kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Казачьи традиции Травниковской станицы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время в учебных планах по любому предмету появился пункт "Национально- региональные, этнографические особенности". История, быт и традиции родного края,своего народа у моих учеников вызывает интерес.Мы живём в старинной казачьей станице.,В этом учебном году мы с неравнодушными учниками приняли участие в районной краеведческой конференции.Свою работу мы хотим представит Вашему вниманию

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Казачьи традиции Травниковской станицы »

17



Министерство образования и науки Челябинской области

МОУ «Травниковская средняя общеобразовательная школа»

Районная историко-краеведческая конференция

«Пою тебе, моя земля!»

Номинация «Летопись родного края»

Казачьи традиции Травниковской станицы







Исследовательская работа



Выполнили:

Ежов Владислав Сергеевич, обучающийся 9а класса,

Иванова Ольга Эдуардовна, обучающаяся 7а класса.

Руководитель: Ткаченко Людмила Брониславовна,

учитель немецкого языка первой категории.





Чебаркульский муниципальный район с. Травники

2014







Оглавление

І. Введение………………………………………………………………..3

1.Обоснование выбора темы

2. Актуальность

3. Новизна

4. Цель

5.Задачи

ІІ. Основная часть…………………………………………………… ..5

  1. Определение понятия «традиция»………………….…………5

  2. Что мы узнали из источников…………………………………5

  3. Результаты анкетирования…………………………………….7

  4. Сохранение и развитие традиций в нашей станице………. ..8

А. Защита Отечества………………………………………..… 8

Б.Забота о детях…………..………………………………… …9

В. Гостеприимство……………………………………………10

ІІІ. Заключение ………………………………………………………12

ІV. Приложение. Обряд «Проводы казака на войну»………………13

V. Литература……………………………………………...………… 15



















І. Введение

Обоснование выбора темы

Тема нашей работы «Исторические традиции Травниковской станицы». Мы выбрали эту тему, потому что считаем, что сохранение и передача традиций казачества молодому по-колению в нашей станице ведётся на должном уровне, и наш опыт может оказаться инте-ресным для других. Эта тема нам близка ещё и потому, что мы - потомственные казаки и прошли школу юных казачат при нашем Центре народного творчества.

Актуальность

Актуальность нашей работы обусловлена тем, что в условиях роста национального само-сознания, современная педагогическая наука все чаще обращается к историческим памят-никам, культурным традициям, в частности, традициям казачества как средствам воспитания подрастающего поколения.

Развертывающиеся мировые процессы глобализации и информатизации, открытость России мировому сообществу имеют как позитивные, так и негативные последствия. В обществе ощущается мировоззренческая пустота, возникшая после отторжения старой идеологии; культ денег, наживы, навязывание безнравственной мысли о том, что все способы обогаще-ния приемлемы, что отрицательно сказывается на нравственности молодежи.
Россия – многонациональное государство. На знании истоков казачества, его традиций, род-ного фольклора воспитывается интерес и уважение к культуре других народов. [1]

Казачество является хранителем самых высоких духовных и нравственных ценноc-тей.  Традиции казачества Южного Урала позволяют привить молодому поколению духовно-нравственный иммунитет против пошлости, аморализма: в них заключена высокая духовно-нравственная культура, патриотизм.

Новизна

На сегодняшний день существует много работ о традициях казачества вообще, а вот матери-ала о подготовке будущего воина и о том, как казаки заботились о воспитании подрастаю-щего поколения мало. Мы решили изучить эту проблему на примере нашей станицы, и в этом заключается новизна нашего исследования.

Цель

Основная цель нашей работы – выяснить, как передаются старинные казачьи традиции современному поколению.

Задачи

Для достижения этой цели мы ставим следующие задачи:

  1. Выяснить значение термина «Традиция».

  2. Изучить литературу и познакомиться с интернет ресурсами по нашей теме.

  3. Провести опрос среди учащихся нашей школы на предмет осведомлённости о казачьих традициях.

  4. Сделать выводы о том, какие традиции соблюдаются и передаются через поколения в нашей станице.

Методы исследования:


  • Изучение литературы и интернет-источников.

  • Анкетирование.

  • Беседа со старейшинами.

  • Интервью с директором музея «Казачья изба» Завьяловой Натальей Александровной.



























ІІ. Основная часть

  1. Ключевое понятие для нашего исследования – определение слова «Традиция» Вот какое определение этому понятию мы нашли в Википедии:

Традиция (от лат. traditio «предание», обычай ) множество представлений, обрядов, при-вычек и навыков практической и общственной  деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.[ 2]

Большая Советская энциклопедия определяет данное понятие так:

Традиция (от лат. traditio — передача; предание), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени; охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности); процесс социального наследования; его способы. В качестве традиций выступают определённые общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаиобряды и т.д. [ 3]

Как правило, обряды очень красивы и несут в себе высокий эмоциональный заряд. На рисунке 1 продемонстрирован фрагмент обряда посвящения в казаки.

Рис.1.Обряд «Посвящение в казаки». Клятва юных казачат


2. Вначале обратимся к истории вопроса. Из источников мы узнали об основных традициях казачества.     

   В прошлом веке соблюдение  казаком своих традиций и обычаев считалось святым делом. За годы лихолетья и уничтожения казачества эти понятия изживались и искажались.[ 4] Так что же было свойственно казакам?

Беспощадность к врагам, но благодушие, щедрость и гостеприимство. В основе харак-тера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грус-тен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя посто-янно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. И детей своих казаки поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру  православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: «Если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ - КАЗАКИ.»

В доме, в семье казаки придерживались таких законов:
1.     Уважительное отношение к старшим.
2.     Безмерное почитание гостя.
3.     Уважение к женщине (матери, сестре, жене).
Авторитет отца с  матерью настолько велик и почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам.     Родителей

почитали не только кровных, но и крёстных. Крестная мать помогала родителям готовить к будущей замужней жизни девочку-казачку, приучала ее к домашнему хозяйству, рукоделию, бережливости,труду.
     Обязанностью крестного отца считалась подготовка крестника к военной службе, и спрос с него был большим, чем с родного отца.

Младшие обязаны были почитать старшего по возрасту, быть сдержанными в общении, за-ботиться о старших и быть готовыми всегда прийти им на помощь. При  появлении старика все должны были встать – казаки при форме приложить руку к головному убору, а без фор-мы  - снять шапку и поклониться.
   В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, вступать в разговор без его раз-решения, непристойно выражаться. Слова старшего являлись для младшего обязательными.
     При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего.[ 5]

Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но все взроc-лое население хутора, станицы. За непристойное поведение подростка взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто  «надрать уши», а то и «угостить» легкой  оплеухой, со-общить о случившемся родителям, которые незамедлительно «добавят».

Среди казачьей детворы, да и среди взрослых, было принято здороваться (приветствовать) даже незнакомого человека, появившегося в хуторе или станице.
    Безмерное уважение к гостю обуславливались тем, что гость считался посланцем Божьим. Независимо от возраста гостя, ему отводилась лучшее место за столом и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия.

Характерной особенностью казачьей души была потребность проявить доброту и услугу вообще, а постороннему особенно (подать оброненное, помочь поднять, поднести что-либо по пути, помочь при подъеме или выходе, уступить место для сидения, подать при общем застолье что-либо соседу или рядом сидящему). Прежде, чем самому что-либо съесть или утолить жажду, должен был предложить рядом стоящему (сидящему).
         Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре, дочери было в крови у казака. По чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины.

В быту предпочитали казаки обходиться тем, что есть, а не тем, чем бы хотелось, но не быть в долгу. За долг считали и проявленную к тебе доброту, бескорыстную помощь, уважение. За это казак должен был отблагодарить тем же.

Любили казаки застолье, общение, любили и выпить, но не напиться, а попеть песни, повеселиться, поплясать.

Пьяниц, как и в любом народе, не переносили и презирали. Умершего от перепоя (алкоголя) хоронили на отдельном кладбище вместе с  самоубийцами и вместо креста на могилу забивали осиновый кол.

Любили казаки одаривать подарками и гостинцами. Никогда казак не возвращался после долгой отлучки из дома без подарков, а при посещении гостей и в гости не ходили без гостинца.

         Девушки-казачки пользовались полной свободой и росли вместе  со своими будущими мужьями. Чистота нравов, за которой следила вся казачья община, была достойна лучших  времен Рима.

Щегольство, чистота и изящество в одежде и убранстве хат составляли привычку и необходимость жизни. Заботу о чистоте и опрятности несли на своих плечах женщины-казачки-хозяйки.. Эта отличительная черта  сохраняется и до сего времени. Таковы были матери, и воспитательницы грозных казаков старого времени. [ 6]

А как соблюдаются эти традиции сегодня?

3. Мы провели анкетирование среди школьников и взрослого населения. Мы опросили 50 взрослых разного возраста и разных социальных слоёв и 50 школьников с 5 по 11 класс. Взрослым был задан 1 вопрос:

Какие, на Ваш взгляд, традиции есть в нашей станице (нашем селе)?

Нас порадовало, что 48 человек назвали почти все традиции. Лишь один ответ был «Не знаю», и ещё один - крайне негативный: «Пить, курить, нигде не работать».

Школьникам мы предложили ответить на 4 вопроса:

  1. Знаете ли вы, что такое традиция?

  2. Что это? Дайте определение.

  3. Какие традиции есть в нашей станице (нашем селе)?

  4. В каких праздниках, мероприятиях вы участвовали?

Только 4 из опрошенных не знают о традициях, но это ребята, которые живут на отделениях (в маленьких деревнях). Школьники, проживающие в Травниках, не только знают о традициях, но и сами участвуют в традиционных мероприятиях. 39 человек отметили, что делают это постоянно. Некоторые, таких 7 человек, продолжили анкету на листке бумаги и описали свои эмоции от проведённых мероприятий, попытались изложить своё знание вопроса. Это нас приятно удивило.


4.Наш, хоть и небольшой жизненный опыт, и беседа с атаманами станицы и директором Центра народного творчества позволяют утверждать, что многие традиции не только возрождаются, сохраняются, но и развиваются. Подробнее мы хотим остановиться на 3 из них:

А) защита Отечества

Б) забота о подрастающем поколении

В) гостеприимство.

А. Защита Отечества всегда была священным делом казака. Наши земляки достойно показали себя в русско-японскую войну 1904-1905гг.[7 ] Домой вернулись живыми только семеро из них. Все они были награждены георгиевскими крестами. В честь казаков –травни-ковцев в центре села на средства, собранные односельчанами, был воздвигнут памятник (рис.2). Стало доброй традицией в день Георгия Победоносца приходить к памятнику, чтобы вспомнить о героях- земляках и почтить их память (рис3).

Рис.2.Памятник казакам Рис.3.В день Георгия-Победоносца

Травниковцы храбро сражались на фронтах Великой Отечественной войны [ 8].

Наши юноши несут службу в рядах Вооружённых сил. Многие из них прошли через горячие точки (Чечня, Афганистан).[ 9]

Но воспитывать защитника Отечества надо с ранних лет. Кроме школы, воспитанием подрастающего поколения у нас занимается хуторское казачье общество. На базе центра народного творчества создана школа юных казачат, детская фольклорно-краеведческая группа «Станица». Ребята изучают историю, традиции, фольклор родного края.

Юные казачата встречаются и беседуют с ветеранами (рис.5), стоят в почётном карауле 9 мая у монумента односельчанам, погибшим в Великую Отечественную войну(рис4.)


Рис.4.В почётном карауле 9 мая Рис.5. Встреча с ветераном войны Закировой Мариной Ивановной

А 8 мая вечером у памятника проходит вахта памяти «Зажги свечу», организаторами и актив-ными участниками которой являются молодёжь и подростки(рис.6,7).


Рис.6, 7. Акция «Зажги свечу» 8 мая 2014 г.

Ежегодно в феврале месяце у нас проходит месячник военно-патриотической работы, кото-рый заканчивается конкурсом патриотической песни «О Родине, о доблести, о славе».

Б. В старину казаки старались не только обучить своих детей грамоте, но и дать им необ-ходимые трудовые навыки, обучить их какому-либо ремеслу. Современная жизнь обязывает молодых людей быть не только образованными, но и всесторонне- развитыми, конкурентно-способными.

В школе, Доме культуры, Центре народного творчества работают кружки, в которых юные казачата овладевают навыками шитья, вязания, ткачества, резьбы по дереву, выжигания. Они разучивают старинные народные песни, танцы, игры, учатся рисовать, создавать картины из природного материала. На рисунках 8,9 представлены фотографии работы кружков Центра народного творчества.

Рис.8.Мастер класс даёт педагог Липунова Рис.9.Занятия кружка выжигания проводит Надежда Владимировна Кучерявенко Юрий Кузьмич


Роль крёстных родителей сегодня выполняют наши педагоги. Свои изделия ребята пока-зывают на выставках, фестивалях. Часто к ним обращаются с просьбой продать ту или иную поделку. Обычно просят наши бывшие соотечественники, ныне живущие в Германии и при-езжающие сюда погостить к родственникам. Это подтверждает высокое качество выпол-ненных работ.

Директор центра народного творчества Завьялова Наталья Александровна к работе в кружках старается привлечь детей из малообеспеченных, социально незащищённых слоёв населения. И первое, что делает Наталья Александровна, она усаживает ребят за стол и потчует их чаем.

В. Вот мы и перешли к обычаю гостеприимства. Гостей у нас, особенно в казачьем музее, бывает много. На рисунках 10,11 представлены фотографии встречи гостей.

Рис.10.Традиционные хлеб- соль Рис.11.Ансамбль «Калинушка» и гости

Здесь побывали даже иностранные гости: из Германии, из Америки, Китая, не говоря уже о бесчисленных экскурсиях наших земляков. Но с особым нетерпением каждый год мы ждём гостей в последнюю субботу мая. Именно в этот день уже 9 лет у нас в станице проводится традиционный фестиваль детских и молодёжных коллективов «Казачьему роду нет переводу». Юные казачата со всех уголков нашей области приезжают к нам, чтобы показать, как они сохраняют традиции своих предков. Здесь ребята могут научиться владеть шашкой, разными боевыми искусствами, узнать многое о подвигах своих прадедов-казаков(рис.12,13).

Рис.12 Встреча поколений Рис.13. Школа юного казака


Фестиваль «Казачьему роду нет переводу» стал настоящим праздником для всех сельчан от мала до велика. Песни и танцы, которые исполняют юные казачата, редко можно услышать по радио и увидеть по телевизору. Именно эта уникальность и самобытность притягивает широкие слои населения. На рисунках 14,15 представлены фотографии ІХ областного фестиваля «Казачьему роду нет переводу».

Рис.14.Хозяева - группа «Станица» Рис.15 Победители фестиваля - коллектив из Еманжелинска

.















ІІІ. Заключение


Как видно из всего, сказанного выше, старинные казачьи традиции в нашей станице не только знают, но и соблюдают, и развивают. Кроме трёх традиций, рассмотренных в данной работе, есть ещё много других, не менее интересных. По нашему мнению, было бы интересно изучить их, поэтому исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только традиций вообще, но и обрядов, праздников в более детальном рассмотрении.

Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются историей, краеведением, этнографией, а также всем, кто интересуется историческим прошлым наших земляков. Наша работа может помочь обучающимся в написании сообщений, рефератов по краеведению.

Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков, на которых должен присутствовать элемент изучения национально-региональных, этнографических особенностей. В следующем учебном году в нашей школе планируется открытие казачьего (кадетского) класса , и наша работа может послужить пособием для проведения занятий в этом классе.


В процессе работы над исследованием мы приобрели опыт оформления исследовательских работ. Думаем, что полученные нами умения позволят легче справляться с трудностями, которые ещё встретятся в процессе дальнейшей учёбы при написании разного рода работ: сообщений рефератов, исследований.















ІV. Приложение

Обряд «Проводы казака на войну»

(Записано со слов директора музея «Казачья изба» Завьяловой Натальи Александровны)

Казака на войну провожали всем большим семейством, всей станицей. Накрывали стол, собирали «котомку» с харчами (рис.1), кормили хорошо в дорогу коня (рис.2).


Рис.1.Проводы Рис.2.Казачий конь


Отец напутствовал сына, как служить, как долг Отечеству отдавать (Рис. 4). Мать с иконой провожала сына (Рис.3).


Рис.3.Материнское благословение Рис.4. Напутствие отца


А жена казака бралась за стремя и, держась за него, провожала мужа за околицу, обещав ждать его с победой. И это был единственный раз, когда муж мог прилюдно поцеловать свою жену. У казаков считалось «негоже» выставлять свои чувства напоказ (Рис5).


Рис.5. Прощание с супругой


За околицей собирались все казаки, строились в «Походный строй», слушали наказ атамана станицы и под плач казачек скакали в дальние края (Рис.6).



Рис.6. В дальний поход

























V. Литература, Ресурсы


1 . http://orenkazak.ru/trad-trad.html

2 . .https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%81%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F

3. http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%9E%D0%B1%D1%8B%D1%87%D0%

4 Апрелов А., Попов А. Судьбы казацкие.

Челябинск 2000. стр.94.

5. http://orenkazak.ru/ideologia.html

6. Чугунов С.М. История казачества на Урале. – Оренбург, 2003. – 232 с.

7. Ф. Дробот, В. Колпакова, Н. Парфентьев и др.

Справочник. Памятники истории Челябинской области.

Челябинск 1990. стр. 198-199.

8..http://yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F+%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0+%D0%B2+%D1%87%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9++%D0%BE%D0%B1%D0%BB&clid=37000&lr=56

9. И Рыжков. Среди казаков нет дедов.

Южноуралец № 23, 23 февраля 1993г

10. Фото из семейного архива Ткаченко Л.Б.( Рис.1-15)

7. http://i018.radikal.ru/0912/3b/258e31449f0e.jpg -рис.1 приложения

8. http://georgianclan.ucoz.com/poto/cossack.jpg - рис.2 приложения

9. http://s018.radikal.ru/i505/1212/90/ff25884056cf.jpg - рис.3 приложения

10. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/10/111/577/111577777_large_102.jpg

рис. 4 приложения

11. http://muzmix.com/images/songs/38264/2.jpg - рис.5 приложения

12. http://www.stihi.ru/pics/2011/01/23/3411.jpg - рис.6 приложения






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Казачьи традиции Травниковской станицы

Автор: Ткаченко Людмила Брониславовна

Дата: 07.12.2014

Номер свидетельства: 140383

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Презентация "Казачьи традиции Травниковской станицы" "
    ["seo_title"] => string(57) "priezientatsiia-kazach-i-traditsii-travnikovskoi-stanitsy"
    ["file_id"] => string(6) "140388"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417949835"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства