kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изготовление фигурки жаворонка к празднику Масленицы

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Цель: изготовление сувенирного изделия «жаворонок».

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Закреплять у обучающихся навыки лепки: отщипывание, скатывание, расплющивание.
  • Добиваться от обучающихся реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу различными декоративными элементами.
  1. Развивающие:
  • Развивать у обучающихся образное мышление.
  • Способствовать развитию у обучающихся мелкой моторики рук.
  • Способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей обучающихся.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать у обучающихся усидчивость, внимание, аккуратность, настойчивость в достижении поставленной цели.
  • Воспитывать интерес к праздникам и традициям своего народа.

Форма занятия: индивидуальная, фронтальная, с использованием современных педагогических технологий: игровых, здоровьесберегающих.

Оборудование и материалы:

Демонстрационные:

·         Образец готового изделия

Раздаточные:

·         соленое тесто розового цвета

·         технологические карты

·         доски для лепки

·         набор стеков

·         кисти

·         стаканчики с водой

·         картон

·         горошины черного перца для декорирования поделки

Ход занятия:

Вводная часть.

Организационный момент:

  • подготовка рабочего места  и необходимых к занятию материалов
  • эмоциональный настрой детского коллектива

Введение в тему занятия:

-Здравствуйте, гости дорогие, маленькие и большие! Ребята, скажите мне какое сейчас время года?
 

Ответы детей.
- Правильно. А вы любите зиму? Почему вы ее любите?
 

Ответы детей.
 

-Какие праздники мы отмечаем зимой?
 

Ответы детей.

- Бывает ещё один праздник, который мы отмечаем зимой.
Всюду ярмарки, гулянья,

Веселится весь народ!
Провожают зиму, холод,
Ведь весна уж у ворот!
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают.

-Ребята, вы догадались о каком празднике говорится в этой загадке? Что это за праздник? Это проводы зимы – Масленица! Это праздник, когда люди прощаются с зимой и готовятся к встрече с весной. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а масленица – это праздник встречи с солнышком. Поговорка: Масленица идёт, блины да мёд несёт. Блины символизируют солнце – такие же круглые и золотистые.

Дидактическая игра «Блины»:

Обыкновенные блины можно назвать разными необыкновенными словами. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно:
На тарелке он один - называем просто. (блин).
Много их мы испекли - тогда назовем. (блины).
Испекли для дочек - назовем. (блиночек).
Будет кушать их сынок - назовем тогда. (блинок).
Огромный, как домище - назовем. (блинище).

Раньше люди верили, что чем больше блинов они напекут, тем солнцу будет легче преодолеть зимний холод и тем скорее наступит весна. Люди считали своим долгом помочь солнцу прогнать зиму, разбудить природу от зимнего сна. На это были направлены все действия, совершающиеся в масленичную неделю. Начинается масляная неделя в первый день недели - понедельник, его называют «встреча». В этот день делают куклу-чучело и строят снежные горки, и, конечно же, начинают печь блины.

Вторник называют «заигрыши». В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр.

Среда называется «лакомка». В этот день приходят в гости на блины.

Четверг - «разгул», самый веселый день. Возят чучело на колесе, пекут жаворонков, катаются, песни поют, начинают колядовать. Колядовать - значит ходить по дворам, петь веселые песни и желать здоровья и благополучия хозяевам.

Пятница - «вечерки». Папа бабушку вечером к себе приглашает, блинами угощает.

Суббота - «посиделки». Ходят друг к другу в гости, дарят подарки.

Последний день Масленицы - «проводы».
Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Начинается весна. Начало Весны связывали с прилётом птиц. Поэтому этот прилёт нужно было изобразить, имитировать. Поэтому к празднику Встречи Весны всегда пеклись изображения птиц в виде летящих жаворонков, куликов, овсянок и др., а также птичьи гнездышки из теста - с яйцами и птичками. Ими «закликали»-звали Весну, прося испеченную птичку «полететь к Богу» и «принести ключи», чтобы «отпереть весну-лето и запереть зиму». 
Чаще всего птичек из теста называли «жаворонки». На юге России употребляли также название «кулики», на севере (Каргополь, Архангельск) называли «тетерки», в средней полосе  «ластовки» (ласточки) или «снегирьки» (Орел), «воробушки» (Н.Новгород). В Белоруссии пекли «аистов». 
Но всё же, самое распространенное название было – «жаворонки» («жаворёнки», «жуварёнки», «жаворяточки»). 

Сегодня четверг – четвертый день масляничной недели и мы с вами будем делать жаворонков, как это делали наши предки много лет тому назад. Но сначала разомнем перед работой наши ручки.

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»
 

Солнце раньше зазывали такими словами:
Солнышко-ведрышко
(руки вверх, пальцы растопырены)
Выгляни в окошечко!
(руки полочкой, подтянуть к подбородку)
Там малые детки (показать рукой вниз)

Ждут твоего света

(руки вверх, пальцы растопырены)

Лепешки валяют

(имитация движений)

Тебя поджидают!

(руки вперед, «приглашают в гости»)

Практическая часть.

 Работа по технологическим картам, индивидуальная помощь педагога отдельным детям, у которых возникают затруднения в работе.

Заключительная часть.

- Ребята, посмотрите на своих птиц. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы. Расскажи, чем тебе понравилась работа, какие затруднения вызвало изготовление поделки? (Ответы детей).

Ой, весна моя, ты, весняночка! Из-за тёмных лесов, из-за синих морей приходи! Солнцем, светом озари! Жаворонки, перепёлушки, птички ласточки! Прилетите к нам! Весну ясную, весну красную принесите нам! 
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изготовление фигурки жаворонка к празднику Масленицы»

Конспект занятия объединения «Тестопластика»

Тема занятия: «Изготовление фигурки жаворонка к празднику Масленицы».

Цель: изготовление сувенирного изделия «жаворонок».

Задачи:

  1. Образовательные:

  • Закреплять у обучающихся навыки лепки: отщипывание , скатывание, расплющивание.

  • Добиваться от обучающихся реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу различными декоративными элементами.

  1. Развивающие:

  • Развивать у обучающихся образное мышление.

  • Способствовать развитию у обучающихся мелкой моторики рук.

  • Способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей обучающихся.

  1. Воспитательные:

  • Воспитывать у обучающихся усидчивость, внимание, аккуратность, настойчивость в достижении поставленной цели.

  • Воспитывать интерес к праздникам и традициям своего народа.

Форма занятия: индивидуальная, фронтальная, с использованием современных педагогических технологий: игровых, здоровьесберегающих.

Оборудование и материалы:

Демонстрационные:

  • Образец готового изделия

Раздаточные:

  • соленое тесто розового цвета

  • технологические карты

  • доски для лепки

  • набор стеков

  • кисти

  • стаканчики с водой

  • картон

  • горошины черного перца для декорирования поделки



Ход занятия:

Вводная часть.

Организационный момент:

  • подготовка рабочего места  и необходимых к занятию материалов

  • эмоциональный настрой детского коллектива

Введение в тему занятия:

-Здравствуйте, гости дорогие, маленькие и большие! Ребята, скажите мне какое сейчас время года?


Ответы детей.
- Правильно. А вы любите зиму? Почему вы ее любите?


Ответы детей.


-Какие праздники мы отмечаем зимой?


Ответы детей.

- Бывает ещё один праздник, который мы отмечаем зимой.
Всюду ярмарки, гулянья,

Веселится весь народ!
Провожают зиму, холод,
Ведь весна уж у ворот!
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают.

-Ребята, вы догадались о каком празднике говорится в этой загадке? Что это за праздник? Это проводы зимы – Масленица! Это праздник, когда люди прощаются с зимой и готовятся к встрече с весной. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а масленица – это праздник встречи с солнышком. Поговорка: Масленица идёт, блины да мёд несёт. Блины символизируют солнце – такие же круглые и золотистые.

Дидактическая игра «Блины»:

Обыкновенные блины можно назвать разными необыкновенными словами. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно:
На тарелке он один - называем просто ... (блин).
Много их мы испекли - тогда назовем ... (блины).
Испекли для дочек - назовем ... (блиночек).
Будет кушать их сынок - назовем тогда ... (блинок).
Огромный, как домище - назовем ... (блинище).

Раньше люди верили, что чем больше блинов они напекут, тем солнцу будет легче преодолеть зимний холод и тем скорее наступит весна. Люди считали своим долгом помочь солнцу прогнать зиму, разбудить природу от зимнего сна. На это были направлены все действия, совершающиеся в масленичную неделю. Начинается масляная неделя в первый день недели - понедельник, его называют «встреча». В этот день делают куклу-чучело и строят снежные горки, и, конечно же, начинают печь блины.

Вторник называют «заигрыши». В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр.

Среда называется «лакомка». В этот день приходят в гости на блины.

Четверг - «разгул», самый веселый день. Возят чучело на колесе, пекут жаворонков, катаются, песни поют, начинают колядовать. Колядовать - значит ходить по дворам, петь веселые песни и желать здоровья и благополучия хозяевам.

Пятница - «вечерки». Папа бабушку вечером к себе приглашает, блинами угощает.

Суббота - «посиделки». Ходят друг к другу в гости, дарят подарки.

Последний день Масленицы - «проводы».
Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Начинается весна. Начало Весны связывали с прилётом птиц. Поэтому этот прилёт нужно было изобразить, имитировать. Поэтому к празднику Встречи Весны всегда пеклись изображения птиц в виде летящих жаворонков, куликов, овсянок и др., а также птичьи гнездышки из теста - с яйцами и птичками. Ими «закликали»-звали Весну, прося испеченную птичку «полететь к Богу» и «принести ключи», чтобы «отпереть весну-лето и запереть зиму». 
Чаще всего птичек из теста называли «жаворонки». На юге России употребляли также название «кулики», на севере (Каргополь, Архангельск) называли «тетерки», в средней полосе «ластовки» (ласточки) или «снегирьки» (Орел), «воробушки» (Н.Новгород). В Белоруссии пекли «аистов». 
Но всё же, самое распространенное название было – «жаворонки» («жаворёнки», «жуварёнки», «жаворяточки»). 

Сегодня четверг – четвертый день масляничной недели и мы с вами будем делать жаворонков, как это делали наши предки много лет тому назад. Но сначала разомнем перед работой наши ручки.

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»


Солнце раньше зазывали такими словами:
Солнышко-ведрышко
(руки вверх, пальцы растопырены)
Выгляни в окошечко!
(руки полочкой, подтянуть к подбородку)
Там малые детки (показать рукой вниз)

Ждут твоего света

(руки вверх, пальцы растопырены)

Лепешки валяют

(имитация движений)

Тебя поджидают!

(руки вперед, «приглашают в гости»)

Практическая часть.

Работа по технологическим картам, индивидуальная помощь педагога отдельным детям, у которых возникают затруднения в работе.

Заключительная часть.

- Ребята, посмотрите на своих птиц. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы. Расскажи, чем тебе понравилась работа, какие затруднения вызвало изготовление поделки? (Ответы детей).

Ой, весна моя, ты, весняночка! Из-за тёмных лесов, из-за синих морей приходи! Солнцем, светом озари! Жаворонки, перепёлушки, птички ласточки! Прилетите к нам! Весну ясную, весну красную принесите нам! 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Изготовление фигурки жаворонка к празднику Масленицы

Автор: Кондакова Людмила Павловна

Дата: 29.01.2016

Номер свидетельства: 284786


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства