Использование игровых технологий на занятиях дополнительного образования"Туристята".
Использование игровых технологий на занятиях дополнительного образования"Туристята".
В нашей работе мы рассмотрели: - классификацию педагогических игр; - преимущество игровых технологий; -обобщили опыт использования игровых технологий по программе дополнительного образования «Туристята ».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Целесообразность использования игры как активного метода обучения в системе современного дополнительного образования детей, предоставляющей каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Игра способствует развитию у детей познавательной активности, поддерживает интерес к изучаемому материалу, делает процесс обучения занимательным. Игровая ситуация создает возможность ребенку осознать себя личностью, стимулирует самоутверждение, самореализацию. Современное российское образование должно участвовать в подготовке новой формации людей, которые органично вольются во всемирное сообщество, оказавшееся в самом сердце проблем, имеющих непосредственное отношение к развитию личности и общества. Поэтому одной из задач, доминирующей в создании более человечного и справедливого мира, является возможность дать проявить всем без исключения обучающимся свои таланты и творческий потенциал. Решение такой задачи сегодня лежит на плечах одного из основных социальных институтов, обеспечивающих развитие индивидуальных способностей и воспитательный процесс — учреждениях дополнительного образования детей. Перед педагогами открыт большой выбор философии обучения и практических задач, а воспитанникам предоставляется выбор уровня сложности, вида деятельности и темпа освоения .В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Игры, использующиеся на занятиях своим воздействием на участников, выполняют три основные задачи: образовательную, воспитательную и развивающую.
1. Игра - как средство обучения. Классификация игр
Особое место в жизни и деятельности ребенка занимает игровая деятельность. Игра улучшает процесс передачи социально ценных отношений: делая его эмоциональным, допускает избирательность, имеет высокие нравственные принципы и правила, позволяет включиться в общение, выступает в качестве модели жизненных коллизий, дает возможность научиться «проигрывать» сложные жизненные ситуации, с которыми в будущем придется столкнуться. Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, является одним из доступных путей к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Использование игровых форм организации образовательной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся , формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы. Кроме того, использование игровых форм обучения предупреждает утомление. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца. В групповой работе – развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других детей, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Игра позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, преподнести знания в более легкой и «ненавязчивой» форме. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко
сформулирована цель обучения и соответствующий ей педагогический результат. Существует множество педагогических игр. Каждая игра имеет свои цели и задачи. Одни направлены на отдых детей, другие на закрепления приобретённых знаний, третье – на проверку смекалки и воле к победе.
Социализирующие : приобщают к нормам и ценностям общества; адаптируют к условиям среды, обучают общению. способствуют созданию у обучающихся эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность.
В структуру игры как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими ;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
г) реальные отношения между играющими ; д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
д) сюжет (содержание)- область действительности, условно воспроизводимая в игре. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Дополнительное образование — предназначено для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей.
2. Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Которые способствуют реализации основных принципов обучения, расширению кругозора, познавательной деятельности, формированию определенных умений и навыков необходимых в практической деятельности, а так же выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности тем самым, создавая атмосферу свободного и радостного творчества у детей.
Применение игровых технологий даёт возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку. Можно с уверенностью сказать, что включение в развивающий процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения, навыки. Часто на закрепление полученных знаний использую различные спортивно туристические игры.
Элементы занимательности в игре служат своеобразной разрядкой напряженной обстановки и способствуют концентрации внимания , для последующей углубленной работы над изучаемым материалом.
Дидактические игры, различны по цели, форме, содержанию, в сущности
своей представляют разнообразные интеллектуальные задачи, объяснение материала, его повторение, обобщение, облеченные в занимательную форму.
Подготовка и проведение игры включает в себя следующие этапы:
Первый этап-подготовка: Разработка сценария, план игры, общее описание, содержание инструктажа, подготовка материального обеспечения.
Второй этап – проведение игры: Постановка проблемы, Условия, Правила, Регламент, Распределение ролей, Формирование групп, Консультации.
Третий этап – анализ и обобщение: Вывод из игры, Рефлексия игры, Оценка и самооценка работы, Выводы и обобщения.
В процессе работы при использовании игровых технологий решаются
следующие поставленные задачи:
1.развить и расширить познавательные интересы воспитанников;
2. приобщить к миру культуры;
3. развить творческие и интеллектуальные качества личности ребёнка;
4. сформировать устойчивый интерес к предмету;
5. способствовать развитию самостоятельного мышления;
6. способствовать воспитанию духа сотрудничества на занятиях.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что от использования игровых технологий есть безусловный положительный эффект. Игровая ситуация создает возможность ребенку осознать себя личностью, стимулирует самоутверждение, самореализацию. Организация учебно-познавательной деятельности детей на занятиях требует создания таких условий, при которых в наибольшей мере реализуются индивидуальные возможности каждого ребенка. Для решения этой задачи в области дополнительного образования рекомендуется применять игровые технологии. Для того чтобы процесс обучения был не только занимательным,
но и увлекательным.
3. Физминутки и музыкальные минутки на занятиях
Физминутки – представляют собой комплекс физических упражнений, направленных на снижение усталости. Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей. Веселые физминутки можно использовать в работе со школьниками с самого раннего возраста. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно- сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Физминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в непосредственной образовательной деятельности. Она необходима и важна, это - “минутка” активного и здорового отдыха. Физминутка – это весело, интересно и полезно! Различных физминуток бесчисленное множество Но не забывайте, что выбор той самой эффективной, подходящей вашим детям именно сейчас физминутки зависит от того, каким видом деятельности вы в данное время занимаетесь, ведь наверняка все педагоги согласятся со мной, что от этого зависит, в каком виде отдыха, в каком виде физминутки дети нуждаются больше всего. Классификация физминуток :
Физкультурно-спортивные физкультминутки
Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.
Физминутки - разминки (двигательно – речевые)
Двигательно – речевые физминутки дают отдых различным группам мышц, активизируют деятельность мозга, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов. Кроме того, они помогают взрослым развивать координацию движений, стимулируют развитие речевых навыков, активизируют память, внимание, развивают творческое воображение.
Подражательные
Физминутки основываются полностью на фантазии педагога
Танцевально-ритмическая.
Эти физминутки особо любимы детьми, выполняются под веселую музыку, все движения произвольны. Если добавлять элемент ритмики, тогда движения должны быть более четкими. В отличие от танцевальных,в которых все танцуют произвольно, при этом желающие могут петь.
Оздоровительно - гигиеническая.
Сюда входит и самомассаж и массаж для глаз. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевидение с его круглосуточными детскими каналами, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные технические «штучки», без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек. А отдыхают глазки ребенка только во время сна. Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения. Занимайтесь профилактикой и вы не допустите зрительного утомления! Очень интересны детям электронные физминутки для глаз. Это - гимнастика для глаз, подготовленная заранее с помощью компьютерных технологий. Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом. Гимнастика для глаз: Север-юг, запад-восток. Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
Пальчиковая гимнастика.
Для школьников держать в руках карандаш или кисточку – большой труд. Они очень крепко сжимают пальцы, считая, что чем крепче они их держат, там красивее у них получится рисунок, цифры или буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Релаксационные упражнения
Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Детей необходимо учить чувствовать это напряжение, изменять его степень или снимать совсем, расслабляя определенные группы мышц. При расслаблении мышц эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсем. Релаксационная техника «напряжение-расслабление» — это самый лучший способ научиться распознавать существующие в мышцах напряжения и избавляться от них.
Электронные физминутки для релаксации .
Релаксация – это один из путей преодоления внутреннего напряжения, основанный на более или менее сознательном расслаблении мышц. Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Детей необходимо учить чувствовать это напряжение, изменять его степень или снимать совсем, расслабляя определенные группы мышц. При расслаблении мышц эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсем. Упражнения на релаксацию я провожу в тихой, спокойной обстановке в классе. Дети должны расслабиться с закрытыми глазами. Могут лечь с закрытыми глазами на парту. При выполнении использовать спокойную музыку.
4. Использование игровых технологий на занятиях дополнительного образования «Туристята»
Программа «Туристята» оказывает преимущественное воздействие образовательно-воспитательного процесса на двигательную, творческую, познавательную и эмоциональную сферу деятельности ребенка в непосредственном контакте с окружающей природой и социальной средой. Целью программы является развитие двигательной, функциональной и познавательной активности учащихся, укрепление их здоровья, психическом и физическом оздоровлении организма в процессе туристско-краеведческой деятельности. При этом решаются основные задачи;
-Оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды,
-формирование координационных функций;
-развитие творческой активности воспитанников в процессе освоения
местного краеведческого материала;
Игры используемые в разделах программы;
Азбука туристско - бытовых навыков;Игра- тренировка «Мы собираемся в поход».Игра: «Разложи костер» Цель: знать и различать виды костра, уметь выкладывать костер.
Азбука топографии; Игра «Назови правильно»; Цель: Закрепить понятие о топографических знаках, их значении. Различать топографические знаки на плане. Уметь изготовлять карты-схемы турпохода.
Туристическое и экскурсионное ориентирование; Игра «Экологическое ориентирование» Цель: Уметь ориентироваться на местности по компасу.
В гостях у доктора Айболита; Оказание первой медицинской помощи по условию заданной «травмы»; Игра «Назови и расскажи» Цель: Учить детей узнавать лекарственные растения, грибы: съедобные и ядовитые, растущие в родной местности. Учить правильно собирать растения, не нанося вред окружающей среде.
Основы Краеведения; Игра «Что будет, если…?» Цель: Закреплять правила поведения в природе. Знать, что надо делать, для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу. Развивать умение делать выводы .
Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка; Упражнения в равновесии ; перетягивание каната;
Используемые игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности обучающихся, но и выполняют ряд других функций: Помогают стимулировать умственную деятельность обучающихся , тренируют память, развивают внимательность, Дают возможность детям нести ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, проявляет стремление быстрее и успешнее справиться с заданием.
При использовании игровых технологий на занятиях дополнительного образования «Туристята» соблюдаю следующие условия : соответствие игры, физминутки темам занятий; умеренность в использовании игры на занятиях.
Выделяю следующие виды занятий с использованием игровых технологий :
игровая организация педагогического процесса с использованием игровых заданий (занятие-соревнование, конкурс, путешествие.)
игровая организация занятия с использованием заданий и упражнений; использование игры на определенном этапе занятия (начало, середина, конец; знакомства с новым материалом, повторение и систематизация изученного).
Заключение
В нашей работе мы рассмотрели:
- классификацию педагогических игр;
- преимущество игровых технологий;
-обобщили опыт использования игровых технологий по программе дополнительного образования «Туристята ».
Пришли к выводу: главной задачей педагога является изучение предмета, использование творческого подхода и развитие творческого потенциала детей. Наряду с этим целесообразно использовать игровые технологии, которые помогают провести занятия в красочной интересной форме, объяснять новый материал и отработать навыки работы по отдельным темам.
Игровые технологии на занятиях действительно играют важную роль, поскольку;
- приобщают к миру культуры;
- развивают творческую активность воспитанников;
- формируют устойчивый интерес к краеведению и туризму;
- формируют воспитание духа сотрудничества на занятиях.
-вовлекают учащихся в поисково-исследовательскую деятельность средствами туризма и краеведения;
- способствуют общей спортивно-оздоровительной подготовке.
Таким образом, игровые технологии на занятиях по программе дополнительного образования «Туристята» имеют положительный эффект:
- высокая мотивация к обучению,
- приобщение детей к работе по укреплению их здоровья,
- благотворное влияние на восстановление умственной работоспособности, - повышение эмоционального уровня учащихся.
Список литературы
1 Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга. - 2000. - 624с.
2 Арсентьева, В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве [Текст] / В.П. Арсентьева.- М.: Форум. - 2009. - 155с.
3 Берн, Э. Игры, в которые играют люди [Текст] / Э.Берн. - М.: ЛИТУР, 1988. - 400 с.
4 Горбич, О.И. Игровые технологии [Текст] / О.И.Горбич // Методическая газета для учителей-словесников Русский язык. № 23, 2009. - 48 с.
5. Дичковская, И.М. Инновационные педагогические технологии [Текст] / И.М. Дичковская. - К. - 2004. - 128 с.
6 Кукушин, В.С. Теория и методика обучения [Текст] / В.С. Кукушин. - М.: Феникс. - 2006. - 202 с.
6 Кукушкина, В.С. Педагогические технологии [Текст] / Кукушкина В.С. - Ростов н/Д. - Март. - 2002. - 336 с.
7. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] /Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1999. - 360 с.
8 Шмаков, С.А. Игры учащихся - феномен культуры [Текст] / С.А. Шмаков . - М.: Новая школа, 1994. - 240 с.
9 Игровые технологии [Электронный ресурс] / www.psyvision.ru/. Режим доступа: http://psyvision.ru/, Свободный. - Загл. с экрана.
10Туристические_игры-соревнования [Электронный ресурс] summercamp.ru›. Режим доступа: summercamp.ru›. /, Свободный. - Загл. с экрана.
Приложение 1
Спортивно-туристские игры
Укладка рюкзака
Перед началом игры участники раскладывают на траве или на полу пустой рюкзак и необходимые вещи: одеяло, туристский костюм (брюки, куртка, тапочки), предметы туалета, миску, ложку, кружку, нож, записную книжку или тетрадь и др. Можно каждому из участников дать консервную банку и мешочек с "крупой".
По сигналу ребята начинают укладывать вещи в рюкзак. Условия игры: быстро и правильно уложить рюкзак, застегнуть ремешки, подогнать заплечные ремни. Каждый из участников, уложив рюкзак, докладывает: "Готов!"
Первый, кто справился с заданием, получает число баллов, равное числу участников; второй - на один меньше и т.д. Укладка рюкзаков проверяется судьей. За каждую ошибку начисляется штрафное очко.
Лучший костровой
Соревнование в умении разжигать костер. По команде участники разбегаются по лесу и собирают хворост на растопку. Подготовив дрова, они должны поджечь костер одной спичкой.
Не разрешается пользоваться бумагой, оргстеклом, горючими жидкостями и др.
Оговаривается количество воды, которую надо вскипятить (обычно одна кружка). Котелок, подвес для него - судейские. Участникам разрешается передвигать котелок, поднимать и опускать его.
Игра может проходить как между отдельными участниками, так и между группами по 2-3 человека. Главное условие - время, потраченное на поиски дров, разжигание костра и кипячение воды. За каждую лишнюю спичку прибавляется одна минута штрафа.
Соревнование на лучшего кострового возможно и без кипячения воды. В таком случае на двух колышках натягивается металлическая проволока, которая ограничивает уровень выкладки топлива-хвороста, а сантиметров на 25-30 выше - шпагат или нитка, которая пережигается пламенем костра. Побеждает команда, которая первой пережжет нитку. Естественно, что организаторы устанавливают для всех одинаковые уровни натяжения проволоки и нитки.
Кто быстрее построит дом
Соревнуются две группы по 4-5 человек.
До начала соревнования палатки тщательно проверяются. Они должны быть совершенно одинаковыми, однотипными. Судьи должны проверить грунт на месте установки палаток, чтобы исключить места, куда нельзя вбить колышек или где он не будет держаться. Команда должна знать, сколько можно использовать колышков (как правило, десять; боковые оттяжки не растягиваются), где ставятся коньковые колья - снаружи или внутри палатки.
Перед началом игры палатки уже поставлены, а обе команды находятся внутри палаток, полог которых застегнут на ("молнию").
По команде ребята быстро расстегивают полог, выбегают из палатки и сворачивают ее по всем правилам, аккуратно складывая металлические колышки или шпильки в одно место. Затем сразу по разрешению судьи ставят палатку вновь на 10 колышках.
Установив палатку, команда опять забирается внутрь и застегивается. Капитан докладывает: "Готово!"
Руководитель засекает время и проверяет, правильно ли установлена палатка. Штрафы начисляются за общий перекос палатки, перекос ската, перекос стенки, ослабленную веревку, неверно забитый или выдернутый колышек.
Возможен вариант судейства, когда команда устанавливает палатку "до нормы", реагируя на замечания судьи. Тогда учитывается только чистое время без штрафных очков.
Переправа
Для организации игры проще всего найти поваленное дерево. Еще лучше, если будет два одинаковых бревна.
Соревнуются две команды. Участники по очереди, без бега должны пройти по бревну. Более сложные варианты: участники переправляются с рюкзаками, с ведерками, наполненными водой, с "живым грузом" - товарищем по команде - за спиной.
За срыв с переправы начисляется штрафное очко.
Узкая тропинка
Эта игра проводится как соревнование между командами. На поляне или в помещении условно обозначают две узкие "тропинки" длиной 30-50 м и шириной 25 см. Их границы обозначают двумя натянутыми шнурками или веревками. "Тропинки" заканчиваются площадками радиусом 1 м.
В каждой команде - равное и четное количество участников. По сигналу судьи один из участников в каждой из команд берет себе на спину "живой груз", т.е. члена своей же команды, и старается как можно скорее добраться до конечной площадки, чтобы оставить там "груз", а сам возвращается к месту старта. Только после его возвращения начинает движение следующая пара.
Команды стремятся как можно скорее доставить "груз" на площадку, не задевая и не переступая при движении веревку. За каждую ошибку - штрафное очко.
Вверх по откосу
Эту игру можно проводить на крутом берегу реки, озера. Цель игры - научить быстро и ловко подниматься по крутому склону. Играют две команды.
Предварительно следует подготовить два ведра или две кастрюли и несколько одинаковых кружек для каждой команды, в зависимости от количества участников.
На гребне склона или откоса, берега озера или реки ставятся два пустых ведра. По сигналу игроки быстро спускаются вниз, черпают кружками воду и быстро поднимаются наверх, чтобы вылить воду в ведро.
Задача команд - как можно скорее наполнить ведра водой до определенного уровня. Передавать по цепочке кружки не разрешается.
Переправа через "болото"
Соревнование в переходе через условное болото может проводиться как на личное, так и командное первенство.
Возможны три варианта: а) по фашинкам.
У каждого участника по 2 фашинки - дощечки (фанерки) размером чуть больше ступни (подошвы обуви). Если игра проводится в помещении, вместо дощечек можно использовать картонки или листы плотной бумаги.
Встав в шеренгу у черты старта с интервалом друг от друга не менее метра, участники по команде судьи кладут перед собой на землю (пол) одну фашинку, затем, стоя на ней, кладут вторую фашинку по направлению к финишу. Встав на нее второй ногой, первую фашинку поднимают, перекладывают вперед, делают следующий шаг и т.д. Задача у всех одна: как можно скорее достичь финиша - заступить обеими ногами за линию финиша. Кто выполнит задачу быстрее других, тот и победитель. Остальные места определяются в соответствии с затраченным временем.
Балансируя на одной ноге при перекладывании дощечек, нельзя второй ногой или рукой касаться "болота" (земли, пола). За такое касание судья начисляет участнику штрафные очки. Запрещается передвигать фашинки по "болоту"скольжением. Каждую надо брать рукой и переносить на новое место по воздуху.
б) по "кочкам". Участники делятся на команды по 3-5 человек. Их задача – быстро пройти "заболоченный" участок шириной 10-15 м, прыгая с "кочки" на "кочку" и не касаясь ногами поверхности "болота". 7-10 "кочек", образующих слегка зигзагообразную " тропу через болото", расположены одна от другой на разных расстояниях - порядка 100-150 см. На полу, асфальте их можно начертить мелом, на лугу их надо обозначить яркими кольцами, связанными из веревок, или изготовить в виде квадратов из фанеры, которые прибивают к грунту каждый одним длинным гвоздем (шпилькой со шляпкой). Размер каждой "кочки" - 30-40 см, чтобы участник мог ступить на нее обеими ногами. Команды стартуют по очереди, по жребию, по сигналу судьи. Если сделать 2-3 одинаковые "тропы через болото", то соревноваться могут одновременно несколько команд, что прибавит им азарта. Порядок очередности движения членов каждой команды по тропе определяет капитан команды. Время финиша каждой команды засекается по последнему участнику в момент, когда он с последней "кочки" двумя ногами ступит на "берег" - за линию границы "болота".
Соревнования можно усложнить, введя требование транспортировки груза по "тропе" через "болото" - нескольких нетяжелых рюкзаков со снаряжением, котелков, наполненных водой. Участники не должны наступать ногой на "болото", т.е. между "кочками". Запрещается двум участникам одновременно находиться на одной "кочке". За нарушение - штраф.
в) по "гати" (по настилу из жердей). В этом варианте состязания лучше проводить на природе и только как командные. Состав команды: 3-5 человек. Задача та же: как можно быстрее пройти "заболоченный" участок от линии старта до линии финиша (от флажка до флажка). Но на этот раз переход совершается по самодельному настилу из жердей, комплект которых должен бытьприготовлен на старте.Каждая жердь должна иметь длину около 2 м и толщину 5-10 см. Общая длина комплекта жердей должна быть чуть меньше удвоенной ширины "болота". Тот, кто идет в команде первым, берет две жерди и укладывает их на "болото" параллельно одна другой в направлении финиша, а затем проходит по ним вперед. Второй участник, передвигаясь за ним по уже уложенным жердям, передает в руки первому еще две жерди. Вторую пару жердей направляющий укладывает дальше, а остальные участники продвигаются по ним, передавая новые жерди вперед. Замыкающий цепочку должен собирать сзади себя освободившиеся жерди и передавать их вперед или нести с собой. Пройдя весь "заболоченный" участок, команда складывает на берегу все жерди в штабель, и судья засекает время финиша.
Побеждает команда, которая прошла "болото по гати" быстрее других (с учетом штрафного времени).
При передаче шестов друг другу разрешается использовать их для опоры в моменты передвижения, разрешается также протягивать их по поверхности "болота" скольжением (волоком).
Переправа "маятником"
Игра проводится в лесу, в парке. На ровном месте на толстый горизонтальный сук дерева, расположенный на высоте не менее 4-5 м, забрасывается прочная веревка. Концы ее связываются. На земле под веревкой двумя уложенными параллельно планками (цветными шнурами) обозначается дистанция переправы - "берега ручья".
Играют по очереди по одному человеку. Каждому необходимо, стоя на "правом берегу" у планки, уцепившись руками за веревку,сгруппировавшись, маятником перенести тело через "ручей" и опуститься за планкой (шнуром), обозначающим "левый берег".
Когда все участники задачу выполнят, можно границы "берегов" отодвинуть на 10-20 см дальше - сделать "ручей" шире и вновь начинать соревнование.
За каждое касание телом "поверхности ручья" участник выбывает из игры, а за "намокание" одежды получает штрафное очко. Но по договоренности можно допускать выполнение упражнения с трех попыток, и только после трех неудач турист "тонет".
Победителем на переправе будет тот, кто ни разу "не намок" в "ручье".