Обратить внимание детей на то, как потемнел снег, стал твердым, осел, из под сугробов течет вода.
Откуда эта вода? Почему днем, когда греет солнце, появляются лужи. А откуда берутся ручейки.
Понаблюдать за ручейком.
Д/и. Игра «Лови да бросай — цвета называй»
Что у нас какого цвета — Мы расскажем вам об этом.
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Ход игры.Ведущий, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Ведущий: красный - Дети: мак, огонь, флаг (оранжевый - апельсин, морковь, заря; желтый - цыпленок, солнце, репа; зеленый - огурец, трава, лес; голубой - небо, лед, незабудки; синий - колокольчик, море, чернила; фиолетовый - слива, сирень, сумерки.
П/и «Хитрая лиса»
2.Наблюдение за проталинками
Цель: 1. Закрепить приметы весны.
2. Отметить изменения в природе.
3. Установить, что появились первые проталинки.
Художественное слово
Проталинки, проталинки –
Веснушки на снегу!
На них подснежник маленький
Проклюнется: ку - ку!
И в роще, за околицей,
Откликнутся грачи,
Земля водой умоется,
И зашумят ручьи!
М.В.Тахистова.
Наблюдение
Повторить приметы весны, отметить что солнце греет сильнее и начинает растапливать снег.
Наблюдение за первыми проталинками, погуляем на проталинке.
Отметить, что земля на проталине влажная, почему?
Предложить детям описать свои чувства (радость, от приближения весны, хорошее настроение т.п.).
Д/и. Игра «Веселый счет»
Сколько их — всегда мы знаем. Хорошо мы все считаем.
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход игры: ведущий бросает мяч ребенку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь»...). Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных. Примеры: один стол - пять столов один слон — пять слонов один шкаф — пять шкафов один гусь — пять гусей один лебедь — пять лебедей один журавль — пять журавлей одна гайка — пять гаек одна майка — пять маек одна шишка — пять шишек один утенок — пять утят один гусенок — пять гусят один цыпленок — пять цыплят один заяц — пять зайцев один палец — пять пальцев одно платье — пять платьев одна шапка — пять шапок одна перчатка — пять перчаток одна банка — пять банок одна рукавица — пять рукавиц одна пуговица — пять пуговиц одна мыльница — пять мыльниц одна шляпа — пять шляп одна книга — пять книг одна конфета — пять конфет Вариант «А у меня» Ведущий бросает мяч и произносит: «У меня один стол». Ребенок, бросая мяч обратно, отвечает: «А у меня пять столов».
П/и «Затейники»
3.Наблюдение за снегопадом
Цель: 1. Установить, что весной возможны осадки в виде снега.
2. Отметить состояние погоды.
3. Обратить внимание на смену зимней обуви на демисезонную.
Художественное слово
Зима все упирается
И ловит тишину,
А тропка обрывается
Споткнувшись о весну!
Все началось с проталинок,
И каждый солнцу рад
Ботинки вместо валенок
Подковками стучат!
Наблюдение
Наблюдение за снегопадом. Обратить внимание детей на похолодание. Объяснить, что при низких температурах выпадает снег, а не дождь. Подвести детей к тому, что весной возможен и дождь, и снег.
Установить, что на асфальте влажно, поэтому валенки можно промочить п.э. дети и взрослые уже не надевают зимнюю обувь.
Д/и «Вчера, сегодня, завтра»
То, что было, то, что будет, Каждый помнит — не забудет.
Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, развитие внимания, ловкости, воображения, фразовой речи.
Ход игры. Ведущий бросает мяч по очереди всем играющим, задавая вопросы: Ты ответь мне, будь добра, Что ты делала вчера? Все ли сделал, что хотел? За сегодня что успел? Я еще узнать хотела — Что ты завтра будешь делать? Дети, возвращая мяч ведущему, отвечают на вопросы.
П/и «Бездомный заяц»
4.Наблюдение за первыми листьями.
Цель: 1. Установить, что на деревьях появилась первая листва.
Привлекая опыт детей установить, что стало теплее, солнце греет все сильнее и растопило весь снег.
Вспомнить какие высокие были зимой сугробы, какие веселые ручейки из них получились!
Напомнить детям о наблюдении за почками на деревьях, предложить посмотреть, что с ними стало.
Наблюдение за первой листвой.
Обратить внимание на нежность и трогательность молодых листочков, на их цвет.
Д/и. Игра «Лови, бросай, дни недели называй»
В календарь не зря глядели — Все мы помним дни недели.
Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка. Ход игры. Дети становятся в круг. Логопед или ведущий, бросая мяч кому-нибудь из детей, может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда...» Дети по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели. Усложнение. Дети и логопед встают в круг. Логопед называет дни недели, на каждое слово хлопая мячом об пол: «Понедельник. Вторник...» Вместо следующего дня недели логопед называет имя ребенка: «Саша!» Ребенок подхватывает мяч и продолжает, бросая мяч об пол. Можно называть дни недели и в обратном порядке.
П/и Мышеловка»
5.Наблюдение за весенним дождем.
Цель:Установить, что весной осадки чаще бывают в виде дождя
Художественное слово
Дождь весенний,
Озорной,
Друг наш босоногий
Мчит вприпрыжку
Без дороги
И зовет:
"За мной! За мной!"
И бегут гурьбой
Мальчишки…
Прибаутки, песни, смех! -
Кто ж бежит быстрее всех?
Дождь весенний,
Шалунишка.
Наблюдение
Вспомнить с детьми какие осадки были зимой.
Обратить внимание детей на то, что после дождя асфальт становится чище.
Понаблюдать за прохожими, идущими под зонтами.
Обговорить какие чувства вызывает весенний дождь, что хочется делать под дождем?
Бегать по лужам, спрятаться под зонт, сидеть дома)
Д/и «Подбери слово»
(прилагательные и глаголы к слову дождь)
П/и»Скворцы»
6.Наблюдение за первой листвой
Цель: 1. Установить, что на деревьях появляются первые листочки.
2. Отметить, что зеленой травы стало больше.
3. Закрепить названия деревьев, растущих на территории детского сада.
Художественное слово
На иве распустились почки,
Береза слабые листочки
Раскрыла – больше снег не враг.
Трава взошла на каждой кочке,
Заизумрудился овраг
К. Бельмонт
Наблюдение
Вспомнить с детьми, что недавно на деревьях наблюдали почки, отметить появление из почек первых листочков. Обратить внимание на то, как раскрывается почка - «лопается», найти и рассмотреть чешуйки от раскрытой почки.
Пройти по территории детского сада и отметить, что не на всех деревьях появились листья. Попросить назвать деревья, на которых уже есть листья и те где еще нет.
Д/и «Весенняя поляна»
Цель: Упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными.
Ход: Воспитатель предлагает детям представить, что они находятся на весенней поляне, где все весеннее.
Воспитатель: Я буду вам бросать мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».
Цель: Установить, что с приходом тепла появляется первая зелень
Художественное слово
Весенняя арифметика
Вычитаем! Начинаем
Изо всех ручьев и рек
Вычитать и лед и снег.
Если вычесть снег и лед
Будет птичий перелет!
Сложим солнышко с дождем…
И немного подождем…
И получим травы.
Разве мы не правы?
Э. Мошковская
Наблюдение
Отметить появление проталин и ручейков.
Обратить внимание на первые зеленые ростки травы на проталинах.
Показать детям какие они нежные и беззащитные, побуждать беречь их, проходить аккуратно, не топтать ногами.
Обратить внимание на краски весны: черная земля, белый снег, зеленые ростки травы.
Д/и «Назови ласково»
Цель: продолжать учить детей образовывать существительные с уменьшительно ласкательным значением.
Ход: лист-листик, птица-птичка, дерево-деревце и т. д.
П/и «Парный бег»
8.Наблюдение за приметами весны
Цель: 1.Закрепить знание примет времен года.
2. Найти в окружающей природе некоторые приметы весны.
Художественное слово
После зимней лютой стужи
Просыпается от сна
Вся природа. Даже лужи
Не покроет лед за ночь,
Гонит солнце зиму прочь!
Набухают соком почки,
И зеленые листочки
Скоро в струях ветерка
Заиграют! А пока
Цвета солнца у реки
Появились огоньки!
Все! Закончились морозы!
Распускаются мимозы!
Вадим Косовицкий.
Наблюдение
Вспомнить с детьми приметы зимы.
Предложить назвать приметы весны. Добавить несколько новых примет.
Предложить пойти искать приметы весны на территории детского сада. Обговаривать каждую найденную примету.
Поощрять активность детей.
Д/и «Скажи наоборот»
Цель: активизировать в словаре детей прилагательные с противоположным значением.
Ход: большой - маленький, умный – глупый, светлый – темный, чистый – грязный, добрый – злой, холодный – горячий, солнечный – пасмурный, новый – старый, грустный – веселый и т. д.
П/и «Мы веселые ребята»
9.Наблюдение за вербой (1)
Цель: Закрепить знания о дереве, полученные ранее.
Художественное слово
Верба, верба, верба
Верба зацвела.
Это значит верно,
Что весна пришла,
Это значит верно,
Что зиме конец…
А.Барто.
Наблюдение
Вспомнить с детьми название дерева.
Отметить появление почек на дереве.
Потрогаем почки. Предложить детям описать свои тактильные ощущения (Какие почки на ощупь?).
Д/и «Подбери действие»
Цель: Продолжать активизировать в словаре детей глаголы.
Ход: Птицы весной что делают? (прилетают, готовятся к гнездованию и т. д.) Деревья весной. Звери весной …. Листья весной что делают? …. Снег весной ….
П/и «Мышеловка»
10.Наблюдение за вербой (2)
Цель: 1.Закрепить знания о дереве, полученные ранее.
2. Установить, что на вербе появились сережки.
Художественное слово
« Скоро, скоро быть теплу!»
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапой верба.
Я. Аким
Наблюдение
Понаблюдать за изменениями, отметить, что почки превратились в сережки.
Потрогаем сережки. Попробуем описать свои тактильные ощущения.
Д/и «На что похожи сережки вербы»
П/и «Гуси – лебеди»
11.Наблюдение за вербой (3)
Цель: 1.Закрепить знания о дереве, полученные ранее.
2. Сравнить сережки на вербе и на иве.
Художественное слово
Шумливые теплые ветры
Весну на поля принесли
Сережки пушатся на вербе
Мохнатые, точно шмели.
Я.Аким.
Наблюдение
Вспомнить с детьми как называются «пушистики» на вербе.
На каком дереве еще весной распускаются сережки? (на иве)
Сравниваем два дерева и их сережки.
Д/и с мячом «Скажи ласково» Мячик маленький поймай, да словечком приласкай.
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход игры. Ведущий, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч ведущему; называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний. Стол — столик, ключ — ключик. Шапка — шапочка, белка — белочка. Книга — книжечка, ложка — ложечка. Голова — головка, картина — картинка. Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце. Кукла — куколка, свекла — свеколка. Коса — косичка, вода — водичка. Жук — жучок, дуб — дубок. Вишня — вишенка, башня — башенка. Платье — платьице, кресло — креслице. Перо — перышко, стекло — стеклышко. Часы — часики.
П/и «Кто сделает меньше прыжков»
12.Наблюдение за первыми приметами весны
Цель: 1.Закрепить знания о смене времен года, повторить приметы весны.
2. Отметить изменения в природе.
Художественное слово
Уходи, зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горной вышины!
А.П.Майков.
Наблюдение
Вспомнить с детьми очередность времен года (какое время года каким сменяется).
Повторить основные приметы каждого времени (характерные особенности)
Отметить, что новое время года не наступает внезапно и резко, предложить поискать в окружающей природе первые весенние изменения.
Д/и перебрасыванием мяча «Что происходит в природе?»
Человек легко находит, Что в природе происходит.
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход игры.Ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч ведущему, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» Ведущий: Дети Солнце — что делает? Светит, греет Ручьи — что делают? Бегут, журчат Снег — что делает? Темнеет, тает Птицы — что делают? Прилетают, вьют гнезда поют песни Капель— что делает? Звенит Медведь — что делает? Просыпается, выходит из берлоги.
П/и «Сделай фигуру»
13.Наблюдение за первой грозой
Цель: Знакомство с явлением природы - гроза.
Художественное слово
Весенняя гроза
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит.
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
Ф.И.Тютчев.
Наблюдение
Наблюдение за грозой из окна группы или с веранды.
Слушаем раскаты грома, обращаем внимание на то, что потемнело, поднялся ветер, стало прохладнее.
Еще дождя нет, но прохожие торопятся домой, некоторые бегут. Почему?
Наблюдение за ливневым дождем.
- Какой дождь по силе? ( Слабый или сильный)
- Как можно назвать этот дождь, грибной или ливень?
- Весело или грустно вам стало от такого дождя?
После прекращения дождя отметить как много воды на асфальте и то, каким чистым стало все вокруг.
Д/и «Хорошо — плохо»
Мир не плох и не хорош — Объясню, и ты поймешь.
Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения ловкости.
Ход игры. Дети сидят в кругу. Логопед или ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях. Логопед: Дождь. Дети: Дождь — это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным. Логопед: Город. Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо — не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно
П/и «Сделай фигуру»
14Наблюдение за первыми признаками весны.
Цель: 1.Установить календарный приход весны.
2. Найти первые признаки весны.
.
Художественное слово
Еще весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Еще овраги полны снега,
Еще зарей гремит телега
На замороженном пути…
Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролетных журавлях.
А.А.Фет.
Наблюдение
Вспомнить с детьми название месяцев года.
Какие месяца мы называем зимними, весенними, летними, осенними?
Подвести детей к открытию того, что по календарю уже наступила весна. ( Познакомить с понятием «календарная весна»).
Предложить попробовать отыскать первые весенние изменения в природе. (Уже нет сильных морозов, снег стал плотным, птицы щебечут громче, солнце ярче светит и уже начинает пригревать т.п.)
Д/и «Бывает — не бывает»
Что же будет, что же нет? Поскорее дай ответ!
Цель: расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления.
Ход игры. Играющие встают в круг. Ведущий называет времена года. Например: «Лето». А затем, бросая мяч кому-нибудь из детей, называет явление природы. Например: «Ледоход». Ребенок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идет по кругу. Кто ошибся, выходит из игры. Варианты явлений природы и сезонных изменений: иней, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки, дождь, снег, град, гроза и т. д. Усложнение. Дети дают полные ответы, объясняя возможность или невозможность того или иного явления природы в данное время года.