kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конкурс " Юные экологи Брянщины". Номинация " Исследовательская работа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта исследовательская работа по теме " Зимующие птицы Брянщины". Выполнили ее ученики 3 класса. Она заняла 2 место в районе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конкурс " Юные экологи Брянщины". Номинация " Исследовательская работа"»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Департамент общего и профессионального образования Брянской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Влазовичская средняя общеобразовательная школа

Суражского района Брянской области




Конкурс «Юные экологи Брянщины»

Номинация: «Исследовательская работа»







Тема«Зимующие птицы Брянщины»







Выполнили:Воротникова Анастасия Игоревна

Жоров Павел Павлович

Прохоренко Никита Михайлович

Борисенко Юлия Викторовна

учащиеся 3-го класса

МБОУ Влазовичская СОШ

Суражского района

Брянской области


Руководитель: Агеенко Наталья Александровна

учитель начальных классов

МБОУ Влазовичская СОШ

Суражского района

Брянской области

Тел. 9-41-20





Влазовичи

2013




Содержание



Введение 3стр.

Зимующие птицы Брянщины

Кто такие птицы 4-5стр.

Это интересно знать… 5-6стр.

Характеристика зимующих птиц6-8стр.

Наблюдения за птицами8-10стр.

Заключение 11-12стр.

Список литературы 13стр.

Приложения





































Введение.


Осенью мы проводили коллективное творческое дело «Осень –рыжая подружка». Готовясь к мероприятию, мы узнали о том, что для зимующих птиц наступает трудная жизнь. Оказывается, что им холод не так страшен, как голод. Учительница предложила нам начать работу над исследовательским проектом по теме «Зимующие птицы Брянщины»

Целью нашей исследовательской работы является изучение проблем зимующих в нашей местности птиц и определение роли людей в обеспечении условий для их выживания.

Для того чтобы достигнуть поставленной цели нам необходимо будет решить следующие задачи:

- изучить справочную литературу;

- установить предпочитаемые места обитания зимующих птиц;

-исследовать образ жизни, особенности ( повадки, поведение, внешний вид, питание) зимующих в нашей местности птиц;

-научиться различать основные виды зимующих и редких птиц

-научиться определять следы жизнедеятельности птиц


Для раскрытия темы считаем нам необходимо сделать следующее:

- поработать с учебной и справочной литературой, средствами массовой информации;

- вести наблюдения, дневники наблюдений;

-фотографирование и зарисовки

- провести социологический опрос







Зимующие птицы Брянщины.


Кто такие птицы?

Птицы – это класс позвоночных. Их внешний вид формировался миллионами лет. (Приложение №1 ) Сейчас они покрыты перьями, а их передние конечности превратились в крылья. Многочисленные и разнообразные птицы населяют все природные зоны – от полярных льдов до тропических джунглей.

Зубов у птиц нет, поэтому вся переработка пищи происходит в пищеварительной системе.

Способностью к активному (машущему) полёту обладают лишь насекомые, летучие мыши и птицы, причём самые крупные, быстрые и мощные летуны - это птицы. Секрет их успеха – в строении крыльев. Птичье крыло лёгкое, прочное и гибкое. Оно слегка выгнуто вверх, поэтому машущую крыльями птицу буквально тянет вверх. Перья служат птице не только для полёта. Они удерживают тепло, защищают тело от намокания, маскируют птицу от врагов, согревают кладку, помогают сохранять равновесие. Размеры и форма крыла зависят от образа жизни птицы, но строение его всегда одинаково. (Приложение №2)

Для многих птиц гораздо важнее молниеносно настигать жертву и быстро спасаться от хищников, чем часами оставаться в воздухе. Когда птица машет крыльями, она тратит примерно в 15 раз больше энергии, чем в состоянии покоя.

Форма и величина ног у птиц напрямую связаны с их образом жизни. На ноге дятла, например, 2 пальца обращены вперёд, а 2 – назад. Такое расположение пальцев позволяет ему быстро бегать и прочно удерживаться на стволах деревьев.

Птицы передвигаются по земле двумя способами. Мелкие птицы, которым легко подбросить тело в воздух, согнув и разогнув ноги, обычно передвигаются вприпрыжку. Для крупных птиц более характерна ходьба.

Информацию о внешнем мире птицы получают в основном с помощью зрения и слуха. Расположение глаз у птицы зависит от её образа жизни. У сов, например, (как и у многих хищных птиц) глаза смотрят прямо вперёд. Это позволяет им точно оценивать расстояние до жертвы. Также некоторые совы могут охотиться в полной темноте, на слух определяя местоположение издающей звуки жертвы. У птиц, которые часто сами становятся добычей других, глаза обращены в стороны.

Птицы вьют гнёзда самые необычные из разного материала. Они используют и овечью шерсть, и коровью; конский волос, мох, лишайник, нитки, ткани…Известны случаи, когда голуби устраивали в своих гнёздах подстилку из гвоздей. (Приложение №3 )

Это интересно знать. . .

…некоторые пернатые спутники человека – попугаи, скворцы, галки и вороны способны воспроизводить человеческую речь.

птицы – великие труженики, они работают по 16-18 часов в сутки, особенно в период выращивания птенцов. Учёные посчитали, что ласточки подлетают к своим гнёздам около 640 раз в день, принося птицам каждый раз до десятка насекомых. За сутки две ласточки уничтожают более 6000 вредных насекомых для кормёжки птенцов и, кроме того, 600 – для собственного пропитания.

домашние птицы – надёжные друзья человека. Если в далёкие времена гуси спасли Рим, «предупредив» ночью его защитников о вражеском нашествии, то и в наше время эти чуткие птицы продолжают нести охрану. Они быстро привыкают к дому, в котором живут, и его обитателям. Появление чужих людей в любое время дня и ночи гуси встречают встревоженным гоготанием.

при определённой дрессировке роль сторожа может взять на себя петух. Он способен изгнать чужого человека со двора своего дома, нападая на него. При этом, издавая воинствующие кличи, он бесстрашно налетает на своего противника, колотя его клювом, крыльями, царапая когтями и шпорами на ногах.

все спорные вопросы птицы одной стаи решают мирным путём. Если паре древесных ласточек не досталось дупло для выведения потомства в этом году, они быстрее всех займут его в будущем без ссор и драки.

1. Самая большая летающая птица – альбатрос – весит 12-14 кг.

2. Самая маленькая птица – колибри – 1,8 – 2г.

3. Самая большая нелетающая птица – страус – 80 – 100 кг.

4. Самая большая водоплавающая птица – пингвин – 45 кг.



Характеристика зимующих птиц


Птицы в жизни людей имеют огромное значение. Их жизнь во многом зависит от природных условий. Территория нашей Брянщины богата лесами (лиственными, хвойными, смешанными), лугами; в ней много маленьких рек, озёр…Конечно, на такой местности животным, особенно птицам условия для обитания благоприятные. Недаром на Брянщинегнездятся и размножаются более 200 видов птиц. (На Земле в настоящее время 8590)

Птицы проживающие в нашей местности делятся на две большие группы: перелетные и оседлые. (Приложение №4 )

Зимующих в нашей местности птиц немало: синицы, дятлы, голуби, снегири, клесты, воробьи, галки, вороны, сороки (Приложение №5 )


Сорока

У сороки есть прозвище — белобока. У неё громкий и резкий голос. Весит она 250 г. По бокам перышки у неё совсем белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост — длинный, прямой, будто стрела. Перья на нем не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом. Сорока — ловкая, подвижная, суетливая птица. Эти птицы быстро привыкают к людям и становятся ручными.

Ворона

--самая умная птица среди пернатых. Весит 750 г. Гнездятся они на деревьях, чаще всего на тополях. Питаются дождевыми червями, насекомыми, промышляют на помойках, ловят мышей, разоряют птичьи гнёзда, склёвывают прямо с ветвей ягоды рябины, семена клёна…Зимой, когда луга и поля закрыты глубокими снегами, чтобы добыть пищу, ворона перекочёвывает в ближайшие города и селения. Здесь она питается остатками и отбросами.

Синицы

Синица – очень подвижная птица. Весит 22 г. Охотясь за насекомыми, они обследуют все щели, всю кору деревьев. От их зоркого глаза и острого клюва не спасутся ни яйца, ни личинки, ни взрослые насекомые и зимой, и летом. Поэтому синицы для лесов, садов и парков являются самыми полезными птицами.

Дятел

Дятел – типично лесная и всеядная птица. Его называют лесным санитаром. Частый, настойчивый звук звонко раздаётся в лесу, словно кто – то стучит по дереву. Дятел во время стука слушает. Питается он насекомыми, личинками, живущими под корой и в древесине. Осенью и зимой он, кроме того, поедает много семян хвойных деревьев, добывая их из шишек.

Снегирь

Ещё наряднее становится зимняя природа, когда на покрытых снегом деревьях и кустарниках появляются прилетевшие в гости красавцы снегири. Снегири обычно держатся небольшими стайками (7 —10 птичек в каждой). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку. Весит снегирь 30-35г. Снегири украшают нашу зимнюю природу своим ярким оперением и мелодичным посвистыванием.

Воробей

Весит 100г. Зимой держится в населённых пунктах, летом отлетает на поля, опушки леса. Передвигается прыжками. Воробей всеяден. Уничтожает много вредных насекомых. Они выводят птенцов 2 раза в год. Гнёзда устраивает в щелях, скворечниках, за наличниками окон. В России их 300 видов. Наш воробей стойко переносит холод. Когда ему холодно, он прячет одну ногу в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоит.

Голубь

Доверчивая птица, ставшая символом мира и дружбы. В мире их 300 видов. Живут они в лесах и населенных пунктах. Голуби поедают семена сорняков, зерна на полях. Сизые голуби настолько привыкли к человеку, что ходят по земле буквально под ногами людей. Нередко можно видеть людей, которые специально рассыпают хлебные крошки и зерно. У сизых голубей птенцы появляются до 5 раз в год. Они устраивают гнезда около жилищ человека.


Наблюдения за птицами.


Зимой птицам трудно найти за короткий день корм в достаточном количестве.

Морозы жестокие в этом году

Тревожно за яблоньку в нашем саду,

Тревожно за Жучку: в её конуре

Такой же морозище, как на дворе.

Но больше всего беспокойство за птиц,

За наших воробышков, галок, синиц:

Ведь очень уж холодно в воздухе им,

Поможем ли мы им беззащитным таким?

П О М О Ж Е М !

Их надо кормить, и тогда

Им будет легко пережить холода.

(Е. Благинина)

Выручить их могут кормушки. Мы, третьеклассники, по инициативе нашего классного руководителя Агеенко Н.А., изготовили кормушки (помогали нам в этом наши родители и наши шефы- учащиеся 7 класса.). Затем вместе со всем классом развесили на деревьях перед нашей школой напротив окон нашего кабинета. И теперь каждый день кладём туда корм. Наблюдая что именно остается в кормушке, выяснили, что же предпочитают наши пернатые друзья. Синицы предпочитают свежее сало и семена кабачков и тыквы, воробьи -хлебные крошки, пшено, голуби-хлебные крошки и семена подсолнечника и тыквы, вороны-ягоды рябины, семена тыквы и кабачка, свиристели и снегири-ягоды рябины и калины.В благодарность за нашу заботу о них зимой, они летом будут уничтожать вредителей вблизи от места подкормки. Наблюдая за ними, мы увидим много интересного в их поведении.

Из дневника наблюдения Борисенко Юлии. «На мою кормушку за окном прилетают одни воробьи. Но я их не прогоняю. Моя мама рассказала мне, как по воробьям температуру узнают. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратные, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые,- будет холодно.»

Из дневника наблюдения Жорова Павла. «Наши пернатые друзья очень подвижны, хорошо прячутся; многие из них осторожны и очень пугливы. За птицами мы наблюдали находясь в лесу, в поле, около своего дома.Наблюдение мы вели с осени. Уже в октябре на деревьях рябины, ясеня и клена, на кустах с ягодами появлялись стайки зимующих птиц: красивые свиристели, дрозды-рябинники. С наступлением зимы к кормушкам прилетают большие синицы . Иногда на окраинах встречаются сороки, дрозды и поползни.»

Из дневника наблюдения Воротниковой Анастасии. « В поле мы видели мало птиц. На кочках земли можно увидеть серых ворон, залетевших сюда в поисках пищи. Недалеко от села небольшой ельник. Во время экскурсии на снегу мы увидели еловые и сосновые шишки с отвернутыми чешуйками, под которыми нет семян. Это «работа» клестов-еловиков. Крючковатый клюв клеста позволяют ему, отворачивая чешуйки шишки в сторону, легко доставать семена с крылышками. Видели и самих птиц. Они с резким криком налетали на верхушки деревьев.»

Из дневника наблюдения Прохоренко Никиты. «Наблюдали мы за синицами, поползнями. Они, перелетая по деревьям, тщательно «обследуют» острыми, как шило, клювами каждую трещинку в дереве, залезают в каждую впадинку на коре, в поисках насекомых.Особое внимание обратили на синицу. Синицы - самые многочисленные птицы зимнего леса. Всматриваясь, мы заметили, что синицы в стайке не одинаковы. Большая синица нам встречалась более часто. Голова, горло, продольная полоса на груди и брюшке, подхвостье черное, спина – зеленоватая, грудь и брюшко – белые с желтым, щеки – белые. Вместе с синичьими стайками наблюдали за их кочующими спутниками – поползнями. Поползень – птица с сильными ногами, крепким длинным и острым клювом. Ловко лазает по стволу и ветками деревьев. Его окраска: однотонные голубовато-серые голова и спинка. Белая или рыжая нижняя сторона, черная полоска от глаз к уху. Поползень – единственная лесная птица, которая может спускаться по стволу дерева вниз головой».


Птицы всегда рядом с человеком. Но всегда ли люди обращают на них свое внимание?

Мы решили провести социологический опрос «Человек и птицы» (Приложение №6) среди односельчан. Его результаты нас порадовали. Из 21 опрошенного 15 человек(71,5%) подкармливают птиц зимой; 6 человек (28,5%) не подкармливают птиц; развесили скворечники возле дома-16 человек (76%); вешают кормушки возле дома – 12 человек (57%); построили искусственные гнездовья для аистов – 10 человек (47,6%); имеются гнездовья ласточек под крышами домов у 15 человек (71,5%); охотятся на водоплавающих птиц -1 человек (4,7%). Из результатов опроса мы сделали выводы, что любителей пернатых в нашем родном селе большинство.Они не только наблюдают за птицами, но и заботятся о них (подкармливают, вывешивают кормушки и скворечники).








Заключение.

В ходе нашей работы мы изучили проблемы зимующих птиц в нашей местности и определили, что человек играет важную роль в их выживании , особенно в зимнее время. Многие из них нуждаются в заботе и охране. Нами были проведены наблюдения, сделаны зарисовки и фотографии. В своих дневниках наблюдений мы отмечали особенности поведения и внешнего вида птиц: форму, клюва, длину хвоста, цвет оперения на голове, грудке, крыльях. В ходе исследования был собран очень интересный познавательный материал

Для зимующих птиц мы выяснили, что зимой многие из них приближаются к жилью человека в поисках пищи. Подсчитывали сколько птиц и каких прилетали к кормушкам. Узнали какой корм предпочитают разные птицы.. Жизнь птиц зимой требует много энергии, особенно во время полета. Поэтому, главное для птиц зимой -это корм. Все поведение зимующих птиц в суровое время года подчинено питанию. Для того , чтобы им помочь, нужно делать кормушки и столики для корма, правильно их подвешивать и устанавливать. Регулярно подкармливать. Это дает свой результат. Многие птицы остаются в местах, где их подкармливали для гнездования.

Ещё важнее привлечь птиц в сады и на поля. Для этого надо создать условия, благоприятные для гнездования. Например, развешивать на деревьях дуплянки и скворечники. Размеры и формы их бывают различны, в зависимости от того, для каких птиц они предназначены.

Исследовательская работа дала нам многое: научила работе с источниками, оформлению материалов, умению проводить социологический опрос, изготавливать синичники, кормушки. Знания, полученные в ходе исследования, помогут нам приблизиться к пониманию природы и мы воскликнем «Мы - молодцы, мы думали, мы старались, мы делали открытия!»

Наша работа имеет практическое значение. Она послужила материалом для проведения праздника для начальных классов «Наши пернатые друзья»,который состоялся 5 апреля 2013 года.( Приложение №7 ). Результаты исследования легли в основу творческого проекта по окружающему миру «Красная Книга. Возьмем под защиту» (Приложение №8).Мы стали участниками районного экологического праздника «День птиц –2013» ( Приложение №9). Провели две акции: «Кормушка» и «Синичник», в результате которых обеспечили подкорм птиц зимой и новыми гнездовьями весной.(Приложение №11 и №12).Провели конкурс рисунков «Птицы –наши друзья».(Приложение №13 )

Мы очень благодарны всем, кто помогал нам в исследованиях и проведении остальных мероприятий:

Константину Михайловичу Быкову, нашему учителю музыки, который знает все о птицах, от окраски до звука их голосов;

Коваленко Юрию Владимировичу, учителю технологии, Прохоренко Михаилу Петровичу, отцу Прохоренко Никиты, учащимся 7 класса,Гулак Михаилу и Михальченко Андрею, нашим шефам, которые помогли нам в строительстве домиков и кормушек для птиц и их установке;

Жоровой Нине Николаевне, маме Жорова Павла, которая помогла нам в оформлении нашей исследовательской работы.


















Литература

  1. Бабенко В.Г. Птицы дач и садовых участков . Иллюстрированный атлас. Москва.Издательство «Астрель» 2012г.

  1. Жукова Т.И. Часы занимательной биологии Москва.Издательство«Просвещение» 1969г

  2. Журнал Муравейник №12 2002г

  3. Ляхов Г.П. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Животные 2002г. Москва. « Просвещение»

  4. Книга для чтения по охране природы. Москва.Издательство«Просвещение». 1986г

  5. Красная Книга Брянской области. Брянск. Издательство «Читай –город»2004г

  6. Плешаков А.А. Зеленые страницы. Москва Издательство

« Просвещение» 2011г.

  1. Плешаков А.А. От Земли до неба. Атлас- определитель. Москва«Просвещение» 2011г





















Приложение











Приложение№3





Основные формы

птичьих гнезд





Приложение№2





Строение птицы





Приложение№4











Приложение№1















































Приложение№5

Зимующие птицы

Брянской области


Сорока Снегирь


син



Воробей





Дятел Ворона







Синица








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конкурс " Юные экологи Брянщины". Номинация " Исследовательская работа"

Автор: Агеенко Наталья Александровна

Дата: 16.11.2016

Номер свидетельства: 359528


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства