kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование мотивов хакасского орнамента в композиции объемных форм

Нажмите, чтобы узнать подробности

Без орнамента не обходилось практически ни одно изделие быта хакасов и использование бисера в декорировании украшений традиционно.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование мотивов хакасского орнамента в композиции объемных форм»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОТИВОВ ХАКАССКОГО ОРНАМЕНТА В КОМПОЗИЦИИ ОБЪЕМНЫХ ФОРМ


«Со времени сложения хакасского этноса именно народное творчество наиболее полно выражает мир познания, чувств и практического сотворчества, отражает этот мир более целостно. Поэтому важно более полно высветить особенности морфологии декоративно-прикладного искусства хакасов, объясняя этим его особое положение в хакасской культуре».

Приступая к обзору хакасского искусства по отдельным его видам, нужно обратиться, прежде всего, к жилищу хакасов, так как именно в юрте декоративно-прикладное искусство нашло наиболее органичное воплощение. Из овечьей шерсти хакасы выделывали ковры с яркими декоративными элементами.

Сохранились виды изделий, эстетическая ценность которых связана с резным узором. Это деревянные сосуды, орудия труда, музыкальные инструменты. Особое место в искусстве резного дерева занимает форма изделия и его орнаментальная пластика.

Старинные деревянные изделия отличаются конструктивностью: ковши и черпаки для воды и айрана, детали поясных наборов с ножами, украшенные головами хищных птиц и коней.

Конский убор с удилами, седлами, стременами, оформлялись орнаментом, вписавшим элементы многовекового опыта, впитавшие и черты «звериного стиля» тагарской культуры.

Семантика и назначение орнамента на бытовых предметах, сохраняется по существу неизменными на протяжении многих веков. Каждый орнамент всегда имел смысловую связь с предметом, будь то узор на войлоке, на деревянной посуде, кожаном сосуде для айрана. Так, на кожаных предметах повторяется зооморфный роговой орнамент.

Сцены борьбы зверей, переплетенные головы двух коней, свернувшийся в кольцо хищник в стилизованном виде, органично входит в современный орнамент.

Почти все эти предметы вышли сегодня из обихода, но представляют очевидный интерес, так как позволяют реконструировать исчезнувшие формы древнего искусства.

Мастера по серебру оставили следы творчества по всей Хакасии. Ювелирные украшения, седла (особенно женские), удила, инкрустированные оловом или серебром трубки, все еще продолжают бытовать в народе.

Крупным мастером, совершенствовавшим технику инкрустации по дереву, был Е.Курбижеков. Свои изделия – курительные трубки – он, следуя традиции, украшал сухой резьбой и инкрустацией из металла и рога,

В прошлом Хакасия знала и гончарное искусство. Из древности дошли до нас керамические сосуды оригинальных форм и орнаментации.

Мотивы конских парных головок встречаются на разнообразной утвари: ковши-черпаки, воронки, берестяные туеса. Навершия черпаков делались в виде узорных сквозных арочек с плоским диском на конце стержня. Иногда рукоятки трактовались как зооморфное изображение. В хозяйственном инвентаре хакасской семья, как и у других сибирских народов, было много берестяной посуды. Помимо аппликации берестяные изделия украшались тиснением. Табакерки и небольшие коробочки для хранения мелких вещей обычно покрывались геометрическим орнаментом (ромбами, кругами, зигзагами).

Нигде, пожалуй, декоративный дар хакасов не проявлялся столь ярко и в таком широком, подлинно массовом выражении, как в национальной одежде.

Шитье, обработка металла и кожи, вышивка – соединялись у хакасов в удивительном композиционном согласии, создавали цельный, неповторимый в своем декоративном звучании облик национального костюма. Необходимой принадлежностью девичьего костюма был отделанный бисером, драгоценными камнями, шелковыми кисточками, но чаще всего овальной формы нанчых – декоративная ритуальная сумочка, которую носили у левого бедра, привешивая к поясу ремешком.

Мотивы геометрического и растительного орнамента в произведениях ювелирного искусства скупы, но выразительны. Встречаются вьющийся стебель, трилистники, завитки, ромбики, штрихи, розетки.

Под влиянием русских геральдических рисунков появились вензели, гербы, без изменения использовались царские монеты с двуглавым орлом.

В этой связи нельзя не отметить декоративную отделку свадебного убранства верхового коня, об изяществе гравированного узора на металлических пластинах, бляхах, украшавших сбрую и седло под ярким черпаком.

Очевидно, что декоративно-прикладное искусство существует в единстве различных форм – обрядовой, свадебной, праздничной. В этом проявляется структурная целостность народного искусства.

Таким образом, исходя, из вышесказанного следует, что без орнамента не обходилось практически ни одно изделие быта хакасов и использование бисера в декорировании украшений традиционно. Это позволяет нам применять нетрадиционную технику работы бисером в оформлении объемных форм с использованием мотивов хакасских орнаментов.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Использование мотивов хакасского орнамента в композиции объемных форм

Автор: Иванова Любовь Михайловна

Дата: 16.10.2018

Номер свидетельства: 480797


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства