kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Клуб "Юный журналист" как средство формирования учебной культуры учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приоритетными задачами профильного образования сегодня является развитие творческих и коммуникативных способностей современных подростков. От успешного решения этих задач будет во многом зависеть выбор профессии, а значит и дальнейшая судьба молодых людей.

Сегодня подростки сталкиваются с проблемой выбора профессии уже в старших классах и чем раньше они смогут сопоставить собственные желания, творческие и коммуникативные способности с потребностями современного рынка труда, сориентироваться в многообразии профессий, тем проще им будет сделать этот выбор.

Одной из самых престижных и востребованных профессий в современном обществе остается журналистика. По статистике каждый четвертый российский выпускник сегодня мечтает о профессии журналиста. О том, насколько возрос в последнее время интерес школьников к журналистике, говорят также следующие факты: сегодня каждая третья российская школа выпускает собственную газету или журнал, а число газет и подростковых журналов по сравнению с 1986 годом увеличилось в несколько раз.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Клуб "Юный журналист" как средство формирования учебной культуры учащихся. »



Приоритетными задачами профильного образования сегодня является развитие творческих и коммуникативных способностей современных подростков. От успешного решения этих задач будет во многом зависеть выбор профессии, а значит и дальнейшая судьба молодых людей.

Сегодня подростки сталкиваются с проблемой выбора профессии уже в старших классах и чем раньше они смогут сопоставить собственные желания, творческие и коммуникативные способности с потребностями современного рынка труда, сориентироваться в многообразии профессий, тем проще им будет сделать этот выбор.

Одной из самых престижных и востребованных профессий в современном обществе остается журналистика. По статистике каждый четвертый российский выпускник сегодня мечтает о профессии журналиста. О том, насколько возрос в последнее время интерес школьников к журналистике, говорят также следующие факты: сегодня каждая третья российская школа выпускает собственную газету или журнал, а число газет и подростковых журналов по сравнению с 1986 годом увеличилось в несколько раз.

Дорога во «взрослую» журналистскую профессию обычно начинается в подростковом возрасте с развития творческих способностей в кружке журналистики, с «пробы пера» в школьной газете. В последние годы подростковая журналистика динамично развивается, и уже прочно заняла свое место в современном образовании: она находится на стыке базового и дополнительного образования и включена в учебный процесс как профильный предмет. Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, журналистика приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, служит важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно - средством коммуникации, которое позволяет юной аудитории общаться друг с другом и познавать мир.

Когда старшеклассникам задают вопрос, почему они хотят стать журналистами, 90% из них, не задумываясь, отвечают, что делают такой выбор потому, что эта профессия подразумевает общение со многими интересными людьми и возможность постоянно находиться в гуще событий. Однако, именно каждодневное общение с самыми разными людьми создает огромное морально-психологическое напряжение и делает журналистику одной из самых сложных профессий.

Далеко не каждый человек способен стать журналистом и дело здесь не только в том, обладает ли он творческими способностями: журналистская профессия предполагает наличие у человека, выбравшего ее, определенного набора качеств, важное место среди которых занимают такие психологические характеристики как развитие памяти, внимания, мышления и коммуникабельности. Трудно представить себе аналитика без развитого логического мышления, репортера – без хорошей зрительной и слуховой памяти или журналиста, работающего в жанре интервью – не умеющего общаться и находить взаимопонимание с людьми.

Среди молодых журналистов бытует мнение, что наглость и напористость в журналисткой профессии – второе счастье. Однако, это мнение, по большей части, ошибочно: хамоватых и наглых представителей «пишущей братии» люди не любят и предпочитают общаться с ними как можно реже и меньше. Успех профессиональной деятельности во многом зависит от того, насколько журналист коммуникабелен: как ведет себя, слушает, слышит и понимает то, что говорит ему собеседник. Поэтому журналист должен быть хорошим психологом, коммуникабельным, приятным собеседником, умеющим расположить к себе.

Творческое состояние для журналиста – это состояние взаимодействия с другим человеком, который становится «источником информации». Для журналиста умение общаться необходимо, пожалуй, больше, чем представителям других профессий. По данным статистики, 70 % будущих журналистов испытывают трудности в процессе общения с людьми. Психологи объясняют это тем, что у тех подростков, которые до 12-14 лет были ориентированы, в основном, на семью, в более позднем возрасте обычно возникают проблемы во взаимоотношениях с людьми, в дальнейшем эти проблемы могут перейти и на служебные отношения. Неврозы, нарушения поведения, даже склонность к правонарушениям, так же часто встречаются у людей, чьи взаимоотношения со сверстниками в детском и подростковом возрасте были проблемными. Где и как можно научить подростков, выбравших для себя профессию журналиста, общаться и взаимодействовать с другими людьми?

Условия для развития не только творческих, но и коммуникативных способностей учащихся, можно смоделировать в своеобразной творческой лаборатории, которой, по сути, является любое школьное средство массовой информации – альманах, журнал или газета. При издании школьного СМИ создается уникальная творческая обучающая среда, которая не только стимулирует интерес подростков к развитию собственных интеллектуальных способностей, активно мобилизует их творческие силы, систематизирует и закрепляет приобретенные ранее профессиональные умения и навыки, но и помогает развить коммуникативные способности, избавиться от многочисленных подростковых комплексов.

Воспитательное значение создания модели такой творческой среды заключается в стимулировании познавательной активности старшеклассников; в развитии их самостоятельности и ответственности за ход и итог коллективной работы; в формировании умения преодолевать трудности; в профилактике и изживании уже сложившихся личных подростковых комплексов. Одновременно происходит воспитание таких качеств как коммуникабельность, добросовестность, усидчивость, прилежание, дисциплинированность и ответственность.

В диагностическом аспекте работа в такой творческой лаборатории как школьное печатное издание особенно информативна, так как с наибольшей полнотой и ясностью показывает истинную картину усвоения будущими журналистами профессиональных знаний, умений и навыков, развития их творческих и коммуникативных способностей.

Одним из эффективных способов формирования коммуникативных способностей подростков психологи считают ролевые игры и тренинги.

Игры являются наиболее естественной формой взаимодействия между людьми, именно в игре личность развивается свободно и гармонично. Психологи давно начали использовать игру в своей профессиональной деятельности в качестве тренинга. Они считают, что одно из достижений игры в том, что она учит человека жить в реальном мире.

Ролевые игры позволяют развивать, корректировать и формировать многие личностные качества. С их помощью можно развивать коммуникабельность, память, внимание, снимать агрессию и психоэмоциональное напряжение.

Тренинг общения 1: ролевая игра «Испорченный телефон»

Задачи тренинга: сформировать представление об общении как о психологическом явлении. Продемонстрировать искажение информации при ее передаче от человека к человеку, важность обратных связей в общении и навыков эффективного слушания.

Описание тренинга : Все участники, кроме одного, выходят за дверь. Оставшемуся участнику ведущий передает в устной форме сообщение, содержащее несколько предложений, которые касаются какой-либо темы, одинаково интересной для всех игроков.

Пример сообщения: В нашей школе открывается тренажерный зал. Он будет размещаться на первом этаже, а библиотеку переместят на третий этаж. Тренажерный зал будет работать по вечерам, но пускать туда будут только тех, у кого нет двоек.

Узнавший новость участник, зовет в кабинет следующего и передает сообщение ему, тот – следующему и т.д. В конце игры сравнивается первоначальная информация и та, что была получена последним участником игры.

Психологический смысл тренинга: он позволяет очень хорошо показать будущим журналистам, как искажается информация в процессе коммуникации, как важно внимательно слушать и запоминать слова собеседника.

После тренинга должно пройти обсуждение : что вызвало искажения информации? Какие блоки информации исчезли и исказились в первую очередь? Что следует делать, чтобы информация передавалась более точно? Насколько точна информация, полученная «через третьи руки»?

Тренинг общения 2: ролевая игра «Неразговорчивый собеседник»

Задачи тренинга: развитие коммуникабельности, эмоциональной устойчивости в ситуациях социального взаимодействия, тренировка навыков работы в жанре интервью, умения правильно ставить вопросы.

Описание тренинга: Один из участников становится интервьюируемым, другие игроки – журналистами. Разыгрывается ситуация пресс-конференции. Интервьюируемому задают вопросы журналисты. Задача интервьюируемого как можно более односложно отвечать на вопросы корреспондентов, которые должны «разговорить» своего собеседника.

Психологический смысл тренинга: научить будущих журналистов правильно вести себя с «неразговорчивым» собеседником, развиваются навыки вербального и невербального общения, умение правильно ставить вопрос и получать на него исчерпывающий ответ.

Обсуждение : как правильно вести себя с неразговорчивым собеседником? Какие вопросы задавать такому собеседнику, чтобы «разговорить» его и получить ответы на свои вопросы?

Тренинг общения 3: ролевая игра «Болтливый собеседник»

Задачи тренинга: развитие коммуникабельности, эмоциональной устойчивости в ситуациях социального взаимодействия, тренировка навыков работы в жанре интервью, умения правильно ставить вопросы.

Описание тренинга: Один из участников игры становится интервьюируемым, другие игроки – журналистами. Разыгрывается ситуация пресс-конференции. Интервьюируемому задают вопросы журналисты. Задача интервьюируемого как можно более многословно отвечать на вопросы корреспондентов, которые должны суметь направить беседу в нужное для них русло и научиться «фильтровать» информацию, полученную от своего собеседника.

Психологический смысл тренинга: научить будущих журналистов правильно вести себя с «болтливым» собеседником, развиваются навыки вербального и невербального общения, умение правильно ставить вопрос и получать на него ответ.

Обсуждение : как правильно вести себя с болтливым собеседником? Какие вопросы задавать такому собеседнику, чтобы получить ответы на нужные журналисту вопросы?

Психологические упражнения

Цель этих психологических упражнений – повышение самооценки, развитие наблюдательности и коммуникативных способностей подростков.

Описание предмета

Задачи упражнения: развитие наблюдательности и коммуникативных способностей.

Описание : все дети разбиваются на пары и садятся друг напротив друга. Ведущий раздает каждому подростку по какому-либо предмету. Лучше всего использовать хорошо знакомые и простые предметы: банки, кружки, вазы, часы, украшения, карандаши или ластики.

Каждого подростка просят описать своему партнеру полученный предмет, не называя его и не рассказывая о его назначении. Например, стеклянную банку можно описать так: «Этот предмет имеет цилиндрическую форму. На него наклеена этикетка, на которой коричневым цветом написаны слова…».

Задача детей – как можно более полно и детально описать предметы. Очень часто, выполняя подобное упражнение, люди начинают по-новому видеть хорошо знакомые вещи.

Обсуждение: после выполнения задания ведущий просит детей обсудить упражнение.

«Здравствуйте!»

Задачи упражнения : развитие коммуникативных способностей – умения общаться, знакомиться и заводить разговор.

Описание : детям предлагается разделиться на пары и встать лицом друг к другу. Ведущий дает задания:

  • «Здороваемся, как старые друзья, которые давно не виделись!»

  • как люди, которые находятся в ссоре;

  • как начальник и подчиненный;

  • как дипломаты двух держав;

  • как ребенок с отцом, приехавшим из длительной командировки;

  • как ученик с учителем.

Обсуждение: с кем было приятно здороваться, какие профессиональные качества журналиста помогают в общении. Подростки должны записать свои наблюдения в журналистский блокнот.

Таким образом, активное формирование и развитие творческих и коммуникативных способностей будущих журналистов в школьном печатном издании происходит в ходе коллективной работы. В процессе создания газеты старшеклассники учатся не только отбирать факты, работать с различными источниками информации, делать собственные обобщения и выводы, письменно формулировать свои мысли, но и учатся общаться в коллективе, думать и действовать логично, тренировать свою память и наблюдательность. Преимущество использования школьного печатного издания в качестве творческой лаборатории заключается в том, что это позволяет сделать процесс профильного обучения будущих журналистов живым и увлекательным; учитывать их стремление к активному действию; дает возможность преподавателю-журналисту индивидуально подойти к каждому ученику и решить самые разнообразные образовательные и воспитательные задачи.

 

Литература

  • К.И. Акимов. Мастерство журналиста, М., 2007

  • Психология для будущих журналистов / сборник статей под редакцией В.Ясина, М., 2006.

  • Конкурс школьных печатных изданий/ М., МИОО-ЛГО, 2006.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Клуб "Юный журналист" как средство формирования учебной культуры учащихся.

Автор: Сапунов А.В.; Бескровная Т.В.

Дата: 07.10.2015

Номер свидетельства: 237044


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства