идут на носочках)
Семью лисичек рыженьких во мху с тобой найдем. (наклоны вниз)
Раздвинем травку палочкой и там увидим вдруг — (скрестные движения прямых рук)
Цветные сыроежки рассыпались вокруг. (кружатся на месте)
А на полянке крепкие боровики стоят. («пружинка»)
Под лапы елок спрятались, в корзинку не хотят. (ставят руки «елочкой» над головой)
Опят, груздей и рыжиков с тобою мы нашли, (повороты вправо-влево)
Грибов корзинку целую домой мы принесли! (хлопают в ладоши)

7. Решение экологических задач

Послушайте внимательно мои рассказы и дайте ответы на вопросы.

1.Нашел грибник один боровик, а разрыл весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе? (Этот грибник погубил грибницу, возраст которой может быть 300-500 лет.)

2.Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блеклые старые грибы да мухоморы, которые Вова сбил палкой.

-Зачем ты это делаешь? – спросил Коля. – Ведь они нужны лесу, животным!

-Они же несъедобные, поганки, - ответил Вова.

Кто из мальчиков прав?

3.Костя и Миша пришли в лес. В поисках грибов они разбрелись в разные стороны. Костя вернулся в условленное место с полной корзиной боровиков. А у друга в руках была корзинка, полная мухоморов.

- Ты зачем набрал мухоморов? – удивился Костя.

- Я их собрал, чтобы другие не отравились, - ответил Миша.

Правильно ли поступил Миша.



8.Интересные факты о грибах

Дети рассказывают заранее подготовленные сообщения.

- Судя по всему, первые грибы развились на планете около 400 млн лет назад, то есть задолго до того, как появились первые динозавры.

- Шляпки есть лишь у примерно 7000 видов грибов. Остальные шляпок не имеют, и выглядят совсем иначе. А многих из них без микроскопа разглядеть вообще невозможно.

- Несмотря на свою мягкость, грибы удивительно сильны. Они способны разрушить даже бетон и асфальт, пробиваясь к поверхности.


- Белка заготавливает на зиму до 600 гр. сухих грибов.

- Во время Великой Отечественной войны, когда полевым госпиталям не хватало перевязочного материала, медсестры собирали трутовики. Эти грибы успешно заменяли вату.

- Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик – по 4-5 см в сутки.

- Самыми дорогими грибами в мире являются трюфели – их стоимость на данный момент составляет от 3 до 7 долларов за 1 грамм, в среднем.

- Одно из интересных свойств грибов – выработка витамина D, которая, аналогично организму человека, активизируется под воздействием солнечных лучей.

 - При благоприятных условиях, споры некоторых грибов могут находится в состоянии «покоя» в течение десятилетий и даже столетий, сохраняя при этом способность к прорастанию.

- Жизнеспособность грибов может вызвать удивление у каждого – некоторые их виды способны выдержать все возможные виды излучений, а в 2002 году, грибница была обнаружена даже внутри разрушенного реактора в Чернобыле.

- Своё название мухоморы получили не просто так. В прошлом их использовали для борьбы с мухами, и в природе взрослые мухоморы тоже поглощают этих насекомых. У взрослого мухомора шляпка становится вогнутой, в ней собирается вода, и в неё выделяются химические вещества. Муха, привлеченная запахом и напившаяся этой воды, падает в неё же и тонет, после чего мухомор медленно её поглощает.



9. Время игры

9.1.Грибные загадки

1. Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,-

Зовусь я…(Подосиновик)

2.В лесу на лужочке

Гнилые пенечки.

А на каждом из них

Много братцев лихих. (Опята)

3.На полянке лесной

Под могучей сосной

Стоит старичок.

На нем бурый колпачок.

Кто в лесу бывает-

Тот его и знает. (Боровик)

4.И лесная модница

За нарядом гонится.

То с бордовым, то с лиловым,

Или алым покрывалом

У тропы появится –

Хочет всем понравиться. (Сыроежка)

5.Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички

Золотистые …(Лисички)

6.У тенистого лога

Вырос гриб-недотрога:

Чуть нажмешь на бочок –

Глядь, уже синячок. (Моховик)

7.Стоит в шапке дед:

Дождя давно нет,

А шапка мокра,

Как рыбья икра,

А снизу вся в дырках (Масленок)

8.У меня нарядный вид.

Но я очень ядовит.

Я сигналю всем в округе –

Брать меня не надо в руки.

Яркий будто светофор,

Называюсь…(Мухомор)

9.Есть старуха вредная,

На ней шляпа бледная,

А нога в ботинке,

На чулке пестринке,

Вокруг ворота –

Пораспорото;

Кто к ней прикоснется,

Тот не проснется. (Бледная поганка)

10.В хвойном лесу растет паренек,

В рыженькой шляпке рыжий грибок.

Стоит задеть – и из рыженькой ножки

Вдруг побегут рыже - рыжие слезки. (Рыжик)

11.Этот гриб почти домашний,

Он растет в подвале нашем,

Вкусный из него бульон,

Это белый… (Шампиньон)

12.В нежно - розового цвета

Платьице всегда одета.

Счастье грибникам в лесу

Отыскать ее, красу. (Волнушка)

13.Среди берез – весны отрада,

Растет себе грибок, что надо.

Невзрачный вид у старичка,

Но вкус приятный у … (Сморчка)

9.2. «Найди съедобные грибы»

  1. * * С * * * * *

Ъ

  1. * * * * Е * * *

  2. * * * * Д *

  3. * * * О * * * * * * *

  4. Б * * * * * *

  5. * * * Н * * * *

  6. * Ы * * *

  7. * * * * Е * * *

Ответы: 1.Масленок, 2.Сыроежка, 3.Груздь, 4.Подосиновик, 5.Боровик, 6.Волнушка, 7.Рыжик, 8.Дождевик.



9.3. «Грибной кузовок»

Соедините ножки и шляпки грибов вместе. Не удивляйтесь, если не найдете их рядом: они могут быть на дне корзинки или лежать сверху. Кто быстрее наполнит свой кузовок грибами? «Грибы» - это слоги, из которых следует «собрать» названия грибов.

По тропинке во весь дух
Мчится по лесу петух.
Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!
Честь и слава грибнику!
Я наполнил кузов мой
И бегу скорей домой».
Из под ёлки крикнул ёж:
«Все грибы ты растрясешь!»
Ёжик прав – у петуха
В кузовке одна труха:
КА – РО – МАС – ЛЁ – СЫ – ЕЖ – ВИК
НОК – ПОД – ОСИ – ВИК – РЫ – КА – ЖИК
КА – СИЧ – ЛИ – ПОД – РЕ – БЕ – ЗО – НО
НУШ – ИК – КА – ИН – ПЕ – МОК – ВОЛ – ОВ – О.

Ответы: Масленок, подосиновик, волнушка, сыроежка, подберезовик, рыжик, опенок, лисичка.

9.4. Игра «Узнай по описанию»

  • Эти грибы растут осенью на пнях. Они бывают настоящие и ложные. Шляпка у настоящего гриба желтовато-серая, как бы присыпанная сверху молотыми сухариками. Обратная сторона шляпки у него коричневая. Ножка тонкая, длинная, коричневая (Опенок)

  • Этот гриб можно найти в березовой роще или в лесу на опушке под молодой березкой. У него плотная тонкая ножка белого цвета с серым оттенком. На ножке сидит круглая шляпка бурого цвета. (Подберезовик)

  • Этот гриб получил свое название за то, что обычно появляется после дождя. Он белый и хорошо заметен в траве. В созревшем виде на месте белого шарика появляется темно-коричневый сморщенный комочек.

  • Самый лучший гриб, в народе его называют «царем грибов», а иногда «полковником» (Боровик)

  • Самый опасный гриб. Шляпка у него зеленоватая, под шляпкой красивый бахромчатый шарфик – бантик. (Бледная поганка)

  • Его можно найти не только в осиннике, но и в березняке, и в хвойном лесу. Шляпка у него красная, ножка серовато-белая (Подосиновик)

  • На зеленой полянке семейка грибов красные, желтые, серые шапочки, покрытые белыми крапинками. (Мухомор)

  • У этих грибов шляпки ничем не примечательные, а в сырую погоду блестят, будто смазанные маслом. (Маслята)

  • Эти грибы узнаешь по цвету и еще по тому, что на срезанной ножке гриба выступает капелька оранжевого сока, который пахнет смолой. (Рыжики)



9.5. Грибная викторина

1.Какие грибы называют подснежниками? (Сморчки и строчки. Они появляются ранней весной).

2.Почему грибы называют «мясом для бедных»? (По питательности они не уступают мясу. Наиболее ценны в этом плане боровики и шампиньоны).

3.Почему боровики получили название белые грибы? (Их мякоть на срезе не темнеет. А также она остается белой при сушке и варке).

4.Может ли гриб съесть дом? (Домовой гриб разрушает древесину).

5.У какого гриба много названий: «дедушкин табачок», «галкина баня», «чертов табачок», «цыганская пудра»? ( Гриб – дождевик).

6.Какие птицы едят грибы? (Глухари, тетерева, рябчики, сороки).

7.Какие грибы и почему называют черными? (Подосиновик и подберезовик, т.к. мякоть этих грибов на изломе белая, но при дальнейшей обработке чернеет).

8.Какие грибы из России французы посылали на Родину в бутылках? (Рыжики).

9.Какой русский композитор обожал собирать грибы? (П.И.Чайковский)

10.В каких грибах практически никогда не заводятся черви? (Лисички).

11.Назовите породу собак, с помощью которых отыскивают трюфели? (Такса).

12.Как бы сказали в Древней Руси «идти за грибами»? (Ломать губы)

13.Какие грибы очень любит заготавливать на зиму белка? (Опята).

14.Почему мухоморы так назвали? (Мухоморы применяли в борьбе с мухами).

15.Название, какого гриба в переводе с французского языка означает как просто гриб? (Шампиньон)

16. Что такое «тихая охота»? (Сбор грибов)

17.У какого гриба на шляпке «волны»? (У волнушки)

18.Какие грибы получили свое название за то, что растут во мху? (Моховики)

19. У этого гриба название связано со шляпкой. Гриб напоминает ухо, т.к. ножка у него соединяется со шляпкой не в центре, а несколько сбоку. Чтобы ответить на вопрос, что это за гриб, достаточно вспомнить название животного, чье ухо он напоминает. (Свинушка)

20.Народная примета гласит: «Где много мухоморов, там много этих грибов!» О каком грибе идет речь? (Белый гриб)

21.Какой гриб можно использовать как настоящий лечебный пластырь, останавливающий кровотечение и снимающий боль – стоит только взять маленький гриб, разломить его и мякотью приложить к ранке? (Дождевик)

22.Назовите ядовитые грибы, которые очень похожи на съедобные. (Сатанинский гриб, ложные опята, ложные лисички, желчный гриб)

23.Какие грибы занесены в Красную книгу? (Осиновик, каштановый, грибная каруста)

24. Какой антибиотик вырабатывают из грибов? (Пенициллин)

25.Назовите смертельно ядовитый гриб. (Бледная поганка)

10. Раскраска «Грибы»

Найди знакомые грибы и раскрась их.

III.Подведение итогов занятия.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект занятия на тему"Съедобные и ядовитые грибы"

Автор: Ирина Евгеньевна Григорьева

Дата: 12.11.2020

Номер свидетельства: 563208


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства