kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кл.час."Жемчужины русских промыслов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Агрессивное наступление западной поп-культуры приводит к утрате ориентиров, к массовому падению эстетического вкуса у молодёжи. В этих условиях знакомство детей с образцами народного творчества нам предоставляется очень актуальным. Это и приобщение к лучшим образцам народного искусства, и воспитание художественного вкуса, что, в конечном счете, должно способствовать культурной идентификации детей как представителей русского народа, русской художественной традиции. Это и воспитание уважения к труду, к человеку труда, который не только создал прекрасные произведения народного искусства, но и прославил на весь мир свою малую родину. Это воспитание толерантности, уважения к культуре других народов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кл.час Жемчужины русс.промыс. МЛФ»

Классный час по теме: «Жемчужины русских промыслов»

Аудитория: 5-9 классы. Классный час провела: Маркевичус Людмила Фёдоровна учитель русского языка и литературы.МОКУ ООШ №13 д.Мухино

Пояснительная записка.

Агрессивное наступление западной поп-культуры приводит к утрате ориентиров, к массовому падению эстетического вкуса у молодёжи. В этих условиях знакомство детей с образцами народного творчества нам предоставляется очень актуальным. Это и приобщение к лучшим образцам народного искусства, и воспитание художественного вкуса, что, в конечном счете, должно способствовать культурной идентификации детей как представителей русского народа, русской художественной традиции. Это и воспитание уважения к труду, к человеку труда, который не только создал прекрасные произведения народного искусства, но и прославил на весь мир свою малую родину. Это воспитание толерантности, уважения к культуре других народов.

Цели: приобщить подрастающее поколение к великим ценностям русской культуры; ознакомить детей и подростков с русскими традициями, промыслами и ремёслами; воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа; развивать познавательный интерес и творческие способности учащихся.

Форма классного часа: игра «Путешествие в Город мастеров».

Предварительная работа с детьми:

1. Предложить детям найти в своём доме изделия народных промыслов, попытаться определить их категорию ( хохлома, гжель, палех, дымковская игрушка, плешковская игрушка, матрёшки и.т.п. ). Если в классе учатся дети другой национальности, нужно попросить их подготовить краткий рассказ о промыслах своего народа, показать образцы;

2. Шестеро детей сыграют роли мастеров; каждый «мастер» должен представить народный промысел ( хохлома, жостово, гжель, палехская миниатюра, городецкая роспись, посадские платки),пользуясь дополнительными материалами к классному часу или иной информацией; «мастера» должны будут ответить на вопросы «покупателей» ( ответы – в тексте сценария) и провести брей-ринг;

3. Остальные дети будут играть роли покупателей поделок; эти дети должны заготовить вопросы «мастерам» (примерные вопросы - в тексте сценария);

Музыкальное оформление:

  1. Плясовая русская народная музыка;

  2. Фонограмма песни (или сама песня) «Оренбургский пуховый платок» , текст песни в сценарии.

Оборудование:

  1. Приготовить две коробочки ( два волшебных сундучка), в одну положить кусок глины, в другую - комок бумаги;

  2. «Мастерам» обязательно приготовить по одному изделию народных промыслов или их иллюстрацию;

  3. Для «мастеров» можно приготовить русские народные костюмы или их элементы (кепка с цветком, рубаха с кушаком, сарафан, кокошник и т.п.).

Оформление:

Перед классным часом можно мелом схематически нарисовать на доске карту «Адреса русских промыслов». В конце классного часа рисунки, подготовленные для ярмарки, «мастера» прикрепят к названию соответствующего города на карте.

Карта «Адреса русских промыслов».

ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД





ГЖЕЛЬ

МОСКВА



ЖОСТОВО









ИВАНОВО



ПАЛЕХ



ГОРОДЕЦ

ХОХЛОМА



НИЖНИЙ НОВГОРОД

















План классного часа:

1. Вступительное слово.

2. Игра «Путешествие в Город мастеров»

А) реклама художественных промыслов;

Б) вопросы мастерам и мастерицам:

- где же делают эти вещицы;

- секреты мастерства;

В) музыкальная пауза;

Г) брей-ринг.

3. Моя художественная коллекция.

4. Подведение итогов (рефлексия).

5. Заключительное слово.

Ход классного часа.

  1. Вступительное слово.

Классный руководитель. Каждый народ должен знать истоки своей культуры, свои корни. Только так можно сохранить своё национальное достоинство.

Русская земля богата талантами. В каждой семье можно найти посуду, мебель, платки, матрёшки, изготовленные народными художниками. Изделия русских народных промыслов можно увидеть в крупнейших музеях мира. Искусные мастера – кузнецы, гончары, художники, ткачи, резчики – на весь мир прославили своим трудом маленькие города и сёла, где зародились их уникальные промыслы.

Сегодня мы с вами попадём на ярмарку в Город мастеров. Сюда прибыли представители шести русских промыслов. На этой карте мы видим, где расположены центры этих всемирно известных русских ремёсел. Павловский Посад, Гжель, Жостово находятся недалеко от Москвы, Палех – в Ивановской области, а Городец и Хохлома – недалеко от Нижнего Новгорода.

Мастера покажут нам свои изделия, расскажут о своих промыслах, ответят на наши вопросы.

Итак, ярмарка!

  1. Игра «Путешествие в Город мастеров»

  1. Реклама художественных промыслов.

Звучит плясовая музыка. Возле классной доски выстраиваются «мастера». Они держат в руках свои изделия, пританцовывают, по очереди рекламируя своё искусство.

Группа «Хохлома»

Кубки, чашки, ложки,

Русские матрёшки,

Вся посуда расписная

И почти как золотая!

Знает это целый мир:

Это – русский сувенир.

Вся – старинного письма –

Золотая хохлома!


Группа «Палех»

Выходи- ка на прогулку,

Покупай у нас шкатулку.

Палехская миниатюра –

Для тех, у кого губа не дурра!

Группа «Городец»

Удаль молодецкая –

Роспись городецкая!

Подходи, торопись,

Покупай живопись!

Группа «Жостово»

Хотите подарок!

Примите решение:

Купите для дома украшение!

Пользуются постоянным спросом

Наши жостовские подносы!


Группа «Посад»

Для всех девушек отрада –

Платки из Павловского Посада!

  1. Вопросы мастерам и мастерицам.

  1. Где же делают эти вещицы?

Классный руководитель.

Да, уважаемые мастера,

Слушали мы вас очень внимательно,

Ваши изделия замечательные!

И нашим ребятам, скажем вам честно,

Побольше о них узнать интересно!

( обращается к классу).

А вы, ребята, не отставайте,

Мастерам вопросы задавайте!

Может, взяли товар за границей?

Где же делают эти вещицы?

Дети по очереди поднимают руки, задают с места вопросы «мастерам».

Вопросы детей:

- Мне понравилась хохлома. Где изготавливают такую красивую посуду?

( Хохлому делают в деревне Хохлома, которая находится под Нижним Новгородом).

- Где делают палехские шкатулки?

( И шкатулки, и украшения делают в селе Палех. На карте вы его не найдёте, это небольшое село в Ивановской области. Но оно известно во всём мире).

- А мне понравилась роспись городецкая. А где ваш Городец находится?

( Город Городец находится в Новгородской области).

- Жостовские подносы, наверное, из города Жостово. Где его искать?

( Это не город, а деревня под Москвой. Там давно научились подносы такие делать).

- Ну, а Гжель ваша, где находится? Где ж посуду такую делают?

( Гжель – это деревня под Москвой. Там уже 200 лет такую посуду делают)

- А откуда платки такие мастерица?

( А платочки из Павловского посада, их все красавицы России знают)

  1. В чём секреты мастерства?

Классный руководитель.

Не зря мы вопросы задавали,

Всю географию промыслов узнали!

А теперь вопросы не для газеты –

Мастера открывают свои секреты.

Ну-ка, ребята, времени не теряйте,

Вопросы своим мастерам задавайте.

Вопросы учащихся:

- Вопрос к мастеру хохломы. Посуда у вас деревянная, а выглядит как золотая. Как это у вас получается?

(У хохломских мастеров – свой способ «золочения». Посуду натирали оловянным порошком, покрывали олифой и нагревали в печах. Олифа от высокой

температуры желтела, а олово, которое просвечивало сквозь неё, становилось похожим на золото.)

- В хохломской росписи я вижу всего три цвета. Используют мастера другие цвета?

( Хохломские мастера используют всего четыре цвета: красный, чёрный, золотой и иногда зелёный. Эти цвета хорошо передают особый хохломской травяной узор).

- У меня вопрос к городецким мастерам. Хохлома очень похожа на городецкую роспись. Как их отличить?

( На изделиях из Хохломы можно увидеть только травяной или цветочный узор из четырёх цветов: красного, чёрного, зелёного и золотистого. А на городецкой росписи встречаются люди, животные, птицы, используется синий, жёлтый цвет, а хохломского золотистого цвета нет.)

- Я видела раньше несколько игрушек и тарелок из Гжели. Они все расписаны только синей краской.

( Правильно. Это специальный стиль Гжели – роспись кобальтом по белому фаянсу. Кобальт – это синяя краска. По такой росписи все сразу узнают гжельскую посуду или игрушку. Недаром нашу посуду называют бело - голубым чудом).

- Как гончарам из Гжели удалось сделать такую белую посуду?

( Гжельские гончары добавляли в глину известь – так получился гжельский фаянс).

- Палехские шкатулки известны всему миру. Делают ли в Палехе что- то другое кроме шкатулок?

( Мастера Палеха делают обложки для книг, табакерки, картины).

- Из чего сделаны палехские шкатулки: из дерева, глины или из металла?

( Палехские изделия лепят из папье – маше, это такая кашица из бумаги).

- Как расписывают деревянные заготовки понятно. А как расписывают посадские платки? Неужели вручную?

( Посадские платки не расписывают. Узоры на наших платках печатают. Сначала на деревянной форме вырезают изображения цветка, потом наносят на форму краску и печатают этот цветок на платке. Каждый цвет печатается с отдельной доски. Для одного платка таких досок нужно несколько десятков.)

- Какие узоры печатают на посадских платках?

( На посадских платках могут быть только два типа узоров: цветочный – роскошные садовые цветы и турецкий – огурцы.)

- Чем отличаются узоры на палехских миниатюрах?

( Это сказочные сценки, сценки из реальной жизни, но все фигуры на них вытянутые, утончённые).

- Какой промысел из перечисленных самый древний?

( Самая древняя – хохлома. Этому промыслу 700 лет).

- Кто из мастеров делает роспись по металлу?

( Это жостовские мастера. Кузнецы делают подносы, а художники расписывают их лаком и красками).


  1. Музыкальная пауза.

Классный руководитель. К нам в гости пришли представители ещё одного промысла. Его название говорит само за себя. А рекламой этому промыслу будет песня.

Исполнение песни «Оренбургский пуховый платок»

  1. Брей – ринг.

Классный руководитель. Ну а теперь, мастера и мастерицы, кому же достанутся эти вещицы?

Мастер 1. Тому, кто выиграет, наш брей – ринг.

Мастер 2. В игре участвуют две команды: команда «Гончары», капитан ( фамилия, имя)

Мастер 3. И команда «Кузнецы», капитан ( фамилия, имя).

Классный руководитель. Предлагаю гончарами назначить девочек, а кузнецами – мальчиков.

Мастер 4. Я буду на доске записывать очки, которые набрали команды.

Мастер 5. А задавать вопросы все мы будем по очереди. Если команда правильно отвечает, один балл в копилку свою получает.

Мастер 1. Наш брей – ринг по старинке мы начинаем с разминки. Первое задание – найти у пословицы окончания.

  1. Деревья смотри в плодах, а людей смотри в … (делах)

  2. Терпение и труд всё… (перетрут).

  3. Маленькое дело лучше большого … (безделья).

  4. Не везде сила: где нужно уменье, а где и … ( терпение).

  5. Не за своё дело не берись, а за своим делом не … (ленись)

  6. Под лежачий камень и вода не … (бежит).

  7. Где умному горе, там дураку… (веселье).

  8. На полатях лежать, так и ломтя не … (видать).


Мастер 2. Разминка закончилась. Начинаем блиц – турнир: я задаю вопрос, вы

отвечаете. Будьте внимательны.

«Мастер» читает вопросы, каждой команде по 4 вопроса.

  1. Какое изделие изготавливают из металла? (Подносы).

  2. Какую посуду называют «бело-синее чудо» ? ( Посуду из Гжели).

  3. В каком городе цветы печатают на ткани? ( В Павловском Посаде).

  4. Где делают самые красивые подносы? ( В Жостово).

  5. Сундучки и прялки, досточки, посуда – где делают такое чудо? ( В Городце).

  6. Где родилась русская лаковая миниатюра? ( В Палехе).

  7. На какой росписи не увидишь синего цвета? ( На хохломской).

  8. Почему посуда из Гжели белая? ( В глину добавлена известь).


Мастер 3. А теперь каждой команде – по одному вопросу. Но вопросики эти труднее.

Чтоб вы приняли правильное решение,

Даём вам минуту на обсуждение!

«Мастер» читает вопросы ( по одному вопросу каждой команде).

  1. Как в Хохломе дерево превращают в золото?

  2. Как на посадских платках вырастают букеты роскошных цветов?


Мастер 5. А теперь – не пустячок, а волшебный сундучок.

( Показывает первую коробочку)

Слушайте вопрос внимательно,

И ответ обдумайте тщательно.

Это вам не кот в мешке.

Что в волшебном сундучке?


Внимание, вопрос для команды «Гончары»:

Это добро валяется под ногами,

Кто его поднимает

И к нему труд свой добавляет,

У того получаются здания,

Посуда, игрушки, изваяния!

А кто не хочет пачкаться и мараться, тому лучше за это добро не браться. (Глина).

Ведущий достаёт из сундучка комок глины и передаёт его членам команды.


А теперь вопрос для команды «Кузнецы» ( показывает вторую коробочку).

Из этого материала

Тоже можно сделать немало.

Если его размочить,

А потом проварить,

А потом можно лепить шкатулки,

Игрушки и разные безделушки.

В Палехе нашли этому материалу применение,

Всем на удивление! ( Бумага).

Ведущий достаёт из сундучка комок бумаги и передаёт его членам команды.


Мастер 4. Закончился наш турнир, ребята,

А теперь пора объявить результаты.

Объявляет результаты блиц – турнира.


Мастер 5. А за победу вручить вам рады,

Мы наши скромные награды.

Вручение победителям призов и наград.


  1. Моя художественная коллекция.

Классный руководитель. Ребята, вы получили задание, найти в своём доме образцы народных промыслов. Расскажите о своей коллекции.

Рассказы учащихся. За самый интересный и подробный рассказ присуждается приз.

  1. Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель. Понравился ли вам, ребята, наш классный час? Какое настроение, какие чувства возникли у вас от соприкосновения с искусством народных мастеров?

Ответы учащихся.


  1. Заключительное слово.

Классный руководитель. Вы сегодня узнали о русских народных промыслах, увидели образцы изделий народных мастеров. Эти образцы народного искусства поражают нас особой красотой, гармонией и совершенством. Только хорошие и добрые люди могли создать такую красоту и прославить на весь мир свою землю, свой край.

Мы должны уважать труд и беречь то, что сделано руками талантливых людей. Это поможет нам сохранить свои национальные традиции, своё национальное достоинство.



Литература: Классные часы. Автор составитель: А.В.Давыдова. Издательство: М:. «Вако» 2008 год.













Просмотр содержимого презентации
«Презентация1.pptx1.pptx палех»

Народные промыслы.  «Палех» Презентацию выполнила: учитель русского языка и литературы Маркевичус Людмила Фёдоровна МОКУ ООШ №13 д.Мухино Иркутской области Чунского района

Народные промыслы. «Палех»

Презентацию выполнила: учитель русского языка и литературы Маркевичус Людмила Фёдоровна МОКУ ООШ №13 д.Мухино Иркутской области Чунского района

История палеха  Палех ещё с допетровских времён славилсясвоими иконописцами . Наибольшего расцвета палехское иконописание  достигло в XVIII — начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием московской , новгородской , ст рогановской и ярославской  школ. Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей  и соборов , в том числе Грановитой палаты  Московского Кремля , храмов Троице-Сергиевой лавры , Новодевичьего монастыря .

История палеха

Палех ещё с допетровских времён славилсясвоими иконописцами . Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII — начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием московской , новгородской , ст рогановской и ярославской школ. Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов , в том числе Грановитой палаты Московского Кремля , храмов Троице-Сергиевой лавры , Новодевичьего монастыря .

После  революции 1917 года  художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала. В 1918 году  художники создали Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву. Родоначальниками палехского стиля являются И. И. Голиков  и Александр Александрович Глазунов. Палешане познакомились с новым материалом  папье-маше , являвшимся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина . Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской  иконы  технологию  темперной живописи  и условную стилистику изображения.

После революции 1917 года художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала. В 1918 году художники создали Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву. Родоначальниками палехского стиля являются И. И. Голиков и Александр Александрович Глазунов. Палешане познакомились с новым материалом папье-маше , являвшимся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина . Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения.

5 декабря  1924 года семеро палехских художников И. И. Голиков, И. В. Маркичев , И. М. Баканов , И. И. Зубков , А. И. Зубков , А. В.  Котухин , В. В. Котухин объединились в «Артель древней живописи». Позднее к ним присоединились художники И. П.  Вакуров , Д. Н.  Буторин , Н. М. Зиновьев . В 1925 году палехские миниатюры экспонировались на Всемирной выставке в Париже .

5 декабря 1924 года семеро палехских художников И. И. Голиков, И. В. Маркичев , И. М. Баканов , И. И. Зубков , А. И. Зубков , А. В.  Котухин , В. В. Котухин объединились в «Артель древней живописи». Позднее к ним присоединились художники И. П.  Вакуров , Д. Н.  Буторин , Н. М. Зиновьев . В 1925 году палехские миниатюры экспонировались на Всемирной выставке в Париже .

Союз художников Палеха возник в 1932 году .  В  1935 году  артель была преобразована в Товарищество художников Палеха, в 1954-м  образовались Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР .

Союз художников Палеха возник в 1932 году . В 1935 году артель была преобразована в Товарищество художников Палеха, в 1954-м образовались Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР .

Особенности палеха.  Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений  классиков , сказок , былин  и песен .  Работы обычно выполняются темперными красками  на черном фоне и расписываются  золотом .

Особенности палеха.

Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков , сказок , былин и песен . Работы обычно выполняются темперными красками на черном фоне и расписываются золотом .

Развитие палехской лаковой миниатюры.  В искусстве палехской лаковой миниатюры как самостоятельный жанр развивается портрет. Его основоположниками стали бывшие иконописцы-личники: Правдин Н.А., Паликин И.Ф, Серебряков И.Г. Портретные изображения создаются на различных предметах из папье-маше: пластинах, шкатулках, брошах, портсигарах.  Палехские художники пишут портреты государственных деятелей, исторических лиц и своих современников.

Развитие палехской лаковой миниатюры.

В искусстве палехской лаковой миниатюры как самостоятельный жанр развивается портрет. Его основоположниками стали бывшие иконописцы-личники: Правдин Н.А., Паликин И.Ф, Серебряков И.Г. Портретные изображения создаются на различных предметах из папье-маше: пластинах, шкатулках, брошах, портсигарах.  Палехские художники пишут портреты государственных деятелей, исторических лиц и своих современников.

Материал, техника, стилистические особенности

Материал, техника, стилистические особенности

  • Материал: В качестве основы используется полуфабрикат из папье-маше. Папье-маше покрывается грунтом, состоящим из глины, красящего пигмента и льняного масла. На загрунтованный полуфабрикат наносится масляный лак.
  • Техника: Последовательное нанесение красочных слоёв яичной темперы. Использование в росписи творёного сусального золота. Закрепление живописных слоёв и золота масляным лаком и его последующая полировка.
  • Стилистические особенности: Палехская лаковая миниатюра основана на традициях древнерусской живописи. Традиционными считаются условный стилизованный пейзаж, архитектура, удлинённые пропорции фигур.
Орнамент.

Орнамент.

  • В палехской миниатюре важное значение имеет орнамент. Сложные растительные орнаменты, выполненные творёным золотом, украшают стенки шкатулок. Более простые орнаменты обрамляют живопись на плоскости.
  • Каждая палехская миниатюра имеет надписи, выполненные творёным золотом. На нижнем поле изображения указывается место создания работы (Палех), фамилия художника, год исполнения.
Изделия палехских мастеров

Изделия палехских мастеров

Материалы: http :// www . VIKIPEDIA Картинки: http :// www . Yandex.ru

Материалы: http :// www . VIKIPEDIA

Картинки: http :// www . Yandex.ru

Просмотр содержимого презентации
«Презентация1.pptx19.pptxПавло-посад.платок»

История Павло - Посадских платков Презентацию выполнила учитель русского языка и литературы Маркевичус Людмила фёдоровна МОКУ оош №13 д.Мухино иркутской области чунского района

История Павло - Посадских платков

Презентацию выполнила учитель русского языка и литературы Маркевичус Людмила фёдоровна МОКУ оош №13 д.Мухино иркутской области чунского района

История посадского платка  Среди известных всему миру уникальных изделий, составляющих гордость и славу России, особое место занимают платки и шали из старинного Подмосковного города Павловский Посад. История платочного предприятия насчитывает больше двух столетий. Но знаменитые на весь мир павловопосадские платки и шали здесь стали выпускать не сразу. Их производство было налажено купцами Я.И.Лабзиным и В.И.Грязновым в начале 60-х годов 19 века - спустя полвека с момента основания фабрики. В то время в Богородском уезде Московской губернии, куда исторически входил Павловский Посад, насчитывалось более 70 шелковых платочных фабрик, принадлежащих крестьянам.

История посадского платка

Среди известных всему миру уникальных изделий, составляющих гордость и славу России, особое место занимают платки и шали из старинного Подмосковного города Павловский Посад. История платочного предприятия насчитывает больше двух столетий. Но знаменитые на весь мир павловопосадские платки и шали здесь стали выпускать не сразу. Их производство было налажено купцами Я.И.Лабзиным и В.И.Грязновым в начале 60-х годов 19 века - спустя полвека с момента основания фабрики. В то время в Богородском уезде Московской губернии, куда исторически входил Павловский Посад, насчитывалось более 70 шелковых платочных фабрик, принадлежащих крестьянам.

Среди них и шелковая фабрика крестьянина села Павлово Ивана Дмитриевича Лабзина, основанная в 1795 г. Предприятие год за годом росло, богатело. Вместе с ним, менялись поколение за поколением. К середине 19 века предприятие перешло к его правнуку Лабзина, который вместе с компаньоном Василием Грязновым и переориентировал фабрику на выпуск шерстяных шалей с набивным рисунком. Шаль к тому времени прочно вошла в быт различных слоев русского общества, став характерным элементом русского костюма. Купцы из подмосковного города, благодаря таланту и энергичности, сумели не только выстоять в жесткой конкуренции того времени, но и занять свое особое место на торговых просторах Российской Империи. Об успехах нового производства Лабзина-Грязнова говорит малая серебряная медаль, полученная «за хорошее ткачество и набивку муслин-де-линя и платков» на Московской выставке русских мануфактурных произведений 1865 г.

Среди них и шелковая фабрика крестьянина села Павлово Ивана Дмитриевича Лабзина, основанная в 1795 г. Предприятие год за годом росло, богатело. Вместе с ним, менялись поколение за поколением. К середине 19 века предприятие перешло к его правнуку Лабзина, который вместе с компаньоном Василием Грязновым и переориентировал фабрику на выпуск шерстяных шалей с набивным рисунком. Шаль к тому времени прочно вошла в быт различных слоев русского общества, став характерным элементом русского костюма. Купцы из подмосковного города, благодаря таланту и энергичности, сумели не только выстоять в жесткой конкуренции того времени, но и занять свое особое место на торговых просторах Российской Империи. Об успехах нового производства Лабзина-Грязнова говорит малая серебряная медаль, полученная «за хорошее ткачество и набивку муслин-де-линя и платков» на Московской выставке русских мануфактурных произведений 1865 г.

Принадлежность павловских шалей, дошедших до наших дней можно точно определить по наличию маркировки на обратной стороне платка – клейма-штампа с указанием предприятия и времени изготовления. Шали с традиционным цветочным орнаментом, как художественное направление нашло наиболее яркое воплощение в творчестве Н.С.Постигова, Н.И.Чудина, К.Е.Аболихина. Имена этих художников стали легендой, а их творчество – «классикой» искусства павловского платка.

Принадлежность павловских шалей, дошедших до наших дней можно точно определить по наличию маркировки на обратной стороне платка – клейма-штампа с указанием предприятия и времени изготовления. Шали с традиционным цветочным орнаментом, как художественное направление нашло наиболее яркое воплощение в творчестве Н.С.Постигова, Н.И.Чудина, К.Е.Аболихина. Имена этих художников стали легендой, а их творчество – «классикой» искусства павловского платка.

Павло-Посадские изделия

Павло-Посадские изделия

В Павловском Посаде открылся Музей истории русского платка и шали, над созданием которого группа энтузиастов во главе с Владимиром Шишениным работала более полутора лет. В экспозиции музея представлены клейменные платки 19 века Мануфактуры Я.Лабзина и В.Грязнова, платки разных периодов 20 века, платки текущего ассортимента, рукописные платки. Во время экскурсии рассказывается о старинном способе изготовления платка - ручной набойке, о современном способе - печати сетчатыми шаблонами, об истории павловопосадской шали и о шали, как части мировой культуры.

В Павловском Посаде открылся Музей истории русского платка и шали, над созданием которого группа энтузиастов во главе с Владимиром Шишениным работала более полутора лет. В экспозиции музея представлены клейменные платки 19 века Мануфактуры Я.Лабзина и В.Грязнова, платки разных периодов 20 века, платки текущего ассортимента, рукописные платки. Во время экскурсии рассказывается о старинном способе изготовления платка - ручной набойке, о современном способе - печати сетчатыми шаблонами, об истории павловопосадской шали и о шали, как части мировой культуры.

Павло-посадская фабрика  по изготовлению платков

Павло-посадская фабрика по изготовлению платков

Ярким примером традиций набивного рисунка являются платки и шали фабрик Александровых (Калужская губерния) и мануфактуры Лабзина и Грязнова (Павлово-Посад). Цветочные композиции каждой мануфактуры имеют свой узнаваемый и неповторимый художественный стиль. «Александровский» платок отличается тонкими линиями и изящными формами цветов. Шали и платки «павлопосадские» - это буйство пышных букетов садовых и полевых цветов по углам платка и гирлянды по кайме, а также восточные орнаменты, имитирующие индийские и персидские шали. Московская губерния так же всегда славилась производством узорных шёлковых тканей и платков. Особенно выделялись мануфактуры Богородского и Коломенского уездов. Выделяются полушёлковые (репсовые) платки Богородского уезда конца 19 века со сложным декором в стиле ампир. Крупные цветы, листья папоротника и ветки цветущих акаций, окруженные богатым орнаментом, создают пышность и торжественность, а длинная шёлковая бахрома дополняет неповторимую красоту шалей.

Ярким примером традиций набивного рисунка являются платки и шали фабрик Александровых (Калужская губерния) и мануфактуры Лабзина и Грязнова (Павлово-Посад). Цветочные композиции каждой мануфактуры имеют свой узнаваемый и неповторимый художественный стиль. «Александровский» платок отличается тонкими линиями и изящными формами цветов. Шали и платки «павлопосадские» - это буйство пышных букетов садовых и полевых цветов по углам платка и гирлянды по кайме, а также восточные орнаменты, имитирующие индийские и персидские шали. Московская губерния так же всегда славилась производством узорных шёлковых тканей и платков. Особенно выделялись мануфактуры Богородского и Коломенского уездов. Выделяются полушёлковые (репсовые) платки Богородского уезда конца 19 века со сложным декором в стиле ампир. Крупные цветы, листья папоротника и ветки цветущих акаций, окруженные богатым орнаментом, создают пышность и торжественность, а длинная шёлковая бахрома дополняет неповторимую красоту шалей.

В традиционных рисунках платков всегда присутствовали древние языческие образы и символы, такие как певчие птицы, дерево жизни, образ лебедя. Позже в эти орнаменты виртуозно вписываются позаимствованные в Европе античные вазы и французские букетики, виноградная лоза и вазоны с крупными цветами. Так же в платке всегда присутствовала (как одно из направлений) тема восточных орнаментов – бобов и пейсли.

В традиционных рисунках платков всегда присутствовали древние языческие образы и символы, такие как певчие птицы, дерево жизни, образ лебедя. Позже в эти орнаменты виртуозно вписываются позаимствованные в Европе античные вазы и французские букетики, виноградная лоза и вазоны с крупными цветами. Так же в платке всегда присутствовала (как одно из направлений) тема восточных орнаментов – бобов и пейсли.

Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!

Просмотр содержимого презентации
«Презентация1.pptx2.pptx Городец»

История Городецкой росписи Презентацию выполнила учитель русского языка и литературы Маркевичус Людмила Фёдоровна МОКУ ООШ №13 д.Мухино Иркутской области Чунского района

История Городецкой росписи

Презентацию выполнила учитель русского языка и литературы Маркевичус Людмила Фёдоровна МОКУ ООШ №13 д.Мухино Иркутской области Чунского района

Родиной городецкой росписи стало Поволжье, а именно села и деревни Хлебаиха, Курцево, Косково, Савино, Букино и другие, расположенные по берегам притока Волги чистой и светлой речушки Узолы. Там крестьяне нескольких деревень расписывали прялки и отвозили продавать свои изделия на нижегородскую ярмарку. Поэтому и роспись сперва называлась нижегородской. Точнее, еще до появления этой росписи прялки украшались резьбой. Со временем резьбу стали слегка подкрашивать — для большей нарядности, а позже резьба на прялках была полностью вытеснена росписью.

Родиной городецкой росписи стало Поволжье, а именно села и деревни Хлебаиха, Курцево, Косково, Савино, Букино и другие, расположенные по берегам притока Волги чистой и светлой речушки Узолы. Там крестьяне нескольких деревень расписывали прялки и отвозили продавать свои изделия на нижегородскую ярмарку. Поэтому и роспись сперва называлась нижегородской. Точнее, еще до появления этой росписи прялки украшались резьбой. Со временем резьбу стали слегка подкрашивать — для большей нарядности, а позже резьба на прялках была полностью вытеснена росписью.

Почему же роспись назвали Городецкой?  Название

Почему же роспись назвали Городецкой?

Название "городецкая" зазвучало лишь в 1930-х годах после появления работ одного из самых известных исследователей народной культуры В.М. Василенко. В более ранних изданиях речь идет о "нижегородской росписи" или о "курцевских красильщиках". Новое название закрепилось, поскольку Городец был главным рынком сбыта узольской расписной утвари и также имел мастерские по росписи дерева. Но самое главное: именно с ним, его бытом, нравами, образами начиная с середины XIX века связано само содержание росписи. Знаменитая узольская роспись выросла на основе всей художественной культуры Городца и его окрестностей, история которой насчитывает более восьми столетий.

Страницы истории.  Яркие страницы истории возникшего здесь народного промысла связаны с деятельностью Петра I по созданию русского военного флота. Каждый корабль непременно украшался деревянной резьбой, демонстрируя как военную мощь России, так и художественный талант населявших ее народов. В течение XVIII века строительство кораблей переместилось ближе к завоеванным берегам морей. Талантливым мастерам пришлось искать новое применение накопленному опыту. Одни стали вырезать ложки, другие точили миски и чашки, а третьи - изготавливали орудия труда для прядения и ткачества. Особую популярность завоевали донца для прялок, которые и украшались. Донце прялки - это сиденье, которое не было видно во время работы. Зато, окончив прясть, крестьянка вешала донце на стенку, и оно становилось украшением скромного быта.

Страницы истории.

Яркие страницы истории возникшего здесь народного промысла связаны с деятельностью Петра I по созданию русского военного флота. Каждый корабль непременно украшался деревянной резьбой, демонстрируя как военную мощь России, так и художественный талант населявших ее народов. В течение XVIII века строительство кораблей переместилось ближе к завоеванным берегам морей. Талантливым мастерам пришлось искать новое применение накопленному опыту. Одни стали вырезать ложки, другие точили миски и чашки, а третьи - изготавливали орудия труда для прядения и ткачества. Особую популярность завоевали донца для прялок, которые и украшались. Донце прялки - это сиденье, которое не было видно во время работы. Зато, окончив прясть, крестьянка вешала донце на стенку, и оно становилось украшением скромного быта.

Расцвет городецкой росписи  Расцвет городецкой росписи связывают с приездом в 1870 г. из Городца в деревню Курцево иконописца Огуречникова, которого пригласили подновить живопись местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить живописные приемы издавна применявшиеся в написании икон: способы наложения слоев красок,

Расцвет городецкой росписи

Расцвет городецкой росписи связывают с приездом в 1870 г. из Городца в деревню Курцево иконописца Огуречникова, которого пригласили подновить живопись местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить живописные приемы издавна применявшиеся в написании икон: способы наложения слоев красок, "оживки" белилами - все то, что придает живописи законченность и выразительность. Мастера давно уже применяли подкраску инкрустированных предметов, поэтому были готы воспринять живописную технику. В конце XIX века появился дешевый ситец фабричного производства, который заменил ткани ручного изготовления. Так необходимые для ручного производства тканей донца, гребни, веретенца стали ненужными на фабриках.

Сюжеты городецкой росписи  Позже начали расписывать не только прялки, но и всевозможные предметы из крестьянского быта - лукошки, солонки, деревянные игрушки, короба для хранения пряжи и многие другие изделия. Цвета Городецкой росписи всегда были яркими, сочными, все изделия обязательно украшались пышными букетами цветов, напоминавших розы, ромашки. В процессе развития промысла (к концу девятнадцатого века в нем были задействованы жители десятка деревень), рисунок росписи также дополнялся новыми сюжетами. Появились персонажи из народных сказок, сцены из городской жизни, всевозможные

Сюжеты городецкой росписи

Позже начали расписывать не только прялки, но и всевозможные предметы из крестьянского быта - лукошки, солонки, деревянные игрушки, короба для хранения пряжи и многие другие изделия. Цвета Городецкой росписи всегда были яркими, сочными, все изделия обязательно украшались пышными букетами цветов, напоминавших розы, ромашки. В процессе развития промысла (к концу девятнадцатого века в нем были задействованы жители десятка деревень), рисунок росписи также дополнялся новыми сюжетами. Появились персонажи из народных сказок, сцены из городской жизни, всевозможные "чаепития" и гуляния".

Городецкая роспись в наше время.  К началу XX века промысел потихоньку пришел в упадок, а вскоре и вовсе прекратил свое существование. Восстанавливаться Городецкая роспись начала только в 30-х годах, когда открылась мастерская живописцев. Позже, уже в 50-е годы, образовалась артель. В наши дни наследие старых мастеров и их лучшие традиции стремятся возродить художники, работающие на фабрике «Городецкая роспись» в г. Городце, которая была создана в 1960 году. К счастью, старинная поволжская роспись сейчас находится в надежных руках талантливых современных художниц. Пятеро из них - Лауреаты премии имени Репина. Это - высшая награда для художников нашей страны. Имена этих художников: Беспалова Л.Ф., Кубаткина Л.А., Касатова Ф.Н., Рукина Т.М., Соколова А.В. Было время, городецкая роспись едва не погибла, но нашлись добрые и талантливые люди, возродившие ее.

Городецкая роспись в наше время.

К началу XX века промысел потихоньку пришел в упадок, а вскоре и вовсе прекратил свое существование. Восстанавливаться Городецкая роспись начала только в 30-х годах, когда открылась мастерская живописцев. Позже, уже в 50-е годы, образовалась артель. В наши дни наследие старых мастеров и их лучшие традиции стремятся возродить художники, работающие на фабрике «Городецкая роспись» в г. Городце, которая была создана в 1960 году. К счастью, старинная поволжская роспись сейчас находится в надежных руках талантливых современных художниц. Пятеро из них - Лауреаты премии имени Репина. Это - высшая награда для художников нашей страны. Имена этих художников: Беспалова Л.Ф., Кубаткина Л.А., Касатова Ф.Н., Рукина Т.М., Соколова А.В. Было время, городецкая роспись едва не погибла, но нашлись добрые и талантливые люди, возродившие ее.

Приёмы городецкой росписи.

Приёмы городецкой росписи.

Последовательность росписи птицы

Последовательность росписи птицы

Просмотр содержимого презентации
«Презентация1.pptx22.pptx Гжель»

История Гжельской росписи. Презентацию выполнила учитель русского языка и литературы Маркевичус Людмила Федоровна МОКУ ООШ №13 д.Мухино Иркутской области Чунского района

История Гжельской росписи.

Презентацию выполнила учитель русского языка и литературы Маркевичус Людмила Федоровна МОКУ ООШ №13 д.Мухино Иркутской области Чунского района

Страницы истории  Гжель  — один из традиционных российских центров производства керамики Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район , состоящий из 27 деревень , объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва  — Муром  — Казань . Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области . До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому  уездам .

Страницы истории

Гжель  — один из традиционных российских центров производства керамики Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район , состоящий из 27 деревень , объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва  — Муром  — Казань . Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области . До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам .

Название Гжель имеет балтийское происхождение. Так, в левобережье верхнего Приднепровья находим реку Агжелка, она же Гжелка, Гжолка, Гжелька; в Смоленской области близко к рассматриваемому названию река Гжать (правый приток Вазузы), а название её притока Кзелка сопоставимо с Кжеля, наиболее ранней формой названия села Гжель (чередование ж-з в названиях Верхнего Поднепровья встречается часто). Допускается образование гидронима Гжель из балтийского gud(i)-el- (сравни др.прусск .  'кустарник'). Эта основа широко представлена в балтийской гидронимии: прусск .  Gudeniten , лит.  Gudelupis , латыш.  Guddel , курш .  Gudde и ряд других .

Название Гжель имеет балтийское происхождение. Так, в левобережье верхнего Приднепровья находим реку Агжелка, она же Гжелка, Гжолка, Гжелька; в Смоленской области близко к рассматриваемому названию река Гжать (правый приток Вазузы), а название её притока Кзелка сопоставимо с Кжеля, наиболее ранней формой названия села Гжель (чередование ж-з в названиях Верхнего Поднепровья встречается часто). Допускается образование гидронима Гжель из балтийского gud(i)-el- (сравни др.прусск .  'кустарник'). Эта основа широко представлена в балтийской гидронимии: прусск . Gudeniten , лит. Gudelupis , латыш. Guddel , курш . Gudde и ряд других .

Поскольку Гжель является старинным центром производства фарфоровой, фаянсовой и глиняной посуды, ещё в 19 веке появились попытки связать непонятное название местности с её специализацией: Посуду жгут, обжигают, отсюда всё производство названо жгелью, словом, обратившимся в гжель в силу свойства простолюдина переставлять согласные. Позднее, когда промысел получил особо важное значение и привлёк к себе большую часть местных рабочих рук, название производства было перенесено и на самый занятый им район.  Понятно, что это объяснение совершенно необоснованно и представляет собой типичную кабинетную этимологию.
  • Поскольку Гжель является старинным центром производства фарфоровой, фаянсовой и глиняной посуды, ещё в 19 веке появились попытки связать непонятное название местности с её специализацией:
  • Посуду жгут, обжигают, отсюда всё производство названо жгелью, словом, обратившимся в гжель в силу свойства простолюдина переставлять согласные. Позднее, когда промысел получил особо важное значение и привлёк к себе большую часть местных рабочих рук, название производства было перенесено и на самый занятый им район.
  • Понятно, что это объяснение совершенно необоснованно и представляет собой типичную кабинетную этимологию.
Издавна Гжель славилась своими глинами . Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины 17 века . В 1663 году царь Алексей Михайлович  издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических  сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1770 году  Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». Великий русский учёный М. В. Ломоносов , по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору  употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…».

Издавна Гжель славилась своими глинами . Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины 17 века . В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». Великий русский учёный М. В. Ломоносов , по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…».

К 1812 году  в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.

К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.

Около 1800 года  в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800— 1804 годов  был основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.

Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800— 1804 годов был основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.

Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!

Просмотр содержимого презентации
«Презентация1.pptx30.pptx Жостово»

История Жостовской росписи. Презентацию выполнила учитель русского языка и литературы Маркевичус Людмила Фёдоровна МОКУ ООШ №13 д.Мухино Иркутской области Чунского района

История Жостовской росписи.

Презентацию выполнила учитель русского языка и литературы Маркевичус Людмила Фёдоровна МОКУ ООШ №13 д.Мухино Иркутской области Чунского района

Истрия Жостово  История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось:

Истрия Жостово

История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов , сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существует с 1825 г.".

Мотивы Жостовской росписи  Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет – прост и лаконичен по композиции, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы; объемно-живописная передача реальной формы цветка сочетается с декоративной красочностью цветового решения, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, прялках, туесах. Борта подносов расписывают легким “золотым” орнаментом (т.н. уборка). Завершенная роспись покрывается тремя слоями светлого лака и полируется до зеркального блеска.

Мотивы Жостовской росписи

Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет – прост и лаконичен по композиции, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы; объемно-живописная передача реальной формы цветка сочетается с декоративной красочностью цветового решения, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, прялках, туесах. Борта подносов расписывают легким “золотым” орнаментом (т.н. уборка). Завершенная роспись покрывается тремя слоями светлого лака и полируется до зеркального блеска.

Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Орнаментальный узор наносится “твореным” золотом (золотым порошком, разведенном в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Вначале делается замалевка (основные силуэты букета), затем выправка: накладываются тени, прописываются светлые места, наносятся плотные мазки, блики, тонкими линиями — прожилки листьев, тычинки, а потом крупные цветы связываются с более мелкими элементами узора травами, стеблями и т.д., в последнюю очередь наносится орнамент, расположенный на бортах (т.н. уборка).

Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Орнаментальный узор наносится “твореным” золотом (золотым порошком, разведенном в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Вначале делается замалевка (основные силуэты букета), затем выправка: накладываются тени, прописываются светлые места, наносятся плотные мазки, блики, тонкими линиями — прожилки листьев, тычинки, а потом крупные цветы связываются с более мелкими элементами узора травами, стеблями и т.д., в последнюю очередь наносится орнамент, расположенный на бортах (т.н. уборка).

Жостовские изделия  В 1830 г. производство подносов в окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие

Жостовские изделия

В 1830 г. производство подносов в окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости. Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет.

Художественная роспись.  Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.

Художественная роспись.

Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.

Жостовские подносы  Главная тема украшения жостовских подносов это букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты. Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Чаще всего используется черный фон. Объемы цветов и листьев как бы вырастают из глубины фона. Это делают путем постепенного перехода от темных тонов к более светлым. В росписи как будто оживают цветы. Современная технология изготовления подносов малоотличается от применявшейся ранее мастерами деревни Жостово. Тонкий лист железа прессуется в нужной форме, для придания жесткости края подноса завальцовываются, выравнивается поверхность. Лицевая поверхность подноса грунтуется и шпатлюется, а затем ошкуривается и покрывается черным (реже иного цвета) лаком.

Жостовские подносы

Главная тема украшения жостовских подносов это букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты. Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Чаще всего используется черный фон. Объемы цветов и листьев как бы вырастают из глубины фона. Это делают путем постепенного перехода от темных тонов к более светлым. В росписи как будто оживают цветы. Современная технология изготовления подносов малоотличается от применявшейся ранее мастерами деревни Жостово. Тонкий лист железа прессуется в нужной форме, для придания жесткости края подноса завальцовываются, выравнивается поверхность. Лицевая поверхность подноса грунтуется и шпатлюется, а затем ошкуривается и покрывается черным (реже иного цвета) лаком.

Подносы просушиваются в печах при температуре до 90Со. Покрытие производится трижды,после чего цветная поверхность подноса приобретает блеск. Подготовленные от руки, без трафаретов подносы расписываются масляными красками, причем мастер-живописец работает одновременно над несколькими подносами с одинаковым орнаментом. Вначале он делает подмалевок, затем накладывает тени, прописывает светлые места, а потом связывает крупные цветы с более мелкими элементами узора – травами, стеблями и т.п.

Подносы просушиваются в печах при температуре до 90Со. Покрытие производится трижды,после чего цветная поверхность подноса приобретает блеск. Подготовленные от руки, без трафаретов подносы расписываются масляными красками, причем мастер-живописец работает одновременно над несколькими подносами с одинаковым орнаментом. Вначале он делает подмалевок, затем накладывает тени, прописывает светлые места, а потом связывает крупные цветы с более мелкими элементами узора – травами, стеблями и т.п.

Декоративная роспись  Декоративная роспись характерна изображением крупных букетов цветов, гирлянд, натюрмортов. Большой цветок непременно будет иметь розовый отблеск – это традиция. На Всемирной выставке в Брюсселе так бойко торговали подносами, что пришлось дважды досылать дополнительные партии.

Декоративная роспись

Декоративная роспись характерна изображением крупных букетов цветов, гирлянд, натюрмортов. Большой цветок непременно будет иметь розовый отблеск – это традиция. На Всемирной выставке в Брюсселе так бойко торговали подносами, что пришлось дважды досылать дополнительные партии.

Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Кл.час."Жемчужины русских промыслов"

Автор: Маркевичус Людмила Фёдоровна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 100134


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства