kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час: "Проступак. Правонарушение. Преступление."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Проступок. Правонарушение. Преступление. Цели: 1. Знакомство обучающихся с понятиями «поступок», «правонарушение», «преступление». 2. Развитие нравственного, правого воспитания; формирование толерантного сознания обучающихся; воспитание ответственности за правонарушения. 3. Первичная профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности среди несовершеннолетних. Задачи: 1. Развивать у обучающихся научное мировоззрение о законах. 2. Воспитывать нравственные качества и уважение к законам. 3. Формировать навыки работы в коллективе.

Просмотр содержимого документа
«Классный час: "Проступак. Правонарушение. Преступление."»

Тема: Проступок. Правонарушение. Преступление.


Цели:

  1. Знакомство обучающихся с понятиями «поступок», «правонарушение», «преступление».

  2. Развитие нравственного, правого воспитания; формирование толерантного сознания обучающихся; воспитание ответственности за правонарушения.

  3. Первичная профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности среди несовершеннолетних.


Задачи:

  1. Развивать у обучающихся научное мировоззрение о законах.

  2. Воспитывать нравственные качества и уважение к законам.

  3. Формировать навыки работы в коллективе.


Форма проведения классного часа: беседа, лекция, опрос, тренинг, самостоятельная и групповая работа обучающихся.

Основные понятия: проступок, правонарушение, преступление, Закон, правонарушитель.

Участники: обучающиеся 1 класса.

План проведения классного часа:

  1. Организационный момент.

  2. Введение в урок.

    1. Самостоятельная работа.

    2. Сообщение темы и целей классного часа.

  3. Основная часть.

    1. Словарная работа.

      1. Самостоятельная работа.

    2. Работа с определениями и понятиями.

    3. Самостоятельная работа.

3.3.1. Беседа.

    1. Сообщения обучающегося.

    2. Практическая работа.

      1. Анализ ситуаций. Игра «Верно - неверно».

      2. Работа обучающихся в группах.

  1. Заключение. Подведение итогов. Рефлексия.




















Ход классного часа:


1. Организационный момент.

У: - Ребята! Сегодня у нас будет необычный классный час, но об этом позднее. А сейчас…

- На Ваших столах лежат безликие мордашки. Сейчас Вы закройте глаза и представьте, вспомните что-нибудь хорошее, приятное. Потом откройте глаза и возьмите карандаши и нарисуете выражение лица, эмоции, чувства на мордашке.

(дети рисуют)

У: - А теперь покажите свои мордашки друг другу. Посмотрите, какие они у Вас разные. Мы тоже с Вами, ребята, разные, как и эти мордашки. У нас у каждого свои мысли, свои чувства, свои переживания, свои эмоции, свое восприятие окружающего мира. Молодцы!!!

2. Введение в урок.

У: - Ребята, обращаю Ваше внимание на то, что на Ваших партах лежат карты, с которыми Вы будете работать в течение классного часа. Внимательно ознакомьтесь с ними.

У: - А теперь приступаем к работе. Предлагаю Вам внимательно посмотреть на представленные картинки. Подумайте и расскажите что на них изображено?

(ответы детей)

У: - А как Вы думаете, правильно ли дети ведут себя на всех картинках? Какое поведение детей Вы увидели? На какие группы можно разделить эти картинки? Подумайте.

(ответы детей)

У: - Конечно же, эти картинки можно разделить на две группы: правильное поведение и неправильное поведение детей. А по каким действиям, проступкам, Вы смогли определить, к какой группе относятся те или иные картинки?

(ответы детей)

2.1. Самостоятельная работа.

Педагог: - Ответы – номера картинок запишите на листах, которые лежит у вас на партах.

(ответы детей)

Правильное поведение - №№ 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16;

Неправильное поведение – №№ 1, 2, 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18.

Педагог: - Какие противоправные проступки совершили дети? Перечислите их. Что нарушили дети?

(ответы детей)

Педагог: - Вашему вниманию представлены высказывания известных людей:

Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой облик.

И. Гёте


Человек отражается в своих поступках.

И.Ф.Шиллер


Человек есть не что иное, как ряд его поступков.

Г. Гегель



У: - Ребята, как Вы считаете, о чем говорили известные люди?

(ответы, рассуждения детей)

2.2. Сообщение темы и целей урока.

У: - Ребята, как Вы думаете, о чем мы сегодня с Вами будем говорить на классном часе. Попытайтесь сформулировать тему классного часа.

(ответы детей)

У: - Тема нашего классного часа: «Проступок. Правонарушение. Преступление».

- Ребята, сегодня мы с Вами будем изучать понятия «проступок», «правонарушение», «преступление» анализировать ситуации, а вы сделаете выводы, для чего нужно соблюдать Закон, к чему приводит противоправные проступки, правонарушения, преступления.

3. Основная часть

3.1. Словарная работа.

3.1.1. Самостоятельная работа.


У: - Ребята, а как Вы понимаете значение слов «Проступок», «Правонарушение», «Преступление»? Напишите определения.

(дети выполняют самостоятельную работу, ответы детей)

Проступок – менее опасное правонарушение - нарушение правил поведения в школе, вызывающее поведение, нарушение Устава школы, которое не может рассматриваться как преступление или правонарушение.

Правонарушение – это виновное, противоправное деяние, причиняющее вред интересам общества, государства и личности. Правонарушения имеют различные тяжесть и характер последствий. Правонарушение – это нарушение закона, за которое наступает административная ответственность для взрослых людей или подростков с 16-летнего возраста.

Преступление – серьезное нарушение Закона взрослыми людьми и несовершеннолетними, достигшими возраста, с которого наступает уголовная ответственность. За некоторые виды преступлений уголовная ответственность наступает с 14 лет.

3.2. Работа с определениями и понятиями.

У: - Какие действия людей относятся к проступкам, к правонарушениям, а какие к преступлениям?

(ответы детей)

Проступок: прогулы уроков, невыполнение требований по соблюдению правил поведения, нарушение дисциплины на уроке и перемене, грубое отношение к одноклассникам, небрежное отношение к школьному и личному имуществу одноклассников и др.

Правонарушения: нарушение правил дорожного движения, распитие спиртных напитков в общественных местах и появление в пьяном виде, драки, нецензурная брань в общественном месте, порча личного имущества, бродяжничество, курение в общественном месте, употребление наркотиков и др.

Преступления: кража личных вещей, грабеж, разбойное нападение, нанесение побоев, убийство, угроза убийством, продажа наркотических веществ, насильственные действия, угон личного транспорта, терроризм и др.

3.3. Самостоятельная работа.

У: - Предлагаю Вам немного поработать самостоятельно. На слайде представлены картинки, на которых изображены правонарушения и преступления. Определите номера картинок, на которых изображены проступки, правонарушения, преступления, и выпишите номера картинок.

(ответы детей)

Поступки - №№ 2, 5, 9, 10, 12, 13;

Правонарушения - №№ 1, 3, 4, 8, 11, 14, 15, 16 (5, 12);

Преступления - №№ 6, 7, 17 (14).

3.3.1. Беседа

Педагог: - Ребята, обратите внимание, что я некоторые картинки отнесла к двум группам. Почему?

(ответы детей)

Педагог: - Подумайте и ответьте. А можно ли действия, изображенные на картинках № 5, 12, отнести к проступкам и к правонарушениям? А действия, изображенные на картинке № 14 можно отнести и правонарушениям и преступлениям?

(ответы детей)

Можно. Это зависит от тяжести совершения противоправных действий.

Педагог: - Если в ходе драки будут нанесены множественные, видимые побои (синяки, ссадины, переломы), т.е. причинен средний или тяжкий вред здоровью человека, то за подобные противоправные действия Вас могут привлечь к уголовной ответственности, если Вам на тот момент исполнится 16 лет.

Если же нет видимых признаков побоев у человека, и нанесен легкий вред здоровью, то Вам или Вашим родителям может грозить административное наказание – штраф.

Педагог: - Очень часто, ребята, Вы, не задумываясь об этом, совершаете, те или иные противоправные действия.

Например: Перемена. Вы бегаете по классу, толкаетесь, пинаетесь, бегаете среди парт, по коридору, деретесь. Из-за Ваших действий можете пострадать не только Вы сами, но могут пострадать другие дети. Нередко, случается, что дети во время перемен или даже уроков, ломают руки, ноги, пробивают голову, разбивают носы.

Педагог: - Продолжаем работу с понятиями и определениями. Как Вы думаете, откуда же появляются в нашем обществе правонарушители и преступники?

(ответы детей)

Педагог: - Неправильное воспитание, нежелание учиться, беспризорность и безнадзорность, неумение решать свои проблемы, алкоголизм, наркомания, конфликты со сверстниками, неблагополучные семьи.

Педагог: - К чему приводят правонарушения, преступления?

(ответы детей)

(наказание, тюрьма, горе, одиночество, смерть, болезни).

Педагог: - Чтобы не было нарушений, люди создали Законы. Все люди - и взрослые, и дети должны беспрекословно выполнять Законы. Нарушение Законов приводит к правонарушениям, к преступлениям и как следствие, к наказанию.

Педагог: - Ребята, а как вы думаете, что такое Закон? И зачем он нужен нам?

(ответы детей)

Педагог: - Закон - нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой.

Педагог: - Существует несколько видов Законов и нормативно-правовых актов, которые защищают права и обязанности людей и определяют их ответственность за те или иные действия:

  1. Конвенция ООН о правах ребенка;

  2. Конституция РФ;

  3. Семейный Кодекс РФ;

  4. Уголовный Кодекс РФ;

  5. ФЗ «Об образовании в РФ»;

  6. Кодекс РФ об административных правонарушениях;

  7. Законы Тюменской области;

  8. Устав Школы и др.

Педагог: - Ребята, а какие Законы, правила существуют в школе?

(ответы детей)

  • Нельзя опаздывать на уроки.

  • Нельзя пропускать уроки без уважительной причины.

  • Нельзя нарушать дисциплину на уроках и переменах.

  • Нельзя курить в школе и на территории школы.

  • Нельзя нецензурно выражаться.

  • Нельзя портить школьное имущество, оборудование и т.д.

Педагог: - Ребята, а какие правила, Законы должны соблюдать школьники за пределами школы?

(ответы детей)

  • Не появляться на улице без родителей после 22.00.

  • Запрещено покупать и распивать спиртные напитки на улице и в транспорте, курить в общественных местах.

  • Не участвовать в хулиганских действиях, в драках и избиении других лиц.

  • Не носить с собой колюще – режущих предметов, взрывчатые вещества и т.д.

3.5. Практическая работа.


      1. Анализ ситуаций. Игра «Верно – неверно»


Педагог: - Ребята, а сейчас мы переходим к практической части нашего классного часа.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Верно – неверно». У каждого из вас на столах лежат красные и зеленые карточки. Вы берете их в руки. Я зачитываю ситуации по порядку и в конце высказываю свое мнение. Например, говорю, что это проступок, или же правонарушение, а может преступление. Если Вы, со мной согласны, то поднимаете зеленую карточку, если не согласны – красную. Правила игры всем понятны?

Ситуация № 1. Первоклассник Миша приходит каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе. Я считаю, что это преступление.

(дети поднимают карточки, ответы детей, обсуждение и анализ ситуации)

Это проступок. Мальчик не нарушил закон. Мальчик нарушил Устав школы (пропуски уроков без уважительной причины). Наказание – предупреждение, выговор, постановка на ВШУ.

Ситуация № 2. Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившемся, то они ее найдут и разберутся с ней. Я считаю, что это проступок.

(дети поднимают карточки, ответы детей, обсуждение и анализ ситуации)

Это преступление. Подростки нарушили Закон, совершили грабеж. Наказание – лишение свободы реально или условно.

Педагог: - А сама Татьяна и ее родители нарушили Закон?

Нахождение ребенка в вечернее время на улице без присмотра родителей. Родителей могут привлечь к административной ответственности – штраф.

Ситуация № 3. Мальчики девятого класса курили на территории школы, нецензурно выражались и заставляли ребят из младших классов попробовать закурить. Я считаю, что это преступление.

(дети поднимают карточки, ответы детей, обсуждение и анализ ситуации)

Это правонарушение. Запрещено курить в общественных местах ближе чем, 15 метров. Нарушение общественного порядка. Административное наказание – штраф.

Родители учеников также могут быть привлечены к административной ответственности.

Ситуация № 4. Ученики начальной школы, во время перемены, бегали по коридору, толкались, пинали друг друга, дергали девочек за косички, на замечания дежурных по школе и учителей не реагировали. Я считаю, что это проступок.

(дети поднимают карточки, ответы детей, обсуждение и анализ ситуации)

Это проступок. Нарушение Устава школы, правил поведения в школе. Постановка на ВШУ.

3.5.2. Работа обучающихся в группах.

Педагог: - Ребята, а сейчас я предлагаю поработать Вам в группах. 1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа, 3 ряд – 3 группа.

Я раздам Вам карточки с ситуациями, а Вы, посовещавшись должны ответить, о чем идет речь: о преступлении, проступке или правонарушении.


Варианты заданий:

1) Петя, ученик школы, был замечен в спортивном зале курящим, с пачкой сигарет в кармане.

2) Учащиеся 1 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника.

3) Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа.

4) Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

5) Третьеклассники Вова и Андрей каждый день опаздывают на уроки.

6) На уроке физкультуры Женя оступился и нечаянно толкнул Влада. Влад разозлился и ударил Женю кулаком в плечо и в живот.

7) Во время перемены ученики 3 класса бегали по коридору, пинали друг друга, толкались. Один из учеников сильно толкнул другого ученика. Второй ученик упал и сломал себе ребра.

8) Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится.

9) Гриша, ученик школы, принес в школу петарды. Во время перемены он поджигал их и бросал в детей. Одной девочке петарда попала в капюшон куртки. Петарда взорвалась в капюшоне, капюшон был поврежден, девочка физически не пострадала, только сильно напугалась.

(Дети работают в группах. Дети зачитывают ситуации и дают определение ситуации).

4. Заключение. Подведение итогов. Рефлексия.

Педагог: - Сегодня, мы с Вами попытались ответить сразу на несколько вопросов:

1. Что такое «поступок», «правонарушение», «преступление».

2. Какие бывают правонарушения и преступления.

3. Для чего нужны Законы и об их происхождении.

4. К чему приводят проступки, правонарушения, преступления.

5. Какое наказание следует, за совершенные поступки, правонарушения, преступления.

Педагог: - А теперь, ребята, я попрошу Вас продолжить фразы:

«Я узнал, что…..»

«Я понял, что……»

Педагог: - Думаю, что все Вы со мною согласитесь, что нужно соблюдать правила и не нарушать Законы. Надеюсь, что каждый из вас уйдёт с частичкой знаний, полученной на этом уроке, и желания как можно больше знать, чтобы сделать свой правильный вывод и выбрать в жизни свой правильный путь. Я желаю всем мира и добра. Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Классный час: "Проступак. Правонарушение. Преступление."

Автор: Лоновенко Юлия Михайловна

Дата: 26.02.2016

Номер свидетельства: 299391

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства