kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Особенности жизнедеятельности бобров в окрестностях села Овчинец"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Овчинская основная общеобразовательная школа

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ БОБРОВ

В ОКРЕСТНОСТЯХ СЕЛА ОВЧИНЕЦ

Выполнили: учащиеся 5 класса

Белозор Мария, Сергеенко Марина,

учащийся 7 класса Школа Александр

Руководитель: учитель географии

Кравченко Ю.В.

Овчинец, 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………….3 – 4

Глава 1 Бобры. Кто они

1.1 Внешние особенности боров……………………………5 – 6

1.2 Образ жизни бобров………………………………………6 – 7

Глава 2 Результаты исследований 8 – 15

Заключение…………………………………………………………….16

Список литературы……………………………………………………17

Приложение……………………………………………………………18 - 22

ВВЕДЕНИЕ

В лесу, неподалеку от реки можно увидеть странную картину: множество поваленных молодых деревьев, с обгрызенными сучьями, стволы и пеньки которых напоминают концы отточенного карандаша. От этого «лесоповала» тянутся к реке протоптанные дорожки. Сама речка перегорожена высокими плотинами из плотно сложенных и скрепленных между собой сучьев. Кто же потрудился над всем этим и для чего сооружены эти странные постройки?  Если вам  посчастливится видеть все это, знайте: вы вошли во владение бобров. (Школьник, 2002)

Такую картину мы увидели, когда ходили на экскурсию. Нам выдалась возможность понаблюдать за жизнью бобров в настоящей действительности. Мы заинтересовались этими животными и решили изучить особенности жизнедеятельности этих животных.

Мы определили цель нашей работы: «Исследование жизни бобров в естественных условиях».

Исходя из данной цели, мы поставили следующие задачи:

1. С помощью дополнительной литературы выяснить особенности внешнего строения и образа жизни бобров.

2. Обследовать ближайшую плотину бобров.

3. Определить образ жизни и рацион питания бобров.

4. Собрать фотографический материал об образе жизни бобра.

5. Разработать рекомендаций  по охране вида.

В своей исследовательской работе мы использовали следующие методы:

  • теоретический метод  (обзор учебной и научно-популярной литературы);
  • метод непосредственных наблюдений;
  • метод ключевых территорий (исследовали и описывали определенные территории)  (Бухвалов, Богданова,  Купер, 1995).

Объект исследования: особенности жизнедеятельности бобров

Структура и объем работы: работа включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение. Объем общей работы 22 страницы компьютерного текста, в том числе содержит 21 фотографию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Особенности жизнедеятельности бобров в окрестностях села Овчинец" »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Овчинская основная общеобразовательная школа





КОНКУРС «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»











ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ БОБРОВ

В ОКРЕСТНОСТЯХ СЕЛА ОВЧИНЕЦ











Выполнили: учащиеся 5 класса

Белозор Мария, Сергеенко Марина,

учащийся 7 класса Школа Александр

Руководитель: учитель географии

Кравченко Ю.В.









Овчинец, 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………..

3 – 4

Глава 1 Бобры. Кто они?


1.1 Внешние особенности боров…………………………….

5 – 6

1.2 Образ жизни бобров………………………………………

6 – 7

Глава 2 Результаты исследований

8 – 15

Заключение…………………………………………………………….

16

Список литературы……………………………………………………

17

Приложение……………………………………………………………

18 - 22
































ВВЕДЕНИЕ

В лесу, неподалеку от реки можно увидеть странную картину: множество поваленных молодых деревьев, с обгрызенными сучьями, стволы и пеньки которых напоминают концы отточенного карандаша. От этого «лесоповала» тянутся к реке протоптанные дорожки. Сама речка перегорожена высокими плотинами из плотно сложенных и скрепленных между собой сучьев. Кто же потрудился над всем этим и для чего сооружены эти странные постройки? Если вам посчастливится видеть все это, знайте: вы вошли во владение бобров. (Школьник, 2002)

Такую картину мы увидели, когда ходили на экскурсию. Нам выдалась возможность понаблюдать за жизнью бобров в настоящей действительности. Мы заинтересовались этими животными и решили изучить особенности жизнедеятельности этих животных.

Мы определили цель нашей работы: «Исследование жизни бобров в естественных условиях».

Исходя из данной цели, мы поставили следующие задачи:

1. С помощью дополнительной литературы выяснить особенности внешнего строения и образа жизни бобров.

2. Обследовать ближайшую плотину бобров.

3. Определить образ жизни и рацион питания бобров.

4. Собрать фотографический материал об образе жизни бобра.

5. Разработать рекомендаций по охране вида.

В своей исследовательской работе мы использовали следующие методы:

  • теоретический метод (обзор учебной и научно-популярной литературы);

  • метод непосредственных наблюдений;

  • метод ключевых территорий (исследовали и описывали определенные территории) (Бухвалов, Богданова, Купер, 1995).

Объект исследования: особенности жизнедеятельности бобров

Структура и объем работы: работа включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение. Объем общей работы 22 страницы компьютерного текста, в том числе содержит 21 фотографию.

ГЛАВА 1 БОБРЫ. КТО ОНИ?

    1. Внешние особенности бобров

Бобры – крупные грызуны, достигающие 30кг. Бобр имеет приземистое тело длиной до 1м, а иногда и более. Очень интересно устроен хвост этого грызуна. Он достигает 30см, а по форме напоминает весло. Посередине хвоста сверху тянется жесткий роговой киль. Волосы на хвосте отсутствуют, их заменяют крупные чешуйки и рассеянные жесткие щетинки. Короткие сильные задние лапы снабжены плавательной перепонкой. Своеобразны и когти зверька – очень крупные, уплощённые и искривлённые. На втором пальце задней лапы коготь раздвоен. Это бобровая «расческа», которой грызун приводит в порядок свою густую шерсть, тщательно приглаживая и расчесывая ее. Мех от светло-коричневого до почти черного. Впереди от анальных желез находятся парные мускусные железы, секрет которой известен под названием бобровой струи. Маслянистым секретом парных анальных желез бобр смазывает мех и защищает его от намокания.

Слух у бобра отменный, хотя маленькие уши едва заметны среди меха. И уши, и ноздри при нырянии плотно закрываются. Глаза бобра тоже невелики и снабжены важным приспособлением – прозрачной мигательной перепонкой, которые при погружении в воду, надежно предохраняют их от травм и позволяют видеть в более плотной, чем воздух, среде. Губы бобра имеют специальные выросты, которые, смыкаясь за выступающими вперед крупными резцами, препятствуют попаданию воды в ротовую полость, в то время как зубы торчат наружу. Такое устройство позволяет животному грызть под водой, не захлебываясь. Щечных зубов 16: по 4 в верхней и нижней челюсти. Коренные зубы обычно не имеют корней, слабо обособленные корни образуются лишь у некоторых старых особей.

Бобры - прекрасные пловцы и ныряльщики. Их роскошный мех, густой, высокий, с сильно развитым пухом, плохо намокает и помогает сохранять тепло и в ледяной воде. Этому же способствует и толстый слой подкожного жира. Большие легкие и печень бобра обеспечивают такие запасы воздуха и артериальной крови, что животное может не появляться на поверхности 10-15 минут, проплывая при этом до 700 метров. (Соколов,1989).


    1. Образ жизни бобров

Бобры живут по берегам медленно текущих речек, а также прудов, озёр, водохранилищ. Для жилища бобры могут рыть в крутых берегах норы с несколькими входами, каждый из которых располагается под водой, чтобы туда не могли проникнуть сухопутные хищники. Если же рытье норы невозможно, бобры строят прямо в воде особое жилище - хатку. Бобровая хатка - это куча хвороста, скреплённого илом и глиной. Высота хатки может доходить до 3 метров, а диаметр до 12 метров. Как и нора, хатка является надёжным укрытием от хищников. Внутри хатки есть лазы под воду и платформа, возвышающаяся над уровнем воды. Дно хатки выстлано корой и травами. С наступлением первых заморозков бобры дополнительно утепляют хатку новыми слоями глины. Воздух проникает через потолок. В морозы над бобровыми хатками видны клубы пара. В самую холодную погоду в хатке сохраняется плюсовая температура и даже если водоём покрыт льдом, полынья под хаткой не замерзает, что очень важно для бобров, ведь запасы еды на зиму, заготовленные зимой, бобры складывают под нависающие берега прямо в воду, откуда потом берут их, когда наступают холода (http://udivitelno.com).

Чтобы вода во время паводка не затопила хатку или, наоборот, водоём неожиданно не обмелел, бобры часто строят плотины. Начинается строительство с того, что бобры втыкают в дно ветви и стволы, укрепляя промежутки ветвями и тростником, заполняя пустоты илом, мхом, глиной и камнями. В качестве опорного каркаса они часто используют упавшее в реку дерево, постепенно обкладывая его со всех сторон строительным материалом. Если плотина где-то начинает пропускать больше воды, чем нужно, бобры тут же заделывают это место. Благодаря прекрасному слуху, бобры безошибочно определяют место, где вода стала течь быстрее (http://udivitelno.com).


Бобр ведет ночной и сумеречный образ жизни. Как только наступят сумерки, бобры выходят на работу. Работают бобры в одиночку, очень редко парами. Сначала бобр надрезает часть ствола, потом обкусывает ствол с другой стороны. За несколько минут он оставляет от дерева лишь тонкий осевой стержень. Мощь зубов бобра очень велика, он может одним движением челюсти перекусить ветку толще нашего большого пальца: срез получается косой и очень четкий, как будто он сделан очень острым ножом. Способен валить деревья толщиной до 1 метра (Соколов, 1989).

Живут бобры поодиночке или семьями. Полная семья состоит из 5-8 особей. Сезон спаривания у бобров приходится на зиму. Детёныши рождаются в апреле-мае и уже через один-два дня могут плавать. В возрасте 3-4 недель бобрята переходят на питание листьями и мягкими стеблями трав, но мать продолжает подкармливать их молоком до 3 месяцев. Подросший молодняк обычно ещё 2-3 года не покидает родителей. В неволе бобры живут до 35 лет, в природе 10-19 лет.

В случае опасности бобры подают сородичам сигнал тревоги ударами хвоста по воде.

Питаются бобры летом листьями и побегами деревьев, травой. Едят цветковые растения, крапиву, щавель. Любимое блюдо — тополь, осина, береза. Из ветвей этих деревьев бобр извлекает только тонкий слой тканей роста, который расположен под корой. Остальное для него несъедобное. Ему приходится заготавливать на зиму много веток, он валит 100-130 деревьев, но ест малую часть того, что заготовит.

Бобры зимой в спячку не впадают, но и пределов своей хатки не покидают. Поэтому они заготавливают большое количество веток, которые хранят в кладовой, прилегающей к жилью. Заготовки веток на зиму они выкладывают, вмуровывая их в ил на дне [Кусто, 1983].




ГЛАВА 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

1 наблюдение. 18 сентября 2014 год.

В сентябре мы пошли на экскурсию к местной реке Важеребке. Когда мы подошли к реке, то увидели около нее очень интересную картину: вокруг лежали деревья, один конец которых был заточен, как у карандаша. Некоторые деревья стояли, но тоже были обточены со всех сторон. Река была перегорожена ветвями. Мы решили, что около нашего ручья поселились бобры. Но где они? Как бы мы не старались вести себя очень тихо, нам увидеть бобров не удалось.

Придя на следующий день в класс, мы долго обсуждали то, что нам удалось увидеть во время экскурсии. У нас возникло много вопросов, ответов на которые мы не знали. Так родилась идея заняться исследованием места обитания бобров.

Изучив соответствующую литературу, мы решили еще раз сходить на место обитания бобров и еще раз внимательно обследовать место.

2 наблюдение. 7 ноября 2014 год.

Когда мы пришли на ручей во второй раз, то заметили, что обточенных деревьев стало еще больше (фото 1). По влажности стружки можно было догадаться, что ночью здесь трудились бобры.

Фото 1 – Обточенное бобрами дерево

Мы стали внимательно осматривать берег, чтобы найти жилище бобров. Мы увидели интересную тропинку - спуск к водоему. Было похоже на то, что бобры спускались в водоем, сидя на своих хвостах (фото 2).


Фото 2 – Спуск, прокатанный бобрами в реку


Удалось сфотографировать следы когтей. Это свидетельствовало о том, что бобры действительно здесь есть. Обследовав место, мы пришли к выводу, что бобры, которые здесь обитают, хаток не строят. Все это говорило о том, что наши бобры на этом ручье первый год. Стали искать нору и нашли на берегу небольшую возвышенность, которую в первый раз посчитали за кочку. Эта возвышенность была вся в ветках и листьях. Мы нашли вентиляционное отверстие, которое выходило из этой норы (фото 3).

Мы еще раз обследовали плотину, которую построили бобры. Обнаружили, что плотина была построена из веток и тоненьких стволов деревьев, обмазанных грязью. Бобры строят плотины, также как и хатки, по-разному. Самая простая – это запруда из грязи, которую животные сооружают через ручей, нагромождая ил мордочкой и лапами (фото 4). А если они живут в местах не один год, то и плотину строят по другому плану: они перекрещивают ветки, одни ветки втыкают в ил, другими переплетают их. Построенная таким образом плотина намного прочнее.


Фото 3 – Вентиляционное отверстие из бобровой норы



Фото 4 – Бобровая плотина 1


Мы увидели на берегу небольшую кучку влажной земли, на которой лежали веточки. Когда мы подошли поближе, то нам стало понятно, что это была норка, которую бобры сверху укрепляли. От этого места мы увидели спуск в водоем и два водных канала, по которым бобры передвигались, чтобы попасть в запруду. Посередине водоема лежала куча веток, это так бобры заготавливали корм на зиму. Но бобров нам увидеть и здесь не удалось.

Удалось выяснить, чем питаются бобры, и, что больше всего они любят осину, черемуху, березу, а также яблоню. Едят они не сами деревья, а кору и слой тканей. В реке мы нашли обглоданные веточки, которые казались будто обструганные ножом (фото 5).

Фото 5 – Объеденные веточки в реке


Очень много интересного нам удалось увидеть и сфотографировать (фото 6 – 11, приложения 1).

На этом наши исследования не прекратились. Мы решили подождать, когда наступят заморозки и посмотреть, как изменится жизнь бобров, когда водоем замерзнет.

3 наблюдение. 9 января 2015 год.

Мы отправились на наше место наблюдения. На улице было уже холодно, шел снег, несколько дней назад был сильный мороз. Когда мы пришли на место, то заметили несколько поваленных деревьев, ветки которых были, как бы отрезанные ножом (фото 12,13).


Фото 12,13 – Поваленное дерево


От сваленных деревьев шла тропинка, проложенная бобрами к реке (фото 14). Мы пошли по следам бобров к водоему. Возле берега водоема мы заметили дыру, похожую на прорубь. По всей видимости, эта дыра была местом выхода бобров на поверхность, но в данное время она была замерзшей (фото 15).

Фото 14 – Тропинка, проложенная бобрами


Фото 15 – Дыра в реке, проделанная бобрами

Мы стали осматривать местность дальше. Лед толстым слоем покрыл речку. Плотины были засыпаны снегом (фото 16). Возле одной из них мы обнаружили следы бобров, которые уходили под корневища большого дерева.

Фото 16 – Бобровая плотина зимой


Мы решили посмотреть норки бобров, которые мы обнаружили осенью. Подойдя поближе к норкам мы обнаружили, что они изрядно засыпаны снегом. Нам удалось найти вентиляционное отверстие, которое выходило из этой норы. Оно было покрыто замерзшими капельками воды. Это говорило о том, что бобры там живут и дышат через это отверстие (фото 17).

Фото 17 – Вентиляционное отверстие из норки

К сожалению и на этот раз нам не удалось увидеть этих удивительных животных. Бобры очень ценят покой. Если им что-то будет мешать – шум, или непрошеные гости, или вторжение в хатку, или что-то еще, – животные покинут данную территорию, а мы этого не хотим. Будем смотреть свой фотоматериал (фото 18 – 21, приложение 2) и продолжим наши исследования весной.


























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги исследовательской работы, можем сделать вывод, что цель, которую мы ставили в начале исследования – достигнута. Мы провели обследование мест обитания бобров в окрестностях водоема. Нам удалось установить, что бобры, которые живут в нашем лесу, строят норки. Вход в норы с воды. Сама нора находится под корнями деревьев, об этом свидетельствуют вентиляционные отдушины, которые нам удалось обнаружить. От норы животные прорывают на случай тревоги, два-три канала. Удалось выяснить, чем питаются бобры, и, что больше всего они любят осину, черемуху, березу, а также яблоню. Едят они не сами деревья, а кору и слой тканей роста, который находится под корой. Выяснили, что бобры строят плотины, через ручьи и реки – это запруда из грязи и ветвей. Убедились в том, что после того, когда водоем замерзает, бобры продолжают выходить на поверхность, используя для этого специальные лазы (проруби), которые делают сами, ломая лед. К сожалению, нам не удалось увидеть бобров. Свою работу мы считаем еще не законченной, нам хочется увидеть самих бобров и понаблюдать за ними. Может нам повезет?


Рекомендации по охране вида

Исчезнувший вид животного восстанавливает свои ареалы. В местах его обитания:

  • строго запрещается разрушать норы, хатки, бобровые плотины;

  • отлов и отстрел допускается только в научных целях;

  • на территории бобров запрещается применять и складировать ядохимикаты, минеральные удобрения и горюче – смазочные материалы;

  • распахивать землю можно только в противопожарных полосах;

  • в плотине нельзя охотиться и ловить рыбу;

  • разрешаются на территории санитарные рубки по специальным нормативам.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бухвалов В.А., Богданова А.В., Купер Л.З. Методы экологических исследований – М.: «Варяг» 1995

  2. Кусто Ж.И. Лососи, бобры, каланы / Ж.И. Кусто — М.: Гидрометеоиздат, 1983

  3. Соколов В. Е. Жизнь животных, Том 7 – М.: «Просвещение», 1989

  4. Школьник Ю.К. Животные. Полная энциклопедия. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002

  5. http://udivitelno.com/ этот удивительный мир























































ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Фото 6 – Норка бобра 2



Фото 7 – Тропинка бобров



Фото 8 – Норка бобров 3



Фото 9 – Бобровая плотина 2



Фото 10 – Бобровая плотина 3



Фото 11 – Хворост возле плотины








ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Фото 18 – Остатки деревьев



Фото 19 – Бобровая плотина зимой


Фото 20 – Следы бобров



Фото 21 – Вход в норку


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Кравченко Юлия Владимировна

Дата: 29.10.2015

Номер свидетельства: 245556


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства