kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изготовление ходовых силуэтных моделей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контурные или силуэтные модели кораблей (судов) (Приложение 1) относятся к классу простейших моделей и являются самыми простыми плоскими моделями, в которых число элементов сокращено до необходимого минимума при одновременном сохранении характерных для данного судна деталей (мачт, труб, надстроек и т.п.)

Работа над такими моделями приводит к быстрому овладению навыками в судомоделировании, помогает изучить историю судостроения и развития военно-морской техники. Модели имеют различное назначение. По ним можно распознавать силуэты судов того или иного типа - пассажирские, сухогрузные суда, танкеры (наливные суда), контейнеровозы, крейсеры, эсминцы, торпедные катера и т. д. Коллекция моделей может способствовать ознакомлению с историей судостроения на протяжении веков, внешним видом судов и кораблей торгового и военно-морского флотов, прославленных кораблей времен второй мировой войны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изготовление ходовых силуэтных моделей»

Изготовление ходовых силуэтных моделей


Контурные или силуэтные модели кораблей (судов) (Приложение 1) относятся к классу простейших моделей и являются самыми простыми плоскими моделями, в которых число элементов сокращено до необходимого минимума при одновременном сохранении характерных для данного судна деталей (мачт, труб, надстроек и т.п.)

Работа над такими моделями приводит к быстрому овладению навыками в судомоделировании, помогает изучить историю судостроения и развития военно-морской техники. Модели имеют различное назначение. По ним можно распознавать силуэты судов того или иного типа - пассажирские, сухогрузные суда, танкеры (наливные суда), контейнеровозы, крейсеры, эсминцы, торпедные катера и т. д. Коллекция моделей может способствовать ознакомлению с историей судостроения на протяжении веков, внешним видом судов и кораблей торгового и военно-морского флотов, прославленных кораблей времен второй мировой войны.

Контурная модель состоит из контура (силуэта) и основания, на котором крепится контур (Приложение 2). На основании также крепится ходовая и рулевая группы.

При выполнении контурной модели необходимо точно придерживаться масштаба, который должен полностью соответствовать действительным размерам плавучего средства. Для контурных моделей используются десятичные масштабы, например 1:200, 16250,1:300,1:400 в зависимости от размеров корабля прототипа. Контур силуэта модели должен иметь ясный рисунок, выполненный так, чтобы углы всех кромок оставались четкими без завалов. Поверхности контура и основания должны быть обработаны и окрашены в соответствии с окраской корабля-прототипа. Контурные модели могут иметь любой тип двигателя, развивать любую скорость. Диаметр гребного винта может быть увеличен по сравнению с масштабом винта прототипа в полтора раза, а площадь рулей - в два раза. Дальность хода модели должна быть от 3 до 10 метров, при этом оценивается устойчивость на курсе без учета времени прохождения дистанции.

После изготовления моделей рекомендуется провести соревнования в объединении. По возможности соревнования проходят в два этапа:

1. Стендовый конкурс, на котором оценивается внешнее впечатление от модели, сложность контура, четкость его выполнения, качество изготовления, соответствие окраски модели и ходовые испытания.

2. Ходовые испытания, где оценивается устойчивость на курсе, длина пройденной дистанции и т.д.

Следует отметить, что в зависимости от типа судна оно имеет свой характерный внешний вид, что позволяет легко определить его назначение. Так, пассажирские суда обычно имеют развитую надстройку для размещения пассажиров: ледокол для выполнения своей основной функции имеет сильно наклоненный форштевень, у буксира выделяются буксирные дуги и т. д…

Прежде чем приступить к постройке модели судна, надо четко представить себе ее главные размеры и вычертить обводы судна. После этого составляется общий вид всей модели и ее отдельных деталей.

Юный судомоделист с помощью педагога или самостоятельно выбирает сначала класс корабля для моделирования, устанавливает его максимальную длину и масштаб. А затем на основании главных размеров составляет так называемый теоретический чертеж обводов модели, производит расчет необходимых материалов, подбирает двигатель и движители и планирует весь процесс работы над моделью.

По составленному теоретическому чертежу производят проверку модели на осадку и водоизмещение и вычисляют объем подводной части корпуса модели.

При работе над моделью необходимо соблюдать технику безопасности:

  1. Пользуйтесь исправным, хорошо заточенным инструментом.

  2. Передавайте инструмент другим режущей частью к себе.

  3. При использовании станочного оборудования не забывайте одевать очки.

  4. Храните инструмент в специальном футляре или ящике.

  5. Непосредственно при резьбе придерживай заготовку левой рукой во избежание срывов.


 Конструкция силуэтной модели достаточно проста. Корпус выполнен из доски толщиной 10мм, силуэт выпиливается из фанеры толщиной 4мм, гребной винт, рули и кронштейн гребного вала вырезаются из белой жести, гребной вал из проволоки диаметром 1мм.

 Некоторые особенности изготовления модели оговариваются ниже.

 Технология изготовление корпуса силуэтной модели не отличается от о процесса для модели с гребными колесами. Дополнительно необходимо выпилить пазы для соединения с шипами силуэта и сделать два пропила лобзиком со стороны кормы на расстоянии по 15мм от ДП в обе стороны для рулей. Глубина пропилов составляет 10мм.

 Силуэт модели размечается на фанерной заготовке или с помощью шаблона, или с использованием копировальной бумаги. Можно использовать и другой способ: разметка силуэта переносится с чертежа на кальку, калька наклеивается на фанеру и по разметке на ней производится выпиливание. Такой способ удобен тогда, когда детям предлагается достаточно большое количество вариантов силуэтов для одного корпуса.

 Силуэт выпиливается лобзиком, кромки обрабатываются напильником и наждачной бумагой, после чего нужно доработать пазы в корпусе и шипы на силуэте для точного сопряжения этих деталей. Когда силуэт плотно входит шипами в пазы корпуса и между деталями отсутствует зазор, эту часть работы можно считать законченной.

 Изготовление кронштейна гребного вала начинается с разметки прямоугольника. После того, как он размечен, вырезан, обработан по кромкам напильником, пробиты отверстия для гвоздей, надо сформировать дейдвудную трубу. Обычно это делается следующим образом. В тиски вертикально зажимается оправка диаметром 1,5мм, заготовка кронштейна прикладывается к оправке серединой и огибается вокруг нее. Чтобы получить аккуратную трубку для вала, заготовка обжимается на оправке кусачками. Остается разогнуть в разные стороны лапки для крепления кронштейна к корпусу. Обязательно надо проследить, чтобы дейдвуд (трубочка) кронштейна располагался строго на линии ДП.

 Рули вырезаются в соответствии с чертежом, обрабатываются, в них пробиваются отверстия для гвоздей и верхняя часть руля отгибается под углом 90 градусов. Рули вставляются в пропилы на корпусе и прибиваются гвоздями. После этого крепится кронштейн на расстоянии 20мм от кормы. При этом желательно лапки кронштейна немного развести в стороны, такое крепление получается наиболее жестким.

 Разметку гребного винта удобнее всего начинать с построения квадрата со стороной 24мм. Проведя диагонали квадрата, определяем его центр, из которого разметочным циркулем строится две окружности диаметрами 24 и 8мм. После того, как круг вырезан и обработан, в точках пересечения малой окружности с диагоналями пробиваются отверстия. По линиям до этих отверстий делаются разрезы, таким образом, получается четырехлопастный винт. Остается закруглить концы лопастей напильником и пробить отверстие в центре для гребного вала. Гребной вал делается из отрезка проволоки диаметром 1 мм (можно использовать выпрямленную канцелярскую скрепку). На конце вала желательно выгнуть небольшое колечко, за которое в дальнейшем удобно крепить «заводилку» для накручивания резиномотора.

Винт и вал спаиваются между собой. Скорее всего, эту работу придется выполнять руководителю, объясняя и показывая порядок выполнения работы каждому учащемуся индивидуально. На собранный с винтом вал одевается бусинка или отрезок стержня от пасты шариковой ручки, вал вставляется в кронштейн и на конце вала выгибается крючок для  резиномотора.

 Со стороны днища на расстоянии 15мм от форштевня в корпус забивается гвоздь длиной 25-30 мм, шляпка гвоздя откусывается, конец гвоздя закругляется напильником и выгибается круглогубцами в форме крючка. После этого силуэт вклеивается в корпус, и модель покрывается слоем олифы.

 Для изготовления подставки необходимо выпилить из фанеры два одинаковых кильблока, обработать их напильником и наждачной бумагой, просверлить в них по два отверстия диаметром 4,5мм.

От рейки сечением 5х5 мм отпиливаются два отрезка длиной по 80мм, концы деталей слегка заостряются так, чтобы они плотно вошли в отверстия на кильблоках и подставка собирается на клею.

 Отделка модели заключается в покраске ее в соответствии с существующими традициями.

 Перед тем, как учащиеся приступят к изготовлению резиномотора, необходимо рассказать, что в соответствии с «Классификацией моделей кораблей и судов» на моделях могут применяться различные двигатели: резиновые, инерционные, пружинные, электрические, тепловые (паровые и двигатели внутреннего сгорания). Рекомендуется показать по возможности все имеющиеся в кружке двигатели и объяснить, на каких моделях они могут быть установлены.


 Как изготовить резиномотор.

Закрученный пучок резиновых лент или нитей  (жгут)  обеспечивает  запас механической энергии, достаточный для пробега небольшой моделью нескольких десятков метров. Жгут делают с двумя ушками, одно из которых служит для крепления к корпусу модели, а второе для соединения с гребным валом модели.

Резиномотор делается из специальной резины в виде лент с сечением 1X4; 2X2 мм или круглой диаметром 1 мм. Хорошие сорта резины допускают растяжение в 8—9 раз по сравнению с первоначальной длиной. При этом остаточная деформация (необратимое удлинение) будет не более 10—15%. Мощность и продолжительность работы резиномотора зависит от сорта резины, длины и толщины резинового пучка. 

 

 

 А — заводка резинового двигателя дрелью; Б — самодельная ручка.

Технология изготовления резиномотора несложная. В доску на расстояний, равном длине жгута, вбивают два гвоздя и на них, не натягивая, наматывают резиновую нить или ленту. При этом необходимо следить, чтобы она не закручивалась и не провисала. Не снимая с гвоздя, каждый конец резины завязывают морским прямым узлом, а излишек отрезают.

Затем места, где нужно сделать ушки жгута, обматывают (оклетневывают) в растянутом состоянии толстой ниткой, изоляционной лентой или узкими полосочками, нарезанными из ленты лейкопластыря. Оклетневанный участок жгута складывают вдвое, снова огибают вокруг гвоздя и обматывают шейку ушка. Размеры ушка должны быть минимальными.

 Для того, чтобы проще было накручивать резиномотор, делается приспособление по типу автомобильного «кривого стартера». Размеры его произвольны. Накручивать резиномотор можно за кольцо на гребном валу, но лучше использовать другой способ. Резиномотор снимается с носового крючка, одевается на крючок «заводилки», растягивается и после этого накручивается до образования двойного ряда «барашков» на резиномоторе.


Чем больше будет закручен жгут, тем сильнее мотор и тем дальше уплывет модель. Однако чрезмерное закручивание может привести к обрыву нитей. Чтобы этого не случилось, нужно знать, на сколько оборотов следует закручивать жгут резиномотора. Это можно примерно рассчитать по формуле, которой пользуются моделисты:

где п — число оборотов свободного конца жгута;

4,15 — постоянный коэффициент;

L — длина жгута резиномотора в см;

S — общее поперечное сечение резины (всех нитей) в см2.

Число оборотов (п в зависимости от величин S и L) можно определить по таблице 6.

Поперечное сечение одной резиновой ленты 2X2 или 1X4 мм равно S = 0,04 см2, а круглой резины диаметром в 1мм S = 0,008 см2.

Если сорт резины не известен, а также не известно, как долго и в каких условиях она хранилась, и если нужно точно определить предельное число оборотов закрутки резиномотора (особенно перед ответственными соревнованиями), то можно пожертвовать одним жгутом — закрутить его до разрыва, за помнить полученное число оборотов при разрыве, уменьшить это число на 8—10% и полученный результат считать предельным для закрутки резиномотора.

 Соревнования с силуэтными моделями желательно проводить на дистанции длиной 3-5метров. Обычно правильно сделанная модель проходит дистанцию на глиссировании при закрутке резиномотора на 100-150 оборотов.

Приложение 1

Силуэты современных кораблей




Рис.1 Силуэт пассажирского судна








Рис.2 Силуэт грузового судна



Рис.3 Эсминец





Рис.4Крейсер

Приложение 2

Разметка заготовки и сборка элементов силуэтной модели





Рис.5 Разметка фанерной заготовки







Рис.6 Сборка элементов контурной модели

Приложение 3

Изготовление резиномоторного двигателя для силуэтной модели







1 – руль, 2 - кронштейн гребного вала, 3- носовой крючок, 4 – резиномотор, 5 – гребной вал, 6 – гребной винт


Рис.7 Резиномоторный двигатель для модели






Рис.8 А- гребной винт, Б-руль


Рис.9Кронштейн гребного вала








Рис.10 Заводная ручка

Приложение 4

Общий вид силуэтной модели корабля







Рис.11Силуэтная (контурная) модель корабля




Рис.12 Рис.2- Носовой кронштейн с крючком резиномотора, рис.3 - Задний кронштейн с гребным валом и доработанным промышленным пластиковым гребным винтом, рис.4 – Самодельный гребной винт, рис.5 – Типовая конструкция руля.

3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Изготовление ходовых силуэтных моделей

Автор: Будайчиев Виталий Кенасович

Дата: 01.11.2021

Номер свидетельства: 590167


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства