I.Подготовительный этап | 1.Организационный момент Упражнение на развитие внимания «Что изменилось?» 2. Коррекционное-развивающее упражнение на развитие логического мышления. «Прочитай пословицу» 3.Сообщение темы и целей занятия | Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Посмотрите на своего соседа очень внимательно. Теперь один из вас меняет в своём облике что то (убирает значок, зачёсывает волосы на другую сторону…..), а другой отворачивается, повернувшись, вы должны угадать, что изменилось. Затем меняемся местами и повторяем задание. -Ребята посмотрите на экран, там спряталась пословица. Ваша задача расставь цифры со словами в нужной последовательности, и прочитать пословицу. 2 1 3 ничего не стоит,. Вежливость, но приносит много Вежливость ничего не стоит, но приносит много. -Как вы понимаете эту пословицу? -Ребята как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии? Правильно! Тема нашего занятия: «Умеем ли мы вежливо общаться?» Сегодня на занятии мы с вами закрепим умение вежливо общаться, слышать мнение другого, дарить друг другу вежливые слова. Будем рисовать смайлики для друзей, составлять пословицы и объяснять их значение, выполнять задание знаешь ли ты этикет, учиться беседовать в правильной интонации. -Работать вы будете как индивидуально, так и в парах. За правильные и полные ответы вы будите получать жетоны, в конце занятия вы посчитаете жетоны, и мы узнаем, кто из вас знает как правильно и вежливо общаться. Победитель получить грамоту « Знаток вежливости» за 5 набранных жетонов. | -Дети приветствуют педагога. -Выполняют задание находят изменения во внешнем виде своего соседа. -Дети расставляют цифры в правильном порядке и зачитывают пословицу. - Вежливость ничего не стоит, но приносит много. - Только вежливые люди имеют много друзей….. -Сегодня на занятии мы будем говорить о вежливости. -Дети слушают и принимают к свединию. |
II.Основной этап | 1.Введение в тему 3.Задание « Нарисуй смайлик». 4.Физкульт-минутка « Чударики» 5.Задание "Составь пословицу" 6. Задание « Знаешь ли ты этикет?» 7.Задание «Интонация». | Посмотрите, как об общении говорили великие люди: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого». Л.Н. Толстой «Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения» Антуан де Сент Экзюпери На протяжении жизни нам приходится общаться с разными людьми, но большую радость нам дарит общение с друзьями. Понятие дружбы неразрывно связано с общением. Нет на земле человека, который бы не задумывался, что такое дружба, в чем её особая сила, непреходящая ценность. Я хотела бы предложить вам небольшое задание, возьмите цветные фломастеры и нарисуйте столько смайликов-мордашек, сколько вы хотели бы иметь друзей. Посмотрите на результаты нашей игры, каждый из вас хотел бы дружить с одним, двумя, а большинство хотело бы иметь много друзей. Мы можем сделать вывод, что потребность в общении испытывает каждый человек. Немного отдохнём , проведём музыкальную разминку « Чударики» С давних времен люди придавали огромное значение слову и тому, как оно сказано. Давайте посмотрим, что об этом говорит народная мудрость. -Каждому из вас раздаю набор карточек. Вам нужно из этих карточек составить пословицу, озвучить её и объяснить её значение. 1). В добрый час молвить, а в худой - промолчать. (Нужно знать, когда говорить, а когда молчать) 2). Слово не воробей - вылетит, не поймаешь. (Прежде, чем что-либо сказать, надо хорошенько подумать, чтобы потом не пришлось жалеть о сказанном. Что сказано, того не воротишь, от того не откажешься.) 3). Доброе слово железные ворота отопрет. (Если к людям по доброму, то и они тебе помогут всегда, особенно в трудную минуту) 4). Коротко да ясно, оттого и прекрасно. (Краткость - сестра таланта. Чем проще выражена ваша мысль - тем ближе и вернее ваш путь к уму и сердцу слушателей) -Молодцы. Итак, можно сделать вывод, что от того, как мы общаемся - зависят наши взаимоотношения друг с другом, насколько хорошо мы понимаем себя и окружающих. У каждого из нас за день происходит много контактов с самыми разными людьми. Минутный разговор в коридоре. Взгляд, которым обменялись в столовой и т.д. И всякий раз настроение и самочувствие людей во многом зависят от того, приветливы ли были они сами и окружающие их люди. Ребята, как вы думаете, воспитанные ли вы люди? Легко ли окружающим рядом с вами? Давайте проверим! -Каждый участник получает карточку с ситуацией. Нужно выбрать правильный ответ и объяснить свой выбор. Например: Карточка 1. Как поступить, если вы увидели знакомого слишком поздно и не успели поздороваться? А) догнать и поздороваться Б) сделать вид, что все в порядке В) при следующей встрече все объяснить и извиниться. Карточка 2. Можно ли одалживать расческу? А) Можно. Не ходить же лохматым. Б) Нельзя. Расческа – предмет личного пользования. В) Можно. Но только близким людям. Карточка 3. Вы проходите мимо группы учителей, среди которых ваш классный руководитель. Как поступить? А) Поздороваться с классным руководителем, вежливо назвав его по имени и отчеству. Б) Не называя имени и отчества, поздороваться, глядя на классного руководителя, подчеркивая этим уважение к нему. В) Поздороваться со всеми учителями, даже если они не работают в вашем классе. За правильные ответы получают жетоны. Итак, вежливость и воспитанность ценится с давних пор. Еще во времена Петра 1 существовала книга о культуре поведения «Юности честное зерцало», в которой были слова: «Вежливу быть не убыточно, а похвалы достойно, и лучше, когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный молодец, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый, т.