kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Художественно-графическое оформление результатов исследовательской работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Художественно-графическое оформление в исследовательской работе чрезвычайно значимо. С его помощью можно отобразить итоги исследования, провести анализ наблюдений, связать их с рядом выявленных закономерностей.

Графические методы анализа – сложное дело, требующее навыков в области культуры подачи графической информации в целом.

Научно-педагогический смысл художественно-графического оформления в исследовательских работах школьников разнообразен и широк. В большинстве случаев исследовательские работы выполняются учащимися на старшей ступени обучения, поэтому художественное оформление нужно делать подробно и внимательно. Школьники этого возраста подготовлены как к ведению графических построений графическими материалами, так и к выполнению компьютерной графики, визуализации информации. Выполнение графики и составление зрительного ряда, художественная организация защиты результатов работы обеспечивают ее законченный вид, что становится очевидным для самих школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Художественно-графическое оформление результатов исследовательской работы »


Художественно-графическое оформление результатов исследовательской работы.


Заседание городской творческой группы

«Интеграция базового и дополнительного образования в организации краеведческой работы»




Использование исследовательской работы в развитии современных школьников велико. Наиболее трудным для них остается поиск темы исследования, отбор методов исследования, использование прикладной графики для оформления результатов, художественное оформление результатов.


Роль художественно-графического оформления в исследовательской работе

Художественно-графическое оформление в исследовательской работе чрезвычайно значимо. С его помощью можно отобразить итоги исследования, провести анализ наблюдений, связать их с рядом выявленных закономерностей.

Графические методы анализа – сложное дело, требующее навыков в области культуры подачи графической информации в целом.

Научно-педагогический смысл художественно-графического оформления в исследовательских работах школьников разнообразен и широк. В большинстве случаев исследовательские работы выполняются учащимися на старшей ступени обучения, поэтому художественное оформление нужно делать подробно и внимательно. Школьники этого возраста подготовлены как к ведению графических построений графическими материалами, так и к выполнению компьютерной графики, визуализации информации. Выполнение графики и составление зрительного ряда, художественная организация защиты результатов работы обеспечивают ее законченный вид, что становится очевидным для самих школьников.

Необходимо особенно отметить, что графическое оформление результатов научной работы обязательно, даже в самых «первых шагах» в науку. Оно способствует развитию навыков в области применения научных методов в исследовании, постановке экспериментов, ведении научных наблюдений, оформлении результатов в строгом соответствии с планом постановки эксперимента. Эти навыки особенно важны для школьников, стремящихся к получению высшего профобразования, к ведению экспериментальной работы. Кроме того, навыки в графическом оформлении материалов исследования положительно скажутся на учебных навыках обучающихся, расширят их представления о презентации своей работы, идей, опыта исследовательской деятельности. Все это в большей или меньшей степени обусловит путь индивидуального и интеллектуального развития школьников в сфере образования и науки.

Приемы и способы художественно-графического оформления работ

Художественное оформление всегда позитивно влияет на усиление восприятия, повышает ценностные качества, раскрывает актуальность и объективный характер проведённых работ. Рассмотрим некоторые способы и приёмы художественно-графического оформления:

• систематизация результатов в виде таблиц;

• представление научной информации с помощью графиков;

• использование иллюстраций для раскрытия темы исследования;

• создание зрительного ряда;

• применение рисунков, зарисовок для целенаправленного ведения наблюдений;

• применение различных изображений для оформления постера;

• использование оригиналов.


Таблица, её художественное оформление

Таблица применяется для систематизации отобранных сведений. Умение составлять таблицы на основе фотографий, зарисовок, рисунков, знаков свидетельствует о целенаправленности в исследовательской работе. Таблицы широко применяются в учебной литературе, они используются и при проведении научных исследований.

Рекомендации

Составление таблиц — необходимая часть сведения и систематизации визуальных материалов. Художественное оформление с использованием определенных символов, изображений, схематических зарисовок придаёт научным аспектам работы большую выразительность, убедительность, побуждает исследователей к расширению научного поиска.

В оформлении исследовательских результатов работа над таблицами часто не является доминирующей. Но именно табличный вариант подачи информации на первых этапах овладения способами ведения научного исследования формирует у школьников системный подход к работе. Графика в этом процессе играет организующую роль.


Прикладная графика

График

Разработка и технологическое выполнение графиков, а также их художественное оформление должны стать обязательными приёмами подачи информации. Графическое отображение зависимостей — обязательная часть научной подачи информации, развивающая у школьников навыки показа сущности и характера протекаемых процессов. Художественное оформление графиков (масштаб, использование цвета, размеров) обусловлено характером показа исследуемых явлений и задачей демонстрации результатов.

К необходимым навыкам нужно отнести следующие: обучить школьников умению строить графики по мере проведения исследований; технологически точно выполнять графики в эскизном варианте или создавать их в компьютерных программах в необходимом масштабе для разных целей (размещения на постере, в реферате, в материалах аннотации, художественном оформлении обложек и пр.). Вычерчивание кривых распределения работает на основной смысл исследования, позволяет визуально проводить графический анализ. Многие факторы, влияющие на восприятие, должны быть учтены именно на уровне работы с графикой (точность построений, разряжённость,

применение цвета, композиционное положение — вертикальное, горизонтальное, использование приёмов включения в общую композицию при ведении оформительских работ).

Интеллектуальная потребность школьников в составлении графиков свидетельствует о научном характере проведения исследовательских работ, точном определении направления исследования, применении необходимых научных методов, верном отборе способов построения эксперимента. Напротив, неспособность школьника к созданию графиков свидетельствует о том, что он не умеет аналитически точно подавать материал. Именно поэтому выполнение графи ков как изображений желательно чаще включать в содержание исследовательских работ школьников.

Рекомендации

Ещё до начала исследовательской работы определите те графики, которые планируете получить. Подберите вариант их точного графического построения, художественного оформления, визуализации.


Диаграммы (линейные, столбиковые, секторные)

Построение диаграмм связано с представлением визуальной информации, отражающей различные параметры оценки проведённых экспериментальных работ. Создание диаграммы свидетельствует о том, что в исследуемом процессе можно выделить ряд важных параметров. При графической подаче информации и её художественном оформлении именно постоянную взаимосвязь определённых факторов нужно передать образно (использование шрифта, цвета, характера нанесения линий, условных изображений). Разработка диаграмм (линейных, столбиковых, секторных) является украшением визуального ряда, поэтому при выполнении оформительских работ нужно точно знать в масштабе увеличения или уменьшения приводить данного вида изображения. Наличие диаграмм час то даёт возможность не только экспериментатору, исследователю, но и эксперту увидеть широту постановки эксперимента, убедиться в научной достоверности и актуальности проведённой работы.

Рекомендации

Построение диаграмм проводите только в том случае, когда накопилось достаточное количество научных фактов для обобщения. Рассматривайте диаграммы в качестве ключевых в подведении итогов, разработке научных выводов. Старайтесь при художественном оформлении работы размещать выполненные в графике диаграммы в определенном виде (заданном масштабе, цветовом решении, шрифтовом исполнении и пр.), это придаст оформлению стиль.



Чертёж

Чертежом принято считать графический документ, содержащий изображения детали, и другие данные — размеры, масштаб, технические требования. Чертёж, выполненный по правилам, является проекционным изображением предмета. Использование чертежей в исследовательской работе определяется её темой, научным аппаратом, конкретными задачами. Применение в оформительской композиции чертежей должно быть обоснованным и показательным.

Рекомендации

Выполняйте чертежи только в том случае, если они отражают направление исследовательской деятельности школьников. Чтение и выполнение чертежей усиливают научную составляющую в графическом представлении информации.


Художественные изображения (рисунок с натуры, натурные зарисовки, кроки)


Выполнение художественных изображений служит основанием для проведения графических работ, а также системой получения художественных наблюдений, которые активизируют восприятие школьников. Художественные изображения выполняются с помощью графических материалов, внимание школьников обращается на конструктивные особенности объекта и его примечательные детали.

Рекомендации

В ряде случаев художественные изображения выполняются школьниками самостоятельно. Именно этот вид изображений наиболее образен, достоверен, подробен в изложении впечатлений от натуры и протекающих процессов в ней. В целях ведения оформительских работ художественные нужно сканировать, ксерокопировать, фотографировать, представлять на основе систематизации. Самые выразительные рисунки могут в оформительских работах нести символический смысл.


Художественное оформление.

Художественному оформлению дневниковых записей можно посвятить целое исследование. Ведение Дневников на протяжении всей жизни хорошо известно в истории науки, искусства. Первый опыт ведения дневника наблюдений должен быть педагогически поддержан и систематизирован.

Художественное оформление постера. Оформление постера проводится на завершающей стадии исследовательской работы. Художественное оформление постера по приёмам работы схоже с созданием эскизов, применением шрифтовых композиций, организацией зри тельных рядов, использованием цвета. Для проведения защиты необходимо разработать оформление в целом, с учётом графического решения реферата, визуального ряда, среды и пр. Оформление постера необходимо вести по степенно, собирая материалы и находя для них способы графической подачи, оформления.

Рекомендации

Сохраняйте оформленные постеры, накапливайте опыт художественного оформления, предназначенного для конкурсного показа.


Оформление реферата, публикации, аннотации

На первый взгляд оформление текстов и самих авторских работ не представляет сложности. Но это не совсем так. Оформление титульного листа, структурирование текста и его иллюстрирование — сложные задачи, для решения которых необходимы определённые знания.

Классная доска

Сопровождение научного доклада, стендового доклада, сообщения рисунками и схематическими изображениями на классной доске может проводиться как синхронно с устным выступлением, так и с демонстрацией заранее созданных изображений. Выработка навыков работы с использованием доски и экранных средств помогает школьникам глубже понять смысл исследования, научные обоснования проводимой работы. Использование мела (одного или нескольких цветов), фломастеров позволяет школьникам перекодировать информацию из вербального вида в графический. Работе на доске нужно учить, эти навыки развивают острое восприятие направленности в научном исследовании.

Рекомендации

Своим примером, а также методами показа приёмов работы с графическими материалами научные руководители могут развивать у школьников навыки активного изложения научных мыслей. Эту работу нужно проводить постоянно, так как она усилит научный потенциал школьников, позволит им многие наблюдения представлять в разных видах информации.


Натуральные объекты (оригиналы)

Натуральными объектами могут быть коллекции минералов, гербарии и многое другое. При художественном оформлении эти объекты необходимо осветить, удачно разместить на выигрышном фоне. Фотографии оригиналов включаются в оформление постеров, рефератов.

Рекомендации

Сбор и создание коллекций из натуральных объектов требуют художественно разработанного оформления среды и описания самого оригинала. Именно проблема оформления, составления систематизированного ряда является по-настоящему научной, требуюей значительных усилии. Этот вид оформительской работы распространен в музейной работе при подготовке экспозиции экспонатов.


Визуальный ряд (Экранные статические средства – слайды, транспаранты для графопроектора)

Художественное оформление доклада, сообщения, также как и защита исследовательской работы может сопровождаться визуальным рядом. К разработке визуально ряда нужно относиться с позиции оформления среды. Использование экранных средств должно сочетаться с оформлением реферата, а также оформлением постера, оформительских объектов (стендов, плакатов, бейджей, пригласительных билетов и пр.) Всё это входит в общую оформительскую задачу по подаче информации в художественно организованном пространстве.

Рекомендации

Работа научных руководителей по оформлению визуального ряда должна быть постоянной. Должен быть накоплен индивидуальный опыт, усиливающий презентативные качества проведённых работ, расширяющий область представления информации для юных исследователей.


Сканированные изображения, ксерокопии

Технические средства сегодня дают возможность создавать при необходимости целые подборки материалов. С одной стороны, сканированные изображения удобны в практическом плане (могут служить основанием для сбора зрительного ряда, использоваться в основном для оформительских работ), с другой позволяют проследить имеющуюся хронологию изображений по данному вопросу. Сканированные изображения можно привести к необходимым габаритным размерам. Их документальная достоверность должна быть подтверждена подписями, литературные источники или интернет-ресурсы указаны.

Рекомендации

Репродукции необходимы для визуального изучения материалов. К ним необходимо отнестись с особой заботой и тщательностью. В большинстве случаев научному анализу подвергаются репродукции, являющиеся частями художественного оформления книги, или фрагментами наборов открыток, календарей. Если репродукции являются материалами, сохраняемыми в библиотеке, эти изображения необходимо обработать (сканировать, сфотографировать, сделать с них зарисовки), и после этого использовать в целях художественного оформления или графического обобщения.


Рекомендации

Опыт оперативного поиска объектов исследования должен со временем обогатиться опытом работы школьников со значительными объёмами информации. С этих позиций художественный опыт оформления материалов нужно увязать с опытом применения технических средств и эстетическим отношением к графической работе.

Итак, художественно-графическое представление материалов влияет практически на все этапы и формы проведения исследовательских работ, что отражается при:

— поиске темы для исследования, характеристике и графическом отображении возникновения замысла научной работы, отборе научных методов;

— в составлении плана, схем, таблиц при анализе вопроса и постановке эксперимента;

— проведении работ по визуализации научной информации, создании визуального ряда (работа с литературой, Интернет-ресурсами, написание текстов, использование компьютерной графики);

— выполнении эскизно-проектных работ по оформлению защиты в целом;

— практике оформительских работ каждой части проекта и постера;

—обеспечении основ презентативной работы на конкурсах.

Представление результатов работы должно служить объективному способу проведения экспертных работ.


Использование исследовательских работ учащихся в образовательном пространстве школы

Создание исследовательских работ в школе давно уже стало ежегодным, общешкольным делом. Необходимо найти область научного, методологического, теоретического применения исследовательских работ. Тем более, что систематизация такой работы, её научные обзоры усиливают заинтересованность школьников.

Экспозиция исследовательских работ

Научными руководителем в школе может устраиваться экспозиция проектных и исследовательских работ учащихся. Это разовьёт у школьников интерес к научной и творческой деятельности.

Презентация исследовательских работ

Для школы презентация становится долгожданным праздником, который приурочивается к родительским собраниям, памятным датам. В процессе презентации необходимо изложить условия участия работ в конкурсах.

Использование результатов исследовательских работ в основном образовании

Включение художественно оформленных исследовательских работ в содержание школьных уроков может быть очень полезным. Нужно увязывать воедино направления методической работы учителя и творческого объединения. Это будет способствовать усилению профильной подготовки школьников.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Художественно-графическое оформление результатов исследовательской работы

Автор: Фёдорова Наталья Станиславовна

Дата: 28.04.2015

Номер свидетельства: 206711


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства