Комплексная программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Город солнца"
Комплексная программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Город солнца"
Лагерь – это место, где каждый ребенок
может состояться как уникальная личность…
Лагерь – это большая, умная Игра,
которая помогает детям радоваться жизни,
праздновать жизнь практически ежечасно.
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и её саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях
Воспитательная работа в школе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитание в обществе и коллективе, семье и школе, это перевоспитание и самовоспитание, это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, общественной деятельности, самодеятельности, самореализации, творчества и самоуправления. Поэтому работа летнего школьного лагеря рассматривается как составная часть общего воспитательного процесса в школе.
Реальность такова, что система образования по-прежнему остается главным организатором отдыха и оздоровления детей. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Летний лагерь сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни.
Как показала практика, основное содержание работы летних лагерей составляет спортивная, познавательная, интеллектуально-творческая деятельность. Жизнь в лагере должна быть насыщенной, полезной, полной событий. Надо использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят с взрослыми и между собой. Досуг, игры должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьезным размышлениям.
Лето для детей – это разрядка, накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя. Естественно у каждого ребенка свои планы на лето. И, конечно, же, придут дети и в школьный лагерь. И именно в лагере выявляется самоценность каждого ребенка, осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга. А наша задача – помочь им в этом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Комплексная программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Город солнца" »
Муниципальное автономное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIII вида)
627420, Тюменская область, Казанский район, с. Казанское, ул. Ленина 64/2, тел./факс 4-22-61
Рассмотрено
На педагогическом совете
Протокол № 6 от 27.02.2015г.
Утверждено
Приказом директора МАОУ Казанская
(коррекционная) школа
№ 11 – од от 27.02.2015г.
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО
ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ
«СТРАНА ЧУДЕС»
Автор-составитель:
Заместитель директора по УВР
Данилкина Л.В.
Срок действия: краткосрочная
с. Казанское, 2015 г
Содержание программы
1
Паспорт программы
2
Пояснительная записка
3
Цель и задачи программы
4
Основные участники и исполнители программы
5
Этапы реализации программы
6
Сроки действия программы
8
Концепция программы
9
Механизмы реализации программы
10
Условия реализации программы
11
Финансовое обеспечение программы. Смета расходов
12
Факторы риска и меры их профилактики
13
Ожидаемые результаты и критерии их оценки
14
Мониторинг воспитательного процесса
15
Список литературы и источники
16
Приложение
Паспорт программы
Номинация, по которой предоставляется программа
Комплексная программа с дневным пребыванием детей
Полное название программы
Комплексная программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Страна чудес» «Город солнца»
Адресат проектной деятельности
Учащиеся МАОУ Казанская (коррекционная) школа от 6 до 16 лет
Срок реализации программы
01.06.2015г. – 23.06.2015г.
Цель программы
создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи
создание условий для организованного отдыха детей;
приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления;
формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры;
создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей;
организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации в индивидуальном и личностном потенциале;
формирование у ребят навыков общения и толерантности;
развитие лидерских и организаторских способностей через коллективно-творческие дела смены;
сплочение детского коллектива, поддержания духа сотрудничества и взаимопомощи;
расширение кругозора ребенка через игровой сюжет с учетом интереса возрастных особенностей и интеллектуального уровня.
Краткое содержание программы
Содержание деятельности направлено на реализацию комплексной программы в форме сюжетно-ролевой игры. Система воспитательных мероприятий предполагает включение детей в продуктивную деятельность по разным направлениям: спортивно-оздоровительное, гражданско-патриотическое, эколого – туристическое, досуговое.
Ожидаемый результат
сохранение и увеличение количества школьников охваченных организованными формами труда и отдыха на уровне 2013 года;
обеспечение непрерывности процесса обучения и воспитания;
увеличение процента охвата учащихся группы риска организованными формами занятости;
сведение до минимума возможности совершения детьми правонарушений в летний период;
участие детей, посещающих детский оздоровительный лагерь дневного пребывания, в построении своей пространственно-предметной среды; уменьшение процента детей, имеющих проблемы в общении со сверстниками.
обеспечение безопасности жизни и здоровья детей и подростков в ходе реализации программы; отсутствие случаев детского дорожно-транспортного травматизма.
Название организации
МАОУ Казанская (коррекционная) школа
Почтовый адрес учреждения, телефон
Тюменская область, Казанский район, село Казанское, ул. Ленина 64/2
Тел.8(34553) 4-22-61
Ф.И.О. руководителя
Гетьман Людмила Самуиловна
Ф.И.О. автора программы
Данилкина Людмила Валерьевна
Финансовое обеспечение программы
МАОУ Казанская (коррекционная) школа, бюджет Тюменской области и родительские средства
Для содержания оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей могут быть привлечены спонсорские средства.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Лагерь – это место, где каждый ребенок
может состояться как уникальная личность…
Лагерь – это большая, умная Игра,
которая помогает детям радоваться жизни,
праздновать жизнь практически ежечасно.
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и её саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях
Воспитательная работа в школе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитание в обществе и коллективе, семье и школе, это перевоспитание и самовоспитание, это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, общественной деятельности, самодеятельности, самореализации, творчества и самоуправления. Поэтому работа летнего школьного лагеря рассматривается как составная часть общего воспитательного процесса в школе.
Реальность такова, что система образования по-прежнему остается главным организатором отдыха и оздоровления детей. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Летний лагерь сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни.
Как показала практика, основное содержание работы летних лагерей составляет спортивная, познавательная, интеллектуально-творческая деятельность. Жизнь в лагере должна быть насыщенной, полезной, полной событий. Надо использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят с взрослыми и между собой. Досуг, игры должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьезным размышлениям.
Лето для детей – это разрядка, накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя. Естественно у каждого ребенка свои планы на лето. И, конечно, же, придут дети и в школьный лагерь. И именно в лагере выявляется самоценность каждого ребенка, осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга. А наша задача – помочь им в этом.
Исходя из опыта работы школы по организации летнего отдыха и занятости детей в 2013 - 2014 учебном году, можно выделить следующие итоги деятельности оздоровительного лагеря.
