Классный час "СПИД - сущность и проблема" ориентирован на учащихся 9 класса. Его цель - детально познакомиться с "чумой" нашего времени СПИДом, раскрыть сущность заболевания, пути заражения и профилактику болезни, показать актуальность проблемы в современном мире. С учащимися в ходе проведения классного часа проводится анкетирование для определения уровня знаний о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3. Находиться в аудитории вместе с преподавателем, который болен СПИДом, вполне безопасно
В
Н
4. Только гомосексуалисты должны заботиться о том, чтобы не заразиться ВИЧ.
В
Н
5. Люди, которые вводят себе внутривенно лекарственные препараты, не должны пользоваться иглами других людей
В
Н
6. Нельзя заразиться ВИЧ, когда кусаешь один и тот же бутерброд или пьешь из одного стакана с человеком, больным СПИДом
В
Н
7. Можно заразиться ВИЧ, если имел только один сексуальный контакт
В
Н
8. Можно заразиться ВИЧ, останавливая своими руками кровь
В
Н
9. ВИЧ можно заразиться, если больной чихает или кашляет на тебя.
В
Н
10. СПИД вызывается вирусом
В
Н
11. Положительный результат теста на ВИЧ означает, что человек болен СПИДом.
В
Н
12. ВИЧ поражает красные кровяные тельца
В
Н
13. ВИЧ передаётся через все жидкие выделения тела
В
Н
14. Тесты на СПИД как правило надёжны
В
Н
15. ВИЧ передаётся тремя основными путями:
при сексуальных контактах,
контактах с кровью,
от матери к ребёнку,
через определённые жидкости организма человека.
В
Н
16. Правильное использование презервативов помогает во многих случаях избежать передачи вируса СПИДа
В
Н
17. Многие симптомы СПИДа напоминают симптомы других заболеваний.
В
Н
18. Одна из проблем, связанных со СПИДом, состоит в том, что между заражением и моментом проявления заболевания могут пройти годы.
Учитель: По результатам анкетирования видно, что есть необходимость подробного изучения ВИЧ и СПИД, поэтому предлагаем послушать сообщения наших ребят.
1.Что такое ВИЧ\СПИД?
ВИЧ - (вирус иммунодефицита человека) - это вирус, который вызывает разрушение иммунной системы и делает больного восприимчивым в различным инфекциям и опухолям.
ВИЧ - инфекция- это заболевание, вызванное вирусом иммунодефицита человека. Оно включает в себя период длительного вирусоносительства (10 и более лет), заканчивающегося СПИДом.
СПИД - (синдром приобретённого иммунодефицита)- это конечная стадия проявления болезни, при которой у человека отмечается необратимые нарушения функций организма. На этой стадии человек умирает. Её продолжительность не превышает обычно 3-х лет.
“Синдром” означает, что речь идёт не об отдельной болезни, а о целом комплексе различных признаков\симптомов заболевания.
“Приобретённый” означает, что это то, что можно приобрести или заразиться.
“Иммунодефицит”- первая часть слова означает, что речь идёт об иммунной системе человека, а вторая часть слова - “дефицит”- означает, что это иммунная система нарушена и работает недостаточно.
2. Механизм развития заболевания:
Попадая в организм, вирус стремиться проникнуть в клетки иммунной системы, чтобы в них жить и размножаться, при этом работа самих клеток нарушается. В процессе размножения ВИЧ лимфоциты погибают, т.к. вирус использует клетку в качестве материала для создания себе подобных. ВИЧ связывается с клеткой, проникает внутрь, его оболочка исчезает, и внутри клетки начинается создание новых вирусных частиц из РНК ВИЧ. Затем РНК ВИЧ превращается в ДНК ВИЧ. Так как процесс повторяется, всё большее количество СД-4 лимфоцитов поражается вирусом и погибает. Все применяемые в настоящее время антивирусные препараты воздействуют на ферменты вируса, подавляя их работу, т.е., препятствуют созданию новых вирусных частиц.
3. Пути передачи ВИЧ:
Вирус иммунодефицита человека, или ВИЧ, передаётся от человека к человеку. Иными словами, заразиться ВИЧ не может находиться вне организма человека.
Заразиться ВИЧ можно при:
- при контакте “кровь с кровью”:
- при переливании заражённой непроверенной донорской крови;
- когда при введении лекарственных или каких-то других веществ, для медицинских ил косметических манипуляций применяют уже кем-то ранее использованные, нестирильные, плохо обработанные шприцы, иглы;
- наркотическим путём.
- при половом контакте:
Наиболее опасные сексуальные практики в плане заражения ВИЧ – инфекцией:
- во время анального сношения;
- заражению так же способствует различные воспалительные заболевания половых органов;
- половой акт во время менструации;
- во время вагинального полового контакта;
- возможна передача ВИЧ и при орально-генитальном сексе.
Вертикальный путь передачи:
- во время беременности мать может передать вирус из своего кровотока через плаценту плоду;
- во время прохождения по родовому каналу младенец подвергается воздействию крови и вагинального секрета инфицированной матери;
- после родов мать может передать вирус своему ребёнку при кормлении грудью.
4. Как не передаётся ВИЧ
ВИЧ не передаётся:
- воздушно-капельным путём, т.е. через воздух и слюну (чихание, кашле, при процедурах), ВИЧ-инфекцией нельзя заразиться также как гриппом, т.е. на улице, в транспорте, при разговоре;
- при рукопожатиях и объятиях;
- через пот и слёзы;
- бытовым путём, т.е. проживая с больным человеком в одном помещении. Это значит, что совершенно безопасно пользоваться общей посудой, полотенцем, постельным бельём, туалетом, ванной, бассейном;
- через укусы животных и насекомых (комары, клопы, вши).
Действительно, за исключением случаев, перечисленных в предыдущем разделе, довольно трудно получить ВИЧ!
III Закрепление:
Учитель:
1. Мы с вами прослушали информацию, а теперь предлагаю обсудить данную проблему в виде игры. Это игра кроме информирования, даёт каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему ВИЧ/СПИД. Необходимо приготовить 4 листа ватмана, на каждом из которых написано одно из следующих утверждений: “Совершенно согласен”, “Согласен, но с отговоркой”, “Совершенно не согласен”, “Не знаю/не уверен”. Листы прикрепляются по четырём сторонам комнаты.
Ведущий зачитывает по одному или несколько спорных утверждений, связанных с проблемой ВИЧ/СПИД. После того, как утверждение произносится, участники сразу же должны разойтись и встать у тех листов ватмана, на которых отражена их точка зрения. Участников просят объяснить, почему они выбрали именно эти утверждения. Выслушав разные точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, более подходящие для них теперь. Игра не преследует цель привести участников к единому мнению.
Спорные утверждения.
- Принудительные обследования на ВИЧ – единственный способ сдержать распространение ВИЧ?
- Люди, заразившиеся ВИЧ, сами в этом виноваты?
- Сексуальное воспитание должно пропагандировать безопасный секс?
- Нужно, чтобы наркоманы могли бесплатно получать чистые иглы и шприцы?
- Людей с ВИЧ/СПИД нужно изолировать?
- Презервативы должны быть доступны всем, независимо от возраста?
- Чтобы предупредить распространение ВИЧ/СПИД, необходимо запретить проституцию?
- Женщина, заражённая ВИЧ не должна иметь детей?
Учитель:
2. Следующее упражнение “Степень риска”.
На полу чертится линия – линия РИСКА. На одном её конце размещается карточка с надписью “ВЫСОКИЙ РИСК”, на другом - “РИСК ОТСУТСТВУЕТ”, карточка “НЕБОЛЬШОЙ РИСК”, размещается ближе к середине линии.
Каждому участнику даётся карточка с ситуацией контакта с ВИЧ-инфицированным человеком:
- поцелуй в щёку
- инъекция в лечебном учреждении
- половая жизнь в браке
- переливание крови
- пользование чужой зубной щёткой
- плавание в бассейне
- половой акт с наркоманом
- глубокий поцелуй
- уход за больным СПИДом
- укус комара
- множественные половые связи
- прокалывание ушей
- проживание в одной комнате с больным СПИДом
- пользование общественным туалетом
- укус постельного клопа
Каждый участник зачитывает надпись на своей карточке и кладёт её на то участок ЛИНИИ РИСКА, который, по его мнению, наиболее точно выражает степень риска заражения ВИЧ, охарактеризованной записью на карточке. В итоге группа должна сформировать “линию риска”, при этом в процессе обсуждения все участники должны придти к единому мнению.