Классный час посвященный 120-летию со дня рождения Сакена Сейфуллина
Классный час посвященный 120-летию со дня рождения Сакена Сейфуллина
Классный час посвящен 120-летию со дня рождения Сакена Сейфуллина. На занятии учащиеся знакомятся с великим поэтом казахской литературы, его биографией и творчеством. В ходе классного часа ученики работат в группе, составляют кластер по теме занятия. На уроке используются новые подходы в обучении и безотметочное оценивание. Данное занятие напрвлено на равитие познавательных интересов, воспитание нравственности, сплочение коллектива.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час посвященный 120-летию со дня рождения Сакена Сейфуллина »
Классный час «120-летие поэту Сакену Сейфуллину»
Цель: знакомство с выдающимся деятелем казахской литературы, его поэзией; развитие познавательных интересов в области истории Казахстана, воспитание нравственности.
Ход классного часа
- Что такое Родина? Напишите ассоциации к этому слову
страна
родная земля поселок, в котором живу
РОДИНА
семья мой дом
Чтение учениками стихотворения С. Сейфуллина «Родная земля»
С тобой я по-сыновьи откровенен,
Вскормила ты меня для доброты.
Ты крылья мне дала для вдохновенья,
И путь к вершинам указала ты.
Не в широте степей твоё величье.
Ты мне близка иною красотой:
Как образ матери нам дорог и привычен,
Так и привычен образ твой.
Земля моя!
В зеленом летнем платье
Ты ловишь солнце будущего дня.
Родимая, какое это счастье,
Что ты всегда со мной и для меня!
- Кто автор этого стихотворения?
- Как вы думаете, какова тема нашего классного часа?
- В этом году народ празднует 120-летие со дня рождения великого поэта Сакена Сейфуллина.
Знакомство с поэтом (презентация)
Сакен Сейфуллин
Родился 15 октября 1894 года в кочевом ауле в Акмолинском уезде (нынеКарагандинская область).Семья будущего поэта была музыкальной: отец был домбристом, мать — умелой рассказчицей. С детских лет Сакен пристрастился то к протяжно-грустной, то заунывно-печальной, как сама степь, песне родного народа. Сам он неплохо играл на домбре и имел приятный голос. Впоследствии Сакен написал немало песен (и слова, и музыку), которые до сих пор живут в народном репертуаре. Учился Сакен вначале в родном ауле, затем — три года в школе Успенского медеплавильного завода. В 1908 году будущий поэт переезжает в Акмолинск, где кончает приходскую школу и трехклассное городское училище. В 1913-1916 гг. Сейфуллин учится в Омской учительской семинарии, участвует в просветительском молодежном кружке «Единство». Серьезным испытанием для поэта явилась февральская революция. В это сложное время нелегко было сделать правильный выбор деятелям национальной культуры Казахстана. Родовые предрассудки — с одной стороны, лозунги алашордынцев — с другой, и новые идеи, великое революционное движение — с третьей. Сейфуллин выбирает третий путь, борец по натуре, он с оружием в руках устанавливал новую власть на древней земле отцов. В те годы Сакен развивает кипучую деятельность среди степной бедноты — проводит митинги, выступает на собраниях. Сакена Сейфуллина наиболее полно раскрылся и окреп в годы после Октября 17-го года. Он стал певцом-трибуном, голос которого звучал громко и страстно, призывая угнетенных к борьбе на стороне революции. Он первым в казахской советской литературе воспел чувства нового человека, стал выразителем дум и чаяний своего поколения. Его поэзия — поэзия активная, сыграла исключительную роль в борьбе, в идейном, нравственном воспитании людей, формировании человека эпохи социализма. В 1938 году арестован как «буржуазный националист» и расстрелян 28 февраля 1939 года в застенках Алма-Атинского НКВД. Посмертно реабилитирован.
В поселке Киевка Нуринского района установлен памятник прославленному поэту, писателю, основоположнику современной казахской литературы, общественному и государственному деятелю Сакену Сейфуллину. В городе Астане в 1988 году 20 февраля прошло официальное открытие музей в честь Сакена Сейфуллина.
2. Просмотр видео «Сакен Сейфуллин, Saken Seifullin, «В памяти предкам», «Культурное наследие» (по ссылке: http://my.mail.ru/bk/saken_murazhaiy/video/_myvideo/2.html)
3. Составление кластера
Игра «Самая активная группа»
- Напишите, что вы запомнили из биографии поэта.
(соревнование между группами)
«Салют аплодисментов» лучшей группе
Знакомство с произведениями поэта
Групповая работа: прочитать стихотворение Сакена Сейфуллина, озаглавить его, пересказать.
Летом в степи
Разливается юный простор Пряным запахом яростных трав, Летней степи зеленый ковер В переливах цветов разостлав.
Необъятна ее ширина, Мне открывшаяся опять. И простерла объятья она, Как ребенку родимая мать.
Прядью шелковой пышных волос Я поигрываю, как дитя. Станы гибких, изогнутых лоз Выпрямляю, ломаю шутя.
И разносится радостный смех, Мотылек, позабывший мечту, Словно мальчик, влюбленный во всех, Дарит всем поцелуй на лету.
Под шатровой сплошной синевой Я лежу на кошме луговой. В городах я томился тоской По земле первозданной, степной.
В русле памяти вновь - ледоход, Словно льдины друг друга теснят... Вот я вижу - на пастбище скот, Вот привал отдыхающих стад.
Тихо, тихо над гладью степной. Солнце встало в зените над ней. И ничто не тревожит покой Отдыхающих в полдень степей.
Одиноко над степью плывет Солнца жаркого пышущий зной. И пастух одиноко бредет, Молча доит овцу за овцой.
Тесно сдвинуты, сбиты гурты, Жарко дышит, сбивается с ног Шевелящийся край темноты, Где пастуший горит огонек.
Жить подпаску, в степи нелегко. И пока огонек не погас, Варит мальчик себе молоко По обряду степей - корыктас.
Еле тлеет костер перед ним, И кизячные кучи трещат, Чуть струится медлительный дым, Цепенеет удушливый чад.
Губы мальчика ветер обмел, По степям он кочует давно, Он на солнце стоит, полугол, Загорелое тело черно.
Шапки нет у него; крупный пот Утирая со лба кулаком, В конской коже он степью идет По кипящей жаре босиком.
В городах, где мы праздно живем, - Электрический свет до утра... В одиночестве жалком своем Этот мальчик не ведал добра.
Вижу - пламя чуть светит вдали, Вижу бедный обряд корыктас. Я вскочил, я сорвался с земли, Разом брызнули слезы из глаз.
Брат мой бедный, дитя темноты, Ты в забытой рожден стороне. Я мечтаю о том, чтобы ты Встал с ровесниками наравне.
Не уйдешь! Возвратишься назад! Подожди - мне шепнула трава. А цветы на дороге стоят И лепечут пустые слова.
Должен я в этот край нищеты Просвещения свет принести... Дорогие степные цветы, Не держите меня на пути!
Игра «Самая внимательная группа»
- Ответьте на вопросы по стихотворению, за каждый правильный ответ группа получает облачко. Выигрывает та группа у кого больше облачек.
- Запахом чего разливается простор? (яростных трав)
- Закончите четверостишие: Необъятна ее ширина, Мне открывшаяся опять. И простерла объятья она, (Как ребенку родимая мать)
- К чему припал поэт, когда вернулся издалека? (К материнскому лону) - Чем поэт поигрывает, как дитя? (Прядью шелковой пышных волос) - Что дарит мотылек, позабывший мечту, словно мальчик, влюбленный во всех? (Дарит всем поцелуй на лету)
- Почему тосковал поэт в городах? (По земле первозданной, степной) - Что увидел поэт на родине ? (на пастбище скот, привал отдыхающих стад)
- Чем занимается пастух? (одиноко бредет, молча доит овцу за овцой)
- Что делает мальчик? (варит мальчик себе молоко) - Закончите строчки: В конской коже он степью идет (По кипящей жаре босиком)
- Что не ведал мальчик? (Этот мальчик не ведал добра)
- О чем мечтает поэт? (Я мечтаю о том, чтобы ты Встал с ровесниками наравне)
- Что шепнула трава? (Не уйдешь! Возвратишься назад! Подожди - мне шепнула трава)
- Что должен принести поэт в край нищеты? (Просвещения свет) «Салют аплодисментов» самой внимательной группе.
Итог:
- С деятельностью какого поэта сегодня познакомились?