Исследовательская работа "Дети дождя, или что такое аутизм"
Исследовательская работа "Дети дождя, или что такое аутизм"
Цель моей работы: изучить и проанализировать насколько остро стоит проблема детского аутизма в нашей стране, чтобы привлечь внимание общества к этой проблеме, дать как можно большему количеству людей представление об этом заболевании.
Сегодня аутизм является проблемой мирового масштаба. Аутизм называют болезнью 21 века.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Дети дождя, или что такое аутизм"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИСТОПСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 243071 ул. Октябрьская , д.30, с. Истопки Климовского района Брянской обл. ИНН/КПП 3216004187/324101001, ОГРН 1023201321307, лицензия 32Л01 № 0002848
«Дети дождя,
или
что такое аутизм»
Выполнил: Моторин Илья Сергеевич,
учащийся 2 класса
Истопской ООШ
Руководитель: Кривенкова Наталия Ивановна,
учитель русского языка и литературы
Истопской ООШ.
Почтовый адрес:243071, Брянская область,
Климовский район, с. Истопки,
ул. Октябрьская, 31.
Истопки
2017
с.Истопки. 2017
АННОТАЦИЯ
Цель моей работы: изучить и проанализировать насколько остро стоит проблема детского аутизма в нашей стране, чтобы привлечь внимание общества к этой проблеме, дать как можно большему количеству людей представление об этом заболевании.
Сегодня аутизм является проблемой мирового масштаба. Аутизм называют болезнью 21 века.
Методы, используемые в работе:
а) теоретический (изучение научно - популярной литературы, сбор информации через Интернет ресурсы, обобщение).
Я считаю, мне удалось достичь поставленной цели: изучить и проанализировать насколько остро стоит проблема детского аутизма в нашей стране. Во время работы над проектом я познакомился с историей возникновения аутизма, раскрыл особенности поведения и развития детей с аутизмом. Выяснил причины возникновения аутизма и ответил на вопрос «Почему Аутизм назвали болезнью 21 века?». Рассмотрел пути помощи детям с аутизмом.
На разных этапах работы я использовал информацию с научных источников и сети Интернета. Основными источниками информации стали следующие сайты: https://www.change.org/, http://medportal.ru/enc/pediatrics/autizm/2/, http://medportal.ru/enc/pediatrics/autizm/2/.
В результате исследования взрослого населения нашего села и учащихся был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего распространения информации среди учащихся и педагогов школы. Поэтому в рамках Всемирного дня информации по проблемам аутизма были проведены мероприятия: открытое внеклассное мероприятие с показом презентации, видеоролика и художественного фильма о детях с аутизмом. Подготовлен информационный стенд, буклет для педагогов и учащихся.
1.6. Творчество аутистов……………………………………………………………………...2
Глава II. Информация от специалистов
2.1 Причины возникновения аутизма. ……………………………………………………….9
2.2. Пути и способы помощи детям с аутизмом ……………………………………...…..…9
Глава III. Практическая часть.
3.1. Опрос и анкетирование ………………………………………………………………..…10
3.2.Мероприятия, направленные на распространение информации о проблеме аутизма………………………………………………………………………………………….11
Заключение
Список источников информации
Приложение
Введение
Тема моей исследовательской работы: «Дети дождя, или что такое аутизм? Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что в наше время проблема аутизма становится все более актуальной, так как все чаще встречаются дети страдающие аутизмом. Такие дети испытывают огромные трудности во взаимодействии с другими людьми, в общении и социальной адаптации и требуют специальной поддержки. Однако вместо этого они часто встречают непонимание, недоброжелательность и даже отторжение.
На сегодняшний день в мире официально зарегистрировано 67 000 000 аутистов. Более 80% детей с аутизмом - инвалиды. Аутизм называют болезнью 21 века.
Изучение данной проблемы весьма необходимо. Ведь для того, чтобы создать качественную и эффективную помощь таким детям, необходимо сначала разобраться в самом заболевании, в его причинах.
Гипотеза: могу предположить, что в нашем обществе остро стоит проблема аутизма, но мало кто знает об этом заболевании.
Цель моей работы: изучить и проанализировать насколько остро стоит проблема детского аутизма в нашей стране, чтобы привлечь внимание общества к этой проблеме, дать как можно большему количеству людей представление об этом заболевании.
Задачи: 1. Изучить историю возникновения аутизма, выяснить значение термина «аутизм».
2. Раскрыть особенности аутичных детей, причины возникновения аутизма.
3. Ответить на вопрос «Почему «аутизм» назвали болезнью 21 века?».
4. Рассмотреть пути помощи детям с аутизмом.
5. Изучить степень информированности населения поселения, педагогов и учащихся по данной теме.
6.Выпустить информационный буклет «Дети дождя» или, что такое аутизм?
7. Разработать памятку для учащихся и педагогов.
Объект исследования: детский аутизм.
Предмет исследования: особенности адаптации детей с аутизмом в обществе.
Научная новизна работы: состоит в том, что впервые в школе проведено исследование проблемы детского аутизма.
Практическая значимость: заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами школы для распространения информации о проблеме аутизма на классных часах.
Глава I. Теоретическая часть
1.1.История возникновения аутизма
Свое исследование я начал с изучения истории возникновения аутизма.
Термин АУТИЗМ происходит от латинского слова autos – “сам, погружения в себя, в свой внутренний мир.
Аутизм - расстройство, которое возникает в нарушение развития головного мозга и характеризуется дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями
Как самостоятельное расстройство аутизм впервые был описан 1942 году, американским ученым Лео Каннером. В 1943 году сходные расстройства у старших детей описал австрийский ученый Ганс Аспергер, а в 1947 году — советский ученый Самуил Мнухин.
Специалисты сегодня используют термин «расстройства аутистического спектра». Существует четыре вида аутизма [3]:
Синдром Каннера — самая тяжелая форма, которая практически не поддается коррекции. Для этого синдрома характерна изоляция человека от окружающих его людей, развитие речи слабое, человек живет в своем мире.
Синдром Аспергера — легкая форма, такие люди поддаются лечению, у них прекрасный интеллект, но некоторые проблемы социализации остаются навсегда.
Синдром Ретта — речь слаборазвита, а иногда она вообще отсутствует. Появляются проблемы с мышечной и костной системами. К пяти-шести годам ребенок может научиться разговаривать, но проблемы с движением и умственным развитием остаются. Синдром Ретта трудно поддается коррекции. Заболевание встречается только у девочек.
Атипичный аутизм — проявляется у взрослых людей. Для этого вида аутизма характерно тяжелое поражение головного мозга человека.
1.2. Особенности поведения и развития детей с аутизмом.
Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным: от глубокой умственной отсталости до одаренности и гениальности в отдельных областях знаний и искусства. Однако каждому ребенку с аутизмом присущи общие черты, которые и дают снования полагать о наличии этого состояния.
Дети с аутизмом, начиная с первых месяцев жизни, отличаются некоторыми особенностями развития:
У ребенка отсутствует привязанность к родителям. Он не плачет, если родители куда-либо уходят, не прижимается к матери, когда она берет его на руки, избегает прямого взгляда в глаза.
Некоторые дети с аутизмом не говорят, или говорят совсем мало. Речь развивается медленно, часто вместо слов используются жесты. Ребенок может до бесконечности твердить одни и те же слова или повторять однообразные действия.
Дети с аутизмом могут делать странные движения или издавать необычные звуки. Например, некоторые аутисты постоянно качаются взад-вперед, трясут кистями рук, мотают головой, совершают бесцельные действия, например, дергают себя за волосы или без причины хлопают в ладоши.
У некоторых детей отсутствует интерес к игрушкам или игрушки могут заменять бытовые предметы, очень часто это бывают веревочки, провода. Ребенок может выстроить все свои игрушки в ряд, повторяя каждый день одно и то же действие, или может постоянно играть в одну и ту же игру, или носить с собой одну и ту же игрушку.
Если ребенка с аутизмом оставить одного, то он часами может сидеть в одиночестве, крутить или поворачивать какой-либо предмет, включать или выключать свет.
Как правило, у ребенка с аутизмом практически отсутствует чувство опасности, он просто не осознает, что надвигающаяся на огромной скорости машина опасна для него. При этом он может бояться света, громких звуков или пылесоса.
Такой ребенок не замечает, что происходит вокруг, игнорирует других людей, они отдают предпочтение одиночеству, а не играм со сверстниками. Они могут долго стоять у окна, или бесцельно бродить по комнате.
У ребёнка с аутизмом всегда имеют место ритуальное поведение. Ребёнок с завидным постоянством одевается только в определённую одежду, ест определённую пищу, смотрит определённые мультфильмы, и произносит определённые штампованные фразы.
1.3. Аутизм - болезнь 21 века.
Следующая задача моей работы, узнать, почему аутизм назвали болезнью 21 века.
Используя глобальную сеть, я решил найти ответ на данный вопрос.
В последние годы, такой проблеме, как аутизм у детей уделяется все больше внимания. Тема аутизма широко освещается в СМИ, о нем не только говорят и пишут, но уже снимают кино.
Еще в 1988 г. на экране вышел американский художественный фильм «Человек дождя», после показа, которого аутичных детей стали называть «дети дождя». Это самый известный художественный фильм о таких людях — обладатель 4-х «Оскаров».
Статистические данные:
«Необычные» дети или дети дождя появляются сегодня 1 на 88 детей; из них – один выявленный диагноз «аутизм» приходится 1 на 54 мальчика, 1 на 252.
Каждый 68-й на планете имеет расстройство аутистического спектра. Согласно последним данным ВОЗ, каждый год в мире становится на 13% больше детей с аутизмом. В России насчитывается около 7,5 тыс. детей с аутизмом.
Детей, страдающих аутизмом, в этом году выявлено больше, чем детей с диабетом, раком и СПИДом.
Согласно данным, мальчики в 3-4 раза чаще страдают аутизмом, чем девочки. Статистика указывает на то, что из тысячи детей пять-шесть детей страдает этим диагнозом.
По данным статистики, детский аутизм занимает четвертое место среди нервно-психической патологии в детском возрасте, интеллектуальная недостаточность наблюдается более чем в половине всех случаев детского аутизма.
1.4. 2 апреля - Всемирный день информации об аутизме.
В целях привлечения международного внимания к проблеме аутизма, затрагивающего миллионы людей в мире, в 2008 году Генеральной Ассамблеей ООН день 2 апреля был провозглашён Всемирным днём распространения информации о проблеме аутизма, который с тех пор отмечается ежегодно. В этот день во всем мире говорят об этих людях, чтобы окружающие могли знать, как понять и взаимодействовать с ними, какие существуют проблемы, мешающие им чувствовать себя полноценными членами общества .
2 апреля во всем мире зажгаются синие огни. В этот день ежегодно организация Autism Speaks проводит масштабную акцию Light It Up Blue - "Подсвети синим". Синий свет на себя «примеряют» самые известные памятники, здания и мосты по всему миру. Синий цвет — символ борьбы саутизмом.
Официальной и повсеместной символикой аутизма является свернутая головоломка-лента из разноцветных (основных чистых цветов — красного, желтого, синего и зеленого) пазлов. Узор в виде пазла на ленточке символизирует сложность заболевания, разные цвета и формы – то, как много совершенно разных людей живёт с этим заболеванием.
1.5. Знаменитые аутисты.
Многие выдающиеся личности страдали различными формами аутизма. Среди них: композитор-Моцарт; ученые - Эйнштейн, Ньютон, Кант, Сократ, Дарвин; художники- Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо; писательница- Агата Кристи и д.р.
В народе это состояние часто называют «Болезнь гениев. Аутисты- саванты, как правило, наделены удивительной способностью запоминать цифры, факты, события, мельчайшие детали. Также они с легкостью могут проводить в уме сложнейшие математические вычисления.
Самый известный аутист современности – основатель корпорации «Microsoft» Билл Гейтс. В США семья, имеющая ребенка с диагнозом «аутизм», получает от компании «Microsoft» 10 тысяч долларов в год на коррекционное лечение. А почти 45% ведущих программистов «Microsoft» - аутисты.
Самый умный савант-аутист Ким Пик. В 16 месяцев маленький Ким Пик с первого раза запоминал все книги, которые ему читали родители. И он не позволял перечитывать эти книги заново - они уже хранились в его памяти! Он знает все дороги США и Канады, имена всех профессиональных спортсменов. Знает всех актеров и актрис и их биографические данные. Ким не мог в обыденной жизни обойтись без посторонней помощи, ему помогали чистить зубы, одеваться, подниматься по лестнице. Ему трудно давались социальные навыки, хотя знания приходили очень легко.
С проблемой аутизма сталкиваются не только обычные семьи, но и знаменитости, у которых страдают этим заболеванием дети: сын композитора К. Меладзе, сын оперной певицы А.Нетребко, сестра Н. Водяновой и т.д. Аутизм распространен независимо от национальности, культуры, вероисповедания и уровня жизни.
1.6. Творчество аутистов
Дети с аутизмом проявляют способности - к рисованию, музыке, конструированию, к сочинению стихов. Рисунки нарисованы детьми разного возраста, характера и темперамента. Их объединяет одно – аутизм - неумение общаться, оторванность от внешнего мира, погруженность в себя.
В Подмосковье живет девушка - аутист Соня Шаталова с особым поэтическим талантом и недоступным для многих «здоровых» людей пониманием нашего мира. Соня не умеет разговаривать, она полностью изолирована от внешнего мира и неконтактна. У Сони тяжелая форма аутизма. Врачи говорили, о ее глубокой умственной недостаточности, пока семилетняя Соня не взяла в руки ручку. Выяснилось, что Соня умеет читать и писать (ее этому никто не учил), у нее абсолютная грамотность и фотографическая память.
Глава II. Информация от специалистов
2.1. Причины возникновения аутизма.
Следующим этапом работы были поиски информации от специалистов: Каковы причины возникновения аутизма?
Психиатр Захаров А. А.: аутизм — это не болезнь, а тяжелое нарушение психического развития, с которым рождаются дети и живут всю жизнь. Ученые до сих пор не могут установить причины возникновения аутизма у детей. Различных теорий много, единого мнения не существует, но в целом наиболее вероятной причиной возникновения аутизма, предположительно, является сочетание каких-либо токсических воздействий на организм во время беременности женщины и родов (различные осложнения, инфекционные заболевания), а также генетические факторы.
Медицинских анализов, которые смогли бы диагностировать аутизм, не существует, только наблюдая за поведением ребенка и его общением с окружающими можно поставить данный диагноз.
Сегодня не существует медицинских препаратов, которые могут излечить аутизм. Аутизм не лечится, но он корректируется.
2.2. Пути и способы помощи детям с аутизмом.
Психолог И. Б. Солодкая: существуют способы, методы и программы коррекции аутизма, которые помогают детям с РАС научиться общаться, осваивать навыки самообслуживания. Наиболее эффективные методы – это АВА терапия (поведенческая терапия), сенсорная интеграция, арт-терапия, песочная терапия. Помимо этого хорошо помогает терапия с животными: иппотерапия, канистерапия, дельфинотерапия, пет-терапия.
Во многих развитых странах дети с аутизмом имеют возможность обучаться в обычных школах, кроме этого, создаются и специальные комплексные учреждения, в которых ведется специальная развивающая и коррекционная работа.
Большинство детей - аутистов в нашей стране не ходят в детский сад и учатся в специальных коррекционных школах.
Сейчас для детей с аутизмом разрабатывают специальный стандарт образования, чтобы они смогли учиться в обычных общеобразовательных школах. Новая схема обучения будет опробована с 1 сентября в 90 школах из 17 регионов.
В России информирование населения о проблеме аутизма пока развито плохо. Центры развития для детей с аутизмом в нашей стране можно пересчитать по пальцам. Центр реабилитации инвалидов детства «НАШ СОЛНЕЧНЫЙ МИР» является одной из первых организаций в России (с 1991 г.), занимающейся реабилитацией детей и молодых людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими.
Глава III. Практическая часть.
3.1. Опрос и анкетирование.
Для того, чтобы выяснить насколько информированы люди об аутизме мною был проведен опрос среди взрослого населения поселения, учителей и анкетирование учащихся 4-х классов. (Приложение 1, 2 ).
Было опрошено 27 человек. Из них 17 чел. населения поселения и 10 учителей. На вопросы анкеты ответили 25 учащихся 6 – 9 - х классов.
Полученные данные опросника мною были подсчитаны и оформлены в диаграммы.65% опрошенных респондентов из населения и 85% педагогов относятся положительно к людям с ограниченными возможностями здоровья (рис. 1, 2). 29% населения и 60% учителей считают аутизм - заболеванием, ничего не знают об аутизме 59% населения и 15% учителей (рис. 3, 4). Большинство опрошенных людей стали бы общаться с аутистами по 71% (рис. 5,6). Считают, что дети с ограниченными возможностями могут учиться в школах с другими детьми 59% населения и 75% учителей (рис 7, 8.).
Проанализировав результаты опроса населения и учителей были сделаны выводы:
Население и педагоги города крайне мало знают об аутизме.
Современное общество готово сотрудничать с людьми с аутизмом.
Большинство людей считают, что дети с аутизмом могут учиться в обычных школах.
Полученные данные анкет учащихся 6-9-х классов: 80% учащихся приняли бы в свой класс ребенка с особенностями в развития. Только 26% учащихся знают, что такое аутизм. 38% учащихся хотели бы учиться на некоторых уроках и факультативах с детьми с особенностями развития. 73%учащихся считают, что ребенок с особенностями в развитии (ОВЗ) может стать его другом.
Проанализировав результаты анкет, были сделаны выводы:
В целом школьники положительно настроены к сверстникам с особенностями развития. В ответах школьников отмечается определенная закономерность – если школьник знает об аутизме, то готов принять такого сверстника в класс и даже стать его другом. Если школьник ничего не знает о детях с аутизмом, то он сомневается в своем принятии человека с особенностями развития.
Выдвинутая мною гипотеза подтвердилась. Большинство людей плохо знают об аутизме.
Следующая моя цель привлечь внимание людей через распространение информации о проблемах аутизма среди школьников и педагогов нашей школы.
3.2. Мероприятия, направленные на распространение информации о проблеме аутизма.
В целях распространения информации о проблемах аутизма, содействия социализации и полноценной интеграции в общество детей с расстройствами аутистического спектра нами была проведена информационная работа: открытое внеклассное мероприятие с презентацией «Дети дождя», или что такое аутизм?, видеоролик «Мы просто такие…». Показ документального фильма о детях с аутизмом. Оформлен нформационный стенд, буклет и памятка для педагогов и родительской общественности.
Заключение
Проблема аутизма настолько серьезна, что многие просто не осознают всех ее масштабов. И, прежде, чем приступать к решению проблемы, эту проблему надо озвучить, чтобы ее осознали родители, педагоги, государство и родители обычных детей.
По ходу работы, изучая различные источники по теме исследования, я понял, что:
Аутизм – это не болезнь, а расстройство развития, влияющее на общение с другими людьми, на восприятие и понимание окружающего мира.
Аутисты - особенные дети, требующие к себе особого подхода. Такие дети тяжело адаптируются в обществе, их поведение отличается от поведения сверстников – оно особое, многим непонятное.
Дети с аутизмом должны быть окружены нормальными детьми и как можно реже находиться в одиночестве. Нужно помочь им быть рядом с другими детьми в детском саду и школе.
Ребенку с аутизмом можно помочь адаптироваться во внешнем мире, для этого ему необходимо: внимание, любовь, забота, обучение и воспитание. Они нуждаются в признании и принятии их особенностей так же, как и мы с вами.
Общество должно научиться принимать людей с нарушением способности к общению и социальному взаимодействию – они просто по-другому смотрят на мир. А родителям не стоит отчаиваться: их ребенок особенный, и надо найти подход к общению с таким необычным человечком.