Просмотр содержимого документа
«Классный час «Моя малая Родина. Памятные места Ольховского района»»
Костромина Елена Васильевна
МКОУ Нежинская СОШ Ольховский район
3 класс
Вид: классный час
Тема: «Моя малая Родина. Памятные места Ольховского района»
Цели: - формирование духовно-нравственного сознания детей через знакомство с памятными местами родного края
-расширение и углубление знаний учащихся об истории родного края
-способствовать формированию чувства патриотизма, интереса к истории малой Родины
-воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.
Формируемые УУД:
Личностные:
-формировать у детей желание больше узнавать о своём крае, бережное отношение к достопримечательностям родного края
Регулятивные:
-умение определять и формулировать цель занятия
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
Познавательные:
-осуществлять поиск нужного материала
-умение перерабатывать полученную информацию
-строить высказывание в устной форме
Коммуникативные:
-формировать собственное мнение и позицию
-контролировать свои действия и оценивать действия партнёра в коллективной работе, проявлять инициативу.
Оборудование: компьютер, презентация, весы, таблички со словами зла, сердечки, словари.
Ход занятия:
1.Мотивация к учебной деятельности
(дети прослушивают песню о Родине)
-Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на занятие, поднимите «смайлики» настроения. Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть этот классный час принесёт нам радость от общения.
2.Актуализация знаний
-Наше занятие я хочу начать со стихотворения З. Александровой
Если скажут слово «Родина» сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина, толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница и ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики, где недавно был каток
И большой соседней фабрики громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная, золотая целина…
Родина бывает разная, но у всех она одна!
-О чём же это стихотворение? Объясните смысл слов «Родина бывает разная, но у всех она одна».
-Ребята, прочитайте слова, записанные на доске.
(родина, Россия, родители, родной район, посёлок)
-Как вы считаете, связаны ли между собой эти слова? Чем?
-Что же такое Родина? Откройте словари и уточните значения этого слова.
-Родина – место, где человек родился, где живут его близкие ; это сторонка, которая является для него родной; это страна. Где он живёт.
-У каждого из нас есть своя малая Родина.
1 ученик. Малая Родина - островок земли.
Под окном смородина, вишни расцвели.
Яблоня кудрявая, а под ней скамья-
Ласковая малая Родина моя!
-Дорогие, ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние поля. Мы гордимся нашей великой Родиной. И сегодня мы продолжим разговор о нашей малой Родине и её достопримечательностях.
3. Основная часть
(слайд 1) (дети слушают звон колоколов)
-Вы узнаёте этот звон? Что за инструмент их издаёт?
-О чём же они возвещают?
( о начале божественной службы, о празднике, о торжественных моментах или даже об опасности)
-Какое чувство у вас вызывает этот звон?
2 ученик. Звонят колокола по всей Руси,
Сердца и души счастьем наполняются,
В надежде землю грешную спасти,
Нас исцеляют радугою рая.
-Где устанавливают колокола? Где вы их видели?
А для чего нужны монастыри и храмы? Зачем люди ходят в церковь?
-Какие бы жизненные невзгоды ни начались у людей, они обращаются к Богу за помощью. Ходят помолиться и поставить свечку. Иногда люди ходят в храм поблагодарить Бога за то, что у них в жизни всё идёт хорошо.
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на занятие?
(слайд 2)
-Ольховский район – прекрасная частица Волгоградской области. Он расположен по берегам реки Иловля. Район был образован 25 октября 1928 года. Природа щедро одарила наш район.
(слайд 3)
-Нежными белоснежными кувшинками она украсила тихие спокойные речки; душистыми ландышами – уголки леса; алыми тюльпанами – степные просторы; тёмно-зелёным можжевельником – склоны меловых гор. Над милыми речками склонились плакучие ивы, изумрудные ольхи. Ольха – любимица поймы. Именно с этим деревом связано название нашего района.
(слайд 4)
-Достопримечательностью Ольховского района является Свято-Троицкий Белогорский монастырь. Он был основан в 1863 году. В 1894 году монастырь возглавила игуменья Сусанна, которая на протяжении 14 лет способствовала устроению монашеской жизни, вела строгий устав. При ней началось активное строительство в монастыре, развивались различные хозяйственные отрасли. В монастырь делались богатые вклады. К концу 19 века в монастыре проживало более 100 монахинь. Здесь они обнаружили незамерзающий целебный источник .
(слайд 5)
-Продолжалось строительство – монахини возвели хлев для скота, конюшню, свинарник, птичник, пекарню с келейной и избой для пекарей, появилась и гостиница для паломников (Значение незнакомых слов смотрят в словарях). Разрасталась монастырская слобода. В 1903 году духовные власти утверждают название Белогорский Свято-Троицкий монастырь.
-В 1930 годы государство проводило политику против церкви. Монастырь находился в заброшенном состоянии. По рассказам местных жителей здесь скрывались несколько монахов. Позднее были разрушены храм и многие постройки. На территории монастыря в здании крестильни разместилась мастерская по ремонту тракторов, в здании трапезной держали скот. Во время войны в монастыре разместили госпиталь, а после войны – государственный конезавод. Так осквернили прекрасный монастырь.
(слайд 6)
Возрождение монастыря началось в августе 1991 года с приездом архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа, привезшего сюда иеромонаха Савву. Монастырь стал мужским. Сейчас 6 зданий восстановлены, действует и церковь. В ней хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радости».
(слайд 7)
-Одной из самых главных достопримечательностей монастыря являются пещеры, вырытые в меловой горе чуть ли не во времена монголо – татарского ига. По преданию, в пещерах монастыря было три яруса, по которым можно было пройти из построек в меловые горы. В пещерах находятся кельи, в которых проживали затворницы. Лабиринты строились таким образом, чтобы в случае опасности их можно было затворить. Но здесь и терялись, бывало, люди, откапывавшие старые входы в подземелье, которые засыпаны песком. Все своды пещер выложены камнем. В пещерах держится постоянно прохладная температура одинаковая и зимой, и летом. Вход в пещеры находится на вершине меловой горы. Подняться туда можно только пешком по крутому склону. У входа в пещеру собираются группы людей, которые уходят вглубь с сопровождающим на экскурсию.
(слайд 8)
-Также на землях Каменнобродского Свято – Троицкого монастыря имеется памятник природы – дубы-великаны. Возраст дубов от 300 до 400 лет, высота некоторых из них 15 метров, диаметр стволов – 2 метра. Это уникальная дубовая роща – удивительное чудо!
Привлекает множество туристов и верующих несколько святых источников с различной на вкус и запах водой – от сероводородной до серебристой. У одного источника сделана купальня.
На территории монастыря находится храм, церковная лавка и другие постройки.
-В выходные и праздничные дни здесь можно увидеть молодожёнов, которые совершают прогулку к 400-летним дубам, туристов посещающих храм, пещеры. К источникам с водой люди выстраиваются в очередь., чтобы набрать святой воды.
4. Обобщение.
-Ребята, кто из вас был в Каменнобродском монастыре? По какому поводу?
-В монастыре регулярно совершаются богослужения. Они проповедуют Слово Божие. Как вы думаете, о чём это слово?
-Да, делать добро – это одна из Божьих заповедей. Но, к сожалению, на нашей планете встречается не только добро, но и зло. Значит, люди могут творить и добрые, и злые дела,
-Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
-Может быть, нам помогут это узнать старинные весы?
(показываю чашечные весы)
-На одну чашу весов мы будем класть «зло» (таблички с надписью: зависть, жадность, грубость, война, ложь). Чтобы победить «зло», надо постараться , чтобы перевесила чаша с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела совершают люди вокруг нас и положим их на чашу весов с «добром».
(дети по одному подходят к весам и рассказывают о своих добрых делах, при этом кладут на чашу с «добром» заранее приготовленные сердечки из бумаги. Вскоре чаша с «добром» перевешивает чашу «зла».)
-Вот, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в речку, реки – в море добра. Хорошо когда человек оставляет после себя добрый след.
5. Итог занятия.
-Что нового и интересного вы узнали на занятие? С каким настроением вы уйдёте домой?
-Кто ещё не был в Свято - Троицком Белогорском монастыре, выберите возможность посетить его вместе с родителями.
3 ученик. В храм зайдите! Не ленитесь!
Свеч купите восковых.
За себя вы помолитесь
И за всех, за всех других,
Православных наших братьев,
Кто в родную землю лёг…
Для молитвы неба хватит,
Потому что в небе Бог!
(слайд 9)
-На следующем занятие мы совершим заочную экскурсию в Ахтырский женский монастырь, который также находится на территории нашего района в селе Гусёвка.