Исследование и обобщение опыта работы по проблеме: «Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях оригами».
Исследование и обобщение опыта работы по проблеме: «Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях оригами».
Развитие творческих способностей у детей – одна из основных задач, которые ставит перед собой дополнительное образование.
Развитие творчества в любой деятельности проходит три стадии.
1. Обучение практическим действиям (прежде, чем творить, нужно научиться).
2. Проявление первых шагов творчества в момент автоматизации действий.
3. Момент активного самовыражения.
Приемы обучения, направленные на развитие творчества у детей в оригами, постепенно вводят их в активную самостоятельную деятельность по созданию своих фигурок и оригинальных композиций. Но процесс этот длительный и трудный для детей, с этим не надо торопиться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследование и обобщение опыта работы по проблеме: «Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях оригами».»
Исследование и обобщение опыта работы по проблеме:
«Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях оригами».
Развитие творческих способностей у детей – одна из основных задач, которые ставит перед собой дополнительное образование.
Развитие творчества в любой деятельности проходит три стадии.
1. Обучение практическим действиям (прежде, чем творить, нужно научиться).
2. Проявление первых шагов творчества в момент автоматизации действий.
3. Момент активного самовыражения.
Приемы обучения, направленные на развитие творчества у детей в оригами, постепенно вводят их в активную самостоятельную деятельность по созданию своих фигурок и оригинальных композиций. Но процесс этот длительный и трудный для детей, с этим не надо торопиться. Только к концу первого полугодия можно добиться самостоятельных проявлений.
Ступени творчества проявляются так:
На первой ступени развития детского творчества предлагаю делать такие задания:
А) Варианты применения и изменения классических фигурок.
Вот какие варианты классического стаканчика в его использовании предложили дети. Оказывается, он может быть сумочкой, шапкой, стаканчиком для сыпучих предметов и рассады, настенным кармашком, пакетиком для семян, поросенком, индейцем и даже ступой Бабы Яги. Все это оформлялось в соответствии с назначением предмета;
Б) Варианты украшения классических фигурок и применения их в коллективной работе. Можно по сказкам «Теремок», «Колобок», «Аквариум», «Народные ремесла» и т.д.;
В) Внесение незначительных изменений в классическую фигурку: поворот шеи, складки крыльев, изменение хвоста и тому подобное. Получились такие разные фигурки, что мы не нашли одинаковых.
Вторая ступень:
А) Преобразование знакомой фигурки в другую, похожую, но имеющую отличительные особенности. Например, курицу в петуха, ворону в попугая или пингвина;
Б) Проявление самостоятельности в решении знакомых элементов задач. Например, при изготовлении красной шапочки детям был дан частичный показ: как разделить треугольник на три части, показан поворот уголков кверху, а остальное додумывали сами. Так самостоятельно дети собрали, кто елочку, кто волшебный цветок, а кто и декоративный коврик и т.д. Работы получились яркие, красочные и все разные;
В) Когда у детей сформировались первичные навыки в складывании, они уже сами начинают проявлять элементы творчества. Об этом говорят домашние работы, которыми дети охотно делятся, т.к. старания ребят поощряются фигурками более сложными, сделанными мною заранее. Выполнение домашнего задания является площадкой для проявления сотворчества детей и взрослых.
На третьей ступени развития творчества используются следующие задания:
А) Задания на занятии и дома на придумывание своей фигурки на пройденной базовой форме.
Б) Конкурсы, выставки и игры соревновательного характера на третьем этапе способствуют проявлению самостоятельности и творчества, т.е. пробуждают детей к сочинительству (изобретательству).
Если рассматривать конкурсы, проведенные в последнее время, то на «Рождественских святках» все дети делали себе маски, в основе которых лежали модули из известных базовых форм. Практически ни одной маски не повторилось. Получился целый карнавал из масок животных, птиц, литературных героев и героев мультфильмов. Было очень трудно выбрать лучшие работы, так хороши и индивидуальны были эти работы. Остались довольны все, и взрослые, и особенно дети. Еще один яркий пример творчества – это проводимый в конце учебного года «Парад шляп». Это праздник с демонстрацией совершенно необычных головных уборов, выполненных в технике оригами. На занятии дети изготавливают шляпы из квадратов большого размера (из обычной или оберточной бумаги). Самостоятельно подбирают схему-основу, в соответствии со своим замыслом, придумывают изменения и дополнения, подбирают цветовое решение, детали и украшения, название своей работе. В конце задания дети защищают свой проект и демонстрируют на себе свой эксклюзивный шедевр. Призы вручаются за лучшие работы в номинациях за самую оригинальную, за придуманную полностью самим автором, за самую яркую, самую красивую и самую большую.
Самые красивые и интересные шляпы были продемонстрированы детям из других объединений. Обычно в таких праздниках принимают участие все дети, занимающиеся оригами.
Кроме этого, традиционными оригамскими праздниками – конкурсами творческих работ детей являются: «Бал цветов» к 8 марта, «Оригамский карнавал» в конце учебного года и т.д.