е. гордый, высокомерный, болван» Мы все люди очень разные. И чтобы умело общаться, надо с детства учиться вести себя так, чтобы всем с вами было хорошо, приятно, удобно. Тогда и вам будет легко с окружающими. Ведь не зря говорят: относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе. Между людьми, которые друг с другом общаются, иногда возникают противоречия, что может явиться причиной ссор и размолвок. Повторюсь, поскольку мы все совершенно разные, то и отношение к конфликтам тоже разное: есть люди совершенно бесконфликтные, которые сделаю все, чтобы избежать столкновения, а некоторые без конфликтов не представляют свою жизнь. Бывают такие случаи в общении, когда собеседник неправильно интерпретирует интонацию, и возникает конфликт. Например, шел какой-то диалог, а потом… - А что ты голос на меня повышаешь? - Да я не повышаю. - Нет повышаешь! - Нет, не повышаю! (С раздражением) - Ты чего орешь?!!! - Да не ору я!!! (Крича) Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение «Интонация». Инструкция: обучающимся предлагаются карточки с названием эмоции или чувства: удивление, восторг, сожаление, радость, (злоба, грубость). За основу упражнения берется фраза: Привет! Как неожиданно мы с тобой встретились! Очень рада тебя видеть! Как дела? Что нового произошло, пока мы с тобой не виделись? . Итак, можно сказать, что мы теперь понимаем друг друга с полуслова по интонации? Общая цель достигнута. Мы прислушивались друг к другу, ловили интонационный настрой. | -Дети слушают и принимают к сведению. -Дети рисуют смайлики. -Дети повторяют движения разминки смотря на экран. - Дети из карточек составляют пословицы. -Нужно знать, когда говорить, а когда молчать. -Прежде, чем что-либо сказать, надо хорошенько подумать, чтобы потом не пришлось жалеть о сказанном. Что сказано, того не воротишь, от того не откажешься. -Если к людям по доброму, то и они тебе помогут всегда, особенно в трудную минут. -Краткость - сестра таланта. Чем проще выражена ваша мысль - тем ближе и вернее ваш путь к уму и сердцу слушателей. Дети слушают и принимают к сведению. -Не всегда. -Незнаем. -Дети самостоятельно выполняют задание. -Выбирают правильный ответ по их мнению. По окончании работы с карточками зачитывают свои варианты ответов. -После этого учащиеся по очереди произносят эту фразу с интонацией, соответствующей тому чувству, которое записано на карточке. Остальные – пытаются отгадать, какая эмоция вложена в заданную фразу |
III.Заключительный этап | 1.Итог занятия 2. Рефлексия Игра « Свеча откровения». | Назовите тему нашего занятия. Чем мы сегодня занимались на занятии? Сегодня на занятии вы хорошо поработали, и я думаю, приятно пообщались. А сейчас вы попробуйте сформулировать вывод этого занятия, к чему вы пришли, что решили для себя. Что нужно сделать, чтобы дружеское общение было приятным, интересным? Какими качествами мы должны обладать? -Посчитайте жетоны. Кто набрал 5 жетонов и более становится обладателем грамоты « Знаток вежливости». Серёжа , а как ты думаешь, почему не все получили грамоты? -Прежде чем закончить занятие, попрошу вас повернуться друг к другу. Известно, что на свете нет двух одинаковых людей. Поэтому каждый человек, т.е. каждый из вас, по своей сути уникален. Вы – единственны и неповторимы. Я передаю вам Свечу Откровения. (Зажигается свеча, обучающиеся высказываются, передают свечу по кругу). Давайте сформулируем правила хорошего общения. Улыбайтесь, т.к. чувство юмора укрепляет общение. Будьте доброжелательными. Доброжелательность делает мир добрее. Проявляйте искренний интерес к другим. Чаше обращайтесь к собеседнику. Поощряйте собеседника рассказать о себе. «Поступай по отношению к другим так же, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе» (Д. Карнеги). Помните эти правила, отправляясь завоевывать новых друзей в незнакомой компании, и удача всегда будет с вами. Мне было очень приятно общаться с вами, я получила огромное удовольствие. | -Тема нашего занятия: «Умеем ли мы вежливо общаться?» -Сегодня на занятии мы учились вежливо общаться, составляли и объясняли пословицы, учились с правильной интонацией говорить, учились культуре общения, рисовали смайлики для своих друзей. - Чтобы общение было приятным мы должны вежливо разговаривать с собеседником. Быть сдержанными, уступчивыми… Дети подсчитывают жетоны. -Нам нужно было лучше работать на занятии, быть внимательнее…. |