kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Информационный буклет "Агрессия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационный буклет,где дифференцируется понятие "агрессия", даются практические советы, как затушить агрессивные проявления у детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Информационный буклет "Агрессия"»

В современной психологии различают понятия "агрессия" и "агрессивность".

А грессия - это отдельные действия, поступки. Под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других людей, доминировать над ними. Сам термин "агрессия" в целом имеет нейтральное значение. По сути, агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.

Агрессивность - относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого человека как враждебное.

Как нейтрализовать проявления агрессии у детей и подростков!

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и не опасная агрессивная реакция в ряде случаев не требует вмешательства со стороны. Подростки нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания.

Для оптимизации конструктивного воздействия на проявление агрессии у детей и подростков разработаны специальные рекомендации для взрослых. Правила экстренного вмешательства позволяют в конфликтной ситуации с агрессивными детьми обеспечивать позитивное разрешение конфликтов и устанавливать партнерские отношения.

Для профилактики агрессивного поведения необходимо обсуждать нежелательное поведение ребенка/