kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Хореографические особенности танца «Симд» из «прошлого в настоящее»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Танцевальная культура является одной из наиболее устойчивых форм народного искусства. Это предполагает сохранение в ней древнейших элементов и делает ее неоценимым источником для рассматриваемой темы.

   Народная хореография осетин описана в литературе достаточно полно, в работе М. С. Туганова даже сделаны попытки классификации осетинских танцев и их записи собственным методом кинетографии.

   Цель нашей работы: изучение и сравнительный анализ хореографических особенностей национального осетинского массового танца «Симд»в прошлом и настоящем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Хореографические особенности танца «Симд» из «прошлого в настоящее»»






V Научная конференция учащихся ФНПУ СОГПИ

«По ступенькам науки – в будущее!»





Направление: эстетика





Название работы

Хореографические особенности танца «Симд» из «прошлого в настоящее»




Автор работы

Хамаев Давид

Место выполнения работы

ГБОУ «Гимназия»Диалог»


Научный руководитель

Меладзе М.В., учитель осетинского языка литературы











Владикавказ 2015 г.


Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретический анализ истории осетинского хореографического искусства.

1.1.Рождение осетинской хореографии

1.2. Танец «Симд»-наследие нартов

1.3. Разновидности танца «Симд» в осетинской хореографии.

Глава 2. Сравнительный анализ хореографических особенностей танца «Симд» из «прошлого в настоящее»

2.1. Исполнители танца

2.3. «Симд» в традиционных праздниках осетин

Заключение



















Введение

Народная хореография – один из самых популярных и любимых видов развлечений осетин, восходящих к глубокой древности. Хореография тесно связана с обрядовой практикой, что отметил еще Ф. Энгельс. По его словам: «Различные племена имели свои празднества с определенными формами культа, а именно – танцами и играми, танцы в особенности были существенной частью всех религиозных торжеств».

Танцевальная культура является одной из наиболее устойчивых форм народного искусства. Это предполагает сохранение в ней древнейших элементов и делает ее неоценимым источником для рассматриваемой темы.

Народная хореография осетин описана в литературе достаточно полно, в работе М. С. Туганова даже сделаны попытки классификации осетинских танцев и их записи собственным методом кинетографии.

Цель нашей работы: изучение и сравнительный анализ хореографических особенностей национального осетинского массового танца «Симд»в прошлом и настоящем.

Задачи:

1. Теоретический анализ истории осетинского хореографического искусства

2. Изучение осетинского танца «Симд», как великое наследие Нартов

3.Анализ разновидностей танца «Симд»

4.Проведение сравнительного анализа хореографических особенностей танца «Симд» в прошлом и настоящем.

Искусство танца неразрывно связано с музыкальным и песенным творчеством и представляет собой национально-своеобразную форму синтетического искусства, с древнейших времен занимая важное место в жизни различных народов, в том числе и осетин.

Нами была выдвинута следующая гипотеза: на изменения хореографических особенностей танца «Симд» повлияло:

-изменения быта осетинского народа;

-традиции настоящего времени;

-влияние других культур.

























Глава 1. Теоретический анализ истории осетинского хореографического искусства.

1.1.Рождение осетинской хореографии.

Народное хореографическое искусство – одно из ярчайших проявлений национального творчества осетин.

Искусство танца неразрывно связано с музыкальным и песенным творчеством и представляет собой национально-своеобразную форму синтетического искусства, с древнейших времен занимая важное место в жизни различных народов, в том числе и осетин.

В Осетии наряду с музыкально-поэтическим искусством танец издавна был необходимой принадлежностью почти всех народных празднеств, связанных с древнейшими языческими, а позднее и христианскими верованиями. Танец являлся излюбленным видом развлечений молодежи на свадебных, семейных торжествах, на общественных празднествах, а также имел обрядовое значение. В танце молились богам, на языке танца выражали любовь и ненависть, добро и зло, радость и горе.

О значении танца в быту предков осетин свидетельствует и эпическое наследие осетинского народа. Отдельные сказания о нартах воспроизводят красочные картины пиршеств, сопровождавшихся «громовыми» песнями и бурными стремительными плясками. Так, в сказании «Женитьба Сослана на Бедохе» безымянные творцы героического эпоса описывают блестящий по своему техническому совершенству и мужественному содержанию сольный мужской танец:

И вскочил тут Сослан, да и начал пляску,
Он сперва на земле проплясал немало…
А затем на фынге продолжал пляску.
Тут он начал плясать еще искуснее,
Закружился волчком по самому краю,
Ни капли не пролил, не сбросил и крохи…
Сослану под ноги мечи подставили,
Мечи уставили остриями кверху,
А Сослан пляшет – на мечах вертится,
Будто бы вертится колесо мельницы.

Однако не все танцы, известные народу, имеют распространение в быту. Некоторые из них постепенно утрачивают свое первоначальное значение.

Наиболее древние виды танцев осетин «Симд», «Чепена», «Цоппай» по характеру исполнения относятся к массовым. Объясняется это, несомненно, тем, что в сознании людей той эпохи зарождения и развития данных видов танцевального фольклора понятие коллектива было первичным, а понятие индивида – вторичным. Такая мировоззренческая модель сохранилась вплоть до средних веков. Хорошо известно, что «полностью обрести и осознать себя средневековый человек мог лишь в рамках коллектива, через принадлежность к нему он приобщался к ценностям, господствовавшим в данной социальной среде» .

Например, древнейший по своему происхождению танец «Цоппай» был связан с языческими верованиями осетин и поэтому имел преимущественно ритуальное, обрядовое значение. «Цоппай» исполнялся обычно вокруг пораженного молнией человека, оплакивать которого не полагалось, ибо, по народному поверью, пораженный «божественным огнем» (молнией) человек считался избранником божьим. Вполне понятно, что в наши дни этот массовый танец представляет этнографическую ценность.

«Симд» неоднократно упоминается в героическом эпосе осетин как излюбленный танец нартовских богатырей. В некоторых сказаниях сюжеты построены на том, что нарты «соревнуются в «Симде», пытаясь завоевать сердце гордой красавицы Аколы.

Основным и повсеместно распространенным композиционным рисунком осетинских массовых танцев был круг. О древности этой хореографической фигуры свидетельствуют и названия некоторых из осетинских танцев: «Тымбыл симд», «Тымбыл кафт», «Зилгæ кафт».

К древнейшим видам «Симда»» очень близко примыкает другой массовый танец – «танец сплошного смеха и веселья» «Чепена», исполнявшийся на свадьбах исключительно взрослыми мужчинами.

Наряду с массовыми танцами у осетин издавна бытуют и парные танцы – это медленный, плавный танец-приглашение «Хонга кафт» и быстрый, энергичный «Зилга». Примечательно, что оба эти танца исполняются друг за другом, образуя своего рода двухчастный цикл. В этом можно усматривать черты сюитности в исполнении данных танцев. Лишь в редких случаях их танцуют порознь.

«Зилга» сходен с лезгинкой, широко распространенной у народов Северного Кавказа. Подобно лезгинке, «Зилга» у осетин является парным, танцуют его девушка и юноша.













1.2. Танец «Симд»-наследие нартов

Симд–старинный массовый танец осетин. По красоте и величию его нельзя сравнить ни с одним из других танцев.

Этот танец, по словам В. И. Абаева, даже сейчас, при хорошем исполнении, производит впечатление внушительное. «Помноженный на нечеловеческую мощь и темперамент нартовских титанов, он, по уверению сказаний, сотрясал землю и горы и являл из ряда вон выходящее зрелище. Даже боги с небес взирали на богатырский пляс с изумлением, к которому примешивалась изрядная доля страха».

Название танца «Симд» на осетинском не означает название какого-то определенного танца, а является существительным, которое образовано от глагола "симын", что в переводе с осетинского означает «танцевать массовый осетинский танец».

Старинный массовый танец «Симд», воспетый в устном народном творчестве осетин- Нартовском эпосе. «Симд»-излюбленный массовый танец, который обычно завершались нартские пиршества. Об этом повествует сказание «Женитьба Батрадза»:

Единственная сестра росла у семи братьев – сияние неба и краса
земли Акола-красавица.
Велела она своим братьям поставить на перепутье семи дорог, меж
двух морей, железную башню.

Поселилась она в этой башне и жила
там, не показывая никому своего прекрасного лица.

Ни один мужчина
не видел ее, и, кроме своих братьев, не видела она в лицо ни
одного мужчины.

Самые доблестные из нартов не раз пытались найти к
ней дорогу, но никому не удавалось это.
Излюбленный танец нартовских богатырей вселял в них силу, веру и удачу в военных походах против врагов.

В нем они соревновались в ловкости и удали, пытаясь завоевать сердце гордой красавицы Аколы:

«И вот однажды возвращался Урызмаг с охоты, и вдруг видит он –
все доблестные нарты собрались на вершине Черной горы и пляшут там симд, такой симд, что горы рассыпаются, вековые деревья в дремучих лесах содрогаются и трещины проходят по их могучим стволам. Земля колеблется под ногами плящущих нартов».

«Симд» неоднократно упоминается в героическом эпосе осетин как излюбленный танец нартовских богатырей. Пиршества и танцы, преимущественно «Симд», заполняли досуг нартовских героев.

Танец «Симд» до сих пор и в наше время получило широкое распространение, воспетый в устном народном творчестве осетин- Нартском эпосе.















1.3. Разновидности танца «Симд» в осетинской хореографии.

Танец, корнями уходящий в глубокую древность. Танец-история. Симд уже перестал быть просто танцем. Он — символ нашего народа. Конечно, его танцевали и танцуют и кабардинцы, и грузины, и другие народы Северного Кавказа, как лучший образец хореографического икусства осетин.
В старину юноши и девушки не могли открыто заявлять о своих чувствах. Но встречаясь в танце, влюблённые могли незаметно шепнуть о своих чувствах. Молодёжь загодя готовилась к танцам, которые устраивались на специально отведённом для этого месте, где-нибудь на краю села. Даже в горных аулах, где каждый акр земли — на вес золота, были такие места. И каждый парень стремился попасть в пару с той, которая ему нравилась.
Основу любого симда составляли два элемента — прямая линия и круг, символизирующий солнце и бесконечность.
Костюм для симда был особенный: рукава были очень длинные и полностью закрывали все обнажённые места, чтобы во время танца тела партнёров не соприкасались. В женском варианте эти рукава назывались «уæлæрттæ». Они служили также украшением костюма.
Существует несколько разновидностей симда. Но первая ассоциация, которая возникает при этом слове — двухэтажный танец вокруг зажжённых костров. И действительно, нартон симд (симд нартов) — одна из древнейших разновидностей этого танца. Принимали участие только мужчины, обычно от тридцати до сорока пяти лет, которые должны были отличаться ловкостью и изрядной силой. В танце могло участвовать до 200 человек: собиралась, как правило, вся многочисленная округа.
Этот вид симда наиболее сложный. «Симд Нартов» отличался торжественностью и строгой величавостью движений.

Этим танцем завершались все большие праздники и народные гулянья. В танце принимало участие население не только одного села, но и всей округи. Количество танцующих достигало 200 и более человек.

Помимо «Симда Нартов», в прошлом существовали другие виды симдов: «Тымбыл симд» («Круговой симд»), «Нагуай симд» («Симд на одной ноге») и др.

Во время «тымбыл симда» мужчины брали женщин под руку. Становились вкруг через один.
Симд старинный или по-другому «нагуай симд» танцевался уже иначе. То был плавный, величественный танец, исполненный достоинства. Мужчины и женщины выстраивались в шеренгу, причём мужчина брал женщину под руку.

Однако не все танцы, известные народу с древних времен, имеют распространение в быту. Некоторые из них постепенно утрачивают свое значение и уступают свое место другим танцам.























Глава 2. Сравнительный анализ хореографических особенностей танца «Симд» из «прошлого в настоящее»

2.1. Исполнители танца

«Нæртон Симд»- симд нартов это танец танцевался под новый год вокруг зажженных костров двухэтажный танец, в котором участвовали только мужчины, главным образом в возрасте с 30-ти до 45-тилетнего возраста, которые отличались и силой, и ловкостью.

Построение симда:

а) нижний ряд брался вплотную друг с другом за пояса, образуя собой как бы сплошную круговую стену, скрепленную переплетенными руками. Ряд этот двигался вправо, с начало медленно, а затем налево, так же медленно. В шеренгу входило до 200 и более человек. Участвовала вся округа;

б) верхний ряд взбирался на плечи ногами по выдвинутым вперед правым коленам нижнего ряда. Став на плечи нижних ногами, верхние держась за пояса друг друга, образовывали такую же стену с переплетенными у поясов друг друга руками. Держась левой рукой за пояс соседа, правой танцор держал пояс соседа с другой стороны, как показано на рисунке. Таким образом, верхний ряд был менее стеснен в движениях, чем нижний.

Верхний ряд, стоя на плечах нижних, мог любое движение, но нижние должны были выносить до смены всю тяготу.

Танец этот имел название и «Нартовский» и «Ӕдтæг уæлæ кафт» (танец один поверх другог)

Когда верхний этаж уже стоял полностью на плечах нижних, запевалась песня и живая стена в два этажа начинала медленно двигаться, причем, верхние, обращаясь к нижним, припев свой завершали словами: «Поклонитесь нам» (Бакувут). На что нижние отвечали верним; «Дæлæмæ æрхаут!» (Чтобы вы полетели вниз!»

Старики рассказывали, что предки Осетин «подлинные нарты», для того, чтобы на плечи нижних навалить больше тяжести, поднимали себе на плечи бычков и молодых жеребят.

Сменяясь, нижний ряд танцующих платил тем же в свою очередь, когда попадал на плечи танцоров верхнего ряда. Делалось это, понятно, не из жестокости. Просто во время танца проверялись выдержка и выносливость мужчин. Симд был своего рода испытанием.[6,с.8-10]

Во время «тымбыл симда» мужчины брали женщин под руку. Становились вкруг через один. И женщин, и мужчин должно было быть одинаковое количество. Танцевали медленно, движения были поступательны. Сначала круг двигался влево, потом вправо. Обязательно был запевала. Слова песни подхватывали все танцоры, а после они получали угощение и вновь пускались в весёлый пляс, продолжавшийся обычно до утра.

Симд старинный или по-другому «нагуай симд» танцевался уже иначе. То был плавный, величественный танец, исполненный достоинства. Мужчины и женщины выстраивались в шеренгу, причём мужчина брал женщину под руку. Сначала стена танцоров двигалась, как единое целое, потом первая пара выходила вперёд, за ней — остальные. Музыка была мелодически спокойная, тяжёлая, а общее впечатление, которое производил нагуай симд на наблюдателя — ощущение того, что пары, — будто волны, двигающиеся медленно, словно набегающие одна на другую.
Танец, корнями уходящий в глубокую древность. Танец-история. Симд уже перестал быть просто танцем. Он — символ нашего народа. Конечно, его танцевали и танцуют и кабардинцы, и грузины, и другие народы Северного Кавказа, как лучший образец хореографического искусства осетин.

2.3. «Симд» в традиционных праздниках осетин

Как выше нами было сказано помимо «Симда Нартов» существовали другие виды симдов: «Тымбыл симд» («Круговой симд»), «Нагуай симд» («Симд на одной ноге») и др. С течением времени «Симд Нартов» несколько видоизменился. Наряду с взрослыми мужчинами, в нем стали принимать участие и юноши. В некоторых, более поздних, вариантах в танце стали принимать участие и женщины. Сначала они легко скользили вокруг «башни», напоминая белых летящих птиц. Затем верхний ряд мужчин соскальзывал вниз, образуя с танцорами нижнего ряда один круг. После этого мужчины присоединялись к женскому кругу и вместе продолжали танец.

«Симд» в Осетии является одним из излюбленных народных танцев, особенно среди молодежи. Без этого танца трудно было бы представить национальные праздники, свадьбы и другие пиршества осетин.

Как и в других осетинских народных танцах, юноши темпераментно и легко выполняют технически сложные движения. Они держатся с достоинством, подчеркнуто вежливо их отношение к девушке. Во время танца юноша старается не допустить ошибки, которая может сделать его объектом насмешек, как со стороны молодежи, так и со стороны стариков, внимательно следящих за танцующими. Современный танец «Симд» где танцуют и мужчины и женщины интересен и по композиционному построению и по своему рисунку.

Начинается он в умеренном темпе, но постепенно темп танца ускоряется. Исполняется он плавно, на высоких полупальцах, корпус все время подтянут.

Число исполнителей должно быть четным.

Данная специфическая обработка сделана педагогом-хореографом А.Ц. Доевым. В постановке участвует 8 пар.

Музыка к танцу народная. Музыкальный размер -4/4.[ 3,с.58 ]





































Заключение

Балкарский поэт, народный поэт Кабардино-Балкарии Кайсын Кулиев сказал:

«Даже если бы осетины создали только один танец «Симд», они были бы великой нацией».

Действительно, «Симд» – подлинная жемчужина осетинского народного танцевального искусства, по красоте и величию он занимает первое место среди осетинских народных танцев.

Проанализировав все выше сказанное, мы пришли к выводу, что действительно танец «Симд» со временем изменился, благодаря новым достижениям и вариантам хореографического искусства он облекся в более современную пластичную форму. Этот танец был выведен на уровень профессионального мастерства. И здесь нельзя не сказать о Государственном Академическом Ордена Дружбы Народов ансамбле танца «Алан». «Алан»- это гордость и слава Северной Осетии-Алании, коллектив, который бережно хранит и популяризирует хореографические традиции нашего народа.

Своеобразный эпический образный строй старинных симдов сохранился в современном «Симде» частично. В нем нашли отражение их отдельные хореографические фрагменты и движения. Также видоизменился и костюм этого танца.

И танец «Симд» на сегодняшний день несет более эстетический характер, нежели сакральный. В старину говори: «Исполняющие симд находят божью милость».

К 60-летию ансамбля «Алан» Ирина Гуржибекова написала стихотворение «Симд»:

«…Помню рисунок, где детской рукою
Симд опоясал всю Землю собою.
Сердцем, глазами, руками ,душою
Люди, как птицы, парят  над землею—
Симд!
Детский рисунок повис сиротливо.
Умных достаточно — мало счастливых.
Те же и горы, и песни, и пиво...
Уберегите же дивное диво —
Симд.»






























Библиография

  1. Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка, т. 1–3. М.–Л. 1958, 1972, 1979.

  2. Галаев Б. А. Осетинские народные песни. М., «Музыка», 1964.

  3. Грикурова Л. Г. Осетинские танцы. Северо-Осетинское книжное издательство, Орджоникидзе, 1961

  4. Кокиев Г. А. Очерки по этнографии осетинского народа. ОРФ СОНИИ, история, ф-33, д. 282.

  5. Туганов М. С. Литературное наследие. Орджоникидзе, «Ир»,. 1977

  6. Туганов М.С.Осетинские народные танцы. Цхинвал,1950

  7. Цхурбаева К. Г. Осетинские народные танцы и танцевальная музыка. «Из истории русской и советской музыки», вып. 3, М., «Музыка», 1978.

  8. http://region15.ru/articles/1933/










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Хореографические особенности танца «Симд» из «прошлого в настоящее»

Автор: Меладзе Мадина Валерьевна

Дата: 14.01.2016

Номер свидетельства: 276589

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Осетинский массовый танец "Симд""
    ["seo_title"] => string(33) "osietinskii-massovyi-taniets-simd"
    ["file_id"] => string(6) "276590"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452765401"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства