kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час Тема: «День народного единства. Красноярский край – уникальный регион Российской Федерации»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

       формировать чувство гражданственности и патриотизма;

       формировать ответственность за судьбу Родины;

       развивать умение делать выводы, обобщать;

       способствовать развитию умения участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения;

       воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства;

       формирование у обучающихся исторической памяти, чувства сопричастности к традиционным отечественным ценностям, воспитание патриотизма, осознания себя частью единой многонациональной страны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час Тема: «День народного единства. Красноярский край – уникальный регион Российской Федерации»»

Практическая работа к разделу 2.2 «Страна: патриотизм»

 

1. Изучить представленные и размещенные на федеральном информационном ресурсе комплекты методических материалов к занятиям «Разговоры о важном» (далее – федеральные занятия).

2. Выбрать федеральное занятие, раскрывающее ценность патриотизма.

3. Разработать региональный компонент к федеральному занятию, дополнив его содержание примерами из истории, литературы, науки, традиций вашего субъекта Российской Федерации.

4. Проверит свою работу по представленным критериям. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл. Полученные результаты соотнесите с таблицей интерпретации результатов.

 

Практическая часть.

 

1.    Изучить представленные и размещенные на федеральном информационном ресурсе комплекты методических материалов к занятиям «Разговоры о важном» (далее – федеральные занятия).

 

Внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей: становление у обучающихся гражданско-патриотических чувств. Исходя из этого, в планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения. Одна из основных ценностей: патриотизм — любовь к Родине.

Патриотизм (любовь к Родине) — самое главное качества гражданина. Любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности к родному дому, малой Родине. Патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли; чувстве гордости за историю, культуру своего народа и народов России.

Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех сценариях «Разговоров о важном». В каждом сценарии в соответствии с содержанием раскрывается многогранность чувства патриотизма и его проявления в разных сферах человеческой жизни.

В сфере патриотического воспитания занятия в рамках программы «Разговоры о важном» направлены на обеспечение достижения школьниками следующих личностных результатов: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, техно- логиям, боевым подвигам  и  трудовым  достижениям  народа;  уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и при- родному наследию и памятникам, традициям разных народов,  проживающих в родной стране.

 

2.             Выбрать федеральное занятие, раскрывающее ценность патриотизма.

«День народного единства». 5–7 классы: «Мы — одна страна».

 

3. Разработать региональный компонент к федеральному занятию, дополнив его содержание примерами из истории, литературы, науки, традиций вашего субъекта Российской Федерации.

 


Классный час в 5 – в классе.

Тема: «День народного единства. Красноярский край – уникальный регион Российской Федерации»

 

Цель:

       формировать чувство гражданственности и патриотизма;

       формировать ответственность за судьбу Родины;

       развивать умение делать выводы, обобщать;

       способствовать развитию умения участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения;

       воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства;

       формирование у обучающихся исторической памяти, чувства сопричастности к традиционным отечественным ценностям, воспитание патриотизма, осознания себя частью единой многонациональной страны.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация, плакат по теме классного часа, интерактивные задания, подключение к интернету.

Ход классного часа

I.          Орг. Момент (слайд № 2. Карта Российской Федерации, отрывок стихотворения К. Симонова)

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

                             (К.Симонов)

Видеоролик: https://razgovor.edsoo.ru/video/676/

 

II. Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня мы собрались на торжественное мероприятие, посвящённое празднику – Дню народного единства, который отмечают 4 ноября все граждане Российской Федерации. И мы начинаем с Гимна России.

(слайд № 2. Слова Гимна, Флаг и Герб Российской Федерации).

 Звучит гимн России: первый куплет и припев.

(слайд № 3. «Карта Административно-территориального деления России»)

- Наша страна – Россия – это крупнейшее государство в мире. Когда на востоке говорят «Доброе утро!», на западе, люди, желают друг другу «Спокойной ночи!».

Наша Родина – это и самое многонациональное государство. На её просторах живут более 190 национальностей, народностей и этнических групп.

До недавнего времени административно-территориальное устройство страны насчитывает 85 субъектов: края, республики, области, автономные округа и города федерального значения.  Но президент В.В. Путин 30 сентября 2022 года подписал вместе с руководством ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей договоры о вхождении их в РФ в качестве новых регионов.

В России теперь 89 регионов, ее население увеличилось почти на 6,2 млн человек и составляет более 152 млн человек. Площадь РФ увеличилась более чем на 100 тысяч квадратных километров.

Давайте все вместе подумаем, зачем объединились все эти народы в единое большое государство? Послушайте притчу об отце и сыновьях, и тогда я думаю, вам всё станет ясно.

(слайд № 4. «Притча «Отец и сыновья»)

- У одного отца было три сына, и они постоянно ссорились друг с другом. Однажды отец призвал их к себе и взял веник. Он вытянул по прутику из веника, раздал их сыновьям и приказал: «Сломайте эти прутики!». Братья легко переломали каждый свой прутик. Отец крепко связал веник, и снова приказал сыновьям: «Переломите этот веник!». Сколько не старались братья – не смогли этого сделать. Тогда отец сказал своим сыновьям: «Так-то и вы, если в согласии и одной связке жить будете, никто вас не одолеет; а если ссориться, да всё делать врозь – вас всякий легко погубит!»

- Зачем же объединились народы в одно большое государство? (Ответы детей).

- 4 ноября христиане отмечают праздник памяти Казанской иконы Божией Матери, а с 2005 года- День народного единства.

Я немного расскажу вам об истории возникновения этого праздника.

(слайды № 5. «Семибоярщина»)

- Четыреста лет тому назад в Государстве Русском умер последний царь из рода Рюриковичей. Умер и не оставил наследников на престол. И тогда знаменитые боярские да дворянские династии захотели посадить на царский престол своих родственников. Пошла между ними распря великая.

(слайды № 6. «Смутное время»)

Вдобавок к этому несколько лет подряд был неурожай, пришёл большой голодомор и началось в России Смутное время. Некоторые бояре да дворяне, вместо того чтобы помочь своему народу, обратились к полякам, шведам и литовцам, что бы те помогли им сесть на царский престол. А враги только и ждали момента, чтобы завоевать богатую землю русскую, погубить как можно больше народа и завладеть богатствами.

(слайд № 7. «Бесчинства захватчиков в России»)

Ушли в историю года,

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

                  (Наталья Майданик)

 

        - Пришли поляки, шведы, литовцы и стали бесчинствовать в наших землях и творить всякое беззаконие над людьми. Несколько лет изнемогал от их жестокости народ российский.

(слайд № 8. «Минин призывает к ополчению»)

 - Но жил в Новгороде великий патриот и гражданин купеческого звания по имени Козьма Минин. Призвал он бедных людей создать ополчение народное и пойти на Москву, чтобы выбить оттуда захватчиков поганых, а богатых людей призвал собрать деньги на это великое дело. И многое множество людей откликнулось на его призыв. Сказал так же Козьма Минин, что есть в Москве полководец разумный по имени Дмитрий Пожарский и сможет он возглавить войско народное для борьбы с иноземцами.

 

(слайд № 9.  «Пожарский возглавляет народное ополчение»)

- И двинулось ополчение народное на Москву из Новгорода. И в битвах жестоких одержал русский народ победу и изгнал иноземных захватчиков с земли российской.

(слайд № 10. «Сражения народного ополчения 1612 года»)

Посрамив врагов коварство,

В страшный для России год

Вместе Минин и Пожарский

В битву повели народ.

И отряды добровольцев,

Гневом праведным полны,

Злых поляков и литовцев

Прочь прогнали из страны.

                                 (Олеся Емельянова)

 (слайд № 11. «Подвиг Иван Сусанина»)

- Многие люди в те дни далёкие дни совершали подвиги во имя освобождения родины. Слава одного героя дошла до наших дней. Жил крестьянин по имени Иван Сусанин. Однажды в его деревню пришли поляки и заставили его показать дорогу через лес, чтобы отступить и скрыться от народного ополчения. Крестьянин претворился, что согласен им помочь. Он завёл польское войско в леса с топкими болотами. Поляки догадались, что хитрый Сусанин их погубил. Они жестоко расправились с ним, но и сами не смогли выбраться: замёрзли или утонули в болотах.

 Вот так, забыв все ссоры и обиды, объединившись, весь русский народ в едином порыве, отстоял родину и избавил её от разорения и унижения.

(слайд № 12. «Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади»)

- Памятник Минину и Пожарскому вот уже несколько столетий украшает Красную площадь и посвящен изгнанию из России польских интервентов. С 1990 года включен в список объектов всемирного наследия. В силу расположения является одним из обязательных пунктов экскурсионных маршрутов.

Идея установить памятник героям-ополченцам возникла в 1802 году, но Александр I ее не поддержал, так как не изыскал финансовой возможности. В 1808 году нижегородцы самостоятельно собрали деньги на памятник Минину и Пожарскому и вновь подняли вопрос о его отливке и установке. На этот раз Александр I дал свое согласие и разрешил начать конкурс эскизов. Однако отливку опять пришлось отложить из-за недостаточности финансовых средств. И только в 1811 году, когда набралась внушительная сумма в 136 000 рублей, Комитет министров дал «добро» на возведение памятника.

Работы над памятником Минину и Пожарскому начались в конце 1811 года и были закончены лишь в 1818 году. На нём надпись «Гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России».

Ребята, а теперь поиграем в онлайн-викторину посвященную Дню народного единства и проверим, кто больше запомнил фактов из истории возникновения праздника. (https://onlinetestpad.com/ru/test/557990-viktorina-den-narodnogo-edinstva).

А теперь вспомним мудрые пословицы о Родине, о России, о патриотизме.

(Ответы ребят)

(Родина — мать, умей за нее постоять.

На родной стороне и камешек знаком.

Своя земля и в горсти мила.

Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Родину головой оберегают.

Родная сторона — мать, чужая — мачеха.

Любовь к родине сильнее смерти.

Своя сторона по шерстке гладит, чужая — насупротив.

Не временем годы долги, долги годы отлучкой с родной стороны.

На чужой стороне родина милей вдвойне.)

 

(слайд № 13. «Флаг и герб Красноярского края»)

        Поговорим о нашем Красноярском крае.

Красноярский край расположен в основном в пределах Восточной Сибири, в бассейне реки Енисей.. На огромной территории проживает около трех миллионов человек. Народы, живущие в Красноярском крае, несмотря на различия в верованиях, образе жизни и традициях, живут очень дружно. Здесь насчитывается более ста пятидесяти различных национальностей.

(слайд № 14. Карта Красноярского края с народностями).

Национальный состав населения Красноярского края, согласно последней переписи населения, распределён примерно следующим образом: русские — 2 616 891 (91.30%) человек, украинцы — 40 128 (1.40%) человек, татары — 37 261 (1.30%) человек, немцы — 22 930 (0.80%) человек, другие национальности (менее 0,5% каждая) — 149 045 (5.2%). Какие еще народы населяют Красноярский край? (ответы учеников)

(марийцы, башкиры, тувинцы, лезгины, молдаване, эстонцы, латыши, удмурты, казахи, цыгане и многие другие).

История совместного проживания людей разных национальностей, языков, культур и религий на Красноярской земле не знает случаев межнациональных и межрелигиозных конфликтов, характеризуется доверием, взаимопомощью, веротерпимостью и сплоченностью.

(слайд № 15. Великая Отечественная война, даты)

Эта сплоченность многонационального народа края особенно ярко проявилась в годы Великой Отечественной войны. Красноярский край был одной из опор нашей страны — он поставлял людей, военную технику, боеприпасы, продовольствие, лечил раненых и даже одержал победу в сражении.

(слайд № 16. Коллаж из фотографий Парада 7 ноября 1941 года).

Одной из главных предпосылок Победы был надёжный тыл. В тяжелейших условиях нашей стране пришлось, по существу, заново формировать свою военно-экономическую базу — на востоке. Колоссальная эвакуация промышленности, которая последовала вскоре после захвата врагом самых развитых регионов страны, не имеет аналогов в истории. В один только Красноярск прибыло оборудование 25-ти крупных заводов и фабрик и вместе с ним 30 тысяч рабочих. Так появились советский машиностроительный гигант «Сибтяжмаш», «Краслесмаш», КрасТЭЦ, Красноярский радиотехнический завод, Комбайновый завод, химкомбинат «Енисей», завод «Квант», Цементный завод, значительно вырос «Красмаш» и другие предприятия города.

Основная тяжесть труда в тылу — в производстве и сельском хозяйстве — легла на плечи женщин, стариков, подростков. Они трудились по 13-14 часов в сутки, недоедали, недосыпали, но отдавали фронту всё, чем могли поделиться — хлеб, деньги, вещи. Широко был развёрнут сбор средств на танковые и авиаколонны. Всего за годы войны в фонд обороны красноярцы перечислили из личных сбережений свыше 200 млн рублей, сотни тысяч пудов хлеба и других продуктов, 115 тысяч тёплых вещей. Подарки бойцам отправляли школьники и даже детсадовцы.

В августе 1942 года пламя войны дотянулось и до Красноярского края. В самом северном посёлке края, Диксоне, произошёл единственный в годы войны морской бой за Уралом. Немецкий "карманный" линкор "Адмирал Шеер", имея целью уничтожение коммуникаций Северного морского пути, направлялся к Диксону — центру управления перевозками в западном секторе советской Арктики. В неравном бою моряки Северного флота, силами сторожевого корабля и береговой батареи, смогли защитить город и порт. Память о подвиге моряков-североморцев живёт в наименованиях полутора десятков островов Карского моря.

Другая героическая страница военной истории нашего края связана с работой секретной авиатрассы «Аляска — Сибирь». По этой трассе, базовым пунктом которой был Красноярск, советские лётчики доставляли в страну американские самолёты. Трасса была построена буквально на пустом месте за несколько месяцев 1942 года. В Красноярске вели техническое обслуживание американской техники, готовили лётчиков, отправляли самолёты на фронт. На территории края до сих пор нередки находки остовов разбившихся самолётов — трагедий за годы работы трассы было немало. Всего же за 1942-1945 год по красноярской трассе перегнали почти 8 тысяч воздушных судов.

Другой большой заслугой нашего края была работа по лечению больных и раненых красноармейцев. В Красноярском крае в годы войны действовало более 60-ти эвакуационных госпиталей, которые принимали самых «тяжёлых» больных. В Красноярске до сих пор работает один из них — госпиталь ветеранов войн.

Наш край был конечным пунктом медицинской эвакуации, и пациенты местных госпиталей, имея самые сложные ранения, нуждались в длительном лечении. В одном из эвакогоспиталей Красноярска работал выдающийся врач и священнослужитель — Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (святитель Лука). Он был самым опытным хирургом края и спас огромное количество жизней советских солдат.

Красноярским госпиталям оказал значительную помощь образованный в 1942 году Красноярский медицинский институт. Он был создан на основе медицинских вузов, эвакуированных из Воронежа и блокадного Ленинграда.

Война изменила Красноярский край, заставила его радикально ускорить своё развитие, превратила его из слаборазвитого региона в промышленного гиганта. Красноярцам пришлось положить все свои силы, а многим и жизни, чтобы выполнить эту задачу.

 

(слайд № 17. Коллаж из фотографий Красноярск старый и новый).

Сегодня Красноярск – один из крупнейших городов России где проживает свыше миллиона человек.

 Красноярск один из наиболее динамично развивающихся современных российских мегаполисов. Красноярск является крупным центром космической промышленности (машиностроительный завод), цветной металлургии (алюминиевый завод Русал), машиностроения (машиностроительный завод, лесного машиностроения, завод комбайнов, Сибтяжмаш, судоверфь и др.), деревообрабатывающей, химической (электрохимический завод, завод синтетического каучука, шинный завод, химкомбинат «Енисей»), пищевой промышленности.

Красноярск — значительный промышленный центр. На территории города расположены свыше 17 тысяч учреждений, предприятий, организаций. Ведущие позиции тут занимают цветная металлургия, деревообработка, машиностроение, транспорт, химическая и пищевая промышленности.

Сегодня Красноярск не только крупный промышленный, но и образовательный центр.

III.         Заключение.

Будущее же нашего края целиком и полностью находиться в ваших руках!!! Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!

Чтение стихотворения учащимися

Красноярский край

автор: Тамара Юшкина

 

В нашей чудной великой России

Много есть городов, областей,

Но, чем наш Красноярский край,

Ничего не найдёшь, ты, милее.

Под родным голубым небосводом

Расстилаются горы, леса,

Зеленеет трава на просторах,

Ветер тихо колышет поля.

Здесь Суриков писал свои картины,

Астафьев Виктор за пером сидел,

Иван Ярыгин побеждал в спортивных играх,

Стране медали и победы приносил.

Не просто река, а чудо природы,

Течёт Енисей, разливая потоки,

Столбы возвышаются гордо и прямо,

Над тёмной тайгою стоят величаво.

Мой край ты дороже всего мне на свете,

С тобой моё сердце осталось навеки.

- Всем спасибо за общение.

 

 

 

 

 

 

 

4. Проверит свою работу по представленным критериям. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл. Полученные результаты соотнесите с таблицей интерпретации результатов.

 

Критерии оценивания:

Выполнение практической работы оценивается в соответствии
с едиными критериями. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл.

В методической разработке учтены:

Критерий оценивания

Баллы

Разработка, содержащая региональный компонент, является дополнением к сценарию федерального занятия, представляет его органичную составную часть и не противоречит его основной идее и замыслу

1

Региональный компонент разработан в соответствии с дидактическими принципами и методическими основаниями, на которых основана разработка федерального занятия

1

Региональный компонент, дополняющий сценарий федерального занятия, представлен в виде целостного комплекта дидактических и методических материалов для проведения занятия «Разговоры о важном» и содержит разработки:

1

- сценария

1

- интерактивных заданий для школьников

1

- оценочных средств (опросники, анкеты, др.)

0

- видеоролика

1

- методического описания

0

- презентации в формате ppt, pdf

1

Каждая из разработок регионального компонента носит авторский характер

0

Содержание разработок регионального компонента соответствует возрастным особенностям обучающихся

1

Предлагаемые методы и приемы проведения занятия являются современными (актуальными)

1

Информация, представленная в региональном компоненте, актуальна

1

Каждая из разработок регионального компонента может использоваться другими классными руководителями (кураторами) для проведения занятия в соответствующей возрастной группе

1

Итого

11

 

 

Интерпретация результатов:

 

0–4 балла

Разработанный региональный компонент требует серьезной доработки

5–9 баллов

Разработанный региональный компонент требует доработки по отдельным позициям

10–14 баллов

Разработанный региональный компонент выполнен
на должном дидактическом и методическом уровне

 

 

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мельникова Евгения Николаевна

Дата: 20.11.2022

Номер свидетельства: 617838


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства