I.Подготовительный этап | 1.Организационный момент Упражнение на развитие внимания «Что изменилось?» 2. Коррекционное-развивающее упражнение на развитие логического мышления. «Прочитай пословицу» 3.Сообщение темы и целей занятия | Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Посмотрите на своего соседа очень внимательно. Теперь один из вас меняет в своём облике что то (убирает значок, зачёсывает волосы на другую сторону…..), а другой отворачивается, повернувшись, вы должны угадать, что изменилось. Затем меняемся местами и повторяем задание. -Ребята посмотрите на экран, там спряталась пословица. Ваша задача расставь цифры со словами в нужной последовательности, и прочитать пословицу. 2 1 3 ничего не стоит,. Вежливость, но приносит много Вежливость ничего не стоит, но приносит много. -Как вы понимаете эту пословицу? -Ребята как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии? Правильно! Тема нашего занятия: «Умеем ли мы вежливо общаться?» Сегодня на занятии мы с вами закрепим умение вежливо общаться, слышать мнение другого, дарить друг другу вежливые слова. Будем рисовать смайлики для друзей, составлять пословицы и объяснять их значение, выполнять задание знаешь ли ты этикет, учиться беседовать в правильной интонации. -Работать вы будете как индивидуально, так и в парах. За правильные и полные ответы вы будите получать жетоны, в конце занятия вы посчитаете жетоны, и мы узнаем, кто из вас знает как правильно и вежливо общаться. Победитель получить грамоту « Знаток вежливости» за 5 набранных жетонов. | -Дети приветствуют педагога. -Выполняют задание находят изменения во внешнем виде своего соседа. -Дети расставляют цифры в правильном порядке и зачитывают пословицу. - Вежливость ничего не стоит, но приносит много. - Только вежливые люди имеют много друзей….. -Сегодня на занятии мы будем говорить о вежливости. -Дети слушают и принимают к свединию. |
II.Основной этап | 1.Введение в тему 3.Задание « Нарисуй смайлик». 4.Физкульт-минутка « Чударики» 5.Задание "Составь пословицу" 6. Задание « Знаешь ли ты этикет?» 7.Задание «Интонация». | Посмотрите, как об общении говорили великие люди: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого». Л.Н. Толстой «Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения» Антуан де Сент Экзюпери На протяжении жизни нам приходится общаться с разными людьми, но большую радость нам дарит общение с друзьями. Понятие дружбы неразрывно связано с общением. Нет на земле человека, который бы не задумывался, что такое дружба, в чем её особая сила, непреходящая ценность. Я хотела бы предложить вам небольшое задание, возьмите цветные фломастеры и нарисуйте столько смайликов-мордашек, сколько вы хотели бы иметь друзей. Посмотрите на результаты нашей игры, каждый из вас хотел бы дружить с одним, двумя, а большинство хотело бы иметь много друзей. Мы можем сделать вывод, что потребность в общении испытывает каждый человек. Немного отдохнём , проведём музыкальную разминку « Чударики» С давних времен люди придавали огромное значение слову и тому, как оно сказано. Давайте посмотрим, что об этом говорит народная мудрость. -Каждому из вас раздаю набор карточек. Вам нужно из этих карточек составить пословицу, озвучить её и объяснить её значение. 1). В добрый час молвить, а в худой - промолчать. (Нужно знать, когда говорить, а когда молчать) 2). Слово не воробей - вылетит, не поймаешь. (Прежде, чем что-либо сказать, надо хорошенько подумать, чтобы потом не пришлось жалеть о сказанном. Что сказано, того не воротишь, от того не откажешься.) 3). Доброе слово железные ворота отопрет. (Если к людям по доброму, то и они тебе помогут всегда, особенно в трудную минуту) 4). Коротко да ясно, оттого и прекрасно. (Краткость - сестра таланта. Чем проще выражена ваша мысль - тем ближе и вернее ваш путь к уму и сердцу слушателей) -Молодцы. Итак, можно сделать вывод, что от того, как мы общаемся - зависят наши взаимоотношения друг с другом, насколько хорошо мы понимаем себя и окружающих. У каждого из нас за день происходит много контактов с самыми разными людьми. Минутный разговор в коридоре. Взгляд, которым обменялись в столовой и т.д. И всякий раз настроение и самочувствие людей во многом зависят от того, приветливы ли были они сами и окружающие их люди. Ребята, как вы думаете, воспитанные ли вы люди? Легко ли окружающим рядом с вами? Давайте проверим! -Каждый участник получает карточку с ситуацией. Нужно выбрать правильный ответ и объяснить свой выбор. Например: Карточка 1. Как поступить, если вы увидели знакомого слишком поздно и не успели поздороваться? А) догнать и поздороваться Б) сделать вид, что все в порядке В) при следующей встрече все объяснить и извиниться. Карточка 2. Можно ли одалживать расческу? А) Можно. Не ходить же лохматым. Б) Нельзя. Расческа – предмет личного пользования. В) Можно. Но только близким людям. Карточка 3. Вы проходите мимо группы учителей, среди которых ваш классный руководитель. Как поступить? А) Поздороваться с классным руководителем, вежливо назвав его по имени и отчеству. Б) Не называя имени и отчества, поздороваться, глядя на классного руководителя, подчеркивая этим уважение к нему. В) Поздороваться со всеми учителями, даже если они не работают в вашем классе. За правильные ответы получают жетоны. Итак, вежливость и воспитанность ценится с давних пор. Еще во времена Петра 1 существовала книга о культуре поведения «Юности честное зерцало», в которой были слова: «Вежливу быть не убыточно, а похвалы достойно, и лучше, когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный молодец, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый, т.е. гордый, высокомерный, болван» Мы все люди очень разные. И чтобы умело общаться, надо с детства учиться вести себя так, чтобы всем с вами было хорошо, приятно, удобно. Тогда и вам будет легко с окружающими. Ведь не зря говорят: относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе. Между людьми, которые друг с другом общаются, иногда возникают противоречия, что может явиться причиной ссор и размолвок. Повторюсь, поскольку мы все совершенно разные, то и отношение к конфликтам тоже разное: есть люди совершенно бесконфликтные, которые сделаю все, чтобы избежать столкновения, а некоторые без конфликтов не представляют свою жизнь. Бывают такие случаи в общении, когда собеседник неправильно интерпретирует интонацию, и возникает конфликт. Например, шел какой-то диалог, а потом… - А что ты голос на меня повышаешь? - Да я не повышаю. - Нет повышаешь! - Нет, не повышаю! (С раздражением) - Ты чего орешь?!!! - Да не ору я!!! (Крича) Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение «Интонация». Инструкция: обучающимся предлагаются карточки с названием эмоции или чувства: удивление, восторг, сожаление, радость, (злоба, грубость). За основу упражнения берется фраза: Привет! Как неожиданно мы с тобой встретились! Очень рада тебя видеть! Как дела? Что нового произошло, пока мы с тобой не виделись? . Итак, можно сказать, что мы теперь понимаем друг друга с полуслова по интонации? Общая цель достигнута. Мы прислушивались друг к другу, ловили интонационный настрой. | -Дети слушают и принимают к сведению. -Дети рисуют смайлики. -Дети повторяют движения разминки смотря на экран. - Дети из карточек составляют пословицы. -Нужно знать, когда говорить, а когда молчать. -Прежде, чем что-либо сказать, надо хорошенько подумать, чтобы потом не пришлось жалеть о сказанном. Что сказано, того не воротишь, от того не откажешься. -Если к людям по доброму, то и они тебе помогут всегда, особенно в трудную минут. -Краткость - сестра таланта. Чем проще выражена ваша мысль - тем ближе и вернее ваш путь к уму и сердцу слушателей. Дети слушают и принимают к сведению. -Не всегда. -Незнаем. -Дети самостоятельно выполняют задание. -Выбирают правильный ответ по их мнению. По окончании работы с карточками зачитывают свои варианты ответов. -После этого учащиеся по очереди произносят эту фразу с интонацией, соответствующей тому чувству, которое записано на карточке. Остальные – пытаются отгадать, какая эмоция вложена в заданную фразу |
III.Заключительный этап | 1.Итог занятия 2. Рефлексия Игра « Свеча откровения». | Назовите тему нашего занятия. Чем мы сегодня занимались на занятии? Сегодня на занятии вы хорошо поработали, и я думаю, приятно пообщались. А сейчас вы попробуйте сформулировать вывод этого занятия, к чему вы пришли, что решили для себя. Что нужно сделать, чтобы дружеское общение было приятным, интересным? Какими качествами мы должны обладать? -Посчитайте жетоны. Кто набрал 5 жетонов и более становится обладателем грамоты « Знаток вежливости». Серёжа , а как ты думаешь, почему не все получили грамоты? -Прежде чем закончить занятие, попрошу вас повернуться друг к другу. Известно, что на свете нет двух одинаковых людей. Поэтому каждый человек, т.е. каждый из вас, по своей сути уникален. Вы – единственны и неповторимы. Я передаю вам Свечу Откровения. (Зажигается свеча, обучающиеся высказываются, передают свечу по кругу). Давайте сформулируем правила хорошего общения. -
Улыбайтесь, т.к. чувство юмора укрепляет общение. -
Будьте доброжелательными. Доброжелательность делает мир добрее. -
Проявляйте искренний интерес к другим. -
Чаше обращайтесь к собеседнику. -
Поощряйте собеседника рассказать о себе. -
«Поступай по отношению к другим так же, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе» (Д. Карнеги). Помните эти правила, отправляясь завоевывать новых друзей в незнакомой компании, и удача всегда будет с вами. Мне было очень приятно общаться с вами, я получила огромное удовольствие. | -Тема нашего занятия: «Умеем ли мы вежливо общаться?» -Сегодня на занятии мы учились вежливо общаться, составляли и объясняли пословицы, учились с правильной интонацией говорить, учились культуре общения, рисовали смайлики для своих друзей. - Чтобы общение было приятным мы должны вежливо разговаривать с собеседником. Быть сдержанными, уступчивыми… Дети подсчитывают жетоны. -Нам нужно было лучше работать на занятии, быть внимательнее…. |