В период летних каникул в 2014 г. на базе оздоровительного лагеря в течение 1 смены и группы дневного пребывания отдохнуло 52 ребёнка, что составляет 65% обучающихся школы. Работа лагеря строилась на основе комплексной программы.
В течение смен и после их окончания были обобщены результаты мониторинга уровня удовлетворенности обучающихся и их родителей качеством организации летнего отдыха на базе оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
Уровень удовлетворенности обучающихся и их родителей
качеством организации летнего отдыха
Группа дневного пребывания (июнь)
2 смена (лагерь дневного пребывания
обучающиеся
родители
обучающиеся
родители
высокий уровень удовлетворенности жизнью детей
79%
85%
81%
92%
Очевидно, что воспитание социально значимых качеств личности становится приоритетным направлением в нашем государстве. Общество осознало необходимость в формировании гражданственности, трудолюбия, нравственности, любви к Родине, семье, окружающей природе. Гражданское самосознание определяется сформированностью у ребёнка основополагающих ценностей культуры, являющихся результатом комплекса воспитательных процессов, ориентированных на воспитание патриотов Родины, граждан правового, демократического государства, способных к самореализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.
По результатам анкетирования, учащимся больше всего в лагере понравились:
Спортивные мероприятия – 65%.
Культурная программа – 64%.
Общение с воспитателями – 94%.
Мероприятия на базе лагеря – 82%.
Экскурсии – 43%.
Родители выделили следующие положительные стороны работы лагеря:
Обеспечение безопасности детей – 100%.
Разнообразная культурная программа – 95%.
Укрепление здоровья детей – 100%.
Разнообразное и здоровее питание -100%.
Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
- актуальностью задач гражданского и патриотического воспитания, обусловленных государственной политикой;
- повышением спроса родителей и детей на организованный и содержательный отдых школьников в условиях села;
- обеспечением преемственности в содержании работы лагеря предыдущих лет;
- модернизацией старых форм воспитательной работы и введением новых;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач воспитания в летнее время.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены.
Содержание педагогического процесса осуществляется на основе:
Конституции РФ
Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
Федеральной программы «Дети России»
Федерального закона 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
Концепции и Программы модернизации образования Тюменской области
Постановлений Министерств и ведомств «Об организации летнего отдыха»
Порядок проведения смен с дневным пребыванием. Приложение №1 к приказу главного управления образования № 368 от 21.12. 2001г.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04.2010 №25 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»
Приказа директора школы «Об организации летнего отдыха учащихся»
Программы работы школы в каникулярное время
Распоряжение Правительства Тюменской области от 26.01.2014 № 30-рп «Об организации детской оздоровительной кампании в Тюменской области в 2015 году»
Приказ департамента образования и науки Тюменской области от 18.02.2015 №922 «О рекомендациях по организации летнего отдыха»
Целью программы является – создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Для достижения поставленной цели необходимы организация и проведение комплекса мероприятий, направленных на решение следующих задач:
создание условий для организованного отдыха детей;
приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления;
формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры;
создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей;
организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации в индивидуальном и личностном потенциале;
формирование у ребят навыков общения и толерантности;
развитие лидерских и организаторских способностей через коллективно-творческие дела смены;
сплочение детского коллектива, поддержания духа сотрудничества и взаимопомощи;
расширение кругозора ребенка через игровой сюжет с учетом интереса возрастных особенностей и интеллектуального уровня.
Основные участники и исполнители программы
1. Дети и подростки в возрасте от 6 до 16 лет
2. Несовершеннолетние «группы особого внимания»:
неблагополучная семья (малообеспеченная, педагогически некомпетентная, с низким культурным и образовательным уровнем родителей, конфликтная и т.д.);
нарушение адаптационного механизма личности несовершеннолетнего;
склонность к вредным привычкам (курение, алкоголь);
правонарушения, бродяжничество;
конфликтность, агрессивность;
отсутствие ситуации успеха в основных видах деятельности.
3. Коллектив ОДЛ «Страна чудес», согласно штатному расписанию.
4. Педагоги дополнительного образования.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре и педагоге организаторе по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе об организации летнего отдыха;
разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Город солнца!»;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
разработка педагогической основы программы и сюжетно-игровой модели смен
подбор методического материала на основе учета тематики смены (форм занятости несовершеннолетних в летний период) и контингента обучающихся
оформление помещений
обучение педагогов и воспитателей, помощников организаторов досуга формам и методам работы с детьми и подростками
формирование пакета психолого-педагогических диагностик и анкет для детей разных категорий и их родителей
психолого-педагогические семинары для педагогического коллектива, (помощников организаторов досуга)
изготовление атрибутики на смену
привлечение дополнительных кадров для реализации цели и задач комплексной программы
установление внешних связей с социальными учреждениями, учреждениями культуры (заключение договоров)
проведение родительских собраний
оформление информационных стендов для обучающихся, родителей
подготовка выставки методической литературы в библиотеке
размещение информации об организации летнего отдыха обучающихся на школьном сайте
Организационный этап смены.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, знакомство;
запуск программы «Город солнца!»;
формирование органов самоуправления,
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Основной этап смены - это самый большой по времени период смены. Именно на этом этапе реализуются все поставленные индивидуально-личностные и коллективные цели развития. Здесь развивается сюжет игры. Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни. Каждый день проходит ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня.
Главная задача:
создать условия для организации воспитывающей и развивающей деятельности и общения детей, стремиться к тому, чтобы дети могли реализовать себя по максимуму;
возможность каждому проявить себя в различных видах деятельности.
На протяжении всей игры участники и организаторы программы действуют согласно своим ролям.
Для успешного решения задач этого периода деятельность детей и вожатых должна иметь разносторонний творческий характер, быть насыщенной, эмоциональной, а само настроение – романтическим, приподнятым.
Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Срок действия программы.
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение одной лагерной смены Срок реализации: июнь 2015 г.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
Россия вошла в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, искусстве, так и проблемы в различных областях повседневной жизни (загрязнённая окружающая среда, хронические заболевания, рост малолетней преступности, искажение патриотических качеств личности и т.д.)
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, с психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, быть активным гражданином своей страны, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребёнка и развития в нём творческих способностей и гражданских качеств.
Развитию творческого потенциала детей педагогический коллектив МАОУ Казанская (коррекционная) школа уделяет большое значение. Педагоги нашей школы единодушно считают, что при отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей происходит их угасание.
Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать ещё в детстве. По опросам детей, родители многих из них ищут спасение в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, закаливание и др.
По результатам анкетирования, 82 % детей считают, что ведут здоровый образ жизни, остальные не придают этому вопросу большого значения. Однако все воспитанники считают, что здоровье важно для будущего поколения.
Сегодняшние дети – будущее нашей страны и мира. Им предстоит жить и быть творцами 21 века. Сегодня как никогда актуализировались проблемы нового века, которые будут зависеть от нас.
Над этим и другими вопросами предстоит задуматься и найти ответ всем участникам смены «Город солнца».
Эффективность данной программы заключается в разнообразии и интенсивности видов деятельности: творческой, коллективной, групповой и т.д. Для программы «Город солнца» администрацией и педагогическим коллективом созданы все условия для успешной реализации, чтобы она понравилась детям и педагогам.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Полное название лагеря:
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «Страна чудес» на базе МАОУ Казанская (коррекционная) школа
Тип лагеря:
Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием.
Количество участников программы:
46 детей: 1 смена
Сроки реализации программы:
Программа реализуется в летний период с 01 июня по 23 июня (смена -18 дней)
Финансовое обеспечение программы:
Программа финансируется из бюджетных средств
МАОУ Казанская (коррекционная) школа, бюджет Тюменской области и родительские средства
Для содержания оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей могут быть привлечены спонсорские средства.
НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ
Ориентация на приобретение навыков здорового образа жизни, овладение приемами саморегуляции, здоровьесберегающих технологий
Средства
Спортивные игры, состязания, соревнования, оздоровительные часы, походы, экскурсия в краеведческий музей, парк , военно-спортивная игра “Зарничка”, ток-шоу “Мы за ЗОЖ”, “Пожарный калейдоскоп”, уроки Мойдодыра, рисунки на тему “С огнем не шути”, мини-футбол “воспитатели-дети”, ежедневная утренняя гимнастическая зарядка, спартакиады по различным видам спорта в Долине спорта, подвижные игры.
Результат
- формирование у детей и подростков понимания необходимости позитивного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
-выработка умений и навыков здорового образа жизни, осознание ценности жизнедеятельности без вредных привычек;
- знание простейших способов укрепления собственного здоровья, профилактика заболеваний;
- выявление спортивных лидеров;
- выявление готовности поделиться знаниями и умениями с окружающими людьми;
- профилактика вредных привычек.
ГРАЖДАНСКО- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
Патриотизм – энергия созидания. Ежедневно отдавая почести символам государства, ветеранам-землякам, защищавшим нашу Родину в годы войны, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России. Комплекс мероприятий патриотической тематики лег в основу воспитательной работы лагеря.
Средства
Комплекс мероприятий, направленных на положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности за самого себя, общество и Отечество, уважение к государственным символам и традициям;
конкурсы;
праздник «Я живу в России», посвящённый Дню России;
беседы “Никто не забыт, ничто не забыто”;
встречи с ветеранами Великой Отечественной;
беседа “Этих дней не смолкнет Слава!”
военно-спортивная игра «Зарничка».
Результат
- развитие культуры межличностных отношений, воспитание уважения к мнению, чести и достоинству человека;
-определение нравственного идеала;
- развитие взаимопомощи и взаимоподдержки в коллективе;
- развитие самодисциплины и ответственности подростков;
- освоение культурных норм общения и поведения в обществе;
- овладение и использование в практической деятельности полученных знаний, умений, навыков выбранного вида деятельности;
- знание и уважение к гражданской символике, знание песен военных лет и песен гражданской тематики, общелагерных и отрядных песен.
ЭКОЛОГО- ТУРИСТИЧЕСКОЕ
Средства
А) прогулки и экскурсии в природу;
Б) экологические акции;
В) тематические огоньки;
Г) игра – путешествие «Экологическая кругосветка».
Д) праздник “День леса”, экологическая сказка,
Результат
- обогащение знаниями и опытом общения с природой;
- овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями, расширение кругозора;
- приобретение необходимой физической и моральной закалки на экскурсиях;
- воспитание экологической культуры.
«АКАДЕМИЯ ТВОРЧЕСТВА» - ДОСУГОВОЕ
Лето – время отдыха, и поэтому большую роль играет правильно организованный досуг. Именно в этой деятельности дети эмоционально раскрепощаются, заводят новых друзей. Необходимо, чтобы все мероприятия этого направления были веселые, эмоциональные, энергичные, непродолжительные, познавательные.
Средства
Реализация исполняющей части программы, плана досугово-познавательных программ:
торжественное открытие смены, музыкальные часы, вечер песни “Наполним музыкой сердца”, конкурс актерского мастерства, фабрика звезд, игры на сплоченность, «Модный приговор», «Минута славы», торжественная линейка и праздничный концерт на закрытие смены.
Результат
- овладение навыками культуры общения;
- развитие лидерских качеств, творческих способностей, артистизма;
- приобретение навыков взаимопонимания, взаимоподдержки в условиях детского коллектива.
- приобретение знаний об организаторской деятельности;
- максимальное раскрытие детского творческого потенциала, массовое участие детей в развлекательных программах.
ДЕТСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Детское самоуправление носит характер ролевой игры. Такие мероприятия способствуют формированию характера, слиянию физического, эмоционально-нравственного и социального аспекта в развитии каждого ребенка. Формируется чувство “команды”, ответственности за общее дело, стремление к победе, взаимопомощь и взаимовыручка.
Нет лучше формы приобщения ребенка к познанию, чем игра. Во-первых, игра выступает как самостоятельная творческая деятельность образования, воспитания, обучения, позволяющая детям приобрести знания, умения, навыки, развивать у них намеченные качества и способности (для этой цели используются игры дидактические, познавательные, интеллектуально-развивающие, подвижные, ролевые и др.)
Во-вторых, это форма общения взрослых и детей, способ воспитательного воздействия на личность и коллектив.
В-третьих – метод стимулирования интереса и творчества активности детей в других видах деятельности.
В-четвертых, игра - это способ создать эмоционально-эстетический фон жизнедеятельности детского коллектива.
В период лагерной смены педагогический коллектив школы использует весь спектр игрового материала для раскрытия творческого потенциала ребят лагерной смены.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
«Дойти до каждого» - это основной принцип работы лагеря. В отряде 15 человек, что является почти оптимальным для организации работы в творческих мастерских, и внутри отрядной жизни.
«Работа на творческий процесс и конкретный результат» - это принцип, по которому дети от пассивных поглотителей информации становятся творцами, созидателями. Работа мастерских завершается выставками, итоговыми показами. Руководители должны чётко представлять, над чем и ради чего они работают.
«Уважай личность ребёнка». Создаётся атмосфера бережного отношения к личности ребёнка.
«Принцип открытых дверей». Все службы лагеря, доступны ребёнку (творческие мастерские, спортплощадка, игровой материал) не имеют ограниченного режима работы в течение дня.
«У каждого своё дело, а вместе мы команда». Каждый в лагере занят своим делом, у каждого своя - ответственность, но общий результат.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Тематика смены «Город солнца» обыгрывает идею строительства и функционирования города творчества и радости в рамках большой сюжетно-ролевой игры. Жизнь лагерной смены моделирует жизнь города, в котором каждый отряд – семейка. Смена будет проходить в форме сюжетно-ролевой игры «Город солнца».
Слово «Город» означает форму организации смены, основанную на признании ценностей равенства, свободы, справедливости. Это своеобразное государство, где в своих правах и обязанностях равны как дети, так и взрослые.
Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребёнка. В течение всей игры, участники и организаторы, программы живут согласно уже сложившимся законам и традициям лагеря, и действуют согласно своим ролям.
Участники смены (жители города) объединяются в «дома» (отряды), сами решают, как будут жить в них. Названия «домов», традиции, внешний облик жителей выдумывают сами дети. У каждого «дома» есть тайна, или изюминка, которая отражается в семейном уголке. Вместе они разрабатывают Конституцию города, Кодекс чести, Календарь Города солнца. Жизнедеятельность осуществляется через органы управления (Городской Форум, Городской Совет, Центр общественного мнения и т. д.). Каждый житель пытается осознать своё место в доме, собственную значимость.
Город и каждый дом в отдельности имеют свой герб и гимн. Каждый день жизни лагеря проходит под определённым девизом и эмоциональным настроем. Например, «номинацией дня» заявлено выбор утраченного качества «дружелюбие». Жители «городов» в течение дня могут проявить себя в ходе испытаний и приключений и заработать от Председателей правительства города «НОМИНАШКУ» - звезду, которая засияет над жителями определённого «дома» (отряда). К концу смены жители «домов» (отрядов), набравшие большее количество «НОМИНАШЕК», приобретают силу, способную вернуть прежнюю жизнь всем жителям города.
Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни, в которые проводится ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня: День Земли, День Отечества, День Семьи, День Мира, День Труда, День Любви, День Культуры. Номинации, по которым оцениваются отряды следующие:
Творческий поиск и талант;
Не стандартное решение проблем;
Дружные и сплоченные отношения в отряде;
Активная позиция в игре;
Ответственные действия и поступки и др.
В конце каждого дня ребята отмечают свое настроение в «семейном» уголке.
(Красный цвет – классный день! Оранжевый – очень хороший день! Желтый – день как день и т.д.…) Воспитатели учитывают эти итоги в своей работе.
В течение смены проводится диагностика, которая направлена на выявление степени удовлетворённости детьми от пребывания в лагере и изучение удовлетворённости педагогов собственной деятельностью в летнем лагере.
На большой карте города существует «барометр дела». В конце каждого дня дети и педагоги отмечают на этом барометре, как, по их мнению, прошёл день.
Качество дела (дня) определяется по двум критериям:
Оценка качества дела педагогами.
Оценка дела детьми.
Каждый критерий состоит из нескольких диагностических параметров, которые оцениваются индивидуально каждым взрослым и ребёнком по цветовой шкале. Получив «картинку» качества прошедшего дела (дня), можно при подготовке следующего уделить повышенное внимание качественному изменению уровня тех параметров, которые были недостаточно высоко оценены.
Параметры для оценки педагогов:
Организация работы.
Содержательная насыщенность.
Эмоциональность.
Включённость детей.
Качество.
Параметры для оценки детей:
Важно.
Интересно.
Дружно.
Полезно.
Впервые.
Если дело по всем параметрам прошло на «отлично» - красный цвет показателя барометра (каждый ребёнок закрашивает квадратик на барометре);
Если один или два параметра требуют более тщательного подхода к делу – зелёный показатель барометра;
Если по большинству параметров требуется доработка или более тщательная подготовка – тёмно-синий цвет барометра.
В конце смены наглядно видно насколько плодотворной была работа педагогического состава лагеря и над чем необходимо работать. Этот же барометр укажет нам на состояние психологического климата в течение смены (как комфортно было детям), их настроение и впечатления будут зрительно представлены на карте путешествия.
В течение смены ведётся работа по выявлению различных способностей и интересов ребят, изучаются их личностные особенности. Когда отмечаются достижения отдельных детей, они получают «номинашки» – маленькие сверкающие звёзды. Кроме этого в сюжете игры злой ураган разрушает Солнечный город, оставив жителям домов по одному качеству (Душевность, Отзывчивость, Дружелюбие, Целеустремлённость, Добродушность).
В начале смены вводится игра – «Помоги солнцу собрать лучики». Каждый лучик – символ качества: луч юмора, луч знаний, луч дружбы, луч смелости, луч здоровья, луч спорта и т.д. Чтобы собрать солнцу лучи, надо проявить себя в деле и выиграть лучик по итогам дня.
Задача смены: накопить как можно больше номинашек и собрать все солнечные лучи. На гала-концерте в конце смены солнце сияет всеми лучами, номинашки , собранные детьми, в его лучах образуют радугу, а разноцветные человечки – дети – веселятся
Название смены– Город солнца.
Легенда города солнца.
Далеко-далеко на небе жила одна звезда. Ей было холодно и грустно одной, и она много путешествовала в надежде найти себе друзей. Однажды, двигаясь в ночном безмолвии Космоса, далеко внизу, на Земле, она увидела необычный город. Жители в ней пели удивительные песни, играли в разнообразные игры, совершали замечательные открытия - мечтали подрасти и вести всех за собой. Это был Город солнца.
Но бег времени неумолим, злой ураган, налетевший внезапно, разрушил этот город, оставив жителям домов по одному качеству (Душевность, Дружелюбие, Отзывчивость, Добродушность, Целеустремлённость). Всем показалось, что уже никогда не загорится костёр романтики, не будут слышны удивительные песни, не будут свершаться волшебные дела и большие открытия.
Звезде захотелось спуститься на Землю и помочь ребятам. Но суров закон Космоса! Звёздам нельзя спускаться на Землю, иначе они погибнут! Однако, желание было сильней и Звезда устремилась к Земле.
Нет, она не погибла! Достигнув города солнца, она распалась на тысячи искр и стала дарить частицу своего огня, света, тепла тем, кто верил в добро, справедливость, совершал хорошие поступки. В каждом доме жители стали стремиться завоевать утраченные качества, мечтая о прекрасном. Вместе они выбрали главные достояния города. Люди поверили в чудо, поняли, как прекрасен мир, и как важно его охранять.
Понятийный словарь смены:
«Город солнца» - лагерь дневного пребывания при МАОУ Казанская (коррекционная) школа
- «номинашки» – награда за успехи в лагере, (обмениваются в конце смены на призы).
- весёлые человечки – дети лагеря.
- дома – отряды,
- площадь солнечного света - отрядное место;
- кафе «Пятачок» - столовая ;
- советники – вожатые и воспитатели;
- мэр города – начальник лагеря;
- лекарь города – медицинский работник;
- городской Совет –планёрка педагогов лагеря;
- долина спорта – спортивная площадка лагеря
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫ И
МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ
Ведущей технологий программы « Город солнца» является игровая технология. Сопутствующими технологиями являются: коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие) и др. Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических целей. Игровая технология раскроет творческий потенциал ребенка, разовьет интеллектуальные, творческие и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, привлечёт ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни.
Организация кружковой деятельности
Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая
деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период смены работают постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.
Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.
Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду.
Создаются условия для реализации собственных интересов и творческих способностей детей в наиболее целесообразном применении.
Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:
изучение интересов детей;
презентация кружков в начале смены;
ознакомление детей с режимом работы кружков;
самоопределение детей и запись их в кружки;
деятельность ребят в кружках;
текущее отражение результатов деятельности детей;
подведение итогов работы кружков в конце смены
С целью создания условий для расширения творческих способностей в течение лагерной смены будут работать мастерские:
Творческая
мастерская
Содержание работы
Руководитель творческой мастерской
«Детские забавы»
Разучивание подвижных игр
Левашова Т.А.
«Музыкальный калейдоскоп»
Разучивание песен; музыкальные викторины, игры
Щеткова С.В.
«Клуб юных путешественников»
Изучение истории родного края, экологии, природы
Дергачёв С.Н.
«Умелые ручки»
Изготовление поделок
Маслова Н.И.
ПЛАН - СЕТКА
лагеря с дневным пребыванием детей « Радуга» при МБОУ «ООШ №9»
июнь 2013 года
Утро
День
ПОНЕДЕЛЬНИК
Остров встреч
03.06.2013
День 1
Остров Встреч
Знакомство с работой лагеря «Радуга».
Приятно познакомиться! Эстафета ДРУЖБЫ
Фестиваль визиток «История начинается».
Конкурс рисунков на асфальте «Мир детства»
ВТОРНИК
Здравствуй, солнце, здравствуй, лето!
04.06.2013
День 2
Посещение спортивного комплекса «Нептун».
Веселая спартакиада
СРЕДА
«Знайте правила движения как таблицу умножения»
05.06.2013
День 3
Экскурсия «Путешествие в мир родной природы».
Конкурс на лучшее стихотворение о лете.
Работа на пришкольном участке.
Минутка безопасности «Движение по улицам и дорогам»
Конкурс рисунков по ПДД
ЧЕТВЕРГ
06.06.2013
День 4
Посещение спортивного комплекса «Нептун».
Литературные викторины по сказкам
Конкурс отрядных уголков «Летопись отряда»
Тренировочная эвакуация «Действия при пожаре и ЧС»
ПЯТНИЦА
07.06.2013
День 5
«В джунгли за зайцем» - мы маленькие краеведы. Игры с мячом на свежем воздухе. Работа на пришкольном участке.
Конкурс плакатов «Жить здоровым-здорово!»
Минутка безопасности «Осторожно, клещи!»
СУББОТА
08.06.2013
День 6
Творческий конкурс «Ромашка».
«Что растет в лесу?» (сбор гербария лекарственных растений)
Спортивный праздник «Сто затей для ста друзей»
Соревнования по дартсу
ПОНЕДЕЛЬНИК
10.06.2013
День 7
Поход в березовую рощу «В гости к Берендею»
«Пиратский клад» – игра – путешествие
ВТОРНИК
11.06.2013
День
День России
Посещение спортивного комплекса «Нептун».
Игра «Символика Российской Федерации»
Конкурс рисунков «Я люблю тебя, Россия»
Конкурс рисунков «Край родной навек любимый»
ЧЕТВЕРГ
13.06.2013
День 9
Посещение спортивного комплекса «Нептун».
Минутка безопасности «Оказание первой медицинской помощи на воде»
Викторина «Дорожные знаки».
Конкурс рисунков по ПДД.
ПЯТНИЦА
14.06.2013
День 10
«Пожелания водителю» изготовление буклетов.- ПДД
«Путешествие по родному городу» (заочная экскурсия) – мы маленькие краеведы.
Поездка в музей. Конкурс поделок из природного материала.
Физкультурно-досуговое мероприятие для младших школьников "Цирк! Цирк! Цирк!"
Конкурс рисунков на асфальте
«Сказки Пушкина»
ЧЕТВЕРГ
Равнина спорта
20.06.2013
День 15
Посещение спортивного комплекса «Нептун». Изготовление коллажа «Воинам – победителям»
Спортивная игра «Мячик-шоу»
ПЯТНИЦА
21.06.2013
День 16
Автобусная экскурсия по городу Ачинску.
Трудовой десант (уборка территории памятника)
«Нарушениям – нет! Да здравствует зеленый свет!» - ПДД
СУББОТА
День памяти.
22.06.2013
День 17
Митинг «Люди мира, на минуту встаньте!»
Военизированная игра «Зарница».
Конкурс инсценированной военной песни
ПОНЕДЕЛЬНИК Остров рекордов
24.06.2013
День 18
Театрализованная программа «Что за прелесть эти сказки!» (инсценировка русских народных сказок).
Веселые старты
ВТОРНИК
25.06.2013
День 19
Посещение спортивного комплекса «Нептун».
Турнир вежливости, конкурс веселых поросят, угадай…, Подготовка к закрытию лагерной смены.
СРЕДА
26.06.2013
День 20
Игра – путешествие «На лесной опушке».
Подготовка к закрытию лагерной смены.
ЧЕТВЕРГ
27.06.2013
День 21
Посещение спортивного комплекса «Нептун».
Закрытие лагерной смены.
Тематическое планирование лагерной смены
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И СПОСОБЫ
КОРРЕКТИРОВКИ ПРОГРАММЫ, СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В лагере диагностика будет проходить в несколько этапов:
- на начальном этапе будет происходить сбор данных о направленности интересов ребенка, мотивации деятельности и уровень готовности к ней (тесты, анкеты, игры);
- промежуточная диагностика позволит корректировать процесс реализации программы и определить искомый результат с помощью аналогов и ассоциации:
* «Мой портрет» - ассоциация;
* «Мой отряд» - рисунок, сочинение;
* итоговая диагностика позволит оценить результаты реализации программы (опрос, тестирование, анкета);
Диагностика проходит на протяжении всей смены: на «огоньках», после крупных мероприятий, перед проведением какого-либо мероприятия, по окончании лагерной смены.
Контроль над исполнением программы осуществляется начальником лагеря, назначенным приказом по школе и заместителем директора по ВР. По итогам контроля начальник лагеря пишет аналитическую справку, которая зачитывается на совещании при директоре.
Критерии эффективности реализации программ
критерии
показатели
источники и инструментарий
Развитие творческого потенциала ребенка
Количественный
охват обучающихся, родителей, педагогов, количество мероприятий, экскурсий,
количество детских работ (показатель по отряду);
количество детских работ предоставленных на выставки (показатель по отряду);
количество участников в КТД.
Качественный
Качество детских работ (показатель по отряду, мероприятию).
дневник воспитателя;
количество детей, участвовавших в мероприятии;
анкетирование детей;
рейтинг мероприятий;
анализ уровня удовлетворенности обучающихся и родителей качеством предоставляемых услуг.
Развитие личностных качеств ребёнка, подростка, способствующих повышению социальной активности, формирование бесконфликтности
Количественный
количество детей, участвующих в мероприятиях смены;
количество детских проектов, осуществлённых за период смены.
Качественный
качество организации мероприятий; уровень презентации детских проектов.
рейтинг мероприятий, проектов;
анкетирование детей, вожатых;
проведение тестов.
Повышение культуры ведения ЗОЖ
Количественный
количество детей, участвующих в спортивных мероприятиях;
количество детей, прошедших оздоровительные процедуры;
уровень заболеваемости.
Качественный
освоение детьми новых форм физических упражнений;
результаты спортивных игр.
количество детей, получивших оздоровительный эффект от предоставленных медицинских услуг
количество призеров в городских соревнованиях;
уровень комфортности ребенка.
дневник воспитателя;
дневник посещения оздоровительных процедур;
журнал заболевших;
таблица по посещаемости зарядки;
качество питания;
собеседование;
отсутствие травм;
тест « Я в круге»
Формы и содержание профилактической работы
Количественный:
наличие плана работы по профилактике правонарушений и снижению асоциального поведения детей и подростков.
разработка и реализация индивидуальных траекторий развития и воспитания детей учетных категорий.
внедрение программ-тренингов активной психологической защиты для подростков.
Качественный:
отсутствие правонарушений в летний период.
Качество содержания плана мероприятий,
анализ данных уровня развития социальной активности личности;
анализ уровня и качества проведения мероприятий, направленных на формирование ценности ЗОЖ.
Формирование социально-активной личности
Количественный:
Количество и качество проводимых познавательных, развлекательных, социально значимых мероприятий.
Личная заинтересованность (% участия) детей и подростков в организации и проведении КТД.
Качественный
Реализация социально-значимых проектов.
Количесвто призеров в городских кокнурсах.
Анкетирование.
Наблюдение.
Итоговая выставка детских, творческих работ.
Навыки самообслуживания
Участие в заключительном гало – концерте.
Рейтинг популярности творческих мероприятий
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В течении смены детям предлагается череда различных типов деятельности, отражающих логику смены, основанных на принципах игрового моделирования программы:
1. Коммуникативно – игровая деятельность – деятельность ребенка, направленная на самостоятельное формирование и решение набора коммуникативных задач, необходимых для достижения игровой цели в рамках выбранной роли.
2. Прикладная творческая деятельность – осуществляется по интересам. Посещение свободное, выбор обусловлен личным интересом ребенка.
3. Аналитическая деятельность – анализ игровых ситуаций, личности ребенка в них. Обсуждение, сопоставление современным обществом и человеком, поиск причин и следствий, открытых детьми явлений.
Осуществляется на Советах, специальных мероприятиях (ток-шоу, ролевые игры, игры по станциям)
ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЕ И
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для успешной реализации программы необходимо следующее обеспечение:
Методическая литература: игры, конкурсы, сценарии, викторины, праздники.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря. В реализации программы участвуют опытные педагоги нашего образовательного учреждения: педагоги, педагоги дополнительного образования, педагог – психолог, педагог по физической культуре.
1. Воспитатель несёт ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдение распорядка дня, норм санитарной и пожарной безопасности, организацию и содержание оздоровительно – воспитательной и досуговой деятельности, работу органов самоуправления и проведение досуговых мероприятий в рамках программы, анализирует деятельность отрядов.
2. Специальные кадры (педагог по физической культуре, педагог - психолог) осуществляют специализированную педагогическую деятельность в рамках функциональных обязанностей, могут быть привлечены для педагогической поддержки работы органов самоуправления, для организации досуговых мероприятий.
3. Педагоги дополнительного образования отвечают за содержание деятельности своих кружков, результативность работы и привлечение ребят к деятельности, участвуют в подготовке массовых мероприятий.
ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В ЛАГЕРЕ
Как можно скорее сплотить детей друг с другом, для чего провести игры и отрядные дела, способствующие интенсивному сближению;
Приучить детей к выполнению распорядка дня и соблюдению санитарных норм, для чего предъявить детям «единые педагогические требования»;
Создать у детей ощущение уюта и комфорта, для чего красиво оформить помещения, в которых будут находиться дети в лагерную смену и всё здание школы;
Сделать детей «управляемыми», для чего поделить отряд на маленькие группы, которые можно назвать звёздочками, экипажами, командами;
Дать возможность ребятам проявить себя, самоутвердиться, для чего предложить набор отрядных дел разновозрастной направленности: спортивной, интеллектуальной, художественно – прикладной, трудовой, творческой;
Сформировать у детей и подростков представление о том, что ждёт их в ближайшем будущем, для чего познакомить их с программой смены, привлечь детей к составлению плана работы.
Ресурсное и финансовое обеспечение программы
Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями, нормативными правовыми актами Тюменской области, распоряжениями и постановлениями Губернатора Тюменской области, приказами и распоряжениями Департамента образования Тюменской области, отдела образования Казанского района.
Учреждение финансируется за счет средств бюджета Тюменской области и родительской платы, имеет годовую смету расходов, структуру и штатное расписание утверждаемые локальными нормативными актами руководителя Учреждения, в пределах выделенных ассигнований.
Финансовый контроль использования бюджетных средств осуществляет отдел образования Казанского района. Высшим должностным лицом лагеря является Директор, осуществляющий непосредственное руководство организационной, финансовой и хозяйственной деятельностью лагеря, он подотчетен в своей деятельности отделу образования Казанского района
Смета расходов по реализации программы лагеря с дневным пребыванием детей «Город солнца».
№
Наименование статей расходов
Расчёт суммы затрат
Имеется в рублях
Требуется в рублях
1
Канцелярские товары
краски
140
карандаши цветные
100
бумага «снегурочка»
380
простые карандаши
80
цветные мелки
200
ватманы
150
кисточки
100
2
игры
настольные
440
пазлы
200
3
спортинвентарь
мячи
100
скакалки
150
кегли
100
Итого
2140
ФАКТОРЫ РИСКА И МЕРЫ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ
Фактор риска
Меры профилактики
Низкая активность детей и подростков в реализации Программы
Выявление индивидуальных способностей и интересов детей и подростков для приобщения и занятости желаемой деятельностью:
-интеллектуальной,
-творческой,
-поисковой,
-социально значимой,
-спортивной,
-организаторской
Неблагополучные погодные условия
Организация мероприятий, согласно тематике смены в 2-х вариантах на основе учета погоды:
-в хорошую погоду – на свежем воздухе,
-в помещениях лагеря в плохую погоду
Недостаточная психологическая компетентность воспитательного коллектива
Проведение инструктивно-методических сборов с теоретическими и практическими занятиями с учителями, временно исполняющими обязанности воспитателей. Планирование взаимозаменяемости воспитателей из числа педагогических работников школы. Индивидуальная работа с учителями, временно исполняющими обязанности воспитателя, по коррекции содержания работы с отрядом.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
1) сохранение и увеличение количества школьников охваченных организованными формами труда и отдыха на уровне 2014 года;
2) обеспечение непрерывности процесса обучения и воспитания;
3) увеличение процента охвата учащихся группы риска организованными формами занятости;
4) сведение до минимума возможности совершения детьми правонарушений в летний период;
5) участие детей, посещающих детский оздоровительный лагерь дневного пребывания, в построении своей пространственно-предметной среды; уменьшение процента детей, имеющих проблемы в общении со сверстниками.
6) обеспечение безопасности жизни и здоровья детей и подростков в ходе реализации программы; отсутствие случаев детского дорожно-транспортного травматизма.
В результате реализации программы её участники получат определенные знания, умения, навыки по работе в органах детского самоуправления, по способам социальной деятельности. Дети будут привлечены к оздоровительным, экскурсионным, спортивным, творческим, патриотическим мероприятиям, и результатом этих занятий будет улучшение их эмоционально – физического состояния.
Участие в программе благотворно скажется на духовном и интеллектуальном развитии детей. Они осознают необходимость бережного отношения к окружающему нас миру, своему городу, его знаменитым людям, ветеранам войны.
Мы ожидаем получить эффект от реализации программы по следующим позициям:
- Формирование положительного отношения юного гражданина России к самому себе, окружающему миру, другим людям.
- Возможность реализации механизмов мотивации ребенка к личному развитию, проявлению социальной инициативы.
- Формирование у детей и подростков уважения к символам и атрибутам нашего государства, к истории России и города, ветеранам войны.
- Создание условий для адаптации детей к жизни в современном обществе, развитие коммуникативных способностей ребенка, умение работать в коллективе.
- Приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни; профилактика асоциального поведения детей и подростков.
- Так же произойдет улучшение качества творческих работ, за счет увеличения количества детей, принимающих участие в творческих конкурсах, физкультурно – оздоровительных и спортивных мероприятиях; у детей сформируются умения и навыки, приобретенные в секциях, студиях, которые будут способствовать личностному развитию и росту ребенка.
- Участие в программе благотворно скажется на духовном и интеллектуальном развитии детей, будут динамично развиваться творческое мышление, познавательные процессы, лидерские и организаторские навыки
Использование и реализация предложенных форм работы послужит созданию условий для реализации способностей и задатков детей, что окажет существенное влияние на формирование интереса к различным видам социального творчества, к созидательной деятельности.
ПО ОКОНЧАНИИ СМЕНЫ У ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ:
Для педагогов:
Повышение уровня педагогического мастерства;
Отработка моделей взаимодействия педагогического отряда с детским коллективом в рамках сюжетно-ролевой игры.
Для детей:
Полный отдых и оздоровление детей;
Сформированность представления у ребят об истории, культуре России, осознание себя как частицы, у которой есть Родина, прошлое, будущее;
Знакомство детей с общественно-политической жизнью общества;
Личностный рост ребенка. Его самореализация в творческой деятельности;
Раскрытие творческого потенциала ребенка.
Для родителей:
Чувство уверенности в силах ребенка;
Удовлетворенность родителей летним отдыхом детей.
А также:
- будут сформированы гражданские качества, культура межличностных взаимоотношений;
- будет воспитано уважение к символам и атрибутам нашего государства;
- будет реализована мотивация к собственному развитию, участию в собственной деятельности, проявление социальной инициативы;
- будет развита индивидуальная, личная культура, приобщение к здоровому образу жизни;
- будут развиты коммуникативные, познавательные, творческие способности, умение работать в коллективе;
- будет создана мотивация на активную жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получении конкретного результата от своей деятельности;
- увеличится количество детей, принимающих участие в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях.
У детей сформируются умения и навыки, приобретенные через участие в конкурсах, мероприятиях, творческих делах, спортивных соревнованиях, которые будут способствовать личностному развитию и росту ребенка.
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.
Воробьева О.Я. Коммуникативные технологии в школе: секреты эффективного общения. – Волгоград: Учитель, 2009. – 141с.
Дежникова Н.С., Цветкова И.В. Экологический практикум: проекты, поиски, находки. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 96с.
Добротворский И.Л.Технология успеха. 1001 совет школьнику. М.: М.: гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 2007. – 189с.
Добрецова Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере. – М.: Агропромиздат, 1988. – 16с.
Искусство вести за собой… Тренинги и занятия по формированию у юношества социальной активности и лидерских качеств., /Под ред. д.п.н. С.В. Тетерского. – М.: АРКТИ, 2007. – 96с.
Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги и портфолио. /авт.-сот. Н.В. Комлева. – Волгоград: Учитель, - 2009. -154с.
Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/, http://narod.yandex.ru, http://www.4stupeni.ru и другие
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ
«Город солнца»
Декларация
Уважаемые ребята, нашего лагеря! Сотрудники детского лагеря подготовили всё для вашего отдыха. Чтобы он был приятным, вам необходимо выполнять требования, перечисленные в данной декларации.
Клятва жителей Города
Я, гражданин Города солнца, отныне и на всю жизнь клянусь:
- Жить по законам Города всегда и везде!
-Уважать всех людей, живущих в Городе!
-Приумножать славу своей Родины!
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
«Городской» кодекс нравственности
Традиции:
Доброго отношения к людям.
Пожилым, детям, сверстникам, сотрудникам, гостям, к людям «престижных» и «не престижных» профессий.
Доброго отношения к песне.
Пойте «Городские» песни, знайте авторов песни, если не знаете слов, не начинайте петь, не прерывайте песню.
Доброго отношения к природе.
Человек- это часть природы, он не может разрушить систему, от которой зависит его существование. Помните об этом, и берегите каждый цветок, каждую птичку, каждую зверушку - им тоже хочется жить!
Лагерного «огонька».
Учитесь говорить откровенно о себе, о друзьях, о делах в «Городском» кругу.
«Республиканской» чести.
Живите по - «городскому» не только в «Стране чудес», но и всю жизнь.
Законы:
Закон правды.
Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям! Будь правдив!
Закон чести.
Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
Закон заботы.
Прежде чем требовать внимание к себе, прояви его к окружающим. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
Закон добра.
Будь добр к ближнему и добро вернется к тебе.
Закон милосердия.
Тебе хорошо, но посмотри вокруг, рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах, помоги им. Не забывай о них.
Закон свободы.
Можно всё, что безопасно для тебя и других людей. Можно всё, что не мешает окружающим.
Здорового образа жизни.
Соблюдайте режим дня, занимайтесь укреплением своего организма, избегайте вредных привычек.
Чистоты.
Будьте хозяином в лагере, относитесь к нему, как к дому: бережно, по- хозяйски.
Территории.
На территории лагеря воспрещается:
предпринимать действия, ведущие к нанесению материального, физического вреда себе и окружающим;
нахождение в местах, не предназначенных для посещения отдыхающими нашего лагеря;
сиденье на карнизах, подоконниках и других опасных для жизни и здоровья местах;
наносить ущерб имуществу лагеря.
Поднятой руки.
Человек, поднявший руку, просит Вас выслушать его.
Точного времени.
Помните: время в «Городе солнца» дорого, каждой секунде- особый счёт!
Правила:
Поведения- в общественных местах, столовой, в спортивном зале, во время занятий и мероприятий.
Распорядка дня - соблюдайте обязательно распорядок в лагере.
Ношения одежды - праздничной, деловой, повседневной, спортивной, рабочей в соответствии с проходящими мероприятиями.
Пожарной безопасности - соблюдайте, прежде всего, безопасность жизни и здоровья!
Помните, что самое дорогое для человека - его жизнь!
Сохранение личного и государственного имущества – берегите имущество лагеря.
И другие правила, которые иногда появляются, а иногда исчезают за отсутствием их необходимости.
Права жителей Города
Право уважения личности.
Право творческого созидания.
Право познания.
Право свободы выбора деятельности.
Право свободного общения.
Право на информацию.
Право на инициативу.
Право быть счастливым.
Право на ошибку.
Элементы режима дня
Пребывание детей с 8.30 до 16.30
8.30 -9.00
сбор детей, утренняя гимнастика
9.00 -9.15
общая линейка, подъем Государственного флага РФ
9.15 -10.00
завтрак
10.00 -12.00
работа по плану отрядов (социально-значимая деятельность, работа мастерских, кружков и секций)