kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интерактивная экскурсия "Летопись школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка - интерактивная экскурсия по теме "Летопись школы", предназначенная для выступления экскурсоводов школьного музея.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интерактивная экскурсия "Летопись школы"»


Интерактивная экскурсия «Летопись школы»


Добрый день. Сегодня мы приглашаем Вас совершить экскурсию по нашему музею. А если быть точнее, то по экспозиции «Летопись школы».
Музей - какое слово ёмкое!

От пирамид до черепков.

Хранят музеи для потомков

Свидетельства иных эпох.

Давайте же гореть не тлея,

Чтоб даже через сотни лет,

В музеях сберегли потомки

Эпохи нашей яркий след.
«Память – это посох, на который опирается человек на своем жизненном пути,» - эти замечательные слова принадлежат известному писателю Виктору Астафьеву. Они в полной мере отражают значение и смысл создания данной экспозиции.
С чего начинается современная школа? С улыбки учителя, с незабываемых уроков, с первого звонка, трелью рассыпающегося по золотой осенней листве или с последнего звонка, стоящего стражем в совершенно другой мир, таящийся в уголках нашего сердца – мир школьных воспоминаний.

Говорят, «что большое видится на расстоянии, что только спустя годы осознаешь, как много нам дала школа: переполняющую радость от первых успехов, боль разочарований, веру учителей в нас, багаж знаний, который позволит найти свой путь в жизни».

Звенит звонок, и школа затихает. В уютных школьных кабинетах идет вечное и в то же время для каждого ребенка первое постижение мира во всех его проявлениях.
А какой же была школа много веков назад?

История нашей школы начинается в далёком прошлом. По велению Государыни Императрицы Марии Феодоровны в Федоровском посаде открыта школа. В те далекие времена школы принадлежали приходам и открывались при храмах. Так и в Федоровском посаде при Вознесенской церкви 1 августа 1801 года распахнула свои двери приходская школа. В ней обучались мальчики и девочки всех сословий. Обучение имело исключительно религиозный характер. Главными предметами, преподаваемыми в школе, были: Закон Божий, церковно-славянская грамота, русский язык и чистописание, арифметика. Закон Божий преподавал законоучитель-священник. Приходская школа в Федоровском посаде содержалась за счет церковных приходов, крестьян и пособий Государыни Императрицы. Мария Феодоровна была сторонницей просвещения и всячески поддерживала его. Чтобы поощрить родителей, отдававших своих детей в школу Федоровского посада, она издала Указ. «Божией милостию. Мы, Мария, императрица и самодежица всероссийская, повелеваю. Освободить от платежа годового оброка (10 рублей ассигнациями) крестьян, отдавших своих детей на обучение в школу Федоровского посада. Дабы со временем не только государству были полезными, но и сами себе теми науками пропитание снискать могли. В поощрение детям особенно прилежным выдавать в награду серебряные ложки и таковые же кресты».

Начиная с 1864 года школа стала именоваться земской и представляла собой

учебные заведения с трёхлетним курсом, где дети всех трёх лет обучения одновременно занимались в одной классной комнате с единственным учителем.

В школе преподавали русский язык и чистописание, арифметику в простейшем изложении, Закон Божий и церковнославянский язык, церковное пение. Основной задачей школы признавалось сообщение ученикам устойчивых навыков грамотности. Обучением в школе занимались постоянно занятые народные учителя и приходящие законоучители-священники. В школе обучались дети в возрасте 8 – 12 лет обоих полов без ограничения по сословиям. Обучение было бесплатным.

Учебный год в земской школе был очень коротким и продолжался, как правило, семь месяцев (с 1 октября по 1 мая). Основной причиной короткого учебного года называлась занятость крестьянских детей, даже самых маленьких, в домашнем хозяйстве — родители могли себе позволить отпустить их в школу только в зимнюю половину года, когда не было сельскохозяйственных работ.

Первая земская школа в Федоровском посаде открылась 1870 году в наемном доме крестьянина Гулина.

Выходят мамы учеников с разных сторон и кричат:

Мать: Антип, Просыпайтесь ранехонько,

Умывайтесь белехонько,

В Божью церковь собирайтесь!

За азбуку принимайтесь!

Мать: Димиян

Богу помолитесь –

До всего дойдете:

Святой Наум наставит на ум.

Дети подходят к матерям

Мать: «Учись хорошо, иначе худая молва о нас пойдет».

Мать: «Сегодня 1 декабря, День Наума-грамотника, пора начинать учиться.»

/Звучит звук колокола/

Дети входят, трижды отдают земной поклон учителю, а он их бьет розгами.

С другой стороны подходят дети, садятся. Входит учитель, дети встают.

Учитель: Попросим и мы у Бога вразумления молитвой:

(Хором). «Преблагий Господи, низпосли нам благодать Духа Твоего Святаго, укрепляющего

душевные наши силы, дабы, внимая учению, возрастали мы Тебе, нашему Создателю, во

славу, родителям же нашим в утешение, Церкви и Отечеству на пользу».

Учитель: Повторяем «аз», «буки», «веди», «глаголь», «добро», «есть».

Хочешь познать истину – начинай с азбуки.

Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.

Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.

С умом торговать, без ума горевать.

Учитель: Читай, Филимон.

Филимон (читает): буки . аз –ба , буки . аз –ба баба; слово книга : како, наш, иже – кни, глаголь, аз-га, книга. 
/Двое балуются, /

Учитель говорит: Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.

А теперь записываем пером. А вы негодники, за непослушание на коленях читать будите.

/Дети стают в позы и замирают/.

Со временем телесные наказания признались категорически недопустимыми. Единственное, что мог сделать учитель в случае плохого поведения ученика, — высказать ему порицание. Учителям предписывалось воздерживаться от жалоб на детей родителям, так как крестьяне были склонны жестоко наказывать детей.

(В класс входит бабушка в русском народном костюме)
Бабушка. Здравствуйте, ребятишки! Заучились вы совсем, устали, поди. Да ничего, поработаешь до поту – так и поешь в охоту! Угощение я вам принесла – кашу пшеничную. В старину-то в каждый учебный год начинается с совместной трапезы учеников – все вместе из одного котла, ели кашу. Оттуда и пошло слово однокашник.

Вот так и учились ребятишки Федоровского посада , переезжая из наемного дома сначала в собственный каменный дом с 2 классными комнатами и библиотекой.

А в 1920 году – в новый кирпичный дом. Но счастье, стремящихся к знаниям, учеников было недолгим. Грянул 1941 год. Война пришла и на Федоровскую землю. Фашисты стерли в родной деревне с лица земли все, не пощадив и школу.

Закончилась Великая Отечественная война, и фёдоровцы, как и вся страна, стали возвращаться к мирной жизни. Уже в 1946 году в деревянном доме деревни Аннолово открыли послевоенную школу. Из воспоминаний Петровой Анны Ивановны: «После войны люди начинали обживать израненную, поруганную фашистами родную землю. Работали в две смены. Оборудования никакого не было. Подстилали на пол фанерные доски, на них и писали. За партами сидели по четыре человека. Освещалось помещение одним фонарем “Летучая мышь”. В комнате топилась одна печь. Русским языком и математикой старались заниматься, когда не нужен искусственный свет».

В 1948 – 1949 учебном году школьников стало больше. Под школу отвели стандартный щитовой домик в д. Федоровское. Работали в две смены. «Комнатка маленькая: через щели в стенах свистел ветер, во время метелей – сугробы на партах, холод, стыли чернила, мерзли руки, занимались в пальто учителя и ученики. Коридорчик был малюсенький, трудно было разойтись даже вдвоем». Но люди не боялись трудностей, шли вперед наперекор и вопреки…

Замечательным событием в истории школы стал 1961 год, когда из старого здания школа была перенесена в новое и двери новых просторных кабинетов распахнули свои объятия для учителей и учеников.

И школа зажила новой, интересной жизнью. Благодаря неравнодушным учителям, школа стала преображаться. Был заложен яблоневый сад под руководством Богдановой Валентины Андреевны. Появились новые традиции: уроки Мужества, день рождения Героя, конкурсы и вечера на военную тему, смотры строя и песни, игры «Зарница» и «Орленок». Началась краеведческая работа. Был открыт школьный музей.

Но и сегодня школа живет, не стоит на месте. Преобразования продолжаются.

Ведь успешная деятельность школы во многом зависит от того, кто ею управляет. Нашей школе повезло с директорами. Каждый был ценен и незаменим по-своему в определенный момент истории. Пожалуй, всех их сближало только одно: в своей школе они видели не учебное учреждение, а дом, большой дом для детей и взрослых, потому и старались сделать его красивее, теплее, уютнее. Наверное, поэтому хотелось и хочется не идти, а бежать в школу, научиться чему-то полезному, нужному, важному. 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интерактивная экскурсия "Летопись школы"

Автор: Маншилина Ирина Борисовна

Дата: 04.11.2019

Номер свидетельства: 525566


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства