kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час «Времён минувших небылицы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный  час «Времён минувших небылицы»

Цели и задачи:

Сценарий экскурса в мифологию древних славян. Игра - викторина составлена для детей среднего школьного возраста. Предварительной подготовки не требуется. Сказки, старинные обряды и поверья сегодня в какой-то мере знакомы многим. Ответы на вопросы могут быть догадкой и размышлением.

- Начнём наш классный час, который называется «Времён минувших небылицы».

-Что же такое небылицы?

Слово «небылица» образовано  от слова «быль»-значит  когда-то было, а  «небылица»-значит не было, но ведь слово образовалось на основе чего-то. Давайте разберёмся.

На нашей доске записаны слова, которые хоть как-то связаны с этим словом:

Бывальщина-это жанр фольклора, в русском народном творчестве короткий устный рассказ о каком-либо случае, будто бы имевшем место в действительности, о невероятных происшествиях, о найденных кладах, о встречах с "нечистой силой".        (БСЭ)

Былина-жанр фольклора. Стихотворное повествование  о событиях,  которые представлены как  подлинные, имевшие место в прошлом.

Загадка-жанр фольклора. Это занимательный, замысловатый  вопрос.

Небылица-жанр фольклора. Это шутливый, комический рассказ о заведомо невозможных, невероятных событиях.

Предание- жанр фольклора. Прозаические  рассказы о примечательных  событиях прошлого.

Сказка- жанр фольклора.  Рассказ, история заведомо о вымышленных событиях и персонажах.

Фольклор - устное  народное  творчество;

                  - совокупность словесных произведений разных жанров (сказок,       былин, песен, преданий, загадок и т.д.)

Всё это было создано людьми, народом, одни  сочиняли, создавали, передавали другим из «уст в уста».

-Ребята, какой жанр нам известен с самого детства? Мы слышали о нём от мам, пап, бабушек, дедушек. Вспомните. 

Всё  верно-это сказки.

А вот как определяет этот жанр Сергей  Иванович Ожегов в своём толковом словаре: «Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно  с участием волшебных, фантастических сил».

-Ребята, а бывает ли страшно читать сказки?

-Зачитаем  отрывок из сказки «Василиса Прекрасная»:

« Вдруг едет опять всадник: сам черный, одет во всем черном и на черном коне; подскакал к воротам Бабы-яги и исчез, как сквозь землю провалился, - настала ночь. Но темнота продолжалась недолго: у всех черепов на заборе засветились глаза, и на всей поляне стало светло, как среди дня. Василиса дрожала со страху, но, не зная, куда бежать, оставалась на месте».

          Сказки сочинялись  не для потехи деткам, когда-то осенними и зимними вечерами  слушали сказочников и стар,  и млад.

          В нашем устном народном творчестве  очень много  образов нечистой силы-лешие, кикиморы, черти и колдуны….Откуда же они появились в сказках?

Раньше наши предки  считали мир одушевлённым, в лесу, в воде, в доме живут духи-хозяева, добрые и злые. Мир древнего  человека полон волшебства  и превращений.  Там жила чистая и нечистая сила.

          -Давайте посмотрим  отрывок из  художественно фильма «Ночь перед Рождеством» и определим, о чём пойдёт сегодня речь.

Правильно речь пойдёт о нечистой силе.

К нечистой силе  относятся

  1. Полудухи-
  • Лешие-обитатели и хранители леса
  • Водяные- живут в воде
  • Домовые-живут в доме и во дворе
  • Русалки- живут в воде

 

  1. Злыдни  - Горе, Лихо, Недоля- маленькие  существа,   которых  никто никогда не  видел.
  2. Кикимора-богиня сна и ночных привидений. По ночам прядёт пряжу, никто её никогда не видел. Бродит без одежды, лохматая, отсюда и пословица-поговорка-«ходит, как кикимора».
  3. Русалки- вид берегинь,  живущих на воде, позднее во времена христианства их стали считать злобными. Не всегда жили на воде, раньше они жили в воздухе, потом переселились  в воду.

-Познакомившись с образами устного народного творчества, давайте проведём викторину.

Выбираются две команды  и жюри.

Первое задание-выбрать название командам. («Нафаня» и «Домовята»)

Вопросы:

1 к.- Много хлопот доставляет огородникам колючий  сорняк с яркими малиновыми цветами-чертополох. Как вы думаете почему его так назвали?

(Это растение боится нечистая сила-черти, славяне думали, что при помощи этого растения можно сделать переполох чертям).

2 к.- Почему во время  грозы некоторые хозяева выбрасывать на улицу  чёрную  кошку  или  собаку?

( По небу на колеснице  едет Илья Пророк, который убивает чертей, спрятавшихся в этих «нечистых» животных).

1 к.- Почему  при вспышке молнии старые люди крестятся и произносят «Свят, свят, свят!»?

( Чтобы, по их мнению, не мог вселиться в человека, спрятаться в него и быть спасённым).

2 к.- Где живут злыдни: в поле, в реке, в болоте?

( В болоте, а реке и в поле).

Задание для двух команд: выбрать из животных «чистых» и « нечистых»

(Чистые-петух, корова, голубь, осёл

Нечистые- волк, лягушка, мышь, змея)

Вопросы:

1 к.- Почему знающие люди, опасаясь Лешего  выходили из леса задом наперёд?

(Чтобы  запутать лешего: следы ведут не в лес, а из леса).

2 к.- Почему в русских сказках Змей Горынычем называется?

(Жил  на горах).

1 к.-Властительниц земных вод в Древней Греции называли нереидами, в средние  века в Западной Европе духов воды называли ундинами. Были ли подобные водные духи у славян?

(Русалки).

2 к.-Чья это избушка?

«Забор вокруг  избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские, вместо дверей  у ворот ноги человеческие, вместо запоров-руки, вместо замка-рот  с острыми зубами».

(Баба-яга, она хозяйка зверей, лешачиха, хозяйка мира мёртвых).

1 к.- Почему в могилу колдуна  забивают осиновый кол?

(Чтобы душа умершего  колдуна «успокоилась» и не пугала людей,  осина-проклятое дерево, на нём повесился Иуда).

     2 к.- Один  сосуд будто наполнен живой водой, другой-мёртвой. Как  нужно поступить, чтобы оживить Ивана- царевича, убитого вероломными братьями?

(Сначала окропить мёртвой водой, чтобы окончательно перейти в мир мёртвых, а потом оживить).

          А  теперь небольшая переменка, задание командам - вспомните и перечислите сказки, в которых встречаются яблоки. Пока участники думают, капитаны команд должны надкусить яблоко, кто больше откусит, та команда и начнет первой перечислять сказки.

Вопросы:

1 к.- Зачем сметают мусор в угол за печкой?

(Чтобы домовой не перевёлся, мусор-не оскорбление для домового).

2 к.- Почему хозяева впереди себя в новый дом впускают кошку?

(Домовой превращается в кошку или собаку, именно в этом образе его и впускают в дом).

          Подведение итогов

Пока жюри вас, ребята, оценивает, я прочту вам интересную статью о домовом из журнала «Чудеса и  приключения»-№10(октябрь), 2002 год, стр. 42.

-Ребята, а скажите были ли с вами или с вашими родными подобные случаи?

Слово предоставляется жюри.

Сегодня мы с вами много интересного. О существовании нечистой силы можно думать, гадать,  предполагать, может кто-то из вас захочет  даже доказать существование нечистой силы, но это уже будет другая история…

Реквизиты:

  1. Фигурки с образами нечистой силы.
  2. Отрывок из художественного фильма «Ночь перед Рождеством».
  3. Рисунки-иллюстрации учащихся.
  4. Приложение-презентация.
  5. Иллюстрации к сказкам И.Билибина.
  6. Конфеты- команде-победительнице-шоколадные, проигравшей команде-карамель.

Литература:

1. Малая С.В. «Времен минувших небылицы»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.2.- С.15-23.

  1. Мифы древних славян (под. ред. Кайсарова А.С., Глинки Г.А.,1993г.,  Саратов,  «Надежда».
  2.   Владимир Иванович Даль

  О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. http://www.rodon.org/dvi/opsiprn.htm

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Времён минувших небылицы» »

Классный час «Времён минувших небылицы»



Цели и задачи:

Сценарий экскурса в мифологию древних славян. Игра - викторина составлена для детей среднего школьного возраста. Предварительной подготовки не требуется. Сказки, старинные обряды и поверья сегодня в какой-то мере знакомы многим. Ответы на вопросы могут быть догадкой и размышлением.

Начнём наш классный час, который называется «Времён минувших небылицы».

Что же такое небылицы?

Слово «небылица» образовано от слова «быль»-значит когда-то было, а «небылица»-значит не было, но ведь слово образовалось на основе чего-то. Давайте разберёмся.

На нашей доске записаны слова, которые хоть как-то связаны с этим словом:

Бывальщина-это жанр фольклора, в русском народном творчестве короткий устный рассказ о каком-либо случае, будто бы имевшем место в действительности, о невероятных происшествиях, о найденных кладах, о встречах с "нечистой силой". (БСЭ)

Былина-жанр фольклора. Стихотворное повествование о событиях, которые представлены как подлинные, имевшие место в прошлом.

Загадка-жанр фольклора. Это занимательный, замысловатый вопрос.

Небылица-жанр фольклора. Это шутливый, комический рассказ о заведомо невозможных, невероятных событиях.

Предание- жанр фольклора. Прозаические рассказы о примечательных событиях прошлого.

Сказка- жанр фольклора. Рассказ, история заведомо о вымышленных событиях и персонажах.

Фольклор - устное народное творчество;

- совокупность словесных произведений разных жанров (сказок, былин, песен, преданий, загадок и т.д.)

Всё это было создано людьми, народом, одни сочиняли, создавали, передавали другим из «уст в уста».

-Ребята, какой жанр нам известен с самого детства? Мы слышали о нём от мам, пап, бабушек, дедушек. Вспомните.

Всё верно-это сказки.

А вот как определяет этот жанр Сергей Иванович Ожегов в своём толковом словаре: «Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил».

-Ребята, а бывает ли страшно читать сказки?

-Зачитаем отрывок из сказки «Василиса Прекрасная»:

« Вдруг едет опять всадник: сам черный, одет во всем черном и на черном коне; подскакал к воротам Бабы-яги и исчез, как сквозь землю провалился, - настала ночь. Но темнота продолжалась недолго: у всех черепов на заборе засветились глаза, и на всей поляне стало светло, как среди дня. Василиса дрожала со страху, но, не зная, куда бежать, оставалась на месте».

Сказки сочинялись не для потехи деткам, когда-то осенними и зимними вечерами слушали сказочников и стар, и млад.

В нашем устном народном творчестве очень много образов нечистой силы-лешие, кикиморы, черти и колдуны….Откуда же они появились в сказках?

Раньше наши предки считали мир одушевлённым, в лесу, в воде, в доме живут духи-хозяева, добрые и злые. Мир древнего человека полон волшебства и превращений. Там жила чистая и нечистая сила.

-Давайте посмотрим отрывок из художественно фильма «Ночь перед Рождеством» и определим, о чём пойдёт сегодня речь.

Правильно речь пойдёт о нечистой силе.

К нечистой силе относятся

  1. Полудухи-

  • Лешие-обитатели и хранители леса

  • Водяные- живут в воде

  • Домовые-живут в доме и во дворе

  • Русалки- живут в воде


  1. Злыдни - Горе, Лихо, Недоля- маленькие существа, которых никто никогда не видел.

  2. Кикимора-богиня сна и ночных привидений. По ночам прядёт пряжу, никто её никогда не видел. Бродит без одежды, лохматая, отсюда и пословица-поговорка-«ходит, как кикимора».

  3. Русалки- вид берегинь, живущих на воде, позднее во времена христианства их стали считать злобными. Не всегда жили на воде, раньше они жили в воздухе, потом переселились в воду.

-Познакомившись с образами устного народного творчества, давайте проведём викторину.

Выбираются две команды и жюри.

Первое задание-выбрать название командам. («Нафаня» и «Домовята»)

Вопросы:

1 к.- Много хлопот доставляет огородникам колючий сорняк с яркими малиновыми цветами-чертополох. Как вы думаете почему его так назвали?

(Это растение боится нечистая сила-черти, славяне думали, что при помощи этого растения можно сделать переполох чертям).

2 к.- Почему во время грозы некоторые хозяева выбрасывать на улицу чёрную кошку или собаку?

( По небу на колеснице едет Илья Пророк, который убивает чертей, спрятавшихся в этих «нечистых» животных).

1 к.- Почему при вспышке молнии старые люди крестятся и произносят «Свят, свят, свят!»?

( Чтобы, по их мнению, не мог вселиться в человека, спрятаться в него и быть спасённым).

2 к.- Где живут злыдни: в поле, в реке, в болоте?

( В болоте, а реке и в поле).

Задание для двух команд: выбрать из животных «чистых» и « нечистых»

(Чистые-петух, корова, голубь, осёл

Нечистые- волк, лягушка, мышь, змея)

Вопросы:

1 к.- Почему знающие люди, опасаясь Лешего выходили из леса задом наперёд?

(Чтобы запутать лешего: следы ведут не в лес, а из леса).

2 к.- Почему в русских сказках Змей Горынычем называется?

(Жил на горах).

1 к.-Властительниц земных вод в Древней Греции называли нереидами, в средние века в Западной Европе духов воды называли ундинами. Были ли подобные водные духи у славян?

(Русалки).

2 к.-Чья это избушка?

«Забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские, вместо дверей у ворот ноги человеческие, вместо запоров-руки, вместо замка-рот с острыми зубами».

(Баба-яга, она хозяйка зверей, лешачиха, хозяйка мира мёртвых).

1 к.- Почему в могилу колдуна забивают осиновый кол?

(Чтобы душа умершего колдуна «успокоилась» и не пугала людей, осина-проклятое дерево, на нём повесился Иуда).

2 к.- Один сосуд будто наполнен живой водой, другой-мёртвой. Как нужно поступить, чтобы оживить Ивана- царевича, убитого вероломными братьями?

(Сначала окропить мёртвой водой, чтобы окончательно перейти в мир мёртвых, а потом оживить).

А теперь небольшая переменка, задание командам - вспомните и перечислите сказки, в которых встречаются яблоки. Пока участники думают, капитаны команд должны надкусить яблоко, кто больше откусит, та команда и начнет первой перечислять сказки.

Вопросы:

1 к.- Зачем сметают мусор в угол за печкой?

(Чтобы домовой не перевёлся, мусор-не оскорбление для домового).

2 к.- Почему хозяева впереди себя в новый дом впускают кошку?

(Домовой превращается в кошку или собаку, именно в этом образе его и впускают в дом).

Подведение итогов

Пока жюри вас, ребята, оценивает, я прочту вам интересную статью о домовом из журнала «Чудеса и приключения»-№10(октябрь), 2002 год, стр. 42.

-Ребята, а скажите были ли с вами или с вашими родными подобные случаи?

Слово предоставляется жюри.

Сегодня мы с вами много интересного. О существовании нечистой силы можно думать, гадать, предполагать, может кто-то из вас захочет даже доказать существование нечистой силы, но это уже будет другая история…


Реквизиты:

  1. Фигурки с образами нечистой силы.

  2. Отрывок из художественного фильма «Ночь перед Рождеством».

  3. Рисунки-иллюстрации учащихся.

  4. Приложение-презентация.

  5. Иллюстрации к сказкам И.Билибина.

  6. Конфеты- команде-победительнице-шоколадные, проигравшей команде-карамель.


Литература:

1. Малая С.В. «Времен минувших небылицы»//Читаем, Учимся, Играем. – 2001г. – Вып.2.- С.15-23.

  1. Мифы древних славян (под. ред. Кайсарова А.С., Глинки Г.А.,1993г., Саратов, «Надежда».

  2. Владимир Иванович Даль

О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. http://www.rodon.org/dvi/opsiprn.htm





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Классный час «Времён минувших небылицы»

Автор: Емельянова Оксана Анатольнвна

Дата: 23.03.2015

Номер свидетельства: 190343


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства