Клубный час, посвященный проблеме осознанного выбора профессии для учащихся 8-9 классов, обучающихся по программе специальной коррекционной школы. Цель: стимулирование детей к осознанному выбору профессии
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цели: стимулирование детей к поиску информации о профессиях, к осознанному выбору профессии
Задача: формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту; - расширить представления детей о различных профессиях.
Форма проведения: час общения.
Подготовительная работа с детьми: предложить 2-3 ученикам подготовить иллюстрацию осознанного выбора профессии.
Ход клубного часа:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим клубный час, посвященный проблеме осознанного выбора профессии. Тема: «ХОЧУ, МОГУ, НАДО» и начать наше занятие я хочу с четверостишия:
У меня растут года -
Будет мне семнадцать,
Кем работать мне тогда?
Чем заниматься?»
Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.
- Что же такое профессия? На экране написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?
(Дети дают ответы.)
Давайте теперь сравним ваши ответы и определения из словарей.
Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация - это уровень профессионального мастерства.
Должность - это место, занимаемое человеком в организации.
Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.
Выбор профессии - сложная и ответственная задача.
Игра «Визитка»
Многие люди при первом знакомстве друг с другом оставляют свои визитки. На этих визитках кроме имени, фамилии, отчества содержатся и профессиональные характеристики. Можете ли вы разобраться в этом нагромождении информации? Сейчас мы это проверим. На экране записаны профессиональные характеристики, взятые мною из визиток. Попробуйте определить профессию, квалификацию, специальность, должность в каждой характеристике.
Перед Вами набор слов. Вам надо разделить эти слова по основным понятиям. На доске прикреплены 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека. Вы должны выбрать название, которое имеет отношение к той или иной профессии
Групповая работа по теме «Самые нужные профессии»
Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.?
Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.
Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».
Вторая группа - «Профессии, которые всегда нужны».
Послушаем, что у вас получилось.
Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, нефтянник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.
Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.
Профессиональные училища и специальности
А сейчас мы немного поговорим с Вами о тех училищах, в которых получают профессию ваши старшие товарищи.
Вам, ребята, предлагается ограниченный спектр профессий, которые вы можете получить. Среди них можно назвать швейное, столярное, слесарное, строительное дело.
В основном мы взаимодействуем с таким училищами как № 51, № 18, № 14 (начали работать только в этом году), № 41 (г. Калачинск), ОТСЛХ (Омский техникум строительства и лесного хозяйства). Именно в этих учебных заведениях есть коррекционные группы.
Плотник
Плотник - одна из распространенных строительных профессий. Это профессия широкого профиля. Специалист выполняет работы, связанные с обработкой древесины и изготовлением из нее разнообразных деталей, изделий и строительных конструкций.
До недавнего времени все работы, связанные с использованием древесины, подразделяли на плотничные и столярные. Теперь эти две профессии слились воедино.
Профессия плотника необходима везде. Он может работать на стройках городов, в строительных организациях сельского строительства, в строительно-ремонтных организациях, в ремонтных цехах заводов, на деревообрабатывающих комбинатах, в жилищно-строительных конторах при домоуправлении.
СТОЛЯР
Столяр - профессия многогранная, включающая самые разнообразные профессиональные умения. Наиболее массовыми являются профессии столяров в жилищном строительстве и мебельном производстве. В особую немногочисленную группу выделяются столяры-краснодеревщики, в работе которых преобладают художественные тенденции.
Результатом работы столяра являются различные столярные изделия, которые делятся по конструктивному признаку. К столярным изделиям брусковой конструкции относятся беговые лыжи, сапожная колодка, воздушный винт самолета, корпус деревянного ватерпаса; к столярным изделиям каркасной конструкции - оконные переплеты, ширмы, кровати, лестничные ограждения и пр.; к столярным изделиям каркасно-обшивной конструкции - стулья, кресла, диваны, филенчатые дверные полотна, корпуса легких судов и др.; к столярным изделиям бескаркасной конструкции - щитовые двери, столярные ящики, шкафы и письменные столы щитовой конструкции.
Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.
Ошибки выбора профессии
Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной дороге. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?
Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?
Формула выбора профессии
Скажите, что же такое эти три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего клубного часа: «хочу», «могу» и «надо»?
Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:
хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
могу - это все, что мне по силам, по способностям;
надо - это все, что нужно для общества, страны.
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитывает и личные стремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).
Кто из вас хочет продемонстрировать, как работает формула выбора профессии?
Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора
Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.
И все-таки, чтобы Ваш выбор был правильным, я раздам Вам вот такую памятку рекомендаций выбора профессий.
Социальный педагог перечеркивает тире между словами в названии темы классного часа, получаются плюсы и дописывает на доске после трех слов называния классного часа: « = осознанный выбор профессии».
Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.
Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию, Вы не выбрали, Вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний