Разработка клубного часа для начальной школы была подготовленна для открытого мероприятия. Цель клубного часа: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий индивидуальности каждого.
В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому в нашей стране следует формировать именно такое понимание толерантности, стремиться к тому, чтобы оно было привычным в обыденном языке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«клубный час "Хорошо или плохо быть толерантным?" »
«Хорошо или плохо быть толерантным»
3 класс
Актуальность.
Мы живём в беспокойное время, когда стали привычными слова «терроризм», «вооружённый конфликт», «насилие». К сожалению, значение этих слов становится понятным в раннем возрасте. Телевидение, интернет доносит много негативной информации. Ясно, что и дети становятся более конфликтными и агрессивными. Поэтому мероприятия, направленные на миролюбие и толерантность, имеют важное значение для формирования гармоничной и гуманной личности.
В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому и в нашей стране следует формировать именно такое понимание толерантности, стремиться к тому, чтобы оно стало привычным в обыденном языке.
В национальной доктрине образования Российской Федерации определены цели, которые содержат:
воспитание человека уважающего права и свободы личности, обладающего высокой нравственностью, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к традициям и культуре других народов;
формирование культуры мира и межличностных отношений.
Толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека. Именно поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какие они есть.
Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.
Задачи:
1) продолжить изучение понятия «толерантности», определить качества толерантного человека.
2) увидеть на примере своего класса, что все мы похожие чем-то и разные.
3) формировать у учащихся коммуникативные навыки: навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
Форма проведения: клубный час.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, ролик «Дорогою добра», солнышки по количеству групп, конверты с лучиками - качествами личности (по 3 для каждой группы), плакат «Правила работы в группе», картинки для игры «Найди себе подобного», шкатулки с зеркалом внутри (по количеству групп), 3 апельсина, 3 очищенных апельсина, коробочка для апельсинов, клей для каждой группы, костюмы для инсценирования сказки.
Методы проведения: поисковые, дискуссионные, игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре).
Возраст участников: учащиеся 3 В класса
Ход занятия.
Под песню «Дружба» (в исполнении группы «Барбарики») дети заходят в класс.
- Сейчас мы проедём с вами клубный час, а тему клубного часа вы узнаете чуть позже.
Игра «Найди себе подобного»
- Встаньте в круг. Руки за спину. Прошу вас прикрыть глаза и не разговаривать. Я вложу каждому из вас в руки рисунок. (6 рисунков – деревья, 6 рисунков – домики, 6 рисунков – птицы, 1 рисунок – грозовая тучка)
- Откройте глаза и найдите «себе подобного», объединитесь по рисункам группами. Разговаривать при этом нельзя.
Обращаюсь к оставшемуся одному ученику.
- А ты почему остался? Какой у тебя рисунок? (грозовая тучка)
- Как вы думаете, ребята, как он себя чувствует?
- Что бы вы предложили сделать, ребята?
- Я с вами согласна. Я бы тоже взяла его в свою команду и стала бы с ним дружить, несмотря на то, что он «грозовая тучка». Из этой тучки пошел бы дождь, а после дождя мы бы веселились и бегали по лужам.
- Мы должны принять любого человека таким, какой он есть.
- Сейчас я вас попрошу сесть по группам, которые у вас образовались. (ребята садятся за столы группами)
- Улыбнитесь друг другу, подарите улыбки нашим гостям, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
- Как вы, наверное, уже догадались, сегодня мы будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.
На интерактивной доске появляются листы календаря. На одном листе записано 16 ноября. (слайд 2)
-Ребята, посмотрите, какое число обозначено на листке календаря?
- Кто помнит, что это за день? (Международный день толерантности или День терпимости) (слайд 3)
- Давайте повторим то, о чем мы говорили на прошлом занятии.
- Что такое «толерантность»? (ответы детей)(вывод на слайдах 4-5)
- Давайте вспомним, как понимают толерантность разные народы? (слайд 6)
- Как англичане понимают слово «толерантность»? (принимать человека таким, какой он есть)
- Как французы понимают слово «толерантность»? (уважать свободу другого)
- Как в Китае понимают слово «толерантность»? (позволять великодушие в отношении других)
- Как в арабском языке звучит слово «толерантность»? (все прощать, быть снисходительным)
- В персидском? (готовность к примирению)
- А в русском языке? (быть милосердным, добрым к окружающим тебя людям)
- Да, правильно, ребята, молодцы.
(слайд 7)
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность и уникальность.
(слайд 8)
Толерантность – умение принять человека таким, какой он есть.
- «Тучка», тебе приятнее находиться вместе с ребятами в группе или одному?
- Продолжим наш разговор о толерантности.
- Толерантность – это качество личности. Это качество проявляется, когда взаимодействуют 2 или больше человека, и эти люди чем-либо отличаются друг от друга - цветом кожи, взглядами и вкусами, поведением.
(слайд 9)
- Посмотрите на картинку: вороны черные и только одна белая, но им хорошо вместе.
Они весело танцуют и поют, и совсем неважно кто и какого цвета.
- Ребята, давайте сегодня поговорим о том, хорошо или плохо быть толерантным?
- Это тема нашего клубного часа.
Тему вывесить на доску.
(слайд 10)
- Символом толерантности я выбрала солнце.
- Как вы думаете, почему? (солнце одно и оно обогревает своим теплом всю Землю)
- У вас на столах есть солнышки.
- Чего у них не хватает? (лучиков)
- Я предлагаю подарить во время нашего занятия солнышкам лучики. Вы согласны?
- Тогда за работу.
- Давайте выполним первое упражнение, оно называется «Волшебное озеро». Это упражнение поможет нам ответить на вопрос: «Как же мы должны относиться к самим себе?»
Упражнение «Волшебное озеро»
Для упражнения понадобятся 3 шкатулки, в которые заранее положены небольшие зеркала круглой формы.
- Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку закрытыми глазами. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь.
- Что вы видите?
- Там, в «маленьком волшебном озере», вы видите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.
После того как в шкатулку заглянет каждый:
- Ну, ребятки, скажите, кто же был этим уникальным и неповторимым человеком на свете?
- Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?
- Как вы понимаете значение слова «уникальный»? (Единственный в своем роде, исключительный, особо ценный, оригинальный)
- Как же мы должны относиться к этой уникальной и неповторимой личности, то есть к самим себе? (ответы детей)
- У вас на столах лежат конверты с лучиками – качествами человека. Возьмите 1-ый конверт. Выберите те лучики с определениями, которые подсказывают нам, как нужно относиться к самим себе и наклейте на солнышко.
- На пути к счастью человек может допускать ошибки. Нужно только их во время заметить, исправить и больше не совершать.
- Я предлагаю вам посмотреть «Сказочку о счастье», которая подскажет нам: «Как нужно относиться к окружающим?»
(слайд 11)
Сказочка о счастье
На свете жил один король, (надеть корону) Богатый и могучий. Всегда грустил он. И порой Бывал мрачнее тучи. Гулял он, спал, обедал, А счастья он не ведал!
Но вечно хныкать и тужить Бедняге надоело. Вскричал король: «Нельзя так жить!» - И с трона спрыгнул смело.
И вот король в карету сел – И покатил за счастьем. Король в окошечко глядит, Карета быстро катится. Постой-ка, кто там на пути? Девчонка в драном платьице.
- О, всемогущий мой король, Подать хоть грошик мне изволь. - Эй, попрошайка, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! –
Вдруг на пути стоит солдат, Израненный, оборванный.
- О, мой король, - вскричал солдат, - Тебя я видеть очень рад! Прошу покорнейше: устрой Меня ты в услужение, Я за тебя стоял горой, Я выиграл сражение. - А ну, служивый, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! –
Вдруг на дорогу вышла с гор Сутулая старуха.
- Прости, любезный мой король, Старуху одинокую. Мой дом – вон, видишь, за горой, С утра ушла далеко я. Ношу из леса я дрова – Тяжелая работа. Гляжу вокруг, едва жива: А вдруг поможет кто-то…
- А ну, старуха, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! –
Вот старец с белой бородой Остановил карету. Сказал: «Заблудшая душа, Король, побойся Бога! Ты ищешь счастье для себя, Ты странствуешь по свету. Но, только ближнего любя, Найдешь ты счастье это. Скорей послушайся меня: Обратно разверни коня, Дитя согрей и накорми, Солдата в сторожа найми, Все это сделай, но сперва Старушке ты поможешь: Из дома довезешь дрова, Распилишь и уложишь…» (слайд 12) Король поныне во дворце Всем людям помогает. И счастье на его лице, Как ясный день, сияет!
- Ну, ребята, скажите мне, каким был король в начале истории? Какие черты личности вы можете назвать?
- Почему изменился король?
- Как вы думаете, люди полюбили короля?
- Всегда ли в жизни происходят такие замечательные изменения?
- Чему нас учит эта сказка?
Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой.
- Возьмите 2-ой конверт. Выберите те лучики с определениями, которые подсказывают нам, как нужно относиться к окружающим и наклейте на солнышко.
- А сейчас давайте выполним следующее упражнение. Это упражнение поможет ответить на вопрос: «Как мы хотим, чтобы окружающие относились к вам?»
Упражнение «Апельсины» - Подойдите ко мне по 1 человеку с каждой группы и выберите себе по одному апельсину. Запомните хорошенько, как он выглядит. А сейчас я их заберу, перемешаю, и попробуйте угадать, который из них ваш.
Ребята повторно берут апельсины из коробки.
- Это точно ваши апельсины? Вы не ошибаетесь? Как вам удалось найти именно свой апельсин?
- А если с этих апельсинов снять кожуру, сможете определить, где чей апельсин?
(показать очищенные апельсины)
– Почему трудно определить?
- Да. Правильно. Внутри все апельсины одинаковые. Вот так жеи люди. Снаружи - все разные, а внутри – одинаковые, ранимые; хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с уважением; не оскорбляли, не смеялись, не обижали.
- Поэтому мы должны быть какими?
- Возьмите 3-ий конверт. Выберите те лучики с определениями, которые подсказывают, как мы хотим, чтобы окружающие относились к вам.
- Как же жить в мире, где столько разных людей? Ответ на этот вопрос найдем с помощью упражнения «Собери строчки стихотворения».
Упражнение «Собери строчки стихотворения»
- У вас на столах лежат желтые конверты. В этих конвертах разрезанные строчки стихотворения. У каждой группы свои. Расположите эти строчки в нужной, по-вашему, последовательности. И мы посмотрим, что у вас получилось.
- Прочитайте получившиеся части стихотворения, учитывая номер группы.
Чтение получившегося в группах стихотворения
I группа
На огромной на планете Очень разные есть дети: Тихие и шумные, Глупые и умные, Есть худые, есть толстушки, Молчуны и хохотушки.
II группа
Кто-то ростом невелик, Кто-то слабый ученик. У одних - большие ушки, У других - кругом веснушки. Кто- то рыж, а кто-то бел, Кто-то в играх неумел.
III группа
Ни над кем нельзя смеяться, Никого нельзя дразнить. Нужно очень постараться, Словно братьев всех любить. И тогда на белом свете Так чудесно будет жить!
(слайд 13) Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.
- Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, каждый человек – это индивидуальность, личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.
Мы разные, и это прекрасно! (слайд 14)
- Подходит к концу наше занятие. Покажите получившиеся солнышки. Они «заиграли» у вас по-новому. (слайд 15)
- Какими же качествами должен обладать толерантный человек? Прочтите на лучиках. (щелчки по слайду 15)
- Так скажите, хорошо или плохо быть толерантным?
(слайд 16)
- Правильно ребята.
Толерантность - это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе.
Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность - слово для живых!
- В заключение нашего мероприятия хочется вам сказать, что наша группа – это маленькая семья. И было бы очень хорошо, если бы в этой семье всегда царили доброта, уважение и любовь. Вижу, что наш разговор оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.
Включить клип «Дорогою добра»
- Пришел самый приятный момент – награждение апельсинами участников мероприятия. Не забывайте, пожалуйста, что внутри-то мы все одинаковые. Берегите, цените, уважайте людей, с которыми вас сводит жизнь.
( Вручение призов толерантности)
- Ребята, я надеюсь, что вы будете терпимее относиться друг к другу. Будьте толерантны!