kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа по теме: «Коновязь у алтайцев»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе исторического развития народа происходят перемены в экономической, социальной и культурной жизни общества, что приводит к изменениям в различных сферах жизни. В настоящее время с изменением уклада жизни алтайцев, многие предметы быта, в том числе коновязи, стали редкостью. В связи с чем, забыты обычаи и традиции связанные с данным предметом быта, в котором отражены философское мировоззрение народа. Игнорирование культуры своего народа приводит к оскудению духовного мира подрастающего поколения, к потере лучших человеческих качеств. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме: «Коновязь у алтайцев»»

МКОУ «Теленгит-Сортогойская СОШ»














Исследовательская работа по теме:


«Коновязь у алтайцев»













Работа ученика 4 класса

МКОУ «Теленгит-Сортогойская СОШ»

Самтакова Арчын Аржановича







План

  1. Введение

Актуальность, цель и задачи исследования, методы исследования и научная

новизна…………………………………………….……………………….. 3

  1. Коновязь у алтайцев

Внешнее оформление коновязи в мировоззрении алтайцев…………….4

Традиции и обычаи установки коновязи молодоженам…………………5

Связь современных и эпических коновязей……………………………6-7

Толкование слова чакы……………………………………………………………..8

  1. Выводы……………………………………………………………………….9
Словарь…………………………………………….……………………..10

Литература……………………………………….……………………….11

Список информантов……………………………………………………12




















Введение

Актуальность исследования. В ходе исторического развития народа происходят перемены в экономической, социальной и культурной жизни общества, что приводит к изменениям в различных сферах жизни. В настоящее время с изменением уклада жизни алтайцев, многие предметы быта, в том числе коновязи, стали редкостью. В связи с чем, забыты обычаи и традиции связанные с данным предметом быта, в котором отражены философское мировоззрение народа. Игнорирование культуры своего народа приводит к оскудению духовного мира подрастающего поколения, к потере лучших человеческих качеств.

Цель и задачи исследования: основная цель данной работы – описание внешнего вида коновязи и мировоззрения алтайцев, связанные с ними.

Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить виды существующих коновязей на территории Республики Алтай;

2) проанализировать название коновязи на алтайском языке и описать значения слова чакы;

3) исследовать философское представление в мировоззрении алтайцев связанные с коновязью;

4) сбор материала о коновязи у информантов.

Методы исследования. В работе использованы методы и приемы анализа фактического материала в соответствии с поставленной целью и задачами: систематизация и описание лингвистических и этнографических материалов.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые подвергается специальному исследованию предмет этнографии – коновязь. Выявлено философское толкование элементов коновязи в мировоззрении алтайцев.







Коновязь у алтайцев

Алтайцы, как и все кочевники, издревле считали лошадей священными животными. Это объясняется тем, что в нелегкой кочевой жизни тюрков лошади несли основную физическую нагрузку по хозяйству, а также трудностью приручения, т.е. одомашнивания этих сильных и выносливых животных в древности.

Любое конское снаряжение считается предметом почитания для алтайцев. Одной из них является коновязь. Это деревянный столб для привязывания лошадей. В настоящее время в селах нашей республики у некоторых домов установлены разные деревянные коновязи. Шестигранный коновязь установлен и у дома моего дедушки по отцовской линии Владимира Медиевича Самтакова. Хотя у дедушки нет своего коня, как я помню, и в своём хозяйстве редко пользуется им. Заинтересовавшись, для чего устанавливают коновязи, мне удалось узнать много интересного.

Внешнее оформление коновязи в мировоззрении алтайцев. Установка и внешнее оформление коновязи имеет глубокое философское значение. Коновязь ставят с восточной стороны жилища, так как в мировоззрении алтайцев все положительные движения должны проводиться по ходу солнца, этим самым показывая, что жизнь нескончаема, как и восходящее каждый день солнце. Этот порядок нарушается только во время погребальных обрядов. Смена жизни поколений показывает также ступени в ней. Из рассказов старшего поколения (Катучиновой Натальи Байзыновны (из рода тодош), Сурунова Василия Арбыновича (из рода кӧбӧк) мы знаем, что в старину каждый аил устанавливал коновязь. И по коновязи можно было узнать о богатстве и социальном положении хозяина в обществе. Эту мысль утверждают и другие старожилы.

Ступени коновязи также имеет следующее философское толкование: Шестиступенчатые коновязи – это коновязи людей среднего возраста (Приложение №1), восьмиступенчатые коновязи ставят люди старше семидесяти двух лет. (Приложение № 2)

Приложение №1. Приложение №2

Шестиступенчатый коновязь Восьмиступенчатая коновязь

Из сообщений информантов Самтаковой Клавдии Михайловны (из рода чапты), Сейтошевой Марии Сергеевны (из рода алмат), Васильевой Таисии Васильевны (из рода тӧӧлӧс) узнали, что трехступенчатые коновязи ставили самые неимущие слои населения, девяти и двенадцатиступенчатые коновязи – богатые, ханы и силачи (т.е. богатыри). Средний слой обычно устанавливал у своего аила шестиступенчатую коновязь (алты текпилӱ чакы) подчеркивающий, что хозяин аила имеет своего коня, человек среднего достатка. (Приложение №3.)

Традиции и обычаи установки коновязи молодоженам. По алтайскому обычаю в старину круглые, неграненые коновязи ставили молодым, создавшим новую семью. Строительство их аила начинали с установления коновязи, чтоб прибывшие на той «свадьбу» могли привязать своих коней. Также интересна выбор устанавливающего лица коновязи для молодых. По нашим обычаям такое право возлагается только дяде жениха по материнской линии или брату по отцовской линии, у которого благополучная семья. Выбор дерева для чакы исключительно выбирался в период новолуния, так как свадьбу проводят тоже только в такие дни. В день установления чакы, т.е. за день до свадьбы, дядя жениха шёл в лес и окропляя молоком все четыре стороны света также привязывая jалама «ленточку» на самую стройную и могучую березу, у хозяина горы или местности просил разрешение срубить одно дерево, обычно березу, для молодых. После этого выбирал березу и говорил, что он вынужден сделать это по необходимости.

В мировоззрении алтайцев очаг (огонь) и коновязь тесно взаимосвязаны, так как очаг олицетворение женщины (находится внутри аила), коновязь – мужчины (находится снаружи). Женщина является хранительницей тепла, уюта семьи, мужчина глава семейства охраняет свой дом. Об этом писала в местной газете Библиотекарь села Боочи Тохтонова Марина (ч-Энмек, 2006, №4.)

По словам информантов, в коновязи за многие годы концентрируется мужская энергия, т.е. семьи и рода. С древних времен тюрки к коновязи относились с особым почтением. При замене коновязи старую складывали в укромное место, где невзначай никто не мог её перешагнуть или сесть на неё, также не следовала пускать её на дрова. Святость коновязи прослеживается и во время военных набегов. Например, победители могли захватить скот, народ, богатство, сжигать жилища и уничтожать сооружения, но никогда не трогали коновязи. Сохранив коновязь – символ мужской энергии, победители всегда давали возможность покоренным народам возродиться заново.

Связь современных и эпических коновязей. На уроках алтайской литературы при прохождении темы «Алтайский героический эпос» я также заинтересовался темой коновязи. Самостоятельно читая такие сказания, как «Маадай-Кара», «Очы-Бала», «Ӧлӧнир», «Кара-кӱрен атту Кан-Кӱлер» и другие, мне удалось узнать из чего ставили коновязь:

Тогузон кырлу таш ӧргӧӧдин эжигинде

Тогус кырлу мӧнӱн чакы бар болуптыр


«У двери шестиугольного каменного дворца

Стоит (буквально: есть) девятигранная серебряная коновязь»

(Маадай-Кара)


Темир-боро ат минген Ездившего на коне Темир-боро

Темир кааннын ӧргӧзи, Дворец Темир хана

Тенери тӱбине jеткен Достиг до небес

Алтын чакызы кӧк айасты Его золотая коновязь на сквозь

ӧдӧ бертир. прошел голубую высь.

(Кара-кӱрен атту Кан-Кӱлер)

Тогус кырлу кӱлер чакы Девятигранная бронзовая коновязь

Алты jерде туткалу. С ручками в шести местах.

(Очы-Бала)

Из этих строк мы видим, что в эпосах встречаются коновязи: золотая, серебряная, бронзовая и деревянная. В наше время коновязи ставят только из дерева, но туткалу чакы «коновязи с ручкой» встречаются и сегодня. Такие коновязи нами обнаружены в селах Онгудайского и Усть-Канского районов. Данная разновидность не имеет философского толкования, по нашему мнению, ручки предназначены для декоративного украшения. Хотя, Катучинова Алевтина Каруловна (из рода алмат) утверждает, что «кӧзнӧктӱ чакы – коновязь с окном» в старину могли ставить только шаманы или люди, обладающие особым даром ясновидения.

В селе Каракол Онгудайского района мы зафиксировали коновязь с двумя ушками вверху. Эта была коновязь известного шамана на Алтае Козерекова Аржана Михайловича. (Приложение №4.)



Встречаются коновязи, в которых в верхней части изображены животные в зависимости к какому роду относится хозяин дома, например, марал (голова марала) – это священное (тотемное) животное рода майман, беркут – рода меркет, заяц – рода тодош и т.д.

Н.А. Шодоев и Р.С. Курчаков в книге «Алтайский билик – древние корни народной мудрости России» сообщают, что коновязь дает возможность осмысления важности крепости корней. Она имеет как и наш мир трехмерное устройство: верхушка, устремленная вверх означает будущее хозяина аила; средняя часть – его настоящую жизнь. В этой части ставится родовая тамга. Нижняя подземная часть – это корни рода. Чем устойчивее корень, тем крепче род; чем крепче род, тем сильнее человек. (Приложение №6.)

корни рода

В героических сказаниях толкование идет по другому:

Тогузон кырлу таш ӧргӧӧдин эжигинде

Тогус кырлу мӧнӱн чакы бар болуптыр.

Алтыгы учы алды ороон –

Айбыстаннын бу чадакы

стиги ӱчы ӱстии ороон –

ч-Курбустан бу чакызы.

Тал ортозы –

Кара-калтар jакшы атту

Маадай-Кара баатырдын

Бу чадааны болуптыр.


«У двери шестиугольного каменного дворца

Стоит (буквально: есть) девятигранная серебряная коновязь

Нижняя часть коновязи –

Подземного царства это коновязь Айбыстана.

Верхний конец – верхнего царства

Коновязь ч-Курбустана.

Средняя часть – это коновязь богатыря Маадай-Кара

У которого черно-каурый хороший конь»

(Маадай-Кара)

Отсюда видно, что коновязь связывает три мира: подземный, верхний и средний. Интересна синонимы слова чакы в этом сказании: нижнего мира – чадак, верхнего мира – чакы, среднего мира чадаан.

Толкование слова чакы. В современном языке мы употребляем слово верхнего мира «чакы». Корень слова чак, является многозначным: чак – 1) сжечь огонь; 2) ужалить; 3) век. Первое и последнее значения слова имеют прямую связь с коновязью. Как мы уже сказали, при женитьбе молодым ставят аил и чакы, т.е. она является олицетворением появления нового очага, недаром говорят: «Оды чагылган, чакызы кагылган сожжён огонь, поставлен коновязь (букв.:воткнут)». Толкование связи второго значения слова чак «век» и коновязи в мировоззрении наших предков следующее: человеческий век равен семидесяти двум годам. В семьях, где почитают народные традиции дни рождения отмечаются согласно алтайскому календарю один раз в 12 лет. Таким образом, человеческий век (72 года) состоит из 6 основных этапов (72:12=6). К концу каждого этапа человек должен достичь определенных результатов.


ВЫВОДЫ

Уважение старших и почитание своих предков, знание обычаев и традиций своего народа воспитывает в человеке терпимое (толерантное) отношение к культуре других народов, а знание материальной и духовной культуры помогает понимать его мысли и духовный мир.

Таким образом, коновязь в мировоззрении алтайцев имеют следующие значения:

  1. любой элемент коновязи имеет глубокое философское значение;

  2. внешний вид коновязи свидетельствует о социальном положении хозяина;

  3. в мировоззрении алтайцев в коновязи сконцентрирована мужская сила;

  4. трехмерное устройство коновязи в эпических сказаниях соответствует представлениям алтайцев о трех периодах жизни человека в этом мире;

  5. чакы является многозначным словом.

В силу ограниченности объема такого вида работы, мне удалось проанализировать лишь некоторые моменты обычаев и традиций, связанные с коновязью у алтайцев. Следует сказать, что данная проблема требует дальнейшего исследования, и я не утверждаю, что сказанное здесь является догмой.














Словарь

агаш чакы – деревянная коновязь

аил – шести или пятигранное сооружение из бревен для жилья

Айбыстан – демоническое существо

алты кырлу – шестигранный

алтын – золотой

алты текпелӱ – шестиступенчатый

jалама – ленточка белого (желтого, бледно-синего) цвета для привязывания при поклонении духам гор, рек, перевалов, озер и других святых мест

как (кагылган) – воткнуть (воткнут)

кӧзнӧктӱ чакы – коновязь с окошком

кӱлер – бронза, бронзовый

мӧнӱн – серебряный

той – свадьба

туткалу чакы – коновязь с ручкой

ч-Курбустан – верхнее божество

чак – 1. коновязь; 2. век; 3. сжечь (огонь); 4. ужалить.















Литература

1. Вербицкий В.И. Словарь алтайского и аладагского наречiй тюркского языка. – Казань, издание Православного Миссионерского общества, 1884.

2. Гребенникова Н.С. Пантеон божеств в алтайской литературе. – Горно-Алтайск, 2007.

3. Ерленбаева Н.В. Бытовая лексика алтайского языка (автореферат). – Уфа, 2005.

4. Муйтуева В.А. Аргымайдын ла Манjынын jӱрӱминен. – Горно-Алтайск, 1995.

5. Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских языков. – М., 1974.

6. Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских языков. – М., 1978.

7. Тюхтенева С.П. О символике цвета в культуре алтайцев.// Материалы по истории и культуре Республики Алтай. – Горно-Алтайск, 1994.

  1. Н.А. Шодоев и Р.С. Курчаков в книге «Алтайский билик – древние корни народной мудрости России» - Казань, изд. «ТАУ», 2003.

9. Энциклопедия для детей. Биология. – М., ЗАО, «Аванта+», 2002.

10. Юносалиев Б.М. Киргизская лексикология. Часть I.– Фрунзе, 1959.

11. Ямаева Е. Э.













Список информантов

п/п

Ф.И.О.

Сӧӧк

(род)

Год рожд.

Место житель.

Род занят.

1.

Васильева Таисия Васильевна


тӧӧлӧс

1941

с. Иня

Онгудайский р-н.

пенсионер

2.

Катучинова Алевтина Каруловна

алмат

1949

с. Теленгит-Сортогой

Кош-Агачский

р-н

пенсионер

3.

Катучинов Вячеслав Григорьевич

кӧбӧк

1950

с.Теленгит-Сортогой Кош-Агачский р-н

пенсионер

4.

Катучинова Наталья Байзыновна

тодош

1950

с.Теленгит-Сортогой

пенсионер

5.

Сейтошева Мария Сергеевна

алмат

1952

с.Инегень

Онгудайский р-н.

пенсионер

6.

Самтакова Клавдия Михайловна

чапты

1948

с.Теленгит-Сортогой

пенсионер

7.

Сурунов Василий Арбынович

кӧбӧк

1950

с.Онгудай Онгудайский р-н.

пенсионер

8.

Яшева Любовь Михайловна

jабак

1961

с.Яконур

Усть-Канский р-н.

воспитатель д/сада








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа по теме: «Коновязь у алтайцев»

Автор: Cамтаков Арчын Аржанович

Дата: 22.01.2016

Номер свидетельства: 280801


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства