kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комплекс упражнений для обучения технике прыжка через нарты у детей старшего школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ПРЫЖКА ЧЕРЕЗ НАРТЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Комплекс упражнений для обучения технике прыжка через нарты у детей старшего школьного возраста»

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ПРЫЖКАЧЕРЕЗ НАРТЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА…………………………………………………………………….



5

1.1 Процесс обучения техники прыжка через нарты у детей старшего школьного возраста…………………………………………………………..



5

1.2. Упражнения для обучения технике прыжка через нарты для старшего школьного возраста……………………………………………….


12

ГЛАВА II. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ПРЫЖКА ЧЕРЕЗ НАРТЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………….………………………….….….



15

2.1 Комплекс упражнений для обучения технике прыжка через нарты у детей старшего школьного возраста…………………………………………


15

2.2.Охарарактезировать особенности элементов прыжка через нарт……..

19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..

22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….

23

ПРИМЕЧАНИЕ……………………………………………………………….

26

национальный спорт физическое развитие школьник




ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования. Прыжки через нарты – это динамичный, зрелищный, бурно развивающий вид спорта в нашей республике, но, очень сложные в техническом выполнении циклические упражнения. Прыжки через нарты один из самых сложных видов спорта, так как прыжки через нарты выполняется на двух ногах, где результат и красота полета в основном зависит от техники выполнения прыжка.

В связи с этим особое внимание надо обратить на обучение технике прыжка через нарты у учащихся старшего школьного возраста.

Основные средства для обучения технике прыжка через нарты – это физические упражнения. Но, как показывает практика, эффективность применения этих упражнений на обучение техники прыжка через нарты у учащихся старшего школьного возраста зависит от решения ряда противоречий. Одним из противоречий является то, что, с одной стороны, имеется достаточное количество физических упражнений для обучения технике прыжка через нарты, а с другой стороны, некоторые упражнения на занятиях применяются, не учитывая особенности элементов прыжка через нарты. В связи с этим возникает проблема как разработать комплексы упражнений для обучения технике прыжка через нарты у детей старшего школьного возраста.

Объект исследования: Процесс обучения техники прыжка через нарты у детей старшего школьного возраста.

Предмет исследования: Упражнения для обучения технике прыжка через нарты.

Цель: Разработка комплексов упражнений для обучения технике прыжка через нарты у детей старшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: Разработка комплексов упражнений для обучения технике прыжка через нарты у детей старшего школьного возраста, возможно, если определить элементы прыжка через нарты.

Исходя из цели и гипотезы, перед нами стоят следующие задачи:

  1. Раскрыть процесс обучения технике прыжка через нарты у детей старшего школьного возраста.

  2. Рассмотреть упражнения для обучения технике прыжка через нарты на занятиях в старших классах.

  3. Разработать комплекс упражнений для обучения технике прыжка через нарты у детей старшего школьного возраста.

  4. Определить элементы прыжка через нарты.

Методологическую основу исследования составляют труды П.Ф. Лесгафта, Л.П. Матвеева,. В.П.Кочнева., Н.К.Шамаева и других.

Для доказательства гипотезы были использованы следующие методы исследования:

- теоретические: анализ научно – методической литературы по проблеме исследования;

- эмпирические: изучение опыта учителей- практиков, беседа, наблюдение.

Практическая значимость: заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы для работы с юношами старшего школьного возраста на занятиях по физическому воспитанию для улучшения эффективности и качества физической подготовки.

Структура работы: работа состоит из введения, из двух глав, заключения и списка литературы.

В первой главе раскрыта сущность процесса обучения технике прыжка через нарты у учащихся старшего школьного возраста на уроках физической культуры и рассмотрены упражнения для обучения технике прыжка через нарты.

Во второй главе определены элементы техники прыжка через нарты и разработаны комплексы упражнений для обучения технике прыжка через нарты у учащихся старшего школьного возраста на уроках физической культуры


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ПРЫЖКАЧЕРЕЗНАРТЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА.

    1. Процесс обучения техники прыжка через нарты у детей старшего школьного возраста.


Национальные виды спорта народа Саха, как вид спорта, родились в процессе трудовой деятельности, и очень рано стали представлять собой объективно - существовавшие средства физического воспитания. С развитием национальной культуры народа Саха появилась потребность осуществлять свои действия в более эмоциональной форме – в форму состязания в силе, ловкости, выносливости и т.д [7,c. 52].

Северное спортивное многоборье возникло на основе особенностей жизнедеятельности коренных жителей севера в суровых климатических условиях.

История развития северного многоборья как относительно самостоятельного сложившегося вида спорта очень коротка, она насчитывает буквально два-три десятка лет. Оно включает в себя такие национальные виды состязаний как: прыжки через нарты, тройной прыжок с разбега толчком с двух ног, метание тынцзяна на хорей, метание топора на дальность и бег с палкой по пересеченной местности. Многоборья, состоящие из разных видов физических упражнений, в том числе и национальных видов, увлекают своей содержательностью, в которой просматривается их прикладное значение для нормальной повседневной деятельности человека в трудных условиях Крайнего Севера.

По мнению доктора педагогический наук Ж.К. Холодова., Н.К.Шамаева.,В.П.Кочнева., весь процесс обучения технике прыжка через нарты включает в себя три этапа, которое отличается друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методики.

1. Этап начального разучивания. Цель – сформировать у прыгунов

основную технику прыжка через нарты и добиться его выполнения в общих чертах. Основные задачи:

- Сформировать смысловое и зрительное представления о техники прыжка через нарты и способа его выполнения.

- Создать представления по основным опорным точкам (элементам старта) путем освоения имитационных упражнений или структурных элементов изучаемого действия.

- Добиться целостного выполнения прыжка в общих чертах (на уровне первоначального умения).

- Предупредить или устранить значительные искажения в техники прыжка через нарты.

Продолжительность этапа начального разучивания техники прыжка через нарты зависит:

- От степени сложности техники изучаемого элемента;

- от уровня подготовленности занимающихся;

- Их индивидуальных особенностей;

На этапе начальной подготовки главной задачей является ознакомление начинающих спортсменов с основными техническими элементами прыжка. Обучение на данном этапе начинают с изучения техники прыжка через нарты, т.е. умения правильно выполнять прыжки через нарты, после чего уже перейти к обучению приемов и действий которыми пользуются спортсмены во время прыжка. На данном этапе в основном используются имитационные упражнения [29,С.54].

2. Этап углубленного разучивания. Цель – сформировать полноценное обучение техники прыжка через нарты.

Основные задачи:

- Уточнить последовательность обучения технике прыжка через нарты.

- Добиться целостного выполнения приема прыжка через нарты на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники.

- устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основном звене.

Данные задачи могут решаться параллельно, т.е. одновременно. Эффектность обучения на этом во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, примеров и средств обучения. Используя метод целостного исполнения прыжка через нарты, необходимо в комплексе с ним широко применять зрительную, звуковую и двигательную наглядность, направленную на создание ощущений правильного исполнения деталей

техники. Метод словесного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор техники прыжка через нарты, беседа. Такой подход позволяет более углубленно познать технику изучаемых действий. На этапе широко используется комплекс разнообразных средств.

Применяется упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей изучаемого приема прыжка. Используются подводящие упражнения, которое подготавливают к освоению основного действия путем его целостной имитации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме. Подводящие упражнения обычно представляет собой связку нескольких движений изучаемого прыжка. Необходимо, чтобы по форме и характеру движений эти упражнения имели, возможно, большее сходство с основной частью изучаемой техники прыжка через нарты.

Длительность применения подводящих упражнений зависит от сложности разучивания данного приема и подготовленности занимающихся.

В применении подводящих упражнений не должно быть перерывов, в противном случае, произойдет забывания ранее выученного элементов прыжка и эффект воздействия их снизится д [24,c. 52].

Эффективность использования различных упражнений (подготовительные, подводящие) достигается при четком соблюдении следующих моментов:

а) цели и задачи упражнения;

б) структурная взаимосвязь с основными элементами прыжка через нарты;

в) дозирование упражнений;

г) контроль и самоконтроль выполнения.

3. Как, считал, Ж.К. Холодов третий этап называется - этап закрепления и дальнейшего совершенствования. Цель – двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования. Основные задачи.

Добиться стабильности и автоматизма выполнения прыжка через нарты.

Довести до необходимости степени совершенства индивидуального черты техники выполнения прыжка через нарты.

Добиться выполнения прыжка в соответствии с требованиями его

практического использования (максимальные усилия и скорости, экономичность, точность, рациональность ритм и. т. д.)

Обеспечить вариативное использование техники прыжка через нарты в зависимости от конкретных практических обстоятельств. Эти задачи могут решаться, как одновременно, так и последовательно, так как все они тесно взаимосвязаны [29,с.54].

На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык. Однако в зависимости от особенностей навыка должно, определятся целесообразное соотношение простых и вариативных повторений упражнения. Решение этих задач осуществляется поочередно. Представления о технике у прыгунов формируются в результате объяснения упражнения преподавателем, восприятия показываемых движений, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения техники прыжка, наблюдений за действиями других занимающихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение техники прыжка через нарты.

В зависимости от особенностей и сложности изучаемой технике прыжка через нарты, физической подготовленности занимающихся барьера разучивается по частям или в целом. На этом этапе разучивания действия широко применяют подводящие упражнения в условиях, облегчающих выполняемых действий.

При обучении технике прыжка через нарты применяются две группы методов обучения, специфические и общепедагогические.

В учебнике Ж.К. Холодова написано, под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений. К специфическим методам обучения техники прыжка через нарты у прыгунов относятся:

Методы строгого регламентированного упражнения;

Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяют:

- осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и. т. д.).

- строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости от психофизического состояния занимающихся и решаемых задач;

- точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки.

- Игровой метод (использование упражнений в игровой форме);

В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.

Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

Соревновательный метод – это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленностей занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

Общепедагогические методы обучения включают в себя:

- словесные методы;

В физическом воспитании преподаватель свои общепедагогические и специфические функции в значительной мере реализует с помощью слова: ставит перед занимающимися задачи, управляет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, воспитательное влияние на учеников[29.с.408].

При обучении техники прыжка через нарты применяются следующие словесные методы:

1. Дидактический рассказ. Представляет собой изложение учебного материала в последовательной форме. Его назначение – обеспечить общее, достаточно широкое представления о каком – либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности.

2. Описание. Это способ создания у занимающихся представления. Описание предусматривает четкое, выразительное, образное раскрытие признаков и свойства предмета, их величины, расположения в пространстве, форм, сообщение о характере протекания явлений, событий.

3. Объяснение. Метод представляет собой последовательное, строгое в логическом отношении изложения преподавателем сложных вопросов, например понятий, законов, правил и т. д. Практически объяснения характеризуется доказательством утверждений. Аргументированностью выдвинутых положений, строгой логической последовательностью изложения фактов и обобщений.

4. Беседа вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и учащимися.

5. Разбор – форма беседы, проводимая преподавателем с занимающимися после выполнения, какого – либо двигательного задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т. д., в которой осуществляются анализ и оценка.

Методы обучения двигательным действиям. К ним относятся:

Целостный метод. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод, возможно, осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.

Расчлененный – конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривается расчленение целостно –двигательного действия на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.

При применении расчлененного метода необходимо соблюдать следующие правила (В.В. Белинович, 1958).

- обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения.

- необходимо расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой.

- изучить выделенные элементы в сжатие сроки и при первой же возможности объединять их.

- выделенные элементы надо по возможности изучать в различных вариантах.

Все возрастающая конкуренция на соревнованиях по прыжкам через нарты, вынуждает тренеров и атлетов искать новые более эффективные методики спортивной подготовки, помогающие в достижение высоких спортивных результатов. В то же время при анализе специальной литературы мы не нашли работ, связанных с разработкой методики обучения и совершенствования техническим приемам и действиям прыжка через нарты. В связи с чем, мы надеемся, что ниже приведенные методики обучения техники прыжка через нарты будут иметь практическое применения в процессе подготовке спортсменов и помогут в будущем разработать новые более эффективные методики обучения техники прыжка через нарты.

Вывод: 1.1. Основываясь на научные труды Н.К.Шамаева, В.П. Кочнева, раскрыта сущность процесса обучения техники прыжка через нарты, которая заключается в овладения элементами технике данного прыжка.

По мнению Ж.К. Холодова, Н.К.Шамаева., В.П.Кочнева весь процесс обучения техники прыжка через нарты, включает в себя три этапа, которое отличается друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методики.

1. Этап начального разучивания; Цель – сформировать у прыгунов основную технику прыжка через нарты и добиться его выполнения в общих чертах.

2. Этап углубленного разучивания; Цель – сформировать полноценное обучение техники прыжка через нарты.

3. Этап совершенствование техники прыжка через нарты у детей старшего школьного возраста.


1.2. Упражнения для обучения технике прыжка через нарты у учащихся старшего школьного возраста


Техника - это система движений, действий и приемов спортсмена, наиболее целесообразно приспособленная для решения основной спортивной задачи с наименьшей затратой сил и энергией в соответствии с его индивидуальными способностями [24,С.94].

Основными средствами для обучения технике приема прыжка через нарты у учащихся старшего школьного возраста, являются физические упражнения, которые применяются с учетом индивидуальных особенностей учащихся старшего школьного возраста учитывая элементов прыжка через нарты.

Физические упражнения - это действие, выполняемое для приобретения и усовершенствование каких-либо физических качеств, умений двигательных навыков. При обучении техники прыжка через нарты применяются в основном следующие виды упражнения: имитационные, подводящие, специальные упражнения с учетом индивидуальных особенностей у учащихся среднего школьного возраста [20,с.94].

Упражнение – это действие, выполняемое для приобретении и усовершенствование каких-либо физических качеств, умений двигательных навыков. При обучении, какого- либо действий применяется следующие виды упражнения: Имитационные упражнения, подводящие упражнения, специальные упражнения.

- Имитационные упражнение - это воспроизводящее только по форме какие-либо соревновательные движение или отдельные элементы техника разучиваемого упражнение, но без необходимых динамических усилий.

- Подводящие упражнения - это помогающее постепенно овладеть элементами сложного двигательного навыка.

- Специальные упражнения – упражнение, выполняемое в тренировочной деятельность и имеющее отдельные биомеханические и физиологические характеристики, сходные с соревновательным упражнениям (по форме или по содержанию) [24,с 145.].

Основываясь на научные труды, Матвеева А.П., Кочнева В.П., Шамаева Н.П., рассмотрены физические упражнения для обучения технике прыжка через нарты у учащихся старшего школьного возраста. Количество подходов 3-4, дозировка в одном подходе 10-15 раз, общая время выполнения 8-10 мин.

Вывод: 1.2. Таким образом, основываясь на научные труды Матвеева А.П., Мельникова С.Б., Шамаева Н.К., Кочнева В.П. рассмотрены упражнения для обучения технике прыжка через нарты у учащихся старшего школьного возраста.

- Имитационные упражнения для обучения технике прыжка через нарты учащихся старшего школьного возраста;

- Подводящие упражнения для обучения технике прыжка через нарты учащихся старшего школьного возраста.

- Специальные упражнения для обучения технике прыжка через нарты учащихся старшего школьного возраста. Всего рассмотрено 63 упражнений.
































ГЛАВА II. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ПРЫЖКА ЧЕРЕЗ НАРТЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

2.1. Комплекс специальных упражнений для обучения технике прыжка через нарты у детей старшего школьного возраста

По мнению Суслова Ф.П., комплекс упражнений – это несколько упражнений, подобранных в определенном порядке для решения конкретной задачи [26. с, 25].

1.Комплекс упражнений для обучения технике отталкивания в прыжке через нарты.

А)Имитационные упражнения.

- И.п. о.с. приседание, руки перед грудью;

- И.п. о.с. приседание на толчковой ноге, затем на маховой.

- И.п. вис на перекладине, подтягивание согнутых ног до груди.

Б) Подводящие упражнения.

- Стоя на месте прыжки на двух ногах с подтягиванием коленки к груди.

- Прыжки на двух через набивные мячи.

- Прыжки на двух через барьеры.

- Пятерные прыжки на двух ногах с тумбочки.

- Прыжки на двух на горку.

- Прыжки на двух на скамейку.

- Приседание со штангой на плечах.

- Толкание тренировочного блока.

- Спрыгивание со штангой.

- Выпрыгивание со штангой.

В).Специальные упражнения:

- И.п. – маховая нога на возвышении, штанга (груз) на плечах. Подскоки на толчковой ноге – по 10–15 прыжков на каждой ноге.

- С одного шага разбега метание набивных мячей, цепляя их носком маховой ноги – по 10–15 раз каждой ногой.

- Серийные прыжки «на взлет» с одного и трех шагов разбега (на предплечьях обеих рук манжеты весом 1–3 кг). Основное внимание обращается на работу рук. Выполнить 12–15 попыток.

2. Комплекс упражнений для обучения технике фазы полета

А) Имитационные упражнения:

- И.п. вис на перекладине, подтягивание согнутых ног до груди.

- Запрыгтвание на скамейку с фиксацией.

- Лежа на спине имитация полета ноги согнуты в коленях руки перед грудью.

Б) Подводящие упражнения:

- Опираясь на снаряд прыжки с подтягиванием колен до груди.

- Прыжки на двух через набивные мячи.

- Прыжки на двух через барьеры.

В) Специальные упражнения:

- Прыжки в длину способом «согнув ноги» с различных по длине разбегов;

- Прыжки на скакалке с высоким поднимание колен до груди;

- Серийные прыжки «на взлет» с одного и трех шагов разбега (на предплечьях обеих рук манжеты весом 1–3 кг). Основное внимание обращается на работу рук. Выполнить 12–15 попыток.

3. Комплекс упражнений для обучения технике фазы приземления

А). Имитационные упражнения:

- Прыжки в стороны из положения планки

- Из положения присев прыгнуть вверх и приземлиться на переднюю часть стопы.

- Из виса на перекладине спрыгнуть и приземлиться на переднюю часть стопы.

Б) Подводящие упражнения:

- Спрыгивание с возвышения 40-90 см на обе ноги с последующим прыжком на двух через барьеры (2-3 бар.);

- Приседание со штангой на плечах;

- Прыжки на месте на двух ногах с гирями в руках внизу;\

- Прыжки на месте на двух ногах со штангой на плечах;

- Прыжки на двух ногах с партнером на спине – плечах у стенки;

- На двух ногах спрыгивания по ступенькам вниз.Следите за равновесием и осанкой.

- Выпрыгивание с 1-2 шагов подхода с отягощением на плечах.

- Активные движения с полной амплитудой (махи руками и ногами, рывки, наклоны и вращательные движения туловищем) можно выполнять без

предметов и с предметами (гимнастические палки, обручи, мячи и т.д.) по 5 – 10 мин.

- Стоя на наклонной плоскости подъем на двух стопах (носках) с

отягощением на плечах, то же с партнером на спине.

- Выпрыгивание на двух ногах по ступенькам вверх с активным махом руками, постепенно увеличивая число ступенек в одном впрыгивании, то же с отягощением в руках.

В) Специальные упражнения:

- Прыжки в длину с места;

- Прыжки на двух ногах по меткам;

- Прыжки на двух ногах через барьеры:

- Прыжки через одну нарты;

- Прыжки через 3-4 нарт;

- Прыжки через 10 нарт.

- Прыжки через нарты в среднем темпе.

- То же но с быстрым темпом.

- Прыжки на скакалке.

- Прыжки на скакалке в быстром темпе.

4. Комплекс упражнений для обучения технике фазы поворота

Имитационные упражнения:

- И.п. – основная стойка руки перед грудью. Наклоны туловища поочередно влево и вправо. 8 повторений;

- И.п. – ноги в стороны руки за голову. Выполняем наклоны влево, вперед

и вправо по счету. 10-12 повторений;

- Повороты кругом.

Б) Подводящие упражнения:

- Стоя спиной друг к другу, взявшись под локти, прыжки с движением по кругу в обе стороны;

- Подскоки на месте с поворотами на 90, 180 и 360 градусов.

- Подскоки на месте попеременно на левой и правой ноге с переносом тяжести тела на соответствующую ногу.

- Широкие прыжки в сторону толчком одной ноги: оттолкнуться левой ногой, приземлиться на правую, спружинить; оттолкнуться правой ногой, приземлиться на левую, спружинить. Увеличить ширину прыжка. Усиленно работать руками.

- Подскоки на обеих ногах: прыжок, приземлиться в присед, спружинить, прыгнуть на обеих ногах в приседе, прыжок вверх выпрямившись, приземлиться в присед и т. д. Движения руками вверх.

- Прыжки вверх на месте толчком обеими ногами: ноги врозь; ноги врозь, правая (левая) вперёд; поджав колени прыжок согнувшись (ноги врозь или вместе, пальцы касаются подъема ноги); прыжок прогнувшись (ноги назад, руки взмахом вверх - назад);прыжок полукольцом.

Во время прыжков делать движения головой, как бы ударяя по мячу, вперёд, в стороны.

Все указанные в этом пункте прыжки можно выполнять с промежуточным подскоком, т. е. прыжок, спружинить, прыжок и т. д. Те же упражнения, но без промежуточного подскока.

- Те же прыжки выполнять из приседа и спружинить 3 раза, 2 раза, 1 раз.

- Все виды прыжков, указанные в пункте 5, проделать комбинированно с промежуточным подскоком, т.е. прыжок с поджатыми коленями, спружинить; прыжок ноги врозь, спружинить; прыжок прогнувшись, спружинить и т. д. Проделать ту же комбинацию без промежуточного подскока.

- «Русская пляска». Присев на корточки, поочередно выбрасывать вперёд то левую, то правую ногу (ногу ставить ступнёй вперёд). То же, ногу в сторону (ставя ступню на внутреннее ребро). Руки на пояс.

- «Попрыгунчик». Прыжок ноги врозь, хлопок руками о бедра; прыжок ноги вместе, хлопок руками над головой. 

В) Специальные упражнения:

- Прыжки с поворотом на 90 градусов;

- Прыжки в высоту с высоким поднимание ног;

- Прыжки с приседанием и поворотом на 180 градусов.

Вывод 2.1. На основе научных трудах Н.К. Шамаева., В.П. Кочнева., разработано 4 комплекса упражнений для обучения технике прыжка через нарты у детей старшего школьного возраста.


2.2. Особенности элементов прыжка через нарты


Характерными особенностями данного вида спорта являются прыжки с одновременным отталкиванием двумя ногами с места через препятствия -нарты. Рис.1. При анализе техники в прыжках через нарты необходимо выделить основные составляющие фазы: отталкивание, полёт, приземление и поворот. Рис. 2.

При обучении прыжкам через нарты необходима последовательность. Создать у занимающихся представление и правильное понятие о технике прыжков через нарты.

Показ прыжка через нарты, акцентируя внимание на движении рук и выполнения дыхания (движения рук вперёд-вверх, согнутых в локтевом суставе, вдох, опускание рук согнутых в локтевом суставе, выдох).

Изучение техники поворота после преодоления десяти нарт.

Необходим показ техники выполнения поворота после преодоления десяти нарт.

Фаза отталкивания. Отталкивание осуществляется с двух ног одновременно, со всей стопы с акцентом на их внешних сводах. Отталкивание выполняется в результате взаимодействия всех частей тела прыгуна, когда происходит резкое разгибание в коленных, голеностопных, тазобедренных суставах, а также рук.

Фаза полета. После отталкивания обе ноги подтягиваются к груди, руки после отталкивания несколько опускаются, выпрямляются и поддерживают равновесие. Спортсмен приобретает необходимую высоту полёта, которая составляет 55-60 см.

Одновременно ноги начинают разгибаться за счёт опускания бедра и движения голени по инерции вперёд. Руки, продолжая начатое движение, опускаются вперёд-назад.

Фаза приземления. Приземление происходит на переднюю часть стоп. При этом пятки стоп сводятся вместе, носки развёрнуты наружу.

Фаза поворота. Прыжок с одновременным отталкиванием двух ног на месте с поворотом на 180 градусов (руки движутся так же, как при преодолении нарт ,расслабление мышц и восстановление дыхания в период поворота после преодоления десяти нарт, после поворота - расслабление мышц, наклон, глубокий вдох, выдох - подготовка к дальнейшим действиям прыгуна.

Совершенствование техники прыжков через нарты с одновременным отталкиванием двух ног и техники поворота после преодоления десяти нарт.

Многократные повторные прыжки сериями и на время, выполнение специальных упражнений поточно с отягощениями, участие в прикидках и соревнованиях.

Развитие прыгучести должно идти в специальном направлении в соответствии со структурой и характером усилий в каждом виде прыжка.

Вывод 2.2. При анализе техники в прыжках через нарты основываясь на труды доктора педагогических наук Н.Н Шамаева определены и охарактеризованы основные составляющие фазы: отталкивание, полёт, приземление и поворот.





























ЗАКЛЮЧЕНИЕ


1. Основываясь на научные труды Ж.К. Холодова., В.С. Кузнецова., В.П. Кочнева., Н.К. Шамаева раскрыта сущность процесса обучения техники прыжка через нарты. Весь процесс обучения техники прыжка через нарты включает в себя три этапа, которое отличается друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методики.

- Этап начального разучивания; Цель – сформировать у прыгунов

основную технику прыжка через нарты и добиться его выполнения в общих чертах.

- Этап углубленного разучивания; Цель – сформировать полноценное обучение техники прыжка через нарты.

- Этап закрепления и дальнейшего совершенствования; Цель – двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.

2. На научных трудах Шабунина Р. А., Гонадзе Ю. К., Кочнева В.П., Н.К. Шамаева рассмотрены упражнения для обучения технике прыжка через нарты. . Всего рассмотрено 63 упражнений.

3. На основе научных трудах Ж.К. Холодова., В.П. Кочнева., разработано 4 комплекса упражнений для обучения технике прыжка через нарты у детей старшего школьного возраста.

4. На основе научных работ В.П. Кочнева., Н.К. Шамаева., определены особенности элементов прыжка через нарты. Прыжки через нарты состоят из 4 фаз. отталкивание, полет, приземления, поворот.


.





ЛИТЕРАТУРА


1. Алаас, К. Общеразвивающие упражнения по легкой атлетике: учебник / К. Алаас - Якутск: ЯГУ, 1996. – 64 с.

2. Алаас, К. Легкая атлетика в школе / К. Алаас, М.И.Тихонова. Учебное пособие - Якутск: ЯГУ, 2005. – 93 с.

3. Алабин, В.Г. Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике: учебник / В.Г.Алабин - М.: Физкультура и спорт, 1982. – 235 с.

4. Бальцевич, В.К. Физическая культура для всех и каждого: учебник / В.К Бальцевич - М.: Просвещение, 1988. – 194 с.

5. Белорусов, В.В. Воспитание в спорте: учебник/ В.В.Белорусов - М.: Физкультура и спорт, 1974. – 119 с.

6. Верхошанский, Ю.В. Основа специальной силовой подготовки в спорте: учебник / Ю.В.Верхошанский - М.: Физкультура и спорт, 1977. – 194 с.

7. Верхошанский, Ю.В. Тройной прыжок: книга/ Ю.В.Верхошанский - М.: Физкультура и спорт, 1961. – 64 с.

8. Волков, Н.Н. Национальные виды спорта Якутской АССР: книга/ Н.Н.Волков - Якутск: Полиграфиздат, 1960. – 74 с.

9. Горбенко, В.В. Легкая атлетика: учебник / В.В.Горбенко, А.П.Смирнов - М: Физкультура и спорт, 1980. - С. 13-15.

10. Дубровин М.И. Учебное кино и диафильмы в обучении английскому языку в средней школе. - М., 1979.

11.Дьячков, В.М. Легкоатлетические прыжки: учебная пособие/ В.М.Дьячков - М.: Физкультура и спорт, 1955. – 34 с.

12. Жилкин, А.И. Легкая атлетика: учебник/ А.И.Жилкин - М.: Академия, 2005. – 464 с.

13. Кочнев, В.П. Якутские прыжки: книга/ В.П.Кочнев - Якутск: Северовед, 1997. – 102 с.

14. Кочнев, В.П. Игры состязания предков: книга/ В.П.Кочнев, И.Ю.Григорьев - Якутск; ЯГУ, 2003.-40с.

15. Кочнев В.П. Трамплин к славе:книга/ В.П.Кочнев, В.П.Ноговицын - Якутск: Полиграфиздат, 1988. - 85с.

16. Кочнев, В. П. Летающие прыгуны земли Олонхо /от века к веку: книга / В.П.Кочнев, А.Т. - Якутск: Сахаполиграфиздат, 2002. – 48с.

17. Кочнев, В.П. Правила соревнований. Национальные виды спорта в Республике Саха (Якутия): книга / В.П.Кочнев, А.Т.Прокопьев, А.А.Захаров - Якутск: ЯГУ, 2002. -21с.

18. Креер, В.А. Тройной прыжок: учебник / В.А.Креер - М: Физкультура и спорт, 1980. - 37 с.

19. Креер, В.А. Легкоатлетические прыжки: учебник / В.А.Креер, В.Б.Попов - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 67с.

20. Лахов, В.И. Организация и судейство соревнований по легкой атлетике: учебная пособие / В.И.Лахов - М: Физкультура и спорт, 1989. - 282с.

21. Макаров, А.Н., Легкая атлетика: учебник/ А.Н.Макаров, П.З.Сирис, В.П.Тенков - М: Просвещение, 1990.- 155с.

22. Озолин, Н.Г. Легкая атлетика:учебник/ Н.Г.Озолина, В.И.Воронкина - М.: Физкультура и спорт, 1979. -409с.

23. Прокопьев, А.Т. Якутские прыжки - учебное пособие. Видеоматериал / А.Т.Прокопьев - Якутск, 2002. – 45 с.

24. Рафикова Н.Н. Использование видеотехнологии на уроках иностранного языка // Язык. Речь. Коммуникация. - 2000. - Вып.4. - С.84-90.

25. Санников, Н.А. Учись прыгать: книга/ Н.А.Санников - Якутск: Полиграфиздат, 1974. – 30 с.

26.Суслов, Ф.П. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов/Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. - М.: СпортАкадемПресс,2001. – 480 с

27. Столяров В.И. Влияние физической культуры на воспитание старшеклассников/ В.И. Столяров. Владос- Пресс, 2001. - 189 с.

28. Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта./В.М. Смирнов, В.И. Дубровский– М., 2002.- 355 с.

29.Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник/ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.-480 с.

30. Шамаев, Н.К. Особенности методики физического воспитания в условиях Севера: учебная пособия/ Н.К. Шамаев. – Якутск.: Якутское издательство, 1996. – 87 с

33. Щукин А.Н. Методика использования аудиовизуальных средств. - М.: 1981.























ПРИМЕЧАНИЕ


При анализе техники в прыжках через нарты необходимо выделить основные составляющие фазы: отталкивание, полет, приземление и приземленье.

Oтталкивание осуществляется с двух ног одновременно, со всей стопы с акцентом на их внешних сводах. Oтталкивание выполняется в результате взаимодействия всех частей тела прыгуна, когда происходит резкое разгибание в коленных, голеностопных и тазобедренном суставах, а также рук.

После отталкивания обе ноги подтягиваются к груди, руки после отталкивания несколько опускаются, выпрямляются и поддерживают равновесие. Спортсмен приобретает необходимую высоту полета, которая составляет 55—60 см.

Одновременно ноги начинают разгибаться за счет опускания бедра и движения голени по инерции вперед. Приземление происходит на переднюю часть стоп. При этом пятки стоп сводятся вместе, носки развернуты наружу. Руки, продолжая начатое движение, опускаются вперед–назад. Это компенсаторное (возмещающее) движение способствует сохранению устойчивости.

в) для выполнения поворота спортсмену дается 5 секунд (отсчет времени секундомером производится судьей с момента приземления спортсмена после преодоления им последней нарты до момента отталкивания ногами для выполнения новой серии прыжков).

Прыжки через нарты выполняются спортсменом до первой ошибки, влекущей за собой приостановление дальнейших прыжков.

Ошибкой считается, если участник соревнований:

а) сдвинул нарту с места любой частью тела (касание нарты ступнями без ее сдвига ошибкой не считается);

б) коснулся нарты рукой или частью тела выше пояса;

в) сделал остановку между прыжками, т.е. сбился с ритма прыжков;

г) переступил или сдвинул стопы при приземлении или на повороте;

д) нарушил правило пяти секунд;

е) выполнил прыжок через нарту с разведением ног в разные стороны;

ж) сделал перенос ног (ноги) через правую или левую стороны;

з) при приземлении сдвинул стопы так, что их носки оказались не на одной линии;

и) самостоятельно прекратил прыжки.

Количество преодоленных спортсменом нарт фиксируется в протоколе.

Участнику соревнований засчитывается только такое количество нарт, которое он преодолел до совершения им одной из перечисленных выше ошибок.

Победителем становится тот, кто перепрыгнул через большее количество нарт.

Рис.1 Рис.2






































22



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Макаров Иван Иванович

Дата: 27.10.2021

Номер свидетельства: 589713


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства