kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Как помочь ребенку сформировать адекватную самооценку и обрести уверенность в собственных силах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самооценка — то, как человек сам оценивает свои личные качества и возможности — ощущение, которое формируется в течение всего детства.

У грудного ребенка образ самого себя базируется на чувстве защищенности, безопасности рядом с родителями и зависит от развития и качества привязанности  к ним.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Как помочь ребенку сформировать адекватную самооценку и обрести уверенность в собственных силах»

Как помочь ребенку сформировать адекватную самооценку


Самооценка — то, как человек сам оценивает свои личные качества и возможности — ощущение, которое формируется в течение всего детства.

У грудного ребенка образ самого себя базируется на чувстве защищенности, безопасности рядом с родителями и зависит от развития и качества привязанности  к ним.

Однако у совсем маленького ребенка осознание собственного образа возникает не сразу: поначалу он воспринимает проекцию своего образа от родителей.

Пока ребенок не родился, все родители представляют себе его идеализированный образ, и этот воображаемый ребенок получается замешанным на родительском нарциссизме, на восхищении самими собой: у меня может быть только самый прекрасный малыш на свете!  Однако реальный младенец бывает весьма далек от вымечтанного, и если разница слишком велика, расставание с придуманным сыном или придуманной дочкой дается с трудом.

Каждый новый этап развития малыша либо воскрешает родительскую мечту, либо усиливает разочарование.

Стало быть, главное — чтобы родители могли постоянно пересматривать образ ребенка, по существу — носитель образа будущего, учитывая реальный прогресс малыша и его собственные желания, когда он научится их выражать.

Родители должны возлагать надежды не на отдаленное и пока непостижимое будущее, а на реальный, повседневный прогресс их ребенка.

- Поддержка родителей необходима ребенку не только в то время, когда он учится ходить, но и в период, когда он самоутверждается как отдельная личность.

Однако при этом мать и отец должны быть способны отпустить малыша, дать ему от себя оторваться, — обеспечивая, конечно же, его безопасность.

- Вокруг ребенка должны быть взрослые, готовые ему помочь, готовые его поддержать, но не опекающие его чрезмерно.

Любая, даже самая маленькая ступень в развитии ребенка становится для родителей поводом «назначить» ему очередное будущее: он так хорошо говорит — наверняка станет журналистом, он такой ловкий — быть ему олимпийским чемпионом...

Ребенок принимает условия игры, его нарциссизм подпитывается родительскими надеждами, и малыш приспосабливает эти надежды к собственным желаниям.

Когда мальчик мечтает, например, быть Человеком-Пауком, это всего лишь его мечта, а вот желание стать полицейским, пожарным или доктором гораздо ближе к родительским идеалами.

Уверенный в себе и доверяющий миру ребенок воплощает реальность и фантазии в игре. Именно игра служит ему средством показать себя и — одновременно — приобрести друзей.

- Уверенный в себе и доверяющий миру ребенок легче становится лидером в своей группе. Он охотно делится своими выдумками и мечтами с другими детьми и со взрослыми.

В старших группах детского сада, не говоря уж о школе, всё начинает меняться: детские мечты часто теперь зависят от достижений в учебе.

- С началом обучения ребенок станет лучше осознавать, чего от него ждут, и в это время ставки на него — родительская удовлетворенность или родительское разочарование — самые крупные.

- Отсюда следует, что с точки зрения самооценки именно этот период особенно важен.

Помогайте формированию правильной самооценки Уверенность в себе грудного ребенка строится на чувстве защищенности, которое у него возникает рядом с родителями, и здесь существует взаимозависимость с развитием успокаивающей привязанности .

Если ребенок спокоен, уверен в своих силах и способен оторваться от родительских рук, чтобы ходить, впоследствии он сможет, не страшась никакого риска, исследовать окружающий мир и смело пойдет навстречу другим людям.

Но пока он маленький, он знает, что вы в его распоряжении и при необходимости сразу же придете на помощь.

Его доверие к вам покоится на непрерывности связей с вами, на ритуалах и привычках, утвердившихся в повседневной жизни.

-  Разлуки и встречи после разлук тоже подкрепляют это доверие: ваш ребенок знает, что вы непременно вернетесь.

-  Вы помогаете ребенку, зная его потребности и приспособившись к ритму его жизни.

-  Ребенок растет, и у вас может возникнуть предчувствие, что жизненный опыт будет порождать у него тревогу и неуверенность.

На втором году жизни психомоторное развитие малыша уже таково, что он вовсю бегает, лазает, забирается, куда захочет... Как бы вы ни были бдительны, в этом возрасте неизбежны падения, и любое из них может оказаться опасным. А если малыш упадет и при этом что-то себе повредит или даже просто запомнит, как было больно, у него может возникнуть страх, и он станет подавлять в себе желание сделать что-то, чего еще не пробовал.

Помогайте вашему ребенку обрести веру в себя, но не допускайте при этом ни вседозволенности, ни чрезмерной опеки, которая означает ваше в него неверие.

Поощряйте намерения ребенка испробовать что-то новое, но следите, чтобы реализация этих намерений была для него безопасной.

Трехлетний ребенок с каждым днем становится все более и более автономным, он хочет решать все сам, но вы умеете сказать ему «нет».

- Фрустрация не колеблет самооценки. Вы можете не разрешать ребенку какие-то действия, не опасаясь, что он потеряет веру в себя, при этом всегда, когда есть возможность, оставляйте ему право сделать выбор. Малыш этого возраста хочет выбирать сам, но выбор может повлечь за собой фрустрацию, потому что не всего он может добиться и не все может получить.

- Даже если ваш ребенок еще не очень хорошо овладел речевыми навыками, не жалейте времени, выслушивайте его до конца и относитесь к тому, что говорит малыш, с уважением. Он не «главный», как бы ему этого ни хотелось, но считаться с ним надо.

- В «возрасте опрятности» ребенок гордится тем, что опрятен, и, намочив или загрязнив штанишки, стыдится этого. Франсуаза Дольто говорила, что, приобретая навыки опрятности, ребенок приобретает и чувство собственного достоинства.

К четырем-пяти годам малыш вступает в фазу развития, которую можно назвать нарциссической: мальчики отождествляют себя с самыми храбрыми и мужественными героями, девочки — например, с певицами.

- Не осуждайте его вкуса и не смейтесь над ним — в нарциссической фазе дети особенно уязвимы.

- Но и не убеждайте ваше дитя постоянно, что он самый сильный или она самая красивая.

- Слова «Я самый сильный на свете!», которые нередко произносят дети этого возраста, свидетельствуют не об уверенности в себе, а совсем наоборот.

- То, что четырех-пятилетний ребенок гордится своей половой принадлежностью, — составная часть самооценки.

Сложно, но необходимо вовремя разобраться, не связана ли нехватка у ребенка веры в себя с низкой самооценкой.

Если вы чувствуете, что вашему малышу не хватает уверенности в себе, бессмысленно повторять ему, что он сильный, красивый и умный.

Помогите ему ощутить это на практике, в какой-либо деятельности, выбирая те занятия, в которых ваш ребенок может лучше всего себя проявить.

У шести-семилетнего ребенка развивается нравственное сознание и способность переживать чувства другого как свои — эмпатия. Нынешние цели его социальной жизни — обрести друзей, быть принятым и быть высоко оцененным.

- Это важные факторы для его нарциссического образа себя.

- Ребенок может проявлять щедрость, делать подарки, подавать на улице монетку нищему или помогать кому-то в решении важных задач — все это также повышает его самооценку.

- Он слишком застенчив, он робеет или боится сделать плохо... Если ребенок «зажимается», когда его о чем-то  спрашивают, если не выполняет заданий — это может свидетельствовать о низкой самооценке.

- Однако нехватка веры в себя в этом возрасте необязательно означает низкую самооценку.

- И наоборот: за фанфаронством и показной самоуверенностью может скрываться тревога.

Проблема успешности в занятиях

- Если вы будете слишком давить на ребенка, требуя от него в учебе исключительно успехов, он может потерять веру в себя.

- Даже при условии, что первый год вы не станете на него давить, малыш быстро почувствует, чего от него ждут — особенно если речь идет о выполнении в детском саду определенных правил или о занятиях ручным трудом.

- Убедиться в том, что ребенку не хватает веры в себя, вы можете, заметив, как он боится сделать ошибку.

Учебные достижения ребенка и полученные им оценки не должны становиться лейтмотивом ваших с ним разговоров. Избегайте рекомендаций, как что следует делать, по пути в детский сад или в школу.

Трудности с обучением могут отразиться на самооценке.

- Если такое случится, надо, чтобы ребенок чувствовал: на вас он может рассчитывать по-прежнему. Отделите себя от его достижений.

Малыш, которому не хватает веры в себя, будет изо всех сил вам доказывать, что у него «не получается». Бесполезно твердить ему, что он всё может и что всё получится, если он сам в этом не убежден.

- Бесполезно также настойчиво требовать от него преодоления трудностей: в этом случае ребенку требуется психолого-педагогическая и/или психотерапевтическая помощь.

- Столь же важно не сосредоточивать внимание только на часах занятий. Для того чтобы ребенок по-настоящему   освоился в группе, не менее существенно все, что происходит во дворе детского сада или школы.

Иногда у ребенка снижается самооценка из-за трудностей в отношениях с другими — может быть, над ним смеются или его отвергают.

- Чаще всего к снижению самооценки приводят критические замечания окружающих, то, как малыша воспринимают.

- Ребенок с заниженной самооценкой может отказываться идти в детский сад или в школу, а то и страдать депрессией.

- Важно принимать во внимание всё, что к начальной школе может превратиться в настоящую помеху, включая те проблемы, которые кажутся вам мелкими и преходящими.

- Если нежелательное для вас и для самого ребенка представление о нем связано с трудностями в обучении, вовремя поставленный диагноз (естественно, в том случае, когда специфическое заболевание существует на самом деле) может избавить его от чувства вины, а перевод во вспомогательную группу или адаптационный класс способен по-настоящему облегчить положение.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Якимова Татьяна Ивановна

Дата: 13.05.2017

Номер свидетельства: 415004


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства