kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа «КОЛОДЕЦ – ЖУРАВЛЬ - СИМВОЛ ДЕРЕВНИ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа  по краеведению " Колодец-Журавль- символ деревни"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «КОЛОДЕЦ – ЖУРАВЛЬ - СИМВОЛ ДЕРЕВНИ»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лопатинская основная общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия












Исследовательская работа

«КОЛОДЕЦ – ЖУРАВЛЬ -

СИМВОЛ ДЕРЕВНИ»

(Этнография, краеведение, история, социология)












Выполнила: ученица 8 класса

Малова Мария

Руководитель проекта:

Семенова Татьяна Алексеевна











2025



Информационная страница

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лопатинская основная общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия.







Ф.И.О руководителя школы:

Татарова Оксана Ивановна





Почтовый адрес школы:

431515 Республика Мордовия Лямбирский район

с.Лопатино, ул. Центральная, д. 7.

телефон 2-66-51.



Ф.И участника: Малова Мария Александровна - ученица 8 класса



Ф.И.О руководителя: Семёнова Татьяна Алексеевна

Телефон: 89876836009











Аннотация

Проектно-исследовательская работа на тему «Колодец-журавль-символ деревни». Состоит из страниц, источников.

Ключевые слова: колодец- журавль, бадья, балансир, оголовник, шадуф.

Данная работа выполнена в рамках исследования материала о колодце, для пополнения запасов школьного краеведческого музея, для проведения внеклассных мероприятий в школе по народным традициям, для уроков краеведения, «ИКМК», изобразительного искусства, истории.

Все цифровые данные обработаны на ЭВМ. Данная работа предназначена для развития творческих способностей. Нацеливает на самостоятельную исследовательскую деятельность.


Руководитель работы /Семенова Т.А./

























Оглавление

1. Введение……………………………………………………………….5-8

2. Социологический опрос……………………………………………..9-10

3. Основное содержание.

3.1. История появления колодца…………………………………11-14

3.2. Журавль для колодца………………………………………...14-16

3.3. Исследование и поэтапное построение колодца…………...17-18

4. Заключение …………………………………………………………19-20

5. Терминологический словарь …………………….………………… ...20

6. Список используемой литературы …………………………………...21

7. Приложение…………………………………………………………22-25

































Введение


"Краеведение учит людей любить не только свои

родные места, но и знать о них, приучает их

интересоваться историей, искусством,

литературой, повышать свой культурный

уровень. Это – самый массовый вид науки."

Д.С. Лихачев


Лопатинская земля, тебя я зову своей Родиной! Ты воспитываешь меня, кормишь хлебом, выращенным на твоих полях, поишь родниковой водой... Я не первое и не последнее твое дитя! Но как любой ребенок, я очень любопытна, мне интересна твоя история.

Колодец – самый древний символ деревни. Колодец – герой рассказов и пословиц, ритуальный символ, обязательный спутник городов и поселений. Главная миссия колодца - обеспечение человека чистой питьевой водой, необходимой в повседневной жизни.

Актуальность.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по- иному, многое заново открываем или переоцениваем. И в первую очередь это относится к нашему прошлому, которое, оказывается, мы знаем очень поверхностно. Историю мыслим как сумму фактов, дат, событий; культуру какой бы то ни было эпохи представляем по вершинам, шедеврам, высшим проявлениям умственной деятельности, техники, искусства. Что заботило, радовало и тревожило человека, чем он занимался, как трудился; о чем мечтал, рассказывал и пел; что передавал своим детям и внукам? Все это - не просто любопытство. Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа поможет понять и объяснить очень многое.

Проводя это исследование, мы пришли к мысли, что народ создал свое бытовое православие со своими святцами, праздниками, трудовым ритмом и собственной эстетикой. В них отразилась душа народа, его глубинная связь с окружающей природой, его светлые, гуманные традиции. Полная зависимость от природы заставляла народ тщательнейшим образом изучать окружающий его мир, примечать мельчайшие подробности, улавливать закономерности и связи одних явлений с другими. Это вылилось в целый свод правил, примет, тонких и верных наблюдений, знать которые не грех и сегодняшнему гражданину.

История любого народа неотделима от созданных им за многие века материальных и духовных ценностей. Она является тем вкладом, без которого наши представления о закономерностях развития нации были бы ущербны. В современных условиях, когда столь возрос интерес к древнейшему прошлому больших и малых наций и народностей, всестороннее изучение их историко-культурного наследия приобрело особую важность.

Поэтому моя работа поможет понять, чем можно гордиться нам, жителям села Лопатино. А гордость за свою Родину - это и есть то, что называют высоким словом – патриотизм.

Культуру и традиции села надо знать потому, что мы родились тут, живем, наша жизнь связана с этим прекрасным краем. Хочется верить, что ее будут изучать наши дети и внуки – продолжатели истории нашего края.

Издавна неглубокие колодцы оснащались простым рукотворным подъемным устройством для извлечения воды на поверхность, которое получило название «журавль» из-за схожести этой конструкции с обликом длинноногой птицы. Каждый раз, чтобы достать воду для человеческих нужд, деревянному «журавлю» приходится низко «кланяться». Криница и копанка представляют собой небольшой и не глубокий источник воды, которую используют, в основном, для полива огорода или сада.

Сегодня колодцы с воротом или журавлем не так часто встречаются в деревнях и селах. Древние колодцы в этих населенных пунктах почти заброшены, вырыты новые колодцы, которые оснащены современными электрическими насосами.


Цели:

  • Познакомиться и изучить часть традиционной культуры народов, проживающих в с. Лопатино;

  • Развить способности, навыки исследовательской работы и умения самостоятельно работать с источниками;

  • Показать, что моя малая Родина, село Лопатино – частичка нашей великой Родины - России;

  • Овладеть знаниями по выполнению проектно – исследовательских работ;

  • Изучить технологию строительства колодца-журавля.

  • Развить познавательный интерес и социальную активность детей, ориентировать их на сохранение культуры и природы.


Для достижения целей наметила выполнение следующих задач:

  • Исследовать источники информации литературных данных об истории колодца;

  • Научиться творчески подходить к работе, развивать фантазию, пространственное воображение;

  • Приобрести опыт работы с методической литературой;

  • Получить эмоциональное удовольствие от работы.


Объект исследования: колодец, как объект материальной культуры.


Предмет исследования: использование колодца –журавль.


Гипотеза: считаю, что за долгие годы существования колодец-журавль не утратил свои функции и свое значение.


Методы исследования:

  • поисковый: материал собирался в ходе изучения и систематизации печатных источников  библиотеки сельского ДК, архивных данных, изучение литературы по данной теме с обращением к произведениям писателей. Проводился поиск по сети Интернет.

    • исследовательский: проводили беседы с коренными старейшими жителями села Закатей Александром Васильевичем, Машковой Галиной Акимовной, Дудко Верой Анатольевной, что помогло получить ценный материал; работа с краеведческим материалом;

  • практический: изучили поэтапное строительство колодца-журавля. Анализ исследовательской работы осуществлялся с помощью принципа объективности. В работе были использованы методы системного и сопоставительного анализа, метод актуализации.


Выбранные методы оказались эффективными и достоверными: интервью со старожилами села, исследование старого колодца, социологический опрос. История нашего края по-своему уникальна.

Проблема

1. Восстановить точную дату появления колодца «Журавль» точно не удалось.



Социологический опрос.

С целью выявления значения колодца в жизни односельчан, мною было проведено социологическое исследование. Я опросила двадцать жителей села, они ответили на пять интересующих меня вопроса.


1. Как давно появился колодец «Журавль» у нас на селе?

2. Какое количество колодцев насчитывалось в селе?

3. Какую роль играл (или играет) колодец для сельского жителя?

4. Знакомы ли вы поэтапным построением колодца – журавля?

5. Какую воду вы предпочитаете употреблять в пищу: колодезную или водопроводную?

Результаты опроса.


- 65 % из опрошенных утверждают, что первые колодцы «Журавли» появились на селе в послевоенное время, в 20-ые годы.

- 10 % смогли дать полную информацию о количестве колодцев на селе. Одна из них, коренная жительница Дудко В.А. рассказала, что колодцев было 10 и где они располагались.

- 100 % опрошенных жителей сказали, что колодец на селе всегда являлся источником жизни, вплоть до 1980 годов- это был единый источник чистой воды. Лишь в 80-х годах был проведен централизованный водопровод.

Немногие, всего 3%, смогли мне объяснить поэтапное строение колодца. Знатоками этого дела оказался старожил Зактей А.В.

- 100 % отдают предпочтение колодезной воде. Она чище водопроводной и приятней на вкус.









































Основное содержание.

История появления колодца

Истина, рожденная на Востоке, гласит, что там, где есть вода - существует и жизнь. Так оно и есть. Люди с незапамятных времен постоянно находились в поисках подземных источников воды. В разные эпохи применяли свои методы обнаружения воды.

Найти источники помогали наблюдения за природой, животными и птицами, специальные растения-индикаторы и прутики, похожие на рогатки, а так же различные металлические рамки. К примеру, древнеримский выдающийся архитектор, Марк Витрувий Поллион, построивший уникальный в свое время акведук, предлагал искать воду своим методом. На восходе солнца нужно было лечь ничком на землю и внимательно посмотреть по сторонам. Там, где шли испарения от земли, и следовало копать колодец.

Поиск воды с помощью лозы – один из самых древних методов определения местоположения колодца. На протяжении нескольких веков лозоходцы используют согнутую по форму буквы «Г» алюминиевую проволоку, чувствительную к магнетическим колебаниям (Приложение № 1). Это метод биолокации, при котором используется возможность эксплуатации человеческих способностей. Он подразумевает наличие у человека реакции на особые биополя, при этом он не сможет определить точную глубину залегания водоносного слоя (горизонта), но сможет указать на место, оптимально подходящее для устройства колодца.

Поиску воды во все времена придавали огромнейшее значение, либо без нее не могла существовать ни одна цивилизация. Пророк Моисей, согласно одной из библейских легенд, чтобы утолить жажду людей, проткнул своим жезлом скалу, откуда хлынул поток воды. Видимо, в основу предания легла способность искать воду при помощи небольшого прутика, имеющего на одном конце V-образную форму (Приложение № 2). Искатель живительной влаги, идя по местности, держал его перед собой. В том месте, где была вода, тонкая веточка начинала дрожать и клониться к земле.

В дальнейшем, уже пятнадцатом-семнадцатом веках нашей эры этот метод поиска полезных ископаемых, в том числе и воды, получил широкое распространение. К примеру, французская чета Босолей, внесшая свой вклад в поиск воды и полезных ископаемых, была отправлена кардиналом Ришелье за подобный метод поиска природных богатств, в тюрьму, где и закончила свои дни. Тем не менее, других людей это не остановило. Этот способ поиска ископаемых получил признание во многих странах мира на всех существующих континентах. Медицина долгое время пыталась объяснить способность людей находить таким методом воду. В конце концов, в начале прошлого века появился новый термин, давший этой способности название – биофизический эффект. Население планеты сейчас растет большими темпами, появляются все новые промышленные технологии. С каждым годом потребление воды постоянно растет, и древние методы поиска источников воды уже не актуальны, так как не могут удовлетворить потребности человеческих нужд. Именно поэтому возникла новая наука о подземных водах, получившая название гидрогеология.

В древние времена, перед строительством нового поселения, нужно было убедиться в наличии воды в местности. Поэтому строительство колодцев играла, конечно, самую важную роль. Рытье колодцев начиналось всегда с поиска воды при помощи лозы, что очень напоминало своеобразные «шаманские» действия. Когда люди выкопали первый колодец (а это была глубокая яма обложенная деревом) по праву можно считать началом цивилизации, а сам колодец - его символом.

«Колодец – узкая и глубокая яма, вырытая до водоносных слоёв и укреплённая срубом, служащая для добывания воды», сообщает словарь Ожегова. Колодец — представляет собой гидротехническое сооружение для добычи грунтовых вод, глубина которого может быть самой разной – от полутора до пятидесяти и более метров. Сооружение в виде вертикального углубления с укреплёнными стенками и механизмом подъёма воды на поверхность (насос или ведро на верёвке).

В древнем Риме колодцы представляли собой шахты, скрытые оградой. Изначально они были в виде прямоугольных деревянных срубов, а с появлением водопровода стали просто каменными ящиками, вода в которые поступала не из земли, а подводилась по трубам.

А вот знакомые всем с детства колодцы с журавлями произошли от древнеегипетских колодцев-шадуфов. Шадуф действовал по принципу рычага: на одном конце тяжелый ком затвердевшей глины, служащий противовесом для другого конца, где находится большая емкость для воды (Приложение № 3).

В условиях пустыни крайне важно было беречь энергию, с помощью шадуфа человек мог, применяя минимальные усилия, непрерывно поднимать воду - полное воды ведро при подъеме опрокидывалось в канал или водосборный резервуар.

В древней Индии изобрели ступенчатые колодцы - баоли. Служат они так же и для сбора дождевой воды. Это интереснейшие изобретения архитектуры, которые есть только в этой стране. Эти величественные сооружения напоминают перевернутые пирамиды. Они глубоки и имеют до 3500 ступеней. Помимо функции колодца люди приходили сюда молиться и медитировать.

На Руси, как и во всем мире, к колодцам относились с благоговением. Колодцы освящались, а воде из колодца приписывались целебные свойства. Еще не так давно мастера-колодезники перед тем как приступить к рытью колодца ходили в церковь, дабы никакие злые умыслы не перешли на воду.

Конечно, народное мифотворчество не могло пройти мимо таких объектов, как колодцы. Народные былины утверждают, что в стародавние времена воин бросал свое оружие в колодец, в расчете потом, вернувшись, достать. Вера в таинственную и добрую силу колодцев сохранялась до последнего времени, их ограждали от злых сил, запирали на замок, над ними гадали. В Полесье до сих пор продолжаются обряды вызывания дождя у колодца: его обходят с иконой и крестом, крестят воду и бросают в виде жертвы различные горшки и зерна, хлеб, мак.

Считалось, что после возведения колодца, человеку отпускались все грехи. На Руси изначально строительство колодцев осуществлялось из древесины. Идеальным во всех отношениях материалом по праву считался дуб из-за того, что не гнил и поэтому был очень долговечным и, что отражается на вкусовых качествах воды. Особое внимание при рытье и обустройстве колодцев уделялось так же навершиям или как говорят сейчас, колодезным домикам. Ведь именно они предохраняют колодец от попадания в него различного мусора.

Наиболее подходящим днем на Руси для поиска воды и копки колодца считался День Федора Колодезника (21 июня). Сейчас немногие знают об этой дате, а вот в те времена это был особый день, когда копание колодца должно обязательно увенчаться успехом.



Журавль для колодца

Журавль у ветхого колодца,

Над ним, как кипень, облака,

В полях скрипучие воротца,

И запах хлеба, и тоска.


А. Ахматова.



Несколько десятилетий ранее во многих деревнях и селах можно было видеть много колодцев и с журавлями, и с воротами. Замечаешь, если у многих домов поднимаются вверх журавли, значит, вода залегает неглубоко, всего в пяти-шести метрах. Они стояли у каждого дома, так как приходилось часто пользоваться ими (Приложение №4).

Конструкция, как колодец - журавль совершенно неприемлема для подъема воды из глубоких колодцев. Такие колодцы использовались там, где до воды было сравнительно неглубоко. Предположительно глубина колодца составляла около 5 м.

Журавль – это такая конструкция, которая стоит из длинной составной жерди, которая крепится на шарнире.

Колодец с журавлем представляет собой квадратный в плане сруб (Приложение № 5), обшитый досками, под односкатной крышкой. На одной из осей сруба устроен "журавль".

Журавль состоит из основания и бревна - балансира, закрепленного на основании таким образом, что его толстый конец находится в опущенном состоянии, а тонкий, с прикрепленным на веревке или шесте ведром, поднят вверх.

Журавль очень прост в изготовлении и широко распространен. Он бывают всевозможных конструкций, в основе которых лежит толстое и достаточно длинное бревно, желательно с развилкой наверху, к которому крепится более тонкое бревно или жердь, или так называемый балансир (Приложение № 6).


В нашем селе, такие колодцы сохранились у домов Дудко Веры Анатольевны и Закатей Александра Васильевича, а раньше насчитывалось около десяти.

Александр Васильевич рассказал, что этот колодец, будучи еще пацаном, строил он с отцом и своими братьями (Приложение № 7). Из леса привезены были заготовки для колодца. Нашли и подходящее дерево с развилкой наверху. А дальше все по схеме конструкции.


Колодец Дудко Веры Анатольевны перестраивался десять лет назад, так со временем сруб сгнил и его заменили на железобетонные кольца. Колодец глубиной 6 метров. Из – за глубины колодца, жердь-балансир длинная (Приложение № 8).

Из беседы с Машковой Галиной Акимовной выясняю еще информацию об одном колодце. Галина Акимовна рассказала и показала место, где он находился. От него остался всего лишь опорная балка. В старину возле этого колодца стояла большая емкость для воды. К этому колодцу пригоняли лошадей и поили из этого чана (Приложение № 9).




































Исследование и поэтапное построение колодца «Журавль»


Сторожил, Закатей Александр Васильевич, поделился своим опытом постройки колодца и раскрыл некоторые тонкости.

Колодец состоит из нескольких основных частей: верхней (оголовка), средней и самой длинной – главного ствола, в котором будет скапливаться вода. Оголовок предназначен для выполнения двух задач. Прежде всего, он защищает воду от попадания в нее пыли, грязи, снега и травы. Также он препятствует промерзанию колодца в зимнее время (Приложение № 10).

Крепление балансира выполняют шарнирно на стальной оси, выполняемой в виде болта с головкой на одном конце и гайкой на другом. Балансир крепят так, чтобы его толстый (задний) конец всегда опускался вниз и поднимал верхний (тонкий) конец, чаще всего состоящий из шеста необходимой длины.

На верхний конец балансира крепят с помощью отрезка цепи или каната шест длиной, равной расстоянию от верха оголовка до уровня воды в колодце (Приложение № 11). К другому концу шеста крепят ведро для зачерпывания и подъема воды из колодца.

Поверхность шеста тщательно остругивают. К заднему концу балансира крепят контргруз такой величины, чтобы наполненное водой ведро поднималось из колодца непосредственно этим грузом, без участия человека( Приложение № 12)

Это делается для того, чтобы облегчить процесс подъема ведра из колодца, хотя опускать пустое ведро в колодец придется с некоторым усилием рук, но надо помнить, что опускать балансир в колодец гораздо легче и удобнее, чем поднимать ведро с водой вверх.

В глубоких колодцах вместо шеста часто применяют цепь. Чтобы ведро, попадая в воду, не плавало, а опускалось под воду, рекомендуется к ручке ведра прикреплять цепь длиной 150−200 мм. Цепь тотчас опрокидывает плавающее ведро, оно опускается под воду и легко заполняется водой.

Ноги журавля могут быть укреплены в земле, но они дольше служат, если поставлены и закреплены на железобетонной плите, которая дополнительно закреплена в земле (Приложение № 13). Конструкций и форм таких журавлей много. В одном случае корпус журавля опускается и поднимается, так как он закреплен на шарнире, как и выше рассмотренные. Но бывают и такие журавли, когда корпус стоит неподвижно, а внутри его устроен балансир.

В таком случае шея журавля свободно ходит в корпусе, а контргруз со стороны хвоста неподвижен. Вес нижнего конца коромысла должен быть подобран так, чтобы обеспечивать с небольшим усилием спуск ведра на дно колодца, и самостоятельный, без помощи человека подъем ведра с колодезной водой.

Бадья - это такое ведро, несколько большего объема, чем обычное, но имеющее более широкое дно. Такая емкость меньше будет цепляться за сруб колодца. Чтобы бадья в колодце не плавала и быстро набирала воду, она или оборудуется клапаном, или у нее утяжеляется одна сторона сверху(Приложение № 14).








Заключение

«Отпустят печали, заботы,

Когда после долгих дорог

Откроется за поворотом

Навек дорогой уголок».


Слова поэтессы Ларисы Поляковой с поразительной точностью передают чувство любви человека к отчему дому. Где бы мы ни были – тянутся незримые нити от сердца к родному порогу. А скольким землякам помогла выжить-выстоять в военном лихолетье память о милой сердцу деревенской улице, вековых тополях у родной избы, память о могилах предков, которые, умирая, оставили единственный наказ: не посрами рода своего.

Мы, потомки, должны помнить это. Помнить родство свое, своих предков, вручивших нам знамя жизни. Это нам приумножать славу родного края, как связь времен, собирать и хранить семейные реликвии, напоминающие об истории малой родины. Помнить: история начинается на пороге твоего дома! Не любящий свою историю человек обделен духовно: пустым звуком остаются для него песни и легенды предков.

Когда-то Лев Толстой на вопрос «как жить» советовал: «Расширяйте свой остров добра. В меру своих сил. Глядишь, твой остров сольется с другим островом, там третий, четвертый присоединятся. Так и составится целый материк. И будет в этой жизни место, куда нога ступает без опаски».


Вывод.

Сейчас люди от такой экзотики, как «журавлик», отказались. Поэтому шахтный колодец с журавлем в последние годы видеть не приходится.

Причин несколько:

• во-первых, доставать воду из колодца с помощью журавля возможно только с небольшой глубины (4-5 м).

• во-вторых, доставать воду журавлем гораздо тяжелее, чем простым воротом.

в-третьих, устройство журавля не проще, чем устройство ворота, а вот материалов требуется гораздо больше.

Таким образом, цель работы познакомиться с частью традиционной культуры народов, проживающих в с. Лопатино и изучить технологию строительства колодца «Журавля» достигнута.

Я планирую продолжить в дальнейшем работу над историей села, его традициями, этапами его развития.



Терминологический словарь

«Колодец – узкая и глубокая яма, вырытая до водоносных слоёв и укреплённая срубом, служащая для добывания воды», сообщает словарь Ожегова.

Бадья - это такое ведро, несколько большего объема, чем обычное, но имеющее более широкое дно.

Криница — то же, что родник, колодец, источник

Копанка — что-то вырытое в земле (шахта, в украинском языке — яма с водою, колодец, в русском — канава, колодец.

Балансир — (фр. balancier — от balancer — качать, уравновешивать) груз, соединенный с вращающейся деталью машин.

Оголовок - верхняя опорная часть колонн или стоек

Шадуф - древнеегипетских колодцев, из которого вода добывалась рычаговой системой журавля и использовалась египтянами для орошения земли.

Баоли - ступенчатые колодцы древней Индии. Служат они так же и для сбора дождевой воды.

Список использованных источников

  • Сведения о традициях и обрядах я получила в ходе интервью с коренными жителями: Дудко В.А., Машкова Г.А., Закатей А.В..

  • Неизвестные мне данные я получила в сети Интернет.

http://www.gidrm.ru/avtonomiyukr/hutor-Lopatino/

http://www.gidrm.ru/avtonomiyukr/90-letie.html

http://vashaterrasa.ru/seti/kolodec-zhuravl-svoimi-rukami.html

http://slednevo.ru/index.php?Itemid=99999999&gid=112&option=com_docman&task=doc_download

http://vashaterrasa.ru/seti/kolodec-zhuravl-svoimi-rukami.html

http://www.centrgeologiya.ru/burenie-stati/114-kolodci.html


















П риложение







Приложение № 1







Приложение № 2









Приложение № 3







Приложение №4





Приложение № 5



Приложение № 6















Приложение № 7 Приложение № 8













Приложение № 9

Приложение № 10























Приложение № 11 Приложение № 12

Приложение № 13













Приложение № 14























Приложение №15

Исследование колодца Дудко Веры Анатольевны.

















25




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа «КОЛОДЕЦ – ЖУРАВЛЬ - СИМВОЛ ДЕРЕВНИ»

Автор: Семенова Татьяна Алексеевна

Дата: 23.06.2025

Номер свидетельства: 672148


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства