kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа " Прялка как неотъемлемый атрибут быта женщин прошлого века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по краеведению "Прялка как неотъемлемый атрибут быта женщин прошлого века"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа " Прялка как неотъемлемый атрибут быта женщин прошлого века"»

Муниципальное казенное учреждение  «Центр информационно-методического обеспечения муниципальных образовательных учреждений»

Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия

 





Районный конкурс учебно-исследовательских, проектных и поисковых работ

среди учащихся общеобразовательных учреждений

Лямбирского муниципального района

«Юный исследователь»





Исследовательская работа

"Прялка как неотъемлемый атрибут быта женщин прошлого века"

Направление: краеведение










Выполнила: ученица 9 класса

Киселева Кристина

Руководитель проекта:

Семенова Татьяна Алексеевна,

учитель истории









Лопатино 2024 г.

Информационная страница

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лопатинская основная общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия.







Ф.И.О руководителя школы:

Татарова Оксана Ивановна





Почтовый адрес школы:

431515 Республика Мордовия Лямбирский район

с.Лопатино, ул. Центральная, д. 7.

телефон 2-66-51.



Ф.И участника: Киселева Кристина Сергеевна - ученица 9 класса



Ф.И.О руководителя: Семёнова Татьяна Алексеевна

Телефон: 89876836009













Аннотация

Проектно-исследовательная работа на тему «Прялка как неотъемлемый атрибут быта женщин прошлого века». Состоит из 20 страниц, 4 источников.

Ключевые слова: прялка, веретено, традиции, обряды, домашняя утварь.

Данная работа выполнена в рамках исследования материала о прялке, для пополнения запасов школьного краеведческого музея, для проведения внеклассных мероприятий в школе по народным традициям, для уроков краеведения, «ИКМК», изобразительного искусства, истории.

Все цифровые данные обработаны на ЭВМ. Данная работа предназначена для развития творческих способностей. Нацеливает на самостоятельную исследовательскую деятельность.


Руководитель работы /Семенова Т.А./



































Содержание



Введение……………………………………………………………………………………........ 5

Что такое прялка?..........................................................................................................................6

История прялки……………………………………..……………………………………………7

Виды прялок. Устройство прялки……………………………………………………………..10

Прядение………………………………………………………………………….......................11

Обычаи, связанные с прялкой ……………..………………………………………………….11

Роспись и украшение прялки…………………………………………………………………..13

Бабушкина прялка……………………………………………………………………………....14

Пословицы, поговорки, стихи о прялке………………………………………………...……..15

Заключение………………………………………………………………………………...……16

Терминологический словарь…………………………………………………………………...17

Список литературы………………………………………………………………………...….. 18























Введение.

Коса звенела и косила травы,
Не сомневаясь, что имеет право!
А прялка - колесом своим вертела,
Пряла кудель исправно, как умела...

Древнейшим и простейшим приспособлением для производства пряжи была ручная прялка, состоявшая из веретена, прялицы и собственно прялки. (Приложение 1)

Несмотря на всю простоту прялка была удивительным завоеванием человеческого ума. Три операции: вытягивание, кручение и наматывание нити. Со временем в этом процессе ничего не изменилось, только выполнять эти операции стали машины.

Давным - давно прялка была в каждой семье, да и не одна. А как удивительно красивы эти простейшие орудия прядения: резные, расписные!

Вот и в нашей семье есть такая вещь. Ещё прабабушка – Дюндик Екатерина Гордеевна пряла на ней. Я всё время удивляюсь, когда моя бабушка достаёт свою прялку, привязывает кудель, садится и каким-то волшебным образом начинает закручивать нить на веретено — так красиво, так складно у неё выходит (кудель — пучок шерсти, волокна льна).

Актуальность. Народные ремёсла хранят вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. Одним из таких ремесел является прядение. Веретено и прялки – незаменимые спутницы крестьянских женщин на протяжении всей жизни. Актуальность исследования обусловлена особым местом, которое занимала прялка в жизни человека традиционного общества.

Цель исследовательской работы: узнать, какое значение имела прялка в жизни женщины, ее обрядовые функции;

собрать как можно больше материала о прялке родного села для пополнения запасов школьного краеведческого музея, для проведения внеклассных мероприятий в школе по народным традициям, для уроков краеведения, «ИКМК», изобразительного искусства, истории.

Задачи исследования:

-изучить развитие прядения;

- проследить, как изменялась прялка во времени;

- собрать как можно больше интересных сведений, связанных с прялкой, а это пословицы, суеверия и различные обряды;

- найти мастеров - умельцев прядения, живущих рядом с нами.

Для достижения целей и задач изучила уже имеющуюся литературу, письменные источники. В моей работе отражен материал, который я узнала от своих родителей, бабушки, из периодической печати.

Объект исследования: прялка как феномен народной культуры.

Предмет исследования: конструкция прялки.

Методами моего исследования являются:

- опрос населения с. Лопатино ( уроженки с. Лопатино- Машкова А.П. и Евстратова Н.С.);

- анализ научной литературы по истории возникновения прядения древних славян, начиная с XI-XV века;

- анализ статей и очерков о народных промыслах с XV-XXI в.

Гипотеза: предполагаю, что мои односельчане свято чтут и берегут старинную утварь, культурные традиции предшествующего поколения.


Что такое прялка?


Прялка - приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью. (Ожегов Сергей Иванович «Словарь русского языка», 1972.)

Прялка – простейшее приспособление для ручного прядения. Традиционные русские прялки использовались преимущественно для обработки растительных волокон – льна и конопли. Прялку вырезали из цельного ствола дерева; она состояла из лопатки (плоского гребня, к которому привязывали кудель или пеньку), ножки и донца (основания, одновременно служившего противовесом и сидением для пряхи). Прялка считалась ценной домашней утварью и передавалась из поколения в поколение. Лопатку и ножку (а иногда и донце) обычно покрывали резьбой или росписью. В русских деревнях этот инструмент использовался до начала XX в., и лишь в 1930-е годы был вытеснен прядильными машинами.

В ходе своей исследовательской работы я взяла интервью у жительниц нашего села Машковой А.П. и Евстратовой Н.С. из их рассказов я узнала много интересного и нового о процессе прядения.





Из рассказа Машковой А.П.

Веретёна изготавливали из сухого дерева, предпочтительно из берёзы. Длина веретена могла колебаться от 20 до 80 сантиметров. Один или оба конца его заострялись.

Чтобы нить не рвалась, была длинной, на веретено надевали пряслице – маленький грузик с отверстием. На верхнем конце иногда устраивалась «бородка» для завязывания петли. Кроме того, веретёна бывают «низовые» и «верховые», смотря по тому, на какой конец деревянного стержня надевали пряслице – глиняный или каменный просверленный грузик.

Скрученная нить затем подматывалась на веретено и захлестывалась петелькой на его верхнем конце, чтобы не разматывалась и не соскакивала.

Любопытно, что пальцы левой руки, дёргающие пряжу, как и пальцы правой руки, занятые веретеном, приходилось всё время смачивать слюной.

Из рассказа Евстратовой Н.С.

Раньше люди старались делать своими руками всё, что нужно для жизни. Детей приучали к труду с детства. Девочки с 5 лет начинали прясть пряжу. Самую первую спрядённую нить торжественно сжигали, а пепел давали девочке выпить с водой, чтобы она стала искусной мастерицей.

Прозвища «непряха» и «неткаха» для девочек, которые не умели прясть и ткать, считались очень обидными. Шить и вышивать раньше умели все женщины и девушки как из простых семей, так и из боярских и царских. С 9 лет девочка начинала готовить себе приданое. Хорошая невеста должна была сшить наряды себе, рубашки для жениха, выткать пояса для будущей родни мужа. Одних полотенец нужно было приготовить до 80 штук.

Об одной из прялок народом сложена загадка, которую современной молодёжи уже не разгадать: «На липе сижу, сквозь клён гляжу, берёзой трясу»

История прялки.

Чтобы полностью понять смысл этого орудия труда в истории нашего народа, необходимо проследить, как менялся внешний вид прялки у нас и во всем мире с течением времени. И то, как она постепенно трансформировалась, становясь полностью автоматизированной.

Как же выглядела прялка с самого начала? Поначалу пряжу просто скручивали, это считается наиболее ранним прообразом прядения. Потом было изобретено веретено, а чуть позже и прялка. Процесс изготовления пряжи стал непрерывным и значительно ускорился. Сначала прялки имели ручной привод, а вскоре они начали приводиться в действие ножным приводом.

С помощью такой прялки уже можно было контролировать качество пряжи и толщину нити, но эти параметры еще и зависели от самой овечьей шерсти. На качество пряжи влияло то, какая была овца и даже в какой период она была пострижена. Например, более мягкая шерсть получалась от овцы, постриженной зимой.

История трансформации прялки начинается именно с изобретения веретена. Несколько тысячелетий она просуществовала именно в таком виде. Процесс был сложным и трудоемким и состоял из большого количества однообразных движений. Это были вытягивание, скручивание и наматывание. При низкой производительности трудозатраты были очень велики и руки быстро уставали.

Такие прялки сохранились в большом количестве, и сейчас их можно найти практически во всех музеях истории и народного быта. Это связано с тем, что приспособления были максимально простыми, и их могли себе позволить даже самые бедные люди. А в Древнем Риме была изобретена прялка, которая и стала существенным прорывом.

Теперь это процесс выглядел несколько по-другому. Прялка имела большое колесо, которое в действие прядильщица приводила при помощи правой руки посредством специальной ручки. Второй рукой она вытягивала прядь из пучка волокон и направляла к веретену. При поднесении наклонно прядь скручивалась в нить, если это делалось под углом, то она наматывалась.

В 1530 году Юргенсом из Брауншвейга была изобретена самопрялка. Вместо ручки, она приводилась в действие ножным приводом. Для работы освобождались обе руки, что существенно ускорило и упростило весь процесс. Работа выглядела следующим образом. Наглухо были соединены веретено c рогулькой. Их в действие приводило нижнее большое колесо, которое было соединено с укрепленным на веретене блоком.

На одном из концов катушки, которая надевалась на веретено, был укреплен маленький блок. Оба блока запускались одним колесом, а из-за разницы в диаметрах имели и разную скорость вращения: катушка вращалась быстрее, чем рогулька и веретено. Это приводило к тому, что на катушку наматывалась нить со скоростью, равной разнице между скоростями веретена и катушки. Прядильщица вытягивала из пряслицы волокна и немного их закручивала, а после направляла на ось веретена. После прохождения рогульки нить наматывалась на катушку.

В сравнении с ручной прялкой самопрялка все три основных действия: скручивание, вытягивание и наматывание нити — позволила делать одновременно. С этого момента процесс прядения получил частичную механизацию. Один только этап его необходимо было делать вручную — несколько закручивать. В 1735 году Джоном Уайтом был изобретен вытяжной прибор. Он состоял из пары вращающихся валиков, и для него можно было использовать только подготовленный материал. Предварительно волокна хлопка укладывались один к одному и вытягивались.

Последний процесс со временем также был механизирован. Была изобретена чесальная машина, которая состояла из цилиндра с крючками и желоба, а волокна хлопка пропускались между ними. В 1741 году Джон Уайт полностью собрал первую механизированную прядильную машину. Однако она имела значительные размеры и цену, поэтому широкого распространения не получила.

Свою нишу в истории прялки заняла изобретенная Харгвисом прядильная машина, которую он назвал в честь своей дочери «Дженни». Она имела восемь вертикальных веретен. Вытяжного валика в ней не было, а вместо него — пресс из двух деревянных брусков. Поэтому в ней был один важный недостаток: нить получалась довольно слабой, и чтобы ее как-то усилить, приходилось добавлять нить льна.

На основе этой машины была изобретена, как сейчас считается, самая удачная машина Аркрайта. Она имела некоторые части от предшественниц. Вытяжной механизм Уайта и наматывающе-крутильный Юргенса. Процесс прядения на этой машине был полностью автоматизированным. Прядильщику оставалось только следить за тем, чтобы материал подавался в машину.

Крепость нитей была достаточной, чтобы не нужно было добавлять лен. Машина Аркрайта получила название «ветромашина», так как имела высокую скорость и давала возможность непрерывной работы. Но нить, которую давала эта машина, была довольно грубой хоть и крепкой. В отличие от тонкой хрупкой нити, которую получали при помощи машины «Дженни».

Чтобы найти золотую середину, Кромптон создал свою мюль-машину. Она и внесла последнее слово в историю создания современной универсальной прядильной машины. Она включала вытяжное устройство в виде валиков и специальную каретку, которая ходила взад-вперед и с помощью которой переключались веретена.

Параллельно с развитием самой машины развивался и привод. В какой-то момент в качестве тяговой силы были использованы ослы. Им на смену пришли паровые двигатели, которые потом сменились электродвигателем. Электродвигателем были снабжены не только прядильные машины, используемые в промышленности, но и бытовые прялки.

Виды прялок. Устройство прялки.

1 Прялка — донце. (Приложение 2)

Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывают кудель и горизонтальное донце, где сидит пряха.

Цельные

Составные

Делаются из корня и ствола берёзы или ели.

Состоят из двух деталей.



2. Самопрялка.(Приложение 3)

Появилась в Индии, затем в России, уже в 19веке. Состоит из доски, установленной на ней цилиндром с горизонтальным закрытым веретеном. Скорость прядения на самопрялке быстрее.

Русские

Чухонки

Стояки. Колесо располагается перпендикулярно к полу.

Лежаки. Колесо располагается под углом.



Устройство прялки.

Гребневые

С лопастью

Эти прялки бытовали в центральных, южно-русских губерниях и в Поволжье.

Эти прялки бытовали на севере,

а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири и на Алтае.



Донце вырезали из осины или липы, гребень делали из твёрдых пород, чаще всего из клёна, ну а веретено из берёзы.

Типы прялок сложились в далёкие времена. В каждом районе была своя форма прялки и свои приёмы украшения.

Вырезать веретено — большое искусство: резчик или токарь должен был придать форму такую, при которой веретено на весу занимало бы строго вертикальное положение. Резчик украшал его резными желобками и поясками.

Прядение.

Прялка предназначена для прядения шерсти. Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку.

Пряжа от первых старинных прялок получалась разной по качеству и толщине. Это зависело от породы овец, в какой период времени года была пострижена овца и от многих других факторов. Как выполнялся весь процесс прядения? Правой рукой приводили в движение большое колесо, а левой рукой вытягивали прядь и подносили к веретену. В зависимости от угла наклона пряди к веретену происходило закручивание или наматывание пряди.

Славяне и финно — угорские народы Восточной Европы: прядущие тянут нить из кудели левой рукой, а правой вращают веретено. На Кавказе и Средней Азии поступают наоборот. Во время прядения пели, а чтобы не пересыхало во рту славянская пряха ставила подле себя в мисочке кислые ягоды: клюкву, бруснику, рябину, калину и др. Прядение продолжалось весь осенне — зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. Нить должна быть тонкой, прочной, без узелков.

В избушке, распевая дева,

Прядёт, и зимних друг ночей,

Трещит лучинка перед ней.- писал А.С Пушкин.

Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Первую свою прялочку крестьянская девочка получала к семи годам от отца; став невестой — вторую, заказанную у мастера; от мужа — третью. Поэтому прялка была не просто инструментом женского труда, но даром в знак любви и уважения. Чтобы приготовить себе приданое, девочка садилась за прялку в 6-8лет.

Обычаи, связанные с прялкой.

На Рождество или на все Святки прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан, чтобы их духи не заплевали. Прядение является функцией некоторых мифических персонажей, а прялка связанной с тем светом. По верованиям восточных славян, нечистая сила (кикиморы, домовой, русалка и др.) прядёт тогда, когда прялка оставлена на ночь или на праздник с неоконченной куделью или на благословения. Оставляя прялку на ночь, произносили оберег: «Хозяюшко домовой, не трогай моей прялочки, пусть она тут лежит”, а веретено убирали.

Сама прялка воспринималась как атрибут нечистой силы. Верили, что по старому обычаю, девушка, когда спрядёт первый клубок, должна его сжечь, тогда она будет хорошо прясть всю жизнь. Также девушки верили, что если недопрясть кудели накануне Рождества, то прялка придёт за ними в церковь при венчании или придёт за ними на праздник, будет пугать, танцевать рядом. Верили, если ночью привидится кикимора с прялкой на лавке, то быть в той избе покойнику. Если ударить прялкой девушку, то ей попадётся плохой муж или плохие свёкор со свекровью, а, если ударить прялкой ребёнка, то он заболеет. Мотив прядения отражён в религии. На Крайнем Севере был обычай — парень, написавший на прялке девушки своё имя, обязан был жениться на ней. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.

В последний день Масленицы женщины катались с гор на донцах прялок. Чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, когда ребёнок не спал по ночам, делали из лучины веретёнце и прялку, клали их у изголовья. Прялка служила оберегом для девочки.

Существовали также гадания и магические обряды, связанные с прялками:

- Пряли две нити наоборот, одну для жениха, а другую для невесты, и пускали на воду; если нити сходились, значит, свадьбе быть, если нет — значит, не судьба.

- На Троицу нить пускали по воде и смотрели, утонет она или поплывет; если поплывет — судьбой дана жизнь, если утонет — смерть.

- Лучину втыкали между половиц и обвивали пряжей изо льна. Потом пряжу поджигали и смотрели: куда склонится — оттуда считалось и жених будет.

- Пояс из пряжи клали у порога церкви; и как зовут человека, который первый переступит порог, так будут звать и жениха.

- На свадьбах пряли нить, которой связывали молодых на долгую и счастливую жизнь.

- На невесту в бане надевали пояс из пряжи. По числу узлов на поясе «программировали» число сыновей, которые у нее родятся.

- По количеству узлов на нитке, которой перевязывали пуповину, определяли, сколько еще детей родится.

- В колыбель новорожденного клали: для девочки пряльце, а для мальчика лучок для отбивки шерсти. В некоторых краях было принято подвешивать предмет, относящийся к прялке, например, веретено или ножницы, около колыбели младенца, чтобы отвлекать от ночных духов.

- Клубок ниток бросали через порог нового дома, чтобы прочно связать его с судьбой новых владельцев. Входили в дом по старшинству, держась за нить.

Как видно, прялка занимала в жизни женщины тех времен практически ключевую роль. Именно поэтому они сейчас и настолько ценятся как антикварное произведение. Каждая прялка имела свою историю, которая длилась многие годы. Она была свидетелем рождений и свадеб, любви и ненависти, самых важных моментов в жизни каждого человека.

Роспись и украшение прялки.

Исстари народ любил всё яркое, красочное, расписное. Расцвечивались яркими узорами посуда. Украшались росписью лошадиная сбруя и дуги, хомуты и топоры, сани и грабли. Радовали глаз расписные детские колыбельки, мебель, даже стены и потолки. Но особое место — прялки.

Пожалуй, ни одно орудие крепостного труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцем), расписные (даже по торцам), гребневые, теремковые, светлые и тёмные, детские и взрослые прялки, - пряслины, - пряслины всех уголков России. Конечно. такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал монотонный труд. Все росписи по дереву пришли к нам с прялок.

Раскрашена розовым прялка,

Дощечка сухая темна.

Стучит деревянная прялка

Старуха сидит у окна.

Я. Смеляков

На прялках изображались птицы, животные, цветы, сцены из жизни — охота, катание с гор и др. Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа: «Кого люблю того дарю», советы и поучения: «Пряди, прялку береги, да отца бога моли». Или вот такие: «Пряди моя пряха, пряди не лянися», или тут же можно было прочесть лукавый ответ: «Я бы рада пряла, меня в гости звали»

Веретено тоже украшалось. Пояски раскрашивались разными яркими красками: красной, жёлтой, зелёной.

Каждой области России своеобразна своя роспись прялки, характеризующая природу края, труда людей и их занятий. Над прялкой трудились сразу два мастера: один вырезал, другой украшал росписью. Ни одна из прялок не похожа на другую. Каждая наделена индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.

Бабушкина прялка.

Прялка, которая хранится в нашей семье и которая принадлежала моей прабабушке - Дюндик Екатерине Гордеевне, от времени поблёкла и местами потёрлась. Она сделана из цельного дерева, на наш взгляд, из ели. В высоту составляет 63 см. Ширина вертикальной части – 24 см. Несмотря на свой солидный возраст (почти сто лет) и изношенность, она привлекает своей внешней красотой. (Приложение 4)

Как попала прялка в семью, к сожалению ни мои родители, ни бабушка не помнят. Но из бабушкиного рассказа я поняла, что ее изготавливали «знающие люди». Процесс начинался с заготовки дерева. Считалось, что далеко не каждое дерево пригодно для ее изготовления. Неправильно выбранное дерево могло принести несчастье для ее владелицы. Дерево, предназначенное для изготовления прялки, должно быть обязательно «живым». Непригодными считались деревья, у которых на коре имелась выпуклость, сучья которых растут вдоль ствола, также деревья с двумя вилкообразными вершинами (существовало поверье, что у них «два сердца»). После выбора дерева, наступало время его заготовки. Обычно это делалось зимой, в морозный день, когда дерево спит, чтобы не навредить «душе», затем приступали к изготовлению и украшению прялки. Из чего изготавливали прялку?

Из ствола осины или липы вырубали лопасть, а из корня – донце, также для изготовления применяли сосну и ель.

Жизнь Екатерины Гордеевны была нелёгкой. Очень рано потеряла мужа, воспитала одна троих сыновей. Как вспоминает моя бабушка (Наталья Борисовна Киселева), Екатерина Гордеевна очень любила свою прялку, часто коротала за работой вечера. Без прялки невозможно представить быт русского человека. Прялка была и орудием и оберегом. При помощи прялки получали нити, которые затем использовали для изготовления одежды.

Я надеюсь, что тоненькая ниточка, тянущаяся от нашей старенькой прялки, накрепко свяжет наши поколения и никогда не оборвётся! А мы будем хранить, и беречь не только прялку, но и приятные воспоминания о нашей любимой, старенькой, прабабушке Екатерине.

Пословицы, поговорки, стихи о прялке.

Многие поэты воспели прялку как олицетворение русской крестьянки сумевшей, несмотря на тяжёлую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту и терпение.

Уж ты, прялица — кокорица моя,

Скоро вынесу на улицу тебя.

Буду прясти — попрядывати.

Малых деточек поглядывати. -

пели северянки во время работы.



Пряла лён, пряла лён,

Да льняное волокно.

Приходи ко мне, милёночек,

С тальянкой под окно.

Пословицы

У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.

Прялка не бог, а рубаху даёт.

На осине сижу, сквозь клёну гляжу, берёзу трясу.

Какова нить, такова и жизнь.

От кикиморы не дождёшься прялки.

Прялка не волк — в лес не убежит.

Не напрядёшься зимою, нечего будет ткать летом.

Не ленись прясть, хорошо оденешься.

Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь.

На старое глядят — новое творят.

Пряха

В низенькой светёлке

Огонёк горит,

Молодая пряха,

Под окном сидит.

Молода, красива,

Карие глаза,

По плечам развита

Русая коса.

Русая головка,

Думы без конца…

Ты о чём мечтаешь,

Девица – краса?

Заключение.

Тема моей работы носила исследовательский характер. В результате, я выяснила: какой была прялка. Узнала, что собой представляет прялка села Лопатино. Сравнивая, чем занимались в старину и в настоящее время, нельзя не отметить, что предметы быта претерпели многие изменения. Прялка стала электрической и молодым людям удобнее шерстяную вещь приобрести в магазине, чем связать. Но все-таки приятно надевать носочки и варежки, связанные заботливыми бабушкиными руками, которые согревают в любые холода.

В результате своего исследования я пришла к выводу, что, собирая и изучая предметы народного искусства нашего села, мы узнаем много интересного о жизни наших бабушек и дедушек.

Подводя итоги исследования, следует отметить, что прядением в наше время занимаются люди преклонного возраста, представители того поколения, когда ручной труд и домашнее производство играли важную роль в домашнем хозяйстве.

Ручная прялка должна послужить одним из первостепенных очень ценных и своеобразных объектов в изучении народного бытового искусства.

Народное искусство, подобно обычаям и обрядам, зарождается, течет и претерпевает формальные изменения крайне медленно, с великой постепенностью, и основной формальный характер его теряется в глубокой древности. Обозначить на этом формальном фоне искусства те точные и четкие признаки, которые позволили бы датировать народное искусство хотя бы по полустолетиям, есть необходимейшая и сложная задача будущей истории русского народного бытового искусства. В настоящее время при ее беднейшем, неразвитом состоянии исследователь какой-нибудь одной группы предметов народного быта и искусства не может с достаточной полнотой и надежной точностью установить желательную ему хронологическую постепенность в развитии форм и декораций того или иного предмета.

Ручная прялка является образцом взаимопроникновения культур разных народов и передачи жизненных традиций и обычаев из поколения в поколение.

Велик и вечен народ, который помнит свое прошлое и чтит своих предков!



Терминологический словарь

Веретено — резная палочка на которую наматывается готовая нить.

Прялица - этопря́лица. ж. местн. то же, что прялка.

Прялка - приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью. (Ожегов Сергей Иванович «Словарь русского языка», 1972.)





Список литературы.

1.Мильчик М.И. По берегам Пинеги и Мезени. – М.: Искусство, 1971.

2. Народный костюм и современная молодёжная культура. – Сборник статей. – М., 1999.

3.Тимофеева Л.Ф. Крестьянская роспись мастеров Борка. – Архангельск, 2004.

4. Интернет – ресурсы.







































Приложение№1

Ручная самопрялка



Приложение № 2 Приложение№3

Прялка-донце Самопрялка





Приложение №4

Прялка прабабушки – Дюндик Екатерины Гордеевны





20




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа " Прялка как неотъемлемый атрибут быта женщин прошлого века"

Автор: Семенова Татьяна Алексеевна

Дата: 20.09.2024

Номер свидетельства: 656487


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства