Тип занятия – изучение нового материала, закрепление.
Аннотация:
Занятие разработано на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Творчество души», направленность художественная. Раздел программы: Плетение украшений из бисера. Тема занятия: «Фенечки из бисера». Изделия из бисера пользуются популярностью, девочки с удовольствием занимаются бисероплетением. Украшения из бисера могут служить подарком, использоваться украшения как аксессуары. На открытом занятии для украшений из бисера применяем технику плетения «в крестик» которая не требует больших затрат по времени, и поэтому учащимся сопутствует успех. Это стимулирует детей к получению новых знаний и умений. Бисероплетение позволяет раскрыть, творческие способности учащихся, развивается абстрактное мышление. Все эти качества, чем бы ни занимался ребенок в дальнейшем, помогут в жизни. Данное занятие рассчитано на 4 часа, рекомендовано для обучающихся группы первого года обучения. Занятие содержит познавательный материал, используются новые современные технологии обучения.
Цель занятия: Формирование умений и навыков обучающихся через применение бисера при изготовлении украшений «фенечки».
Задачи: Образовательные: обучать технике плетения /в крестик/ на леске, умению нанизывать бисер по счету, определять количество бисера в одном элементе, сравнивать результаты сборки со схемой. Развивающие: развивать зрительную память, художественный вкус, моторику рук, интерес к традициям народной культуры, народного творчества. Воспитывающие: формировать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, взаимопомощь, эстетический вкус.
Форма учебного занятия: беседа, практическая работа
Педагогические технологии – групповые технологии, технология индивидуализации, информационные технологии.
Средства обучения: медиа презентация, технологическая карта, материалы и инструменты для мастер-класса.
Методы и приемы обучения: беседа, практическая работа с текстом, мастер-класс.
Ход занятия
Организационный момент
Педагог: Добрый день дорогие ребята!
Рада приветствовать вас в своей творческой мастерской!
И сразу предлагаю поиграть «Давайте поздороваемся, делая друг другу комплименты» (ты такая веселая, красивая, позитивная и т.д.)
Игра «Давайте поздороваемся»…Молодцы!
Педагог: Все за парты дружно сели
Друг на друга посмотрели
Пожелали друг другу удачи.
- Желаю вам сохранить хорошее настроение в течение всего занятия.
Сегодня мы с вами продолжаем знакомство с основными техниками бисероплетения, а именно техника в крестик.
Вводная беседа. Повторение
Педагог: Давайте вспомним, что именно вы узнали на прошлых занятиях бисероплетения. Для этого ответьте на вопросы.
Какие материалы, мы используем для наших занятий. Назовите их. (бисер, бусины, стеклярус, паейтки)
Какие инструменты, мы используем для наших занятий. Назовите их. (проволока, леска, шнур, ножницы, линейка, карандаш и тд.)
Какие основные техники вы знаете (параллельное, игольчатое, ажурное, петельное плетение)
С помощью параллельного плетения, что можно изготовить (игрушки, браслета, кольца ,цветы, листья и тд.)
Для того чтоб закрепить знания о плетение бисером, я подготовила для вас сканворд, где зашифрованы слова. Ваша задача найти их.
Педагог: Молодцы, справились с заданием.
Педагог: На первом слайде написана пословица:«Глаза боятся, а руки делают»
- Ребята как вы понимаете эти слова?(Дети объясняют значение пословицы.)
- Хотите сегодня чему-нибудь научиться?
- Да.
- Начинаем наше занятие.
Изучение новой темы
Педагог:. Сегодня я вас познакомлю с техникой плетения в крестик. Тема нашего занятия «Фенечка- браслет ручной работы» Чтобы узнать о браслетах ручной работы, я подготовила презентацию.
Педагог: Фенечка или фенька-браслет ручной работы, сделанный из бисера, ниток и кожи. Фенички получили широкое распространение среди хиппи, считающих себя «Детьми цветов». Фенички являлись неотъемлемой принадлежностью хиппи, способом самовыражения. Идея создания феничек была заимствована хиппи у индейцев и использовалась как символ дружбы – после обмена феничками индейцы считались названными братьями. Считалось так же, что тот, кому подарили браслет, должен носить его пока он не порвется сам. Фенички в среде хиппи использовались вместо обручальных колец. Такие обручальные фенички часто плелись одинаковыми и дарили друг другу. В наши дни фенички используются просто как украшение, их обычно плетут в качестве подарка для определенного человека, с учетом его характера, пристрастий, своего собственного отношения к нему. Часто их дарят на день рождение. Ранее считалось, что их нельзя продавать, но вот уже много лет фенички можно увидеть в продаже и в России, и за рубежом. Ввиду своей универсальности фенички может носить представитель как женского, так и мужского пола. Нечто похожее на фенички плели и славяне. Чаще это были разного рода узоры на рукавах, которые, по поверию славян, отгоняли злых духов
Педагог: Сегодня я вас познакомлю с техникой плетения «в крестик». Низание – при которой бисерины набирают только на один (рабочий) конец лески и только при помощи этого конца лески ведут дальнейшую работу. Посмотрите на схему. Плетение – при которой в работе используются одновременно два рабочих конца лески (плетение осуществляется двумя и более иглами). Прежде чем приступить к работе, сядьте красиво, спина прямая. Во время работы низко не наклоняйтесь. Перед работой разогреем руки. Физминутка.
-сжимаем и разжимаем кулачки;
-сжимаем и разжимаем пальцы;
-растираем ладони друг об друга;
-растираем руки клубочком;
-руки сжимаем в кулачки и делаем ими круговые движения;
-похлопаем в ладоши.
Практическаяработа.
Педагог: А теперь, я предлагаю вам изготовить браслет из коктейльных трубочек в технике крестик. При работе нам понадобятся ножницы, иглы и клей. Поэтому давайте вспомним правила безопасной работы с этими инструментами. (Дети по-очереди рассказывают правила).
Техника безопасности.
Техника безопасности при работе с ножницами:
Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
При работе внимательно следите за направлением резания.
Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
Не держите ножницы лезвием вверх.
Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
Не режьте ножницами на ходу.
Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Техника безопасности при работе с клеем:
С клеем обращайтесь осторожно.
Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
Техника безопасности при работе с иглами:
Нельзя вкалывать иглы в одежду и брать в рот.
Не оставляйте иглы без нити.
Закалывайте иглы в специальную игольницу.
Педагог: Начинаем работать. Схемы плетения лежат у вас на столах. (Приложение 1) Для начала, измеряем обхват запястья, это будет основная мерка. Отмеряем отрезок лески, длиной 100 см, концы заправляем в иголки, с их помощью будем плести фенечку из коктейльных трубочек. На иголку нанизываем половинку застежки. Иголки с леской, пропускаем через одну бисеринку или красивую бусинку. Далее, на каждую иголку нанизываем по одному зерну бисера. Чтобы образовать первый крестик, в одну бусинку вводим первую иглу справа налево, а вторую – слева направо, и плотно притягиваем к началу фенечки. Снова набираем по бисерине на обе иглы, а третьей закрепляем крестик. Повторяем эти два шага, пока длина изделия не станет равной нашей мерке плюс пару сантиметров – на свободу облегания. Браслет на руке должен лежать свободно, а не впритык.
VI. Закрепление изученного материала.
Педагог: Молодцы девочки, вам нравится ваше изделие? Давайте вспомним, чему мы научились на сегодняшнем уроке. 1. Какие материалы мы использовали на уроке? 2. С какой техникой плетения мы познакомились? /низание в крестик/ 3. Какие украшения можно сплести из бисера? 4. Из чего изготавливают бисер?
VII. Рефлексия.
Педагог: Рефлексия Детям предлагается выбрать один из цветочков и продолжить предложение Сегодня я узнала…/об истории бисероплетения./ Было интересно…/слушать педагога/. Я поняла, что…/из бисера можно сплести различные украшения/. Я научилась…/плести в крестик/. У меня получилось…/работать по схеме/. Было трудно…/работать по схеме/. Урок дал мне для жизни…/много интересного/. Мне захотелось…/ещё больше узнать о технике плетения/. Я почувствовал, что…/это мне нравится/. Я попробую… /сплести дома/. Педагог: Что на занятии у вас хорошо получилось? (Дети отвечают) - Над чем надо поработать? / над техникой переплетения/. Вот так легко и просто мы сплели фенечку. Её можно носить самой. Подарить маме или бабушке на день рождение. Подарить подружке или однокласснице. Теперь ребята, когда вы своими рукам сплели фенечку, увидели её необычность и красоту, которую вы передали через бисер, я думаю, что вы никогда не забудете, как её сплести и сможете сплести для своих друзей. Думаю, что я вас увлекла этим видом рукоделия. Теперь вы сможете самостоятельно изготовить фенечку. Домашнее задание: Можете научить свою сестру или подружку сплести фенечку. И не забудьте приготовить добрые слова и пожелания. Я вас всех благодарю за старание. На этом наше занятие закончилось, приводим свои рабочие места в порядок и можете быть свободны. Дерзайте, творите и радуйте себя и своих близких! Звучит весёлая музыка. Дети убирают рабочие места. На этом наше занятие окончено. Спасибо вам за внимание и работу на занятии!
Приложение 1
Схема плетение браслета
Для работы нам потребуются:
Коктейльные трубочки разных цветов;
бусина среднего размера;
проволока или леска;
застежку или замочек.
Начнем изготовление браслета согласно схеме:
Для плетения браслета на проволоку длиной 20-30 см. набираем 4 бусины из коктейльных трубочек, в четвертую бусину протягиваем накрест концы лески (или нити). Далее на одну нить нанизываем одну бусину, а на другую из нитей нанизываем две (1 и 2) бусины, и снова в бусину (2) протягиваем противоположный конец основы. Таким образом, перекрещиваем нить.
Плести такой техникой очень быстро, не слишком сложно, а в конечном итоге получается простой и симпатичный браслет из бисера. Схема плетения для начинающих доступна для понимания и не вызывает вопросов. Вот как она выглядит:
Это одна из самых простейших техник. Конечно же, ее можно расширить.
Взяв за основу плетение крестиком, часто продолжают украшение, имитируя мозаичное полотно. Но, несмотря на это, распространенными все же являются именно такие браслеты из бисера.
Литература:
Божко, Л. А. Бисер. Уроки мастерства. Изд. 2-е, испр. И доп. / Л. А.
Божко. – Москва : Мартин, 2004. – 504 с.
Зайцева, Н. К. Бисерное рукоделие / Н. К. Зайцева. Москва : 2000. -
160 с.
Ляукина М. Энциклопедия «Бисер» / М. Ляукина. – Москва : 2009.
Ляукина М. «Бисер для начинающих» / М. Ляукина. – Москва : 2009
Романова, Л. А. Магия бисера / Л. А. Романова. – Ростов-на-Дону :
Феникс, 2005. – 325 с.
Якимовская, Л. В. Уроки бисероплетения/ Л. В. Якимовская, А. А.
Свиридова.– Санкт-Петербург : КОРОНА принт, 1998.– 448 с.