kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа на тему «Глиняная игрушка Воронежской губернии 17 века»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство человека с глиной уходит вглубь веков. При археологических раскопках самыми массовыми находками являются изделия из глины, чаще всего посуда. Посуда из глины появилась в эпоху нового каменного века – неолита. Тогда в хозяйственной жизни людей произошли большие перемены – человек освоил земледелие и скотоводство. До того времени люди брали у природы лишь то, что им было нужно. Они занимались охотой, рыболовством, собирательством. Затем люди научились сами производить необходимые продукты. Тогда-то и потребовались ёмкости для хранения зерна, жира, молока, а также посуда для варки пищи на костре. Раньше использовалась посуда из дерева. Украшая глиняные предметы, человек стремился выразить свои представления о Вселенной символическими знаками в виде ромба, креста, треугольника, спирали, волнистой или ломаной линии, круга и т.д. Каждый из этих знаков означал вполне определённый предмет, образ, действие. Но самое интересное женщины творили из глины – это забавные поделки-игрушки для своих деток: небольшие куколки, свистульки, козюльки, лошадки… Для детей женщины мастерили всегда из маленьких кусочков глины, делались эти игрушки с большой любовью и усердием, ведь это было единственное, чем могли порадовать и утешить мамы своих малышей. Древние славяне-язычники обычно воплощали в глине образы доброго божества и злого духа. Однако представления о них не могли вылиться лишь в известную человеку реальность. И здесь приходили на помощь символы, которые позднее у всех народов мира легли в основу орнаментального искусства. Традиции керамического ремесла постепенно развивались, усложнялись. Керамика времен Древней Руси отличалась большим разнообразием форм и видов художественного орнаментального украшения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему «Глиняная игрушка Воронежской губернии 17 века»»

8



Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Богучарский районный Центр детского творчества».



Исследовательская работа на тему

«Глиняная игрушка

Воронежской губернии

17 века»



Выполнила:

Гриненко Варвара, 13 лет,

обучающаяся творческого объединения

«Чудеса из глины»


Руководитель:

методист

Ковалева Елена Николаевна


Год создания работы

2014 – 2015 учебный год

г. Богучар




Содержание

  1. Пояснительная записка.

  2. Влияние истории развития Богучарского района на формирование глиняных игрушек.

  3. Практическое предназначение глиняных игрушек.

  4. Особенности форм и орнаментов глиняных игрушек

Богучарского района
























Знакомство человека с глиной уходит вглубь веков. При архео­логических раскопках самыми массовыми находками являются изде­лия из глины, чаще всего посуда. Посуда из глины появилась в эпоху нового каменного века – неолита. Тогда в хозяйственной жизни людей произошли большие перемены – человек освоил земледелие и скотоводство. До того времени люди брали у природы лишь то, что им было нужно. Они занимались охотой, рыболовством, собирательством. Затем люди научились сами производить необходимые продукты. Тогда-то и потребовались ёмкости для хранения зерна, жира, молока, а также посуда для варки пищи на костре. Раньше использовалась посуда из дерева.

Украшая глиняные предметы, человек стремился выразить свои представления о Вселенной символическими знаками в виде ромба, креста, треугольника, спирали, волнистой или ломаной линии, круга и т.д. Каждый из этих знаков означал вполне определённый пред­мет, образ, действие.

Но самое интересное женщины творили из глины – это забавные поделки-игрушки для своих деток: небольшие куколки, свистульки, козюльки, лошадки… Для детей женщины мастерили всегда из маленьких кусочков глины, делались эти игрушки с большой любовью и усердием, ведь это было единственное, чем могли порадовать и утешить мамы своих малышей.

Древние славяне-язычники обычно воплощали в глине образы доброго божества и злого духа. Однако представления о них не могли вылиться лишь в известную человеку реальность. И здесь приходили на помощь символы, которые позднее у всех народов мира легли в основу орнаментального искусства. Традиции керамического ремесла постепенно развивались, усложня­лись. Керамика времен Древней Руси отличалась большим разнообра­зием форм и видов художественного орнаментального украшения.

Воронежская область – моя Родина, и я думаю, что изучение народных традиций, обычаев, быта наших предков – увлекательное и интересное занятие. Три года я занимаюсь в творческом объединении «Керамика» в Центре детского творчества. На занятиях мы занимаемся не только лепкой из глины, но и изучением истории керамического промысла на территории нашей области и района.

Воронежская область разделена на несколько регионов. Они имеют свои особенности. Наш Богучарский район принадлежит к региону Южного Придонья. Наш край ничем особенным не привлекал учёных. Редкие находки местных раскопок подтвердили, что поселение людей на Богучарщине были ещё в 7 – 5 тысячелетие до нашей эры. Во время раскопок были собраны фрагменты керамики, кремневые и кварцевые изделия.

Через наш край проходили торговые пути греческих, римских и многих других купцов. Они торговали с Сарматией. Прослеживается смешение культур в глиняных изделиях.

Природные условия нашего края, ровный спокойный рельеф местности, обилие рек, климат с продолжительным летом способствовали поселению людей и развитию культуры.

Но сколько все-таки было утеряно... Одно монголо-татарское нашествие почти полностью уничтожило достижения русских гончаров IX—XII веков. И долгие годы после свержения ига русские сосуды отличались однообразием и грубостью форм. Исчезли двуручные корчаги-амфоры, вертикальные светильники, упростился орнамент, погибло искусство перегородчатой эмали. Глазурь, и то самая простая – желтая, сохранилась только в Новгороде. Развитие керамики на Руси продолжилось только в XV веке.

Особенности развития этого искусства в Воронежском крае во многом обусловлены историей освоения его территории.

С включением Рязанского княжества в состав Московской Руси и образованием Русского централизованного государства эта окраин­ная земля стала быстро заселяться и осваиваться русскими людьми. Переселенцы из разных мест, и прежде всего из рязанской земли, привезли в Воронежский край древние приёмы изготовления быто­вой и художественной керамики и элементы древнего языческого орнамента. Культурное наследие предков, сохранив старую основу, стало самостоятельно развиваться на воронежской земле. Древнерус­ское народное искусство керамики продолжало питать творчество мастеров керамического дела из воронежских поселян, но их эстетические представления и духовный мир формировались уже в новой жизненной среде. Древние языческие обряды и преданья, русские народные традиции и осмысление их на новом месте сли­лись воедино. В течение нескольких веков формировалась присущая керамистам Воронежского края самобытность, в которой присутство­вали, да и сегодня сохраняются, символика и мифология древних славян-язычников: с их помощью объяснялись происхождение земли, животного и растительного мира, небесные явления.

Но несмотря на все трудности, которые пришлось испытать древним гончарам, до нас все-таки дошли основные гончарные формы Древней Руси в виде самых разных бытовых сосудов. Каждый гончарный промысел имел свои неповторимые особенности, которые проявлялись и в необычных формах, и в местных названиях, казалось бы, уже известных предметов быта, и, главное, конечно, в своеобразном декорировании своей продукции.

Изготовление лепной глиняной игрушки на территории Богучарского района занимались главным образом женщины. Керамические находки подтверждают высокий уровень специализации: устойчивость технологии. Итак, лепную посуду и игрушки делали женщины о чём свидетельствуют отпечатки женских пальцев на поверхности некоторых сосудов. Они оставлены на сырой глине, а затем увековечены при обжиге продукции. Керамическое производство трудоёмкое и требовало определённых навыков. Особенно много сил отнимали подготовительные работы: найти глину необходимого качества (на территории района было три места залежей глины: возле села Залиман, хутора Вервековка, хутор Остров), принести её в селение, тщательно вымесить её, замочить и высушить, чтобы она приобрела эластичность. Затем из глины вытягивали жгуты, после разминания превращавшиеся в ленты. Ленты накладывали друг на друга ребром по спирали или отдельными кольцами. Этот способ лепки называется ленточным. Но зачастую в 17 веке применялся способ формовки из целого куска глины с помощью гончарного круга. Применялось также внешнее покрытие сосудов жидким раствором глины. В раствор иногда добавляли охру для придания сосуду красного, жёлтого или оранжевого цвета.

Особое значение придавалось орнаментации сосудов. Здесь руку опытной мастерицы направляли традиции и обычаи рода. Богучарская глиняная посуда имела незатейливый орнамент: по самому краю на сосудах делались различные вдавления (пальцем, ножом, палочкой), верхняя часть сосуда украшалась вдавлениями ниткой или верёвкой, намотанной на палочку. В начале 17 веке каждая семья готовила посуду исключительно для себя и только к концу 17 века начала развиваться торговля. На территории Богучарского района стали устраиваться ярмарки.

Керамическое производство требовало не только больших усилий, но и длительного времени, поэтому посудой запасались впрок. Само изготовление её облекалось в форму своеобразного обряда.

Каждый сосуд «знал свое блюдо», – пища пропитывала стенки сосуда, отсюда и необычный аромат приготовленных в керамической посуде блюд.

Каждая хозяйка несколько раз в году прокаливала горшки в русской печи, поставив их вверх дном. А одних игрушек у хозяек богучарской земли в хозяйстве было с десяток. Это и свистульки, и лошадки, и козюльки, и куколки.

Основным признаком гончарной керамики того времени был линейный и волнистый орнамент, который можно было сделать только на гончарном круге. Но надо учесть, что первый гончарный круг был ручной, а значит, скорость его вращения еще не позволяла мастерам делать горшки более округлыми. Почувствовать форму легче при более быстром проходе гончаром всей высоты изготавливаемого изделия. Этому в большой степени способствовало появление ножного гончарного круга.

Ещё в XVI – XVII веках наряду с великолепной чернолощёной керамикой довольно широкое распространение в Воронежском крае получила разноцветная глазуровка изделий излюбленными в нашем народе зелёными, жёлтыми, терракотовыми и бордово-коричневыми цветами.

Сколько профессий на Земле кануло в Лету: шорники, например, извозчики, водовозы. Эти профессии существуют только в книгах, фильмах, на картинах и еще в словарях. И таких профессий десятки, а по миру – так и сотни. Но одна из них дожила до наших дней почти в первозданном виде. Это профессия гончара.

Люди о керамике узнали, видимо, случайно. Можно представить себе, что однажды человек попробовал что-то слепить из красно-желтой жирной земли и сунуть это в огонь. Комочек глины растрескался, а его частички оказались твердыми и жесткими. Постепенно люди овладели технологией обжига: надо не сразу ставить предмет в огонь, а сначала высушить, чтобы он не треснул. Чтобы сушка и обжиг проходили более равномерно, нужно добавлять к глине песок. Так в течение столетий совершенствовалась технология изготовления высушенных и обожженных изделий из смеси глины и песка. И сегодня от состава глиняной массы и температуры обжига зависят свойства получаемой керамики и определяются ее разновидности.

Особое богатство и разнообразие украшениям керамичес­ких изделий придавали техника «налепа», а также гравировка и насечки по ещё не засохшей поверхности. Техника эта, вероятнее всего, была завезена сюда мастерами города Скопина (ныне Рязан­ской области). Поверхность игрушек и других изделий расписывали также по сырому черепку при помощи нехитрого приспособления: коровьего рожка со вставленным в него срезом полого конца гуси­ного пера. Рожок наполнялся белыми, жёлтыми, зелёными и бордо­выми ангобами, приготовленными из глины и окисей металлов. После глазурования и обжига такие живые графические узоры при­обретали своеобразный, очень приятный блеск и излучали особую теплоту. Покрытие изделий муравчатой глазурью и «поливами» дела­ло их особенно мягкими для восприятия, свежими, привлекательны­ми, соответствующими национальному вкусу.

Список литературы:


1.Березуцкий В.Д. Очерки по археологии и древней истории Подонья. Грибановский край (с древнейших времён до ХVІІ в.) – Воронеж: Изд-во ВГПУ. – 2003. – 162 с.

2.Винников А.З., Синюк А.Т. По дорогам минувших столетий. Археологи о древней истории Воронежского края. Серия «Земля Воронежская. Страницы истории». – Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. Изд-во, 1990. – 319 с.

3.Губанова Е.Н. Декоративно-прикладное искусство Воронежского края и его изучение в школе. – Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2003. – 120 с.

4.Романов Е.П. Богучар: научно-популярный очерк истории Богучарского края с древнейших времён до начала ХІХ века. – Воронеж: ВГПУ, 2001. – 68 с.

5.Семёнова М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. – Спб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2007. – 560 с.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Исследовательская работа на тему «Глиняная игрушка Воронежской губернии 17 века»

Автор: Ковалева Елена Николаевна

Дата: 27.02.2016

Номер свидетельства: 299603


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства