Цель: изготовление сувенирного изделия «жаворонок».
Задачи:
- Образовательные:
- Закреплять у обучающихся навыки лепки: отщипывание, скатывание, расплющивание.
- Добиваться от обучающихся реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу различными декоративными элементами.
- Развивающие:
- Развивать у обучающихся образное мышление.
- Способствовать развитию у обучающихся мелкой моторики рук.
- Способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей обучающихся.
- Воспитательные:
- Воспитывать у обучающихся усидчивость, внимание, аккуратность, настойчивость в достижении поставленной цели.
- Воспитывать интерес к праздникам и традициям своего народа.
Форма занятия: индивидуальная, фронтальная, с использованием современных педагогических технологий: игровых, здоровьесберегающих.
Оборудование и материалы:
Демонстрационные:
· Образец готового изделия
Раздаточные:
· соленое тесто розового цвета
· технологические карты
· доски для лепки
· набор стеков
· кисти
· стаканчики с водой
· картон
· горошины черного перца для декорирования поделки
Ход занятия:
Вводная часть.
Организационный момент:
- подготовка рабочего места и необходимых к занятию материалов
- эмоциональный настрой детского коллектива
Введение в тему занятия:
-Здравствуйте, гости дорогие, маленькие и большие! Ребята, скажите мне какое сейчас время года?
Ответы детей.
- Правильно. А вы любите зиму? Почему вы ее любите?
Ответы детей.
-Какие праздники мы отмечаем зимой?
Ответы детей.
- Бывает ещё один праздник, который мы отмечаем зимой.
Всюду ярмарки, гулянья,
Веселится весь народ!
Провожают зиму, холод,
Ведь весна уж у ворот!
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают.
-Ребята, вы догадались о каком празднике говорится в этой загадке? Что это за праздник? Это проводы зимы – Масленица! Это праздник, когда люди прощаются с зимой и готовятся к встрече с весной. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а масленица – это праздник встречи с солнышком. Поговорка: Масленица идёт, блины да мёд несёт. Блины символизируют солнце – такие же круглые и золотистые.
Дидактическая игра «Блины»:
Обыкновенные блины можно назвать разными необыкновенными словами. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно:
На тарелке он один - называем просто. (блин).
Много их мы испекли - тогда назовем. (блины).
Испекли для дочек - назовем. (блиночек).
Будет кушать их сынок - назовем тогда. (блинок).
Огромный, как домище - назовем. (блинище).
Раньше люди верили, что чем больше блинов они напекут, тем солнцу будет легче преодолеть зимний холод и тем скорее наступит весна. Люди считали своим долгом помочь солнцу прогнать зиму, разбудить природу от зимнего сна. На это были направлены все действия, совершающиеся в масленичную неделю. Начинается масляная неделя в первый день недели - понедельник, его называют «встреча». В этот день делают куклу-чучело и строят снежные горки, и, конечно же, начинают печь блины.
Вторник называют «заигрыши». В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр.
Среда называется «лакомка». В этот день приходят в гости на блины.
Четверг - «разгул», самый веселый день. Возят чучело на колесе, пекут жаворонков, катаются, песни поют, начинают колядовать. Колядовать - значит ходить по дворам, петь веселые песни и желать здоровья и благополучия хозяевам.
Пятница - «вечерки». Папа бабушку вечером к себе приглашает, блинами угощает.
Суббота - «посиделки». Ходят друг к другу в гости, дарят подарки.
Последний день Масленицы - «проводы».
Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Начинается весна. Начало Весны связывали с прилётом птиц. Поэтому этот прилёт нужно было изобразить, имитировать. Поэтому к празднику Встречи Весны всегда пеклись изображения птиц в виде летящих жаворонков, куликов, овсянок и др., а также птичьи гнездышки из теста - с яйцами и птичками. Ими «закликали»-звали Весну, прося испеченную птичку «полететь к Богу» и «принести ключи», чтобы «отпереть весну-лето и запереть зиму».
Чаще всего птичек из теста называли «жаворонки». На юге России употребляли также название «кулики», на севере (Каргополь, Архангельск) называли «тетерки», в средней полосе «ластовки» (ласточки) или «снегирьки» (Орел), «воробушки» (Н.Новгород). В Белоруссии пекли «аистов».
Но всё же, самое распространенное название было – «жаворонки» («жаворёнки», «жуварёнки», «жаворяточки»).
Сегодня четверг – четвертый день масляничной недели и мы с вами будем делать жаворонков, как это делали наши предки много лет тому назад. Но сначала разомнем перед работой наши ручки.
Пальчиковая гимнастика «Солнышко»
Солнце раньше зазывали такими словами:
Солнышко-ведрышко
(руки вверх, пальцы растопырены)
Выгляни в окошечко!
(руки полочкой, подтянуть к подбородку)
Там малые детки (показать рукой вниз)
Ждут твоего света
(руки вверх, пальцы растопырены)
Лепешки валяют
(имитация движений)
Тебя поджидают!
(руки вперед, «приглашают в гости»)
Практическая часть.
Работа по технологическим картам, индивидуальная помощь педагога отдельным детям, у которых возникают затруднения в работе.
Заключительная часть.
- Ребята, посмотрите на своих птиц. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы. Расскажи, чем тебе понравилась работа, какие затруднения вызвало изготовление поделки? (Ответы детей).
Ой, весна моя, ты, весняночка! Из-за тёмных лесов, из-за синих морей приходи! Солнцем, светом озари! Жаворонки, перепёлушки, птички ласточки! Прилетите к нам! Весну ясную, весну красную принесите нам!