kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегративный театр как метод волонтерской деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен опыт работы педагогов по проведению интегративных спектаклей в рамках волонтерского движения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегративный театр как метод волонтерской деятельности»

Интегративный театр как метод волонтерской деятельности

(из опыта работы педагогов

Центра анимационного творчества «Перспектива», г. Ярославль)


Стратилатова Е.Г. (педагог дополнительного образования высшей категории)



«Если душа человека ждет чуда - подари ему это чудо!

И новой будет душа у него, и новая - у тебя!..»

А. Грин

Волонтерство как социальное явление — это древняя традиция многих цивилизаций и народов, отражающая мысль о том, что в любом обществе есть люди, которые нуждаются в помощи, и люди, которые готовы помочь. В каждой отдельной стране масштабы добровольческой деятельности, уровень ее развития и поддержки зависят от исторических, социальных, культурных, политических и экономических факторов.

В России всегда существовали традиции поддержки образования, науки, искусства, связанные с религиозными тенденциями, с особенностями менталитета и национального характера. Возрождение благотворительных традиций в нашей стране наметилось еще в конце прошлого столетия. Последние исторические события показывают, что идет активное возрождение волонтерской деятельности.

Волонтерство — это широкий круг деятельности, основу которой составляет социально-значимая дея­тельность, направленная на решение тех или иных проблем современного общества. Видов добровольческой ак­тивности множество, одно остается неизменным — бескорыстие и го­рячее желание помочь.

Существует несколько видов до­бровольческой деятельности:

• оказание помощи людям, находя­щимся в тяжелой жизненной ситуа­ции (людям с ограниченными возмож­ностями здоровья, пожилым, людям без опреде­ленного места жительства и т.д.);

• занятия с детьми и молодежью (в интернатах с детьми ограниченных возможностей, в школах, детских садах, больницах);

• участие в реализации и развитии проектов, направленных на решение проблем местных сообществ;

• пропаганда идей здорового образа жизни, спорта; профилактика куре­ния, алкоголизма, употребления нар­котиков;

• защита дикой природы и борьба за улучшение экологии.


Педагогами и психологами Центра анимационного творчества «Перспектива» накоплен некоторый опыт работы по осуществлению волонтерской деятельности, возникший как ответ на социальный запрос. Надо сказать, что в нашем обществе все больше появляется детей с ограниченными возможностями здоровья, эмоциональными нарушениями, проблемами в поведении. Сейчас уже общепризнанным является тот факт, что не количество знаний и умений по какому-либо предмету определяет успешность человека в социуме, а умение наладить и поддерживать взаимоотношения с окружающими людьми - в семье, на работе, с друзьями и т.п. Люди ценят открытость, отзывчивость, умение идти на компромисс, сохраняя при этом свой внутренний мир, умение отстаивать свое мнение. Всему этому человек учится на протяжении всей жизни - мы сталкиваемся с проблемами в любом возрасте. Но все начинается с детства и мы, взрослые, можем создать условия, при которых ребенок сможет найти в себе потенциал для решения жизненных трудностей, иногда кажется, что непреодолимых.

Уже на протяжении 8-ми лет ЦАТ «Перспектива» организует и проводит открытый международный кинофестиваль «Ты не один». Цель кинофестиваля – создание условий для адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и людей с ограниченными возможностями здоровья в общественную среду средствами кино и анимации. В нем могут принять участие как дети - авторы фильмов, находящимися в трудной жизненной ситуации, и люди с ограниченными возможностями здоровья; а так же другие участники – авторы фильмов, рассказывающих о детях и взрослых из вышеупомянутой группы. Очень многим людям этот фестиваль дает возможность диалога: одни рассказывают о сложностях, с которыми сталкиваются в жизни, ограничениях, своем внутреннем мире, мечтах; а другие, здоровые дети, учатся лучше понимать и принимать их, прислушиваться и сопереживать, оказывать посильную помощь, дружить. Это сотрудничество, общение идет на пользу всем, сближает и учит доброте, человечности, бескорыстию. Многие ребята, принявшие участие в фестивале, делают первые шаги в волонтерском движении уже осознанно.

В 2001 году в центре был создан коллективный авторский проект «Волшебное путешествие», или «Интегративные психотехнологии в работе с детьми 6-12 лет» (педагог-психолог Кузнецова Ю.О., педагог дополнительного образования Стратилатова Е.Г.). В него вошли такие программы для детей и взрослых как «Волшебное путешествие», «Рисуем сказку», «Слушание игрой», «Телесное ориентирование», «Интегративный театр» и курс лекций для родителей и педагогов «Сознательное родительство», «Общение без подавления», «Интегративные психотехнологии в работе с детьми». Проект послужил отправной точкой для создания программ и сказочных сценариев в данном направлении. Как показала практика, сценарии сказок для интегративного театра, (и технологии, которые в них включены), применимы не только в образовательной и воспитательной деятельности центра. Они хорошо подходят для волонтерского направления, т. е. выхода в лечебные учреждения, интернаты, детские дома, в которых дети нуждаются не только в помощи врачей, но и в простом человеческом общении, эмоциональной поддержке, разнообразии впечатлений, участии в игре, интересном действии.

Дети, которые долгое время находятся в лечебных учреждениях, - тревожные, замкнутые, - испытывают большие сложности в простом общении с людьми, и даже друг с другом. Растопить этот лед, снизить уровень недоверия может помочь интегративный спектакль-сказка. Психологи, применяющие этот метод на практике, отмечают, что при условии правильного проведения могут быть сняты эмоциональные блоки, присутствующие в поведении таких ребят. Мы не можем утверждать, что проведение интегративных сказок с детьми имеет такой яркий резонанс, так как в нашем исполнении это носит эпизодический характер, но о том, что они положительно влияют на общий эмоциональный фон и настроение детей, мы можем говорить, основываясь на отзывах родителей и врачей, предложениях о долговременном сотрудничестве.

Есть некоторые особенности, на которые следует обратить внимание при проведении интегративных спектаклей в лечебных или других учреждениях с детьми, имеющими особенности здоровья.

  1. Необходимо предварительное согласование, собеседование с сотрудниками учреждения, в котором планируется проведение спектакля. Ведущий должен иметь определенный опыт проведения и хорошо представлять себе особенности поведения детей. Также необходимо если не непосредственное участие сотрудников и родителей (опекунов, воспитателей) детей, то хотя бы их физическое присутствие.

  2. Группа детей не должна превышать 10-15 человек, а в некоторых случаях - не более 6-8-ми. Лучше провести несколько спектаклей для разных групп.

  3. Волонтерами, помогающими ведущему в проведении спектакля, должны быть взрослые, в присутствии которых дети чувствуют себя более уверенно (особенно это относится к аутистам) - это сотрудники (врачи или воспитатели), родители, члены семьи или близкие к ней люди. Либо это коллеги, знакомые, студенты педагогических и медицинских колледжей, вузов, старшеклассники. В нашей практике были разные составы волонтеров, включающие все эти варианты, в зависимости от контингента группы. Самое главное, чтобы люди искренне и бескорыстно хотели помочь и доставить радость детям.

  4. При выборе спектакля нужно отталкиваться от самих детей, каждый раз немного видоизменять канву сюжета, подбирая техники и задания под особенности и возможности детей. Спектакли, которые проходят по одной сказке, но с разными детьми, могут быть очень не похожи друг на друга. Также можно упрощать или усложнять их по ходу действия, чтобы не возникало переутомления или скуки.

По подготовке к спектаклю можно выделить два подхода:

- с долговременной подготовкой;

- без предварительной подготовки (спонтанный).

Различаются они тем, что в случае долговременной подготовки воспитатели или родители детей заранее знакомят со сказкой, проводят беседы по ней; вместе с ними придумывают и рисуют декорации, некоторые атрибуты костюмов, и т.п. В таком случае дети могут исполнять и некоторые вспомогательные роли, помогая взрослым, «настраиваются» на сюжет заранее и даже предлагают что-то свое (танец, песенку, игру). В процессе возникает лучший контакт между участниками, творческое коллективное взаимодействие. Очевидно, что этот способ более эффективен с замкнутыми детьми, или с задержкой психического развития, особенно когда речь идет о сложной по сюжету сказке – «Щелкунчик», например, или «Снежная королева».

Но он не всегда реализуем, и тогда на помощь приходит вариант, не требующий таких временных затрат – тогда волонтеры-энтузиасты приходят и «проигрывают» сказку вместе с детьми сразу, не подготавливая их к ней заранее. Для того, чтобы это сделать, надо только согласовать условия проведения, провести репетицию со взрослыми-участниками и запастись атрибутами к сказке самим. Для такой формы лучше выбрать более простой и доступный сюжет – например, «Дюймовочка». Это сказка, которая сама воспринимается как праздник – такая она яркая, понятная детям в любом возрасте, близкая к природе, оставляющая ощущение радости бытия. Для того, чтобы не нарушать образ маленькой героини, в ней используются куколки небольшого размера (Дюймовочка и Эльф), а остальные персонажи проигрываются взрослыми и детьми. У нас на эту сказку пришли не только больные дети, но и их младшие братья и сестры с родителями, и все восприняли ее очень хорошо.

В багаже нашего театра имеются такие сказки, как «Золушка», «Синяя птица», «Щелкунчик», «Серебряное копытце», «Маугли», «Снежная королева», «Алиса в Зазеркалье», «Дюймовочка».

В дальнейшем мы планируем продолжать подобную практику проведения спектаклей по мере своих сил и возможностей, и уверены, что количество желающих принять участие в них будет только увеличиваться, так как мир наш полон добрых и отзывчивых людей, а детские улыбки согревают душу.




Литература

  1. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Л.П.Петровской-2-е изд.– М:Прогресс, 1993.

  2. Практикум по сказкотерапии/Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева/.-СПб.: ООО «Речь», 2000.

  3. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. – СПб.: Речь, 2002.

  4. Стратилатова Е.Г. Шкатулка сказок. – Ярославль, Перспектива, 2014г.

  5. История добровольного служения в России – (Электронный ресурс)

  6. Кудринская Л.А. Социологические исследования, Кудринская Л.А. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика. 2006. - №5. – с. 15-22. – Библиогр.


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интегративный театр как метод волонтерской деятельности

Автор: Стратилатова Елена Григорьевна

Дата: 30.08.2016

Номер свидетельства: 341532


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства