kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательский проект "Душ человеческих добрые лекари"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа может быть использована для проведения классного часа профориентационной направленности, так как содержит интересную информацию о работе библиотекаря.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Душ человеческих добрые лекари"»





Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Управление образования городского округа Ревда

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»





Душ человеческих добрые лекари













Руководитель: Каримова Л.А.,

учитель 1 кв. категории

Исполнители: Миндыбаева Ева,

Десятова Маша,

ученицы 5-б класса

Ревда 2016

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3

Глава 1

Возникновение первых «аптек для души »……………………………….. 4

Глава 2.

Моя профессия – библиотекарь…………………………………………….6

Глава 3.

Библиотека школы № 10 сегодня………………………………………….11

Заключение………………………………………………………………….16

Список использованной литературы………………………………………17

Приложения…………………………………………………………………18





































Введение

Библиотека – это что-то вроде магического кабинета. Там заколдованы лучшие души человечества, но они ожидают нашего слова, чтобы выйти из немоты. Мы должны открыть книгу, и тогда они очнутся.

Хорхе Луис Борхес

Библиотеки как неотъемлемая часть социального и интеллектуального развития общества постоянно оказывают влияние на культуру страны в целом и отдельные группы населения. Осознание роли и значения библиотек в жизни российского общества на протяжении всей его истории представляется важной задачей современности.

В век информационных технологий значимость библиотеки выходит на новый уровень. Сегодня школьная библиотека имеет совсем другие задачи и функции, она перерастает в информационно-исследовательский и творческий центр. Обучающиеся имеют возможность не только взять книгу для чтения, но и поработать с электронными носителями, поучаствовать в проектной и исследовательской деятельности.

К сожалению, не все обучающиеся нашей школы в полном объёме используют ресурсы школьной библиотеки.

Так, обучающимся 5-х классов было предложено ответить на вопрос, почему ты ходишь в школьную библиотеку. Ответы получились однотипные: «Найти книгу, которой нет в домашней библиотеке», «найти интересный журнал, газету», «подготовиться к урокам».

Но ведь роль школьной библиотеки не может ограничиваться только предоставлением учебной и художественной литературы. Она должна быть местом притяжения учеников, центром общения и консультаций по разным вопросам и проблемам.

Для того, чтобы вызвать интерес у обучающихся 5-6 классов к школьной библиотеке, мы решили собрать материал о истории возникновения библиотек, о профессии библиотекаря, а так же о том, чем «живёт и дышит» наша школьная библиотека сегодня.

Исходя из вышеизложенного, целью нашей работы является определение значимости библиотеки в современном мире.

Задачи:

1.изучить разные источники информации по данной теме;

2. определить историю возникновения библиотек;

3. расширять и конкретизировать знания учащихся о профессии библиотекаря;

4. познакомиться с работой нашей школьной библиотеки;

5. создать презентацию «Душ человеческих добрые лекари» для проведения классного часа

Методы исследования:

-анализ изученной литературы и статей из СМИ, интернета;

-сбор и анализ краеведческих материалов;

-анкетирование;

-интервьюирование

Объектом исследования: развитие библиотек

Предметом исследования библиотека школы № 10, профессия «библиотекарь»








Глава 1

Возникновение первых «аптек для души»

История не сохранила подробных сведений о древних библиотеках, но по тем небольшим отрывкам, которыми располагают современные ученые, можно составить представление о древнейших книжных собраниях.

Известно, что впервые произведения письменности начали собирать в Древнем Египте, где свыше 3500 лет тому назад существовало хранилище папирусов. Существовали библиотеки при храмах, а стены храма нередко служили своеобразным библиотечным каталогом: на них записывался перечень книг (папирусных свитков), которые имела храмовая библиотека. Обычно при храме вместе с библиотекой располагались школы писцов и мастерские по переписке книг.

Самая известная древнеегипетская библиотека принадлежала фараону Рамсесу II, называлась она «Аптека для души».

Большая библиотека была найдена при раскопках города НИППУРА (территория современного Ирака) — древнейшем религиозном центре шумеров. Храмовая библиотека располагалась в 62 комнатах, где были найдены более ста тысяч глиняных табличек.

Часть табличек, найденных в шумерских библиотеках, хранились в закрытых ящиках или корзинах. На каждой из них имелись этикетки с надписями о характере содержащихся в них материалов: «Медицина», «История», «Статистика», «Документы, касающиеся сада», «Посылка рабочих» и другие.

Самой известной библиотекой Ассирии является собрание многочисленных клинописных табличек, найденное при раскопках столицы государства Ниневии во дворце царя Ашшурбанипала (669 — 633 гг. до н.э.).

В детстве будущий правитель Ассирии научился читать и писать, о чем не без гордости сам поведал в одной из глиняных книг. Он любил читать и увлекался собиранием книг по всей стране. А когда стал царем, решил создать большую библиотеку.

Однако историю библиотек принято начинать с более позднего периода — со времени появления их в Древней Греции, где и возникло и само слово «БИБЛИОТЕКА» («bibliotheke» — «библион» — книга, «теке» — хранилище, вместилище»). Первые упоминания о библиотеках в Греции относятся к VI столетию до н.э. В Древней Греции сложились замечательные учебные заведений — Академия, основанная философом Платоном, и школа в афинском квартале Ликее, которую стали называть Ликей. (Эти названия дали имена академиям и лицеям более поздних веков). Школы имели большие библиотеки для занятий, преподаватели школ собирали и свои личные, например, Аристотель, читавший лекции в Академии и Ликее собрал 40.000 свитков.

Появление библиотек на Руси связывают с возникновением на территории нашей страны древнерусского государства- Киевская Русь. Первая известная историкам библиотека Древней Руси была основана в 1037 Ярославом Мудрым при Софийском соборе в Киеве. В 11—12 вв. библиотеки возникают при монастырях и соборах в Новгороде, Чернигове, Владимире. В 15—17 вв. в Москве появляются Патриаршья библиотека, библиотека Посольского и Аптекарского приказов, дворцовые библиотеки, частные книжные коллекции крупных бояр, расширяются библиотеки Троице-Сергиева, Соловецкого, Белозерского монастырей.

Так же мы подобрали слайдовый материал о самых красивых библиотеках мира. Они расположены в разных уголках земли, но особенно богата ими Европа или, как говорят, Старый Свет.









Глава 2

Моя профессия – библиотекарь

Прекрасных профессий на свете не счесть,

И каждой профессии — слава и честь.



Школа без хорошей библиотеки также противоестественна, как дом без кухни. Хорошо организованная и удобно расположенная библиотека является решающей предпосылкой успешной деятельности школы. Библиотека должна быть сердцем и мозгом школы, местом, где ученик, учитель и библиотекарь встречаются ежедневно для совместной работы, где исподволь воспитывается потребность в знаниях, в поиске, в самообразовании.

Я.А. Андерсон

Библиотекарь – очень древняя профессия, ей более четырех с половиной тысяч лет! Первыми библиотекарями были писцы, составлявшие собрания глиняных табличек. Заметим, что это была исключительно мужская профессия.

Профессия библиотекаря во все времена была уважаемой. Библиотекарь – это не просто профессия, это состояние души.

Многие известные и даже знаменитые люди были, оказывается библиотекарями. Среди них — правители, жрецы, музыканты и композиторы, поэты и писатели, ученые, церковнослужители, просветители, гуманисты.

Библиотекарями в свое время работали такие известные личности, как баснописец Иван Крылов, математик Николай Лобачевский, писатель Владимир Одоевский. В XIX веке, чтобы попасть на службу в главную библиотеку России – Императорскую публичную – недостаточно было одного высшего образования. Требовалось знание французского, немецкого, латинского, греческого языков. Даже младший персонал библиотеки должен был владеть тремя иностранными языками.

- А какие требования сейчас предъявляются к библиотекарю? - с таким вопросом мы обратились к Людмиле Николаевне Подгородской, библиотекарю школы № 10.

- В наше время современный библиотекарь должен владеть компьютером, разбираться в программах и технологиях, обладать хорошей памятью и вниманием; терпением и настойчивостью, быть коммуникабельным, аккуратным.

Работа библиотекаря требует разносторонних знаний и умений. Нужно не просто выдавать книги, а знать их, уметь предложить каждому читателю то, что ему будет интересно. Библиотекарь – это лоцман в огромном море книг. Он должен знать писателей, их произведения, героев. Недаром С. Я.Маршак сказал: «Память о замечательной книге навсегда связана в нашей душе с воспоминаниями о человеке, который снял ее для нас с книжной полки, и, улыбаясь, сказал: «Прочтите эту, не пожалеете!..»

Работа в библиотеке – это не только выдача и прием книг. Библиотекарь – хранитель книг в прямом и переносном смысле. Со временем большинство материалов, из которых сделана книга (бумага, ткани, клей), стареют, изнашиваются. Библиотекарь в совершенстве знает условия, при которых должны храниться книги, особенно древние экземпляры, аудио и видеозаписи.

В наше время идёт активное внедрение электронных технологий в библиотеки. Например, таких как Wi-Fi и радиочастотные метки в книгах, которые облегчают их учёт и отслеживание, компьютеры с доступом к базам данных и оцифровка редких изданий. Поэтому библиотекарю просто необходимо шагать в ногу со временем и постоянно развиваться.

Современный библиотекарь – учитель, психоаналитик, романтик-путешественник, артист, социолог, эрудит, любящий человека и формирующий у него свежий взгляд на миссию библиотеки.

К сожалению, основная работа чаще всего остаётся незамеченной. Сотрудник библиотеки занимается заказом новой литературы, расстановкой книг, созданием библиографической продукции, развитием фонда, каталогизацией и систематизацией литературы. 

-Почему же так интересно работать библиотекарем?

- Во-первых, библиотекарь постоянно живёт в воображаемом детстве, где нет повседневных житейских проблем, которые постоянно старят любого человека.

-Во-вторых, есть чувство реально оказанной помощи и принесённой пользы для окружающих.

-И в-третьих, есть чувство хозяина интеллектуального наследия лучших умов человечества – писателей, поэтов, ученых, экспертов, редакторов – у которого под рукой любое лекарство от скуки и безразличия.

-Отмечается ли у нас в России День библиотек?

-Да. Профессиональный праздник установлен Указом Президента РФ Б. Н. Ельцина № 539 от 27 мая 1995 года «Об установлении общероссийского дня библиотек».

-Существуют ли минусы в профессии библиотекаря,-поинтересовались мы.

- Да, в этой профессии есть свои минусы. Работают библиотекари полный рабочий день. Поэтому, нет возможности где-то подработать. Зарплата у работников библиотеки, зачастую, низкая. Со временем, зарплата мало увеличивается. В этой профессии нет особого карьерного роста, отпуск небольшой, 28 рабочих дней.

-Где можно получить профессию библиотекаря?

Чтобы быть специалистом - библиотекарем с профильным дипломом, нужно окончить библиотечный техникум, или же поступить, на соответствующий факультет в институте. Я закончила колледж искусств, который находится в г. Екатеринбурге, многие мои коллеги получили образование, закончив институт культуры г. Челябинска. (Приложение № 1)

- А где, кроме библиотеки, можно работать с таким образованием?

-Библиотекари работают в общественных библиотеках, медиацентрах, библиотеках научных и учебных заведений, учреждений, предприятий и организаций.

-Известно, что в библиотечном деле не бывает «случайных» людей. Что побудило вас выбрать эту профессию?

-Всю жизнь я мечтала быть учителем. После восьмого класса собиралась поступать в Красноуфимское педагогическое училище, но заболела мама. Пришлось идти в девятый класс.

После окончания школы № 25, которую я закончила в 1975 году, три месяца работала в Доме ребёнка нянечкой. Затем взяли на должность медсестры. В 1977 году хотела подать документы в педагогическое училище г. Свердловска (ныне г. Екатеринбург), но без Свердловской прописки документы не взяли. Недалеко находилось культпросветучилище (колледж искусств). Вот туда приняли мои документы.

-После окончания училища вы сразу стали работать библиотекарем в школе № 10?

-Нет. В 1979 году я устроилась в библиотеку имени А. С. Пушкина библиографом, затем в течение 16 лет работала в должности старшего библиотекаря.

В 1996 году, в феврале, Марченко Л.Н. пригласила меня на должность заведующей библиотеки школы № 10 (на тот момент она работала там на полставки библиотекарем). Очень долго я привыкала, иногда даже появлялись мысли уйти из школы. Сложно было, ведь мне приходилось обслуживать читателей (а их тогда было очень много), заниматься обработкой книг, комплектованием, готовить и проводить мероприятия.

Мы обратились к Нехорошковой Е.Д., ответственной за школьную документацию, с просьбой предоставить нам информацию о приёме на работу Подгородской Л.Н. (Приложение 2).

-За время работы в школьной библиотеке, было ли в вашей жизни событие, которым вы вправе гордиться? - продолжили мы диалог.

-Да. В 2007 году я была участницей первого съезда школьных библиотекарей Российской Федерации, который проходил в Псковской области, в Пушкиногорье, на славной земле, хранящей благодарную память о величайшем русском поэте А.С.Пушкине. Мне выдано свидетельство о том, что я была делегатом этого съезда. (Приложение 3)

В этом же году вышел спецвыпуск журнала «Школьная библиотека», в котором на 85 странице есть упоминание о том, что я стала победителем в номинации «Библиотека без границ» конкурса «Современная школьная библиотека - 2006». (Приложение 4) Я представляла проект «Библиопространство для всех» (Приложение 5)

-Какие отделы существуют в нашей школьной библиотеке?

-В нашей библиотеке есть абонемент, читальный зал, книгохранилище для книг и для учебников.





Абонемент









Читальный зал

Книгохранилище



-Изменилась ли библиотека школы № 10 сегодня?

-Да, конечно. Во-первых, в 2013 -2014 году был осуществлён ремонт в библиотеке. Библиотека стала уютной и современной, так как заменили мебель, постелили линолеум, на окнах появились новые шторы (это впервые за 20 лет моей работы…)

.Во-вторых, произошло существенное пополнение школьного фонда, на приобретение художественной литературы было выделено 29 000 тысяч рублей.

В-третьих, изменилась сама миссия библиотеки: библиотека стала базой развития творческого мышления и деятельности, центром школы, определяющим информационно - библиотечное обеспечение, формирование информационной культуры личности, медиаобеспечение, формирование фондов документных ресурсов, исследовательских работ учащихся и учителей.



















Нам удалось найти фотографии, с изображением библиотеки до ремонта. Вот так она выглядела.























Затем мы попросили рассказать Людмилу Николаевну о том, чем «дышит и живёт» библиотека школы 10 сегодня.

С этими данными вы можете ознакомиться в главе 3 «Библиотека школы № 10 сегодня».
















Глава 3

Библиотека школы № 10 сегодня.

Школьная библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, способным активизировать творческую деятельность детей и взрослых.

А главная задача любой школьной библиотеки является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе.

Читатель сегодня объективно заинтересован в расширении ассортимента предоставляемых библиотекой информационных продуктов и услуг. Наших читателей сегодня привлекает не только книговыдача, возможность поработать с литературой в читальном зале, но и книжные выставки, экскурсии, беседы, обзоры литературы, библиотечные уроки, совместные мероприятия, поиск информации через Интернет, работа с электронными изданиями.

Библиотека в школе служит местом встречи разновозрастных групп, в которых принимают участие совместно педагоги школы, родители и учащиеся, библиотекари городских библиотек. Формирование устойчивого интереса к книге, воспитание культуры чтения, развитие творческого мышления осуществляется библиотекой с помощью инновационных и традиционных методов личностного и читательского развития. Традиционной формой пропаганды книги является оформление книжных выставок. Правильно и красочно оформленная выставка всегда остановит на себе взгляд читателя, пригласит его к творчеству. Книжные выставки оформляются по актуальным темам и проблемам, к знаменательным и памятным датам, в помощь учебному процессу.

  • «Мой край родной»

  • «Читаем всей семьей»

  • «День Героев Отечества»

  • «Родители советуют»

  • «Высок и свят их подвиг незабвенный» (К 185 – летию со дня восстания декабристов)

Одна из форм работы школьной библиотеки - совместное проведение массовых мероприятий с преподавателями – предметниками, классными руководителями и другими библиотеками города. Каждое мероприятие несет на себе определенную информационную нагрузку. Это, безусловно, воспитание патриотизма, которое основывается на знании истории, уважении традиций, умении оценивать вклад наших соотечественников в развитие нашего города и государства. Тематика этих мероприятий разнообразна:

  • «Пушкин в лицее»

  • «По местам родным, заветным с книгой»»

  • «Сильный духом» (К 100-летию со дня рождения Н.И. Кузнецова)

Интерес, который удается пробудить у учащихся, приводит к совместному общению, диалогу, в котором нет поучающих и наставляющих, а есть равные партнеры.

Создание школьной газеты «В Десяточку!» (Приложение 6) на базе школьной библиотеки - современное средство воспитания патриотизма, формирования у детей активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учебе. Участие учащихся в школьном пресс-центре содействует в воспитании информационной культуры школьников, поддерживает их индивидуальное развитие, помогает лучше познать себя, открыть мир.

Команда пресс-центра состоит из учащихся 7-9 классов. Основные рубрики газеты:

  • Из истории праздника

  • Школьные новости

  • Золотое перышко (творчество учащихся)

  • Знакомый незнакомец (об учащихся, которые имеют интересные увлечения…)

  • О любимых педагогах (увлечения, достижения, интересные факты из жизни…)

  • Представляем семью (положительный опыт семейного воспитания)

  • Новости спорта

  • Поздравляем

Каждый номер газеты представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему:

  • « Молодежь выбирает»

  • « Когда мы едины, мы непобедимы»

  • « Новый год к нам мчится…»

  • « Недаром помнит вся Россия»

  • « Чтоб не умереть со скуки нужно грызть гранит науки»

В 2013 году редакционный коллектив школьной газеты «В десяточку» был награждён дипломом за активное участие в первом слёте школьных и молодёжных СМИ «Мир глазами молодых». (Приложение 7). В 2014 году этот коллектив так же был награждён дипломом за победу в номинации «За бережное отношение к русскому языку». (Приложение 8). За вклад в развитие подрастающей журналистской смены, активное участие и профессиональные качества наставника диплом был вручён и руководителю школьной газеты, Подгородской Л.Н. (Приложение 9)

Работа осуществляется также через участие детей в проектно-исследовательской деятельности. Участвуя в исследовательской деятельности, используя различные формы работы с литературой и электронными ресурсами, у учащихся повышается положительная мотивация к чтению, расширяется читательский кругозор. В процессе работы над проектами учащиеся приобретают не только определенные навыки, но и овладевают большим объемом разнообразных знаний и умений. Роль библиотеки в выполнении учебно-исследовательских проектов достаточна серьезна. Тематика проектов даёт возможность воспитания таких нравственных качеств, как знание своей истории, чувство патриотизма, почитание старших, любовь к людям, к родному городу, краю, уважение к деятелям литературы и искусства. В процессе коллективной и творческой деятельности через книгу учащиеся учатся творить, демонстрировать широту читательского кругозора, а исследовательские и проектные умения способствуют совместной деятельности детей и родителей, объединенных любовью к чтению. В них воспитывается уважение ко всему окружающему, формируется активная гражданская позиция.

Стало доброй традицией проведение в нашей школе НПК «Одиссея разума». Читатели нашей библиотеки также являются активными ее участниками. Самая же главная цель выполнения учебно-исследовательских проектов, творческих работ – объединение детей, школы, библиотеки и семьи. Тематика их разнообразна:

  • «Литературный путеводитель Свердловской области»



  • «Добрая злодейка русских сказок»



  • «Знают люди разных стран имя русское – Иван»

С 2008 учебного года наши учащиеся являются участниками городского фестиваля «Увлеченные чтением». Этот фестиваль предполагает участие в различных конкурсах библиотечной тематики: городской олимпиаде по библиотечно-библиографическим знаниям, написание творческих работ и учебно- исследовательских проектов.

Тематика городских мероприятий различна:

-«Книга. Экология. Красота». Итогом мероприятия стал «Проект будущего: «Места отдыха на территории Ревдинского округа в 2010-2015 г.г.».

-« Книжный Микс». Итогом мероприятия стал проект «Овощ-символ Дня города 2008 года».

-« Мы читаем всей семьей книги о природе». Итогом мероприятия стала творческая работа семьи Мельник «Книга в моей семье».

-Конкурс плакатов «Книжная планета». Учащиеся школы приняли участие в следующих номинациях: «Книга будущего», «Мы читающая семья», «Книга в школьной библиотеке» «О, Книга – ты весь мир».

-Городские «Детские чтения». В этом конкурсе приняли участие 4 учебно- исследовательские проекта учащихся: « Как хорошо уметь читать!», «Чей клюв лучше?», «Семейная книжная реликвия», «Сказки Волкова - мои приключения».

-«Учебник из семейной библиотеки». Этот конкурс предполагал написание сказки или рассказа на данную тему.

В связи с внедрением Интернет-технологий в учебный процесс появилась возможность перевести традиционные формы массовой работы библиотеки на качественно новый уровень. Внедрение проектной технологии в библиотечную практику переводит ее работу на информационно-исследовательский уровень. Библиотека перерастает в информационно-исследовательский и творческий центр. А совместное участие детей и взрослых делает их более интеллектуальными, духовно богатыми, способными творить и созидать.









































Заключение

При работе над проектом мы пришли к выводу, что вся история развития человеческого разума связана с книгой, с библиотекой. Значение библиотек, которые были и просветительскими учреждениями, и книжными мастерскими, и ”книгохранилищами” огромно: они сберегли, сохранили для нас ценнейшие памятники человеческой культуры.

Считаем, что задачи, поставленные нами, выполнены:

-мы изучили разные источники информации по данной теме;

- выяснили, когда и где появились первые библиотеки;

- конкретизировали знания о профессии библиотекаря;

- познакомились с работой нашей школьной библиотеки.

Для себя сделали вывод о том, что работа библиотекаря интересная, но требует определённых знаний и навыков.

О возможностях, предоставляемых библиотекой, мы проинформируем обучающихся 5-6 классов, проведём классные часы профориентационной направленности, используя созданную нами презентацию «Душ человеческих добрые лекари». Считаем, что данная работа поможет иначе взглянуть на профессию библиотекаря и роль школьной библиотеки в учебном пространстве.

Снижение или повышение активности использования ресурсов школьной библиотеки мы сможем отследить в конце года при помощи Людмилы Николаевны.

В художественном фильме «Москва слезам не верит» один из героев утверждает, что будущее за кинематографом. Мы же считаем, что будущее за библиотеками, а профессия библиотекаря будет очень востребованной. И кто знает, может именно мы посвятим свою жизнь этой работе.

На следующий год мы планируем продолжить работу над проектом. Нам бы хотелось собрать материал о библиотекарях, работавших в нашей школе: Лашмановой М.И, Шишкиной В.М., Бородатовой Т.Г.

Свою работу хотелось бы закончить строчками из стихотворения, которое посвящается библиотекарям:

Библиотекари – последние святые

На богами отвергнутой Руси,

И в мир наш, где господствует насилье

Им разум предначертано нести.

Средь моря книг плывут легко и просто –

Толстой и Пушкин, Паустовский, Фет...

Маршрут знаком, а цель ребром и остро –

Родной культуры не погаснет свет.

И как бы нынче книгу не теснили

Кино, TV, компьютер, Интернет,

Живёт язык, а вместе с ним Россия

И будет так ещё немало лет.

Бесспорно веря в книжные святыни,

Несут добро и вечных знаний свет

Библиотекари – последние святые;

"Блажен, кто верует!" - мудрей не

скажешь, нет!





Список использованной литературы



1.Глухов А.Г. Судьбы древних библиотек.- М., 1992

2.Информационно-справочный портал «Library. ru »

3.Кашурникова Т.М. Чудо. Имя которому – книга. – М., 2006 развитие личности:

4.Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф./ ред.-сост.: Т.Г. Браже, Т.Г. Галактионова, Т.И. Полякова.- СПб.: СПб АППО, 2012. – 222с. – ISBN ISBN 4-0610-7

5.Энциклопедия для детей. Т.5. Ч.2. История России. – М., 1997.













































Приложение 1

















Приложение 2































Приложение 3








































Приложение 4





Приложение 5



Приложение 6





















































Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9















20



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательский проект "Душ человеческих добрые лекари"

Автор: Каримова Людмила Аркадьевна

Дата: 26.04.2016

Номер свидетельства: 322787


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства