Использование техники «Бумажная филигрань (квиллинг)» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Использование техники «Бумажная филигрань (квиллинг)» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
У детей с ограниченными возможностями здоровья свой Мир, но развиваются они по тем же закономерностям, что и другие ребята. Это относится как к развитию познавательной деятельности, так и к эмоционально-волевой сфере и к моторике детей в целом.
Как сделать так, чтобы ребёнок сОВЗ мог вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его развитие, способствуют приобретению уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества?
Для школ проблема развития речи наиболее актуальная. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев рук.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование техники «Бумажная филигрань (квиллинг)» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Использование техники «Бумажная филигрань (квиллинг)» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
У детей с ограниченными возможностями здоровья свой Мир, но развиваются они по тем же закономерностям, что и другие ребята. Это относится как к развитию познавательной деятельности, так и к эмоционально-волевой сфере и к моторике детей в целом.
Как сделать так, чтобы ребёнок сОВЗ мог вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его развитие, способствуют приобретению уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества?
Для школ проблема развития речи наиболее актуальная. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев рук.
В условиях специально организованного обучения и воспитания у детей накапливается определённый жизненный опыт, эмоционально-эстетические впечатления, которые стимулируют ребят заниматься творчеством.
Особенности психофизического развития таких детей затрудняют вхождение их в социум. По сути, он лишён основы самостоятельного, сколько-нибудь благополучного существования в сложном современном мире.
Социальная адаптация ребёнка с проблемами в развитии существенно затруднена в силу ограничений, накладываемых на него дефектом в области познавательной деятельности. Поэтому такого ребёнка нужно специально обучать тому, что для него будет жизненно необходимым. Как и для любого человека, это будут знания и умения, приобретенные в области быта, труда и досуга.
Одним из видов творческой деятельности, используемой для развития детей с ОВЗ, является квиллинг. Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в плотные диски, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
Старинная техника обработки бумаги, распространенная в наше время во многих европейских странах и в Соединенных Штатах, где получила название «квиллинг». В 15-16 в. квиллинг считался искусством, в 19 в. – дамским развлечением, в 20в. был практически забыт, но в 21 веке эта техника вернулась в качестве хобби.
Техника «Бумажная филигрань» (квиллинг) является современным направлением декоративно–прикладного искусства и наделена множеством практичных функций для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Данная техника имеет ряд преимуществ перед другими направлениями декоративно-прикладного искусства, таких как:
- относительно дешевые и доступные материалы (цветная офисная бумага и клей ПВА);
- для младших школьников самый доступный и легко поддающийся обработке материал-бумага, который имеет своё лицо и обладает конструктивными и пластическими свойствами;
- легко изготавливаемые приспособления для выполнения элементов в технике квиллинга (на основе зубочистки или пластмассовой трубочки);
- легкодоступные для усвоения приемы работы в данной технике, развивающие мелкую моторику.
Обучение квиллингу детей с недостатками в развитии является актуальным в современных условиях и способствует совершенствованию возможностей сохраненных и нарушенных анализаторов, овладению рациональными приемами и их использованию в практической деятельности, подготовке к самостоятельной жизни, общественно-полезному труду.
Занятие квиллингом помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации, организации досуга, формирования общей культуры. Этот вид творчества развивает логику, пространственное мышление и воображение, смекалку, фантазию, память, способствует концентрации внимания и самодисциплины, активизирует мыслительные процессы, улучшает способность следовать устной инструкции, воспитывает аккуратность, расширяет коммуникативные способности, повышает заинтересованность в конечном результате.
В процессе у детей развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера, постепенно образуется система специальных навыков и умений. Планирование своей работы способствует развитию логического рассуждающего мышления и речи. Умение что-нибудь сделать самому позволяет ребёнку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем мире взрослых. Занятия квиллингом формируют правильное социальное поведение у детей. В процессе этой деятельности у учащихся развиваются коммуникативные навыки: доброжелательность, усидчивость, взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Детям очень нравится выполнять изделия из полосок бумаги. Этот вид работы создаёт большие возможности для творчества детей. Обычно при получении бумажных полосок разной длины и ширины дети тут же начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединять одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции. Поэтому дети с большим интересом занимаются квиллингом. Приемы работы в данной технике очень просты и детям с ограниченными возможностями здоровья доступны для понимания. Техника экономична во времени, не дорогая в материальном плане, высокохудожественна, актуальна и красочна для современного интерьера.
Для освоения техники бумагокручения не требуется специального инструмента, хотя такой инструмент существует. Полоски бумаги накручивают на что-то цилиндрическое, малого диаметра. Например, на трубочку, зубочистку, толстую иглу или специальный инструмент с разрезом на конце, чтобы бумага не прокручивалась. На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоски двусторонней цветной бумаги режут длиной 30 см и шириной 6-9 мм. Затем их свивают в плотную спираль. Она будет основой дальнейшего многообразия форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера и из неё формируется необходимая квиллинговая фигура. Кончик бумаги прихватывается клеем ПВА. Выполняя сжатия и вмятины, придаются различные формы. Всего существует 20 базовых форм для квиллинга, но, сворачивая и прищипывая, мы используем свою фантазию, и возникают новые элементы квиллинга. При этом ярко проявляется воображение детей, ведь они создают новые комбинации. Дети могут очень долго заниматься этим видом поделок, поскольку у них постоянно рождаются новые идеи. Работая с бумагой, ребёнок черпает вдохновение и создаёт неповторимые вещи, радующие глаз своей красотой, рождается гармония. Квиллинг позволяет, как бы выявить новые свойства бумаги, неизвестные людям, которые не знакомы с бумагокручением. Например, посредством квиллинга, можно изготавливать красивые изделия, используемые в быту: букетики цветов, вазочки, конфетницы, подставки – всё, что не связано с хранением воды. Такие изделия не только красивы и оригинальны, но и прочны и долговечны. В общем, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.
Таким образом, польза квиллинга неоспорима. И это подтверждают результаты в детях.
Тревожные дети становятся более спокойными, замкнутые — учатся доверять, а неусидчивые — направлять свою энергию в русло творчества.
Все эти результаты работы показывают, что занятия квиллингом с детьми с ЗПР помогают достигать выполнение цели Федерального государственного образовательного стандарта, т.е. сформировать такую личность, которая владеет знаниями о мире, умеет действовать в нём, имеет активную жизненную позицию, готова к саморазвитию и непрерывному образованию. На занятиях квиллингом используется деятельностный подход через практическое воплощение творческих замыслов. Этот подход требует построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, что особенно важно для детей с ЗПР.