Исследовательская работа "Орнаментальное искусство осетин"
Исследовательская работа "Орнаментальное искусство осетин"
Исследовательская работа "Орнаментальное искусство осетин" представляет интересный материал для проведения внеклассного мероприятия, т.к.орнамент - непривычная нам знаковая система передачи информации с жестко закрепленным значением каждого элемента Каждая линия, фигура, рисунок имели символическое значение. Не является исключением и орнаментальное искусство осетин. Частью любого традиционного орнамента всегда оказываются основные священные символы этнической культуры: образ божественного женского персонажа, Мирового древа, астральных знаков, а также символы преисподней.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Орнаментальное искусство осетин"»
Если вы не будете знать свои корни, своих предков, то вы засохните, как перекати поле и вас понесёт в неизведанную даль, развевая по ветру ваши семена, без племени, без роду…
Орнамент непривычная нам знаковая система передачи информации с жестко закрепленным значением каждого элемента, так как составляющие орнамента - всегда мифологический образ и целый комплекс представлений, с этим образом связанных. Каждая линия, фигура, рисунок имели символическое значение. Не является исключением и орнаментальное искусство Осетии.
Время быстро меняет лицо той культуры, которая не сумела сохранить своего духовного защитника. Прошло чуть больше ста лет, а мы уже не понимаем многого из некогда стройной системы традиционной осетинской культуры. Один из важнейших элементов этой культуры является традиционный народный орнамент, визуально сформировавший универсальную модель мира, напрямую связанную с религиозной символикой народа, его верованиями, веками отражавшимися в сюжетах «священных» орнаментальных узоров. Орнаментальные композиции из поколения в поколение украшали собой особую праздничную одежду осетин, а также их дом, утварь, могильные памятники, т.е. все то, что применялось и отмечалось в ритуальных, свадебных и похоронных обрядах, все то, что сопутствовало человеку всю его жизнь.
Частью любого традиционного орнамента всегда оказываются основные священные символы этнической культуры (мира): образ божественного женского персонажа, Мирового древа, астральных знаков, а также символы преисподней, так как именно они передавали человеку древнюю магико-заклинательную идею плодородия (жизни и смерти, плодоносящего начала), идею благостной энергии солнца, воды, растительности, т.е. того, что так или иначе влияло на повседневную сферу его жизни, вследствие чего и требовало ритуальной обозначенности. Именно в этих сюжетах прослеживаются древнейшие мировоззренческие коды народа - создавшего орнамент, позволяя нам заглянуть в сокровенное, увидеть начальное время и пространство этнического мифа.
Приступая к исследованию осетинского орнамента, удивительного по красоте и символической глубине, стоит прислушаться к высказыванию В.И. Абаева по поводу судьбы осетинского эпоса: «За прошедшие тысячелетия многое было забыто и утеряно, и то, что осетинский народ сохранил до наших дней, есть не более как руины и фрагменты. Но если даже эти руины поражают своей монументальностью и мощью, то можно представить, какое богатство эпического духа и эпического творчества находилось у истоков нартовской эпопеи – в скифо-сарматком мире»
С сожалением приходится признать, что за последнее столетие были безвозвратно утеряны богатейшие пласты традиционной культуры осетин, один из этих пластов орнаментальная культура. Немногочисленная национальная интеллигенция, энтузиазмом которой в начале ХХ века была предпринята работа в этом направлении, после революционных бурь была выброшена за барьер выживаемости. По воспоминаниям большого знатока осетинской традиционной культуры художника Махарбека Туганова, в годы революции в его доме погибли ценнейшие записи фольклора, богатая коллекция национального орнамента, но главное – записанные от информаторов наименования основных орнаментальных узлов. Восстановить утраченное богатство не удалось. В 1932 году художник Аслангирей Хохов издал собранные им осетинские орнаменты. В альбоме было 71 рисунок. Лишь в шестидесятых годах ХХ века была осуществлена публикация уникальной коллекции осетинского орнамента семьи Андиевых.
Орнамент различных видов декоративного искусства осетин глубоко самобытен и существенно отличается от орнаментального искусства других народов. Истоки осетинского орнамента идут от древних культур – Кобанской, Скифо-Сарматской и Аланской.
По мотивам, которые используются в орнаменте, его разделяют на геометрический, растительный и зооморфный.
Геометрический орнамент, как правило, составляют различные абстрактные формы-точки, прямые, ломанные, а также круги, ромбы, звезды, многогранники, кресты, спирали.
Каждая из этих фигур символизирует определенные понятия: ромб-плодородие; круг-солнце, бесконечность мира; треугольник- земное плодородие, обеспеченность, преемственность; в кресте свастике с загнутыми концами –отражался геометрический символ вечного движения солнца сопоставляемый с всадником или конем, а также с веером птичьих голов. Направление движения солнечных лучей разниться в брачной и погребальной орнаментике, оставаясь при этом очистительной силой.
В традиционной культуре осетин растительный орнамент используется для украшения спинок деревянных кресел с трехфазным изображением солярного символа – креста, свастики, круга.
Зооморфный, или животный орнамент – это стилизация фигур, реальных или фантастических животных. Это всевозможные рогообразные завитки ,изображения змей, орлов, грифон. Одним из любимых культовых животных является баран. Будучи жертвенным животным , он олицетворяет собой созидательные силы подателя небесных благ, символ плодородия, но уже мужского начала . Птица в осетинском орнаменте символизировала свет , тепло, весеннее пробуждение, сулила урожай и богатство. Являясь посредником между небом и землей, птица остается важнейшим атрибутом Богини -матери, антропоморфный образ которой заменяется Древом-символом жизни. К земной зоне, к ее порождающим силам относятся и образы земноводных (змей, лягушек).
Представляя собой нижний мир, преисподнюю, они в тоже время воплощают образ Матери-земли, ее энергию.
Изображение Богини-матери в традиционном осетинском орнамент
Древо жизни, в аланском-осетинском орнаменте.
В орнаментальное Мировое древо часто вводились образы птиц и головки змей и драконов, а иногда оно изображалось в виде оленьих или бараньих(турьих) рогов.
Орнаментальная символика Мирового древа вобрала в себе магико – заклинательную, очистительную и охранительную сематику. В его основе лежал культ плодородия, почитания женского плодоносящего начала. Мировая конструкция несла в себе образцы солнца, воды, освященных животных.
Самые первые орнаментальные узоры и мотивы, обнаруженные на территории Осетии, относятся к середине II тыс.до н.э. Они просты по форме – выполнены в виде вдавленных точек, нарезанных параллельных и зигзагообразных линий, штрихов, кружков и спиралей, нанесенных на стенки глиняных сосудов.
Более усложненные мотивы орнамента встречаются на памятниках так называемой кобанской культуры, которая бытовала в районах Центрального Кавказа. Кобанской она названа по названию осетинского села Кобан, где в 1869 году были случайно обнаружены великолепные бронзовые предметы.
Определенные категории вещей, перекликающиеся с кобанской культурой – кинжалы с рукояткой, топоры, фибулы, бронзовые булавки, браслеты, пряжки от поясов, серьги, несколько видоизменившись, дожили до аланского средневековья и даже позднее.
Изделия кобанских мастеров отличаются изящностью изготовления, исключительно высоким качеством выделки и бесспорно имеют художественные достоинства. Из бронзы отливались и различные сосуды, керамика часто украшалась геометрическими узорами.
Керамические изделия кобанской культуры Украшения кобанской культуры
Культура скифов является одной из самых значимых и интересных в Европе. Древние скифы декорировали свои украшения в зверином и флористическом стиле.
Образы насекомых, животных, цветов они переносили не только на серебряные кольца (обручальные), но и на предметы быта, охоты. Они декорировали рукоятки мечей, уздечные наборы, пряжки, ручки зеркал, браслеты изображениями хищных птиц, лосей, козлов и прочих фантастических животных. Животных изображали при помощи литья, чеканки, ковки, резьбы и теснения в невысоком рельефе, на золотых, серебряных, бронзовых и железных изделиях. Нередко такие украшения служили в качестве магических оберегов и являлись символами храбрости, ловкости и силы воина.
Скифский пояс
Следующий после скифского период раннего железного века в степях Евразии, датируемый примерно в рамках III в. до н.э. — IV в. н.э., в соответствии с новыми этнокультурными доминантами может условно именоваться сарматской эпохой.
Переход от скифской к сарматской эпохе ознаменован существенными переменами в материальной культуре и искусстве.
На смену скифскому звериному стилю приходит новое прикладное искусство, более орнаментальное, главным отличием которого было то, что украшаемые объекты служили прежде всего фоном, а не композиционной основой изображений.
Сарматская золотая бляшка - символ Богини-матери. Сарматская золотая бляшка - символ Богини-матери.
Сарматские фалары с солярной символикой Сарматские серебренные псалии
Рукоять cарматского кинжала, Сарматский кинжал I в до н. э.
В Сарматском орнаменте присутствуют как зооморфные образы, так и антропоморфные изображения (крылатые гении и др.), а также растительные мотивы. Изделия из драгоценного металла инкрустировались камнями-самоцветами, стеклом и цветной эмалью.
Сарматский зооморфный золотой браслет
Образный язык аланского орнамента берёт своё начало в скифо-сарматском искусстве. Выполняя декоративную задачу, он в то же время служил обозначением социального и половозрастного положения, родоплеменной особенности, был оберегом и выражал духовную систему народного мировоззрения
Такими устойчивыми элементами аланского орнамента являются
Пряжки и наконечники пояса, найденные у села Брут. Пояс был важной часть снаряжения аланского воина: к нему подвешивалось оружие. Пояс имел не только утилитарное значение, но и указывал на социальный статус владельца. Юноша мог носить пояс только после посвящения в воины.
Украшение знатной аланской женщины
Большинство традиционных орнаментов пережили традиционную культуру своего народа, сохранив ее голоса. Именно таковым является традиционный осетинский орнамент, архаические сюжеты которого прошли свой путь развития, отображаясь особой, образной пластикой передающей своему зрителю разнообразные мировоззренческие коды древнего традиционного социума
Осетинские женщины отличались высочайшим мастерством и вкусом в изготовлении басонных изделий, не имели себе равных в искусстве золотого шитья, которым украшались как праздничные платья, так и мелкие вещи – кисеты, коробочки, мешочки для рукоделия, подчасники, футляры, кошельки, плетенные из золотых ниток шнуры для часов и пистолетов. Вышивали главным образом золотыми, серебряными, шелковыми (реже – шерстяными) нитками. В вышивке применялись: канитель двух цветов – золотая и серебряная; золотые, серебряные, зеленые и синие блестки различной формы (пæратæ); бисер разных цветов (хæрдог). Для аппликации главным образом применялась кожа, а реже – сукно, шелк и войлок.
В случае необходимости вышивальщица из золотых, серебряных и разноцветных шелковых ниток сама, вручную, плела тесьму или шнур (быд), которые в зависимости от способа плетения были плоскими (тъæпæнбыд) или круглыми, вернее – четырехгранными (тымбылбыд). Из плоского шнура делали пуговки, а из круглого – петли для черкески, бешмета и верхних мужских рубашек.
Галунами (хæрдгæуафгæбыд, алдымбыд) украшались как женские, так и мужские головные уборы и одежда. Из галуна делались также портупеи, шнуры для пистолетов, ими украшались ноговицы, чувяки, мягкие сапоги.
Особенно богато украшались золотым шитьем праздничные женские национальные костюмы, которые являлись одновременно и свадебными. Одежда украшалась различными орнаментальными композициями, выполненными золотыми или серебряными нитками. Интересно отметить, что золотое шитье в одежде широко применялось еще сармато-аланами и часто обнаруживается археологами в их захоронениях.
Традиционная осетинская женская шапочка
Женская (девичья) шапочка проявляет себя в костюме как автономный символический элемент. Мы обнаруживаем здесь и зону «верха» (солярный знак, Древо, растеневидный узор), и «низа» (земноводные животные, образ Богини), и птицу – медиатор вертикали мира, и обязательную ориентацию по его горизонтали.
Важнейшим элементом праздничного осетинского женского платья были отдельные нарукавные подвязки-лопасти, имитировавшие в движении и танце символику образа крылатой Богини. Скрывая кисти рук, подвязки подчеркивали престижный социальный характер женского костюма. Украшавший их орнамент носил все тот же вегетативный символизм, приводя весь образ осетинской женщины к священному образу Богини Матери-земли (осетинской Дзерассы). Костюм носили с поясом, серебряные пряжки которого прикреплялись к галунам. Встречались пояса, целиком сделанные из серебра, орнаментированные линейными или растительными узорами и украшенные разноцветными камнями.
Мужской национальный костюм (праздничный) в меньшей степени, но тоже украшался золотым шитьем, галунами, тесьмой и т.п. Орнаментировка и украшения мужского костюма были выдержаны в более строгих тонах, допускалась лишь кожаная аппликация на мягких голенищах сапог и на поясе Исключение делалось лишь для детского костюма, который во всем остальном (и для девочек, и для мальчиков) в точности повторял взрослый, отличаясь лишь размерами.
Орнаментированный мужской башлык
Детский национальный костюм
Орнаментация осетинских мужских сафьяновых чувяк
Говоря о традиционной осетинской культуре, невозможно не обратиться к жизни удивительной мастерицы, последней хранительницы знаний осетинского орнамента – Аминат Чехоевой, творчество которой стоит в одном ряду с самыми выдающимися народными художниками своего времени.
Основная заслуга Аминат Чехоевой состоит в том, что на основе традиционных форм она сумела создать свои узоры и композиции, обогатив тем самым его арсенал, но, не нарушив при этом древнюю, заложенную в орнамент, сакральную символику.
Аминат Чехоева внесла неоценимый вклад в сокровищницу одного из древних и традиционных видов народного творчества осетин – орнаментального искусства. В ее искусстве, глубоко национальном по своему характеру, отражается уровень изобразительного мастерства всего народа. Творческое наследие ее тем более ценно, что тайны искусства, которому столь беззаветно служили она и другие мастера, вместе с их уходом были утеряны безвозвратно.
В завершении работы хотела бы привести слова известного искусствоведа и исследователя-
путешественника К. Вермана, который сказал про археологические находки разных стран: «Все эти бронзовые предметы, извлеченные из земли по прошествии трех тысячелетий, в настоящее время наполняют собой доисторические коллекции разных стран и, несмотря на то, что их покрывает черновато-зеленая или синеватая ржавчина, еще гласят понятным для нас языком о вкусе и искусстве давно прошедших времен»