kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование образовательно-воспитательного потенциала музеев Государственно-мемориального музея-заповедника "Родина В.И. Ленин" в работе учителя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музейная педагогика обладает уникальными возможностями для преодоления разрыва между образованием и культурой. В статье раскрывается опыт использования возможностей инновационных форм в работе классного руководителя, учителя начальных классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование образовательно-воспитательного потенциала музеев Государственно-мемориального музея-заповедника "Родина В.И. Ленин" в работе учителя"»

Заявка на II ВСЕРОССИЙСКУЮ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ «Духовно-нравственное воспитание в учреждениях образования.

Из опыта работы»


Секция конференции - «Общее начальное образование» (1-4 классы)


Ф. И. О. участника: Буйлина Людмила Викторовна

Ф. И. О. участника: Сабирова Наиля Наильевна


Полное наименование образовательного учреждения:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №65 имени Н. Сафронова» г. Ульяновска.



Тема выступления: Использование образовательно-воспитательного потенциала музеев Государственного историко-мемориального музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» в работе учителя.

(Из опыта работы учителей начальных классов МБОУ гимназия №65

Буйлиной Л. В., Сабировой Н. Н.)

































Тема. Использование образовательно-воспитательного потенциала музеев Государственного историко-мемориального музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» в работе учителя.

(Из опыта работы учителей начальных классов МБОУ гимназия №65 Буйлиной Л. В., Сабировой Н. Н.)



Хорошо известна поговорка «Учиться никогда не поздно». А вот с воспитанием можно опоздать. И это будет опоздание длиной в целую жизнь. Мы воспитываем не поколение сегодняшнего дня, а тех, кто будет главной активной частью нашего общества через десять, пятнадцать лет. И это поколение должно стать культурнее, образованнее, грамотнее, сильнее. Какими мы их воспитаем – такой и быть России.

Музейная педагогика обладает уникальными возможностями для преодоления разрыва между образованием и культурой.

В своей статье мы хотим поделиться опытом использования возможностей инновационных музейных форм в работе классного руководителя, учителя начальных классов.

Занятие, проводимые в музеях, нацелены на личностное переживание учащимися явлений культуры, решают задачи расширения горизонтов знаний, воздействуют на формирование системы ценностей: самоуважение, нравственное начало, экологическую, эстетическую культуру, культуру отношения к предметному миру.

На уроках литературного чтения учащиеся знакомятся с произведениями разных видов искусства (литературой, живописью, прикладным искусством, скульптурой, музыкой). Учащиеся сравнивают особенности мировосприятия писателя, живописца, композитора на близких по тематике литературных, живописных, музыкальных произведениях.

Формируя познавательные универсальные учебные действия, учитель вместе с учащимися осуществляет поход в «Музейный дом». Целью таких уроков является поиск и анализ живописных произведений. Еще Джек Дьюк говорил: «Никакое число наглядных уроков не может заменить соприкосновение с природой и знакомства с подлинными вещами». Для знакомства с жанрами мы используем возможности образовательной программы «Воспитай патриота» Ульяновского областного художественного музея. Для проведения уроков приобретаем абонемент «Жанры искусства». На каждом из занятий в художественном музее учащиеся знакомятся с натюрмортом, пейзажем, портретом, исторической живописью. На экскурсии по теме «Натюрморт. Мир вещей и его отражение в живописи» на примере подлинных произведений русской и западноевропейской школ в экспозиции музея учащиеся рассмотрят натюрморт как жанр живописи, смогут почувствовать и увидеть красоту предметного мира. Экскурсия по теме «Пейзаж» знакомит детей с пейзажем как жанром живописи, с особенностями «лирического», «эпического» пейзажей, пейзажа настроения, марины. Экскурсия развивает способности переживания пейзажного образа и эмоционального восприятия цвета. Занятие по теме «Портрет» раскрывает роль портрета в формировании интереса к человеку, к миру его чувств, портретный образ и реальный человек, представление о разновидностях портрета – камерный и парадный, романтический и реалистический портреты. Экскурсия по теме «Историческая живопись и бытовой жанр» раскрывает историю появления исторического и бытового жанров живописи, разнообразие тем и сюжетов, осознание детьми мысли, что исторический и бытовой жанры – это отражение разных сторон жизни человека.

Таким образом все занятия по абонементу «Жанры искусства» дают возможность детально понимать содержание живописного произведения, пейзажей, портретов бытового жанра.

Приоритетным направлением воспитательной работы классного руководителя мы считаем направление «Ульяновск – родина В. И. Ленина». Для этого мы приобретаем абонемент проекта «Воспитай патриота». Посещение музеев позволяет:

- стимулировать ребят к изучению краеведения;

- воспитывать чувства гордости за жизнь выдающихся земляков;

- включать детей в различные виды деятельности по изучению традиций культуры и ремесленничества Симбирской губернии;

- стимулировать развитие творческих способностей школьников;

- сформировать потребность в посещении музея как формы интеллектуального досуга.

День знаний, 1 сентября мы проводим в Симбирской классической гимназии. Поднимаемся на высокое крыльцо, открываем двери музея и попадаем в учебное заведение прошлого – старую гимназию. Полутемная шинельная. Так и кажется, что войдут сюда гимназисты, оставят на вешалках форменные шинели и фуражки, разойдутся по классам постигать премудрости латыни. Учащиеся узнают, что с 1918 года, кроме русского, немецкого и французского языков гимназисты изучали греческий язык и новый предмет – логику. Также учащиеся узнают, что гимназисты сдавали ежегодно переводные экзамены. В музее представлены документы и материалы об учебе братьев Ульяновых. При гимназии было три библиотеки: фундаментальная для преподавателей, ученическая для приходящих воспитанников и отдельная библиотека для гимназистов. Во время экскурсии учащиеся рассматривают кабинеты: физический, исторический, географический. Интерактивная часть занятия: увлекательный урок по «гимназической программе», под руководством научного сотрудника дети делают опыты самостоятельно. В заключении на специальном месте с символикой музея учащиеся перьевой ручкой пишут пушкинское стихотворение «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух».

Образовательно-воспитательный потенциал музеев Государственного историко-мемориального музея-заповедника «Родина В. И. Ленина» мы используем для проведения уроков и внеурочной деятельности.

Урок ОБЖ мы проводили в музее «Пожарная охрана Симбирска – Ульяновска». Экскурсия по теме «Чтоб не ссориться с огнем, нужно больше знать о нем» познакомила учеников с профессией пожарных, ролью огня в жизни человека, понятием пожара, костюмом для защиты современного пожарного, пожарными инструментами, пожарными автомобилями, причинами пожаров в современных квартирах. Занятие способствовало воспитанию не боязни, а осторожности в обращении с огнем, формированию навыков правильного поведения в случае возникновения пожара. Учащиеся активно обсуждали мультфильм по теме занятия.

Урок музыки был проведен в музее «Симбирские типографии». Тема урока звучала так «О чем расскажет старый рояль». На уроке – экскурсии мы познакомились с экспозицией «Музыкальная жизнь Симбирска», увидели подлинные музыкальные инструменты: рояль, фисгармонию, домашний орган, музыкальную шкатулку, цитру и мандолину. Во время урока – экскурсии учащиеся слушали звучание этих инструментов.

Для проведения урока окружающего мира мы выбрали музей «Симбирская чувашская школа. Квартира И. Я. Яковлева». Целью урока было познакомить учащихся с культурой коренных жителей Поволжья: чуваш, русских, татар, мордвы. Учащиеся определяли общие черты каждой нации, тесную связь устного народного творчества с природой, народные праздники и забавы, особенности языка, народного костюма, традиций. Урок – экскурсия проходил в активной форме: детям предоставлялась возможность примерить головные уборы традиционного народного костюма чуваш, русских, татар, мордвы, поучаствовать в народных играх.

Занятие внеурочной деятельности «Я – исследователь» мы проводили вместе с сотрудниками музея «Симбирская фотография». Тема занятия называлась «Остановись, мгновенье». Учащиеся с увлечением путешествовали в мир фотографии, знакомились с ее историей и жанрами посредством сюжетов и презентаций: «Симбирский портрет», «Мир глазами фотографов», «С высоты небес». На занятие учащиеся смогли заглянуть с помощью фотографии в самые неизведанные уголки нашей планеты Земля и в процессе экспериментов открыть для себя тайну «Светописи». Ребята познакомились с действующим павильоном, с особенностями работы фотографа и ретушера, посмотрели выставку современной фотографии. Интерактивная часть занятия заключалась в костюмированном фотографировании, в игре «Мешок фотографа».

Проектная и исследовательская деятельность на уроках и внеурочных занятиях стала необходимостью с внедрением в практику учителей ФГОС. Недавно открывшийся музей Эйнштейна, имеющий более 70 интерактивных экспонатов, предоставляет широкие возможности для проведения опытов, экспериментов, исследований. Неоспоримым преимуществом этого музея являются выездные занятия с детьми. Наши ученики участвовали в интерактивной программе по теме «Кристаллизация». Вместе с сотрудниками музея они погружались в удивительный мир кристаллов, узнали какими они бывают и для чего их выращивают. Учащиеся сами строили кристаллическую решетку, видели мгновенную кристаллизацию, выращивали свой кристалл самостоятельно, изготавливали сладкую вату из сахара. В период работы летнего школьного лагеря сотрудники музея Эйнштейна организовывали для нас мыльную эстафету. Ребята, отдыхающие в школьном лагере, приручали мыльные пузыри, выдували гигантские шлейфы, увидели завораживающие трюки. Все дети принимали активные участие в конкурсах и эстафетах.

Воспитательно-образовательный потенциал музеев мы используем для внеклассной работы. В музее городского быта «Симбирск конца XIX – начала XX веков» нами был проведен праздник «Мы за чаем не скучаем». Интерактивная экскурсия с элементами беседы проходила по комнатам старинного дома, из которой мы узнали о назначении каждой комнаты. Мы почувствовали себя гостем в доме Симбирянина среднего достатка. В уютном помещении летней кухни мы услышали рассказ о традициях русского народа. Наше занятие закончилось чаепитием.

Используя возможности инновационных музейных форм работы, нацеленных на сотрудничество педагога и музейного сотрудника, мы стимулируем наших учеников к изучению краеведения и формируем у них потребность в посещении музея как формы интеллектуального досуга.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Буйлина Людмила Викторовна

Дата: 07.09.2017

Номер свидетельства: 427500


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства