kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Из опыта работы. Сообщение на тему: «Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья обучающихся во внеклассной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное сообщение было представлено на педагогическом совете для обмена опытом с педагогами.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы. Сообщение на тему: «Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья обучающихся во внеклассной деятельности»»



Предлагаю вашему вниманию сообщение на тему: «Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья обучающихся во внеклассной деятельности». Ведущий педагог В.А. Сухомлинский справедливо указывал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Проблемы сохранения здоровья обучающихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранения здоровья физического, психологического и духовного, являются актуальными в наше время, они вышли сегодня из разряда педагогических и обрели социальное значение. Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового ребенка.

В коррекционной школе остро стоит проблема по сохранению и укреплению здоровья, а также по выработке положительной мотивации к приобщению учащихся к ведению здорового образа жизни. Большинство детей обучающихся в школе, обладают целым «букетом» различных заболеваний. Это нервно-психические расстройства, нарушение моторики и координации движения, снижение зрения, сколиоз и т.д. Значительный процент учащихся с ограниченным интеллектом живут в неблагополучных семьях, где не получают не только полноценного питания, навыков культуры поведения, но даже элементарных понятий о здоровом образе жизни. Поэтому забота о здоровье детей с ограниченными возможностями, их воспитание, представляется весьма актуальной педагогической задачей, поскольку именно в школе у детей с нарушением интеллекта закладываются и воспитываются основные навыки по формированию здорового образа жизни и управлению собственным здоровьем.

По определению Сидорова А.П. « Здоровый образ жизни - это активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья».

От любого компонента здоровья, будь то физическое, психическое или социальное зависит успешность (или неуспех) ребенка в школе, в свою очередь, организация образовательно-воспитательного процесса влияет на состояние здоровья школьников. Образовательно-воспитательный процесс включает в себя урочную, внеурочную и внеклассную деятельность.

Создание благоприятного психологического климата на занятиях – одно из важнейших условий успешной адаптации воспитанников нашей школе - интернате. Целью здоровьесберегающих технологий на занятиях во второй половине дня является обеспечение возможности сохранении здоровья не только за период обучения, но и формирование знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, чтобы научить воспитанников использовать полученные знания в повседневной жизни.

У детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо закладывать и формировать осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний и сохранению собственного здоровья, а также воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Обязательным условием успешного формирования здорового образа жизни является тесный, здоровый, эмоциональный контакт воспитателя и ребёнка.

Немаловажным направлением является организация и проведение эффективных форм внеклассной работы с учащимися: праздники, викторины, конкурсы, КВН, экскурсии, проведение тематических линеек, предметных недель, дни здоровья и других форм работы.

В процессе деятельности по формированию здорового образа жизни проводится большая работа, чтобы увлечь, научить и дать знания и сформировать навыки в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей. Составлена адаптированная воспитательная программа для учащихся 1 класса «Экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни», которая состоит из 4 направлений:

1. Формирование понимания значения природы (животные, птицы, растения) в жизни человека, умение видеть красоту природы.

2. Формирование осознанного отношения к собственному здоровью, на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня.

3. Формирование и развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование знаний о правилах здорового питания.

4. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.


Цель программы: формирование у детей пред­ставлений о здоровье и здоровом образе жизни, овладение сред­ствами сохранения и укрепления своего здоровья, выработка разумного отношения к нему.

( СЛАЙД) Программа направлена на решение следующих задач:

  1. формирование понимания значения природы (животные, птицы, растения) в жизни человека, умение видеть красоту природы.

  2. формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня;

  3. формирование и развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование знаний о правилах здорового питании;

  4. формирование умений безопасного поведения в окружающей среде, простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных ситуациях).

Задачи программы реализуются в рамках внеурочной деятельности с учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.

Чтобы выявить уровень знаний, умений и навыков по блоку проводится мониторинг на начало и конец года.

В ходе реализации программы я использую разнообразные формы и методы работы: чтение сказок, стихотворений, просмотры мультфильмов, пальчиковые игры, игры-практикумы – «Вымой руки Маше», игровая ситуация «Кукла-грязнуля», игра «Наш день» (работа по картинкам), игры и упражнения «Помоги Маше почистить зубы», игра «Кого ты видишь в зеркале?»

При проведении воспитательных занятий с целью укрепления здоровья, соблюдается охранительный режим. У многих воспитанников есть проблемы со зрением, осанкой, поэтому используются кратковременные перерывы на занятиях, разнообразные физкультминутки. Учащимся более интересен групповой способ проведения физкультурных пауз, т.к. он носит комбинированный характер и состоит из комплекса физических упражнений, подвижных и музыкальных игр. Они проводятся ежедневно, примерно на 10-й и 20-й минутах занятий. При утомлении детей провожу минутки релаксации – под спокойную музыку дети могут полежать на паласе, походить по кабинету. После проведения физкультурных минуток, минуток релаксации дети становятся более активными, их внимание активизируется, улучшается психоэмоциональное состояние, изменяется отношение к себе и своему здоровью.

Немаловажным условием для формирования здорового образа жизни является соблюдение режима дня в соответствии с СанПиНом. После учебных занятий во время и после посещения столовой отрабатываются культурно-гигиенические навыки - умывания лица, рук. К концу учебного года дети сами подходят к раковине, открывают кран, намыливают руки, смывают мыло, но всё это происходит при направляющей и контролирующей помощи воспитателя или помощника воспитателя.

Для оздоровления организма, укрепления здоровья, хорошего самочувствия воспитанника организован тихий час. Создаю благоприятную атмосферу, способствующую спокойному здоровому сну. В течение сна воспитанников обеспечиваю внимательное наблюдение (своевременно укрыть одеялом, поправить подушку, отметить кашель, плохой сон и т.п.). После пробуждения детей провожу гимнастику, обращаю внимание на внешний вид, прививаю гигиенические навыки, аккуратность.

Также одной из составляющих здорового образа жизни является прогулка.

Прогулка одна из форм активного отдыха, служащая для восстановления работоспособности обучающихся. Прогулки организуются при благоприятных погодных условиях. Слежу, чтобы дети были одеты по сезону, оказываю помощь в одевании и организованно выходим из школы, напоминаю о правилах поведения на улице. 

Время, проводимое на прогулке, колеблется от 1 до 2-х часов. В младших классах прогулка более продолжительна, чем в старших. В холодное время длительность прогулки сокращается, зато темп её возрастает.

Проводятся подвижные игры с учётом индивидуальных особенностей детей, группа № 2 – это дети со сложной структурой дефекта, поэтому я использую упражнения, которые предполагают демонстрацию действий педагогом, например: «Повтори за мной», «Сделай как я» и т.д.

В оздоровительных целях в нашем учреждении созданы условия для удовлетворения потребности учащихся в движении. Одним из мероприятий для осуществления двигательной активности является объединение дополнительного образования – «Ритмика» и «Двигательное развитие», которые посещают воспитанники моей группы.

Таким образом, через правильную организацию режима дня и соблюдение охранительного режима на внеклассных занятиях прививаются навыки здорового образа жизни, укрепляется здоровье воспитанников.








Список литературы

1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1994

2. Игры и развлечения в группах продлённого дня. Г. П. Богданов. – М.: Просвещение, 1985

3. Продлённый день в школе. – М.: Просвещение, 1984

4. Газман О. С. Проблема формирования личности школьника в игре. Педагогика и психология игры. – Новосибирск, 1985

5. А. А. Огородников. Учебно-воспитательная работа в ГПД.

6. Д. И. Латышина. Методика внеклассной работы в школе

7. Л. Б. Гуревич. Работа воспитателя в ГПД.

8. P. A. Садовничая. Содержание, организация и методика проведения прогулки






























Приложение 1. Картотека физминуток

Все ребята дружно встали

Все ребята дружно встали                Выпрямится.

И на месте зашагали.                Ходьба на месте.

На носочках потянулись,                   Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись.         Прогнуться назад, руки положить за голову.

Как пружинки мы присели                     Присесть.

И тихонько разом сели.                Выпрямится и сесть.



На носочки встали

Потолок достали.

Наклонились столько раз, сколько уточек у нас.

Сколько покажу кружков.

Столько выполни прыжков.



Маша растеряша

Ищет вещи Маша,

(поворот в одну сторону)

Маша растеряша

(поворот в другую сторону, в исходное положение)

И на стуле нет,

(руки вперёд, в стороны)

И под стулом нет,

(присесть, развести руки в стороны)

На кровати нет,

(руки опустили)

Под кроватью нет.

Вот какая Маша,

(наклоны головы влево-вправо, «погрозить» указательным пальцем)

Маша растеряша!      



Буратино

   Буратино потянулся,

        Раз — нагнулся,

        Два — нагнулся,

        Три — нагнулся.

        Руки в стороны развел,

        Ключик, видно, не нашел.

        Чтобы ключик нам достать,

        Нужно на носочки встать.



Раз, два, три четыре – топаем ногами.

          Раз, два, три, четыре – хлопаем руками.

          Руки вытянуть пошире –

          Раз, два, три четыре!

          Наклониться – три, четыре,

          И на месте поскакать.

          На носок, потом на пятку

          Все мы делаем зарядку.

     Мы ногами топ-топ!

          Мы руками хлоп-хлоп!

          Мы глазами миг-миг,

          Мы плечами чик-чик.

          Раз - сюда, два - туда,

          Повернись вокруг себя.

          Раз - присели, два - привстали.

          Руки кверху все подняли.

          Раз-два, раз-два,

          Заниматься нам пора.



    Мы топаем ногами,

          Мы хлопаем руками,

          Киваем головой.

          Мы руки поднимаем,

          Мы руки опускаем и  кружимся потом



  Раз – подняться, потянуться,

          Два – согнуться, разогнуться,

          Три – в ладоши три хлопка,

          Головою три кивка.

          На четыре – руки шире,

          Пять – руками помахать

          И на место тихо встать.



















Приложение № 2. Комплекс упражнений для активизации работы мышц глаз

1. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек.
2. Поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек, опустить руку (4-5 раз). 
3. Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (3-4 раза)
4. Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле, отыскать в небе птиц или самолет и проследить за ними взглядом; назвать транспорт, проезжающий мимо или стоящий на обочине дороги.
5. Глаза открыты. Выполнять частое-частое моргание глазами. Это упражнение способствует борьбе с хронической «сухостью» глаз.
6. Стоим или сидим спокойно. Вытягиваем руку. Фиксируем взгляд на кончике указательного пальца, удерживаем взгляд на приближаемом собственном пальце, другой рукой одновременно ощупываем этот палец.
При таком способе кроме фиксации (имеет место координированная работа зрительного, двигательного анализаторов).
Пальминг является разновидностью гимнастики для глаз и как раз помогает им отдохнуть. Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включить можно спокойную музыку или читать стихи.
1. Потереть ладони друг о дружку. Закрыть веки, затем закрыть глаза ладонями. «Смотреть» до упора вправо и влево, не открывая при этом глаза. Повторить упражнение 10-15 раз.
2. Точно так же, как в первом упражнении, «смотреть» с закрытыми веками, но на этот раз по диагонали, по правой и по левой. Упражнение повторить 10-15 раз.
3. Теперь «смотрим» вверх-вниз. Упражнение повторить 15-20 раз.
4. Веки закрыты, делать глазными яблоками круговые движения, сначала в одну, затем - в другую сторону. Упражнение повторить по 10-15 раз в каждую сторону.
5. Веки глаз закрыты. Сесть, расслабиться, потереть переносицу тыльной стороной ладони. Продолжительность упражнения - две - три минуты.
6. Веки глаз закрыты. Мягко «постучать» по бровям указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Продолжительность упражнения - 1 -2 минуты. Все вышеперечисленные упражнения улучшают кровообращение глаз, тем самым, делая их здоровее и выносливее.
Метка на стекле позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости. Ребенку предлагается рассмотреть круг, наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что он там видит.
Релаксация - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоению проводится мышечная релаксация. Релаксация может проходить лежа, сидя, стоя под звучание спокойной музыки или голос взрослого.
Мы отдыхаем (лежа на спине)
Ресницы опускаются…
Глаза закрываются…
Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)
Сном волшебным засыпаем…
Наши руки отдыхают…
Тяжелеют, засыпают…(2 раза)
Шея не напряжена,
А расслаблена она…
Губы чуть приоткрываются…
Так приятно расслабляются. (2 раза)
Дышится легко, ровно, глубоко.
Мы чудесно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем…

Дерево (сидя на корточках)
Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
Упражнение «Большие повороты» (стоя)
Станьте, расставьте ступни ног на расстоянии около 30 см друг от друга. Отрывая немного левую пятку от пола, поворачивайте одновременно плечи, голову и глаза вправо до тех пор, пока линия плеч не станет перпендикулярной стене, к которой вы были обращены лицом. Чередуйте попеременные взгляды то на правую, то на левую стену, обращая внимание на то, чтобы голова и глаза двигались вместе с плечами.

Физминутки

1.Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
2.Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
3.В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).
4.По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).
5.В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).
6.Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).
7.В воскресенье будем спать,
А потом пойдем гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).

Цветотерапия

Упражнение «Цветовые ванны» восстанавливают активность зрительных клеток, активизируют кровообращение в глазах. Это упражнение способствует саморегуляции, т.к. фазы напряжения и расслабления зрительных клеток сбалансированы между собой естественным образом. На выполнение понадобится до 10 мин. Смысл упражнения заключается в погружении в цвета: красный, серый, синий.
Упражнение «Цветовые пятна»
На зрительные ориентиры (цветные пятна) предлагается обучающимся смотреть по очереди. Данные ориентиры могут быть представлены в разных моментах (игрушки, геометрические фигуры, флажки, метки на стенах):
–красный (стимулирует детей в работе, это сила внимания);
-оранжевый или желтый (соответствуют положительному рабочему настроению, это тепло, оптимизм, радость); 
-синий, голубой или зеленый – действуют успокаивающе, это общение, надежда, вдохновение.

Упражнение «Волшебное превращение»

Упражнение способствует расслаблению глаз, дает полноценный отдых.
Внимательно всматриваемся в середину фигуры. Попытаемся сосредоточить свое внимание на цвете, при этом спокойно и глубоко дышим. Продолжаем пристально всматриваться в фигуру до тех пор, пока вокруг нее не появится светящаяся кромка. И когда эта кромка станет светиться ярче, переведем взгляд на чистую белую страницу рядом и пристально посмотрим на нее. После каждого такого «цветного» упражнения необходимо сделать пальминг.

Упражнения для активизации двигательной функции глаз.

Лабиринты активно влияют на развитие остроты зрения, подвижности глаз и когнитивное развитие.
Ребенку предлагается провести различных сказочных героев к своему домику, ведя карандашом по лабиринту.

Веселый контур для повышения остроты зрения.

Детям дается задание по обводке через кальку контурных изображений. На стол сначала кладется лист белой бумаги с контурным изображением. Поверх изображения калька. Обвести контур. Что получилось? Это изображение можно вырезать, раскрасить, заштриховать.
Тренажеры «Бабочка», Маршруты глаз» для развития восприятия и зрительно-двигательной моторной координации.

Место нанесения схем – тренажеров – стены класса.
Упражнения для формирования бинокулярного, стереоскопического зрения.

Эффективны для повышения остроты зрения, развития мелкой моторики рук, с координированных действий обеих рук упражнения по сортировке и нанизыванию бус.
Эти задания также способствуют формированию бинокулярного зрения, цветоразличения основных цветов.
Ребенку предлагается сделать украшение для елки, для мамы – бусы. Для этого ему необходимо нанизать бусинки на нить.
При сортировке выбрать сначала красные бусинки, потом желтые, зеленые, оранжевые, синие.
Для развития одновременного видения выполняется такое упражнение: «Силуэт».
Накладывание одного изображения на другое. На листе белой бумаги нарисованы контурные изображения животных, овощей, фруктов и т.д. И даны вырезанные из цветной бумаги точные копии этих изображений (наложить копии на нарисованные изображения).
Для развития бинокулярного, стереоскопического зрения используется игра «Путаница».
Ребенку показывают изображение картины с различными наложениями друг на друга овощами, предметами. Просят ребенка назвать, какие предметы нарисованы и какого они цвета.





































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гуринкова Софья Худчатулловна

Дата: 20.08.2018

Номер свидетельства: 476071

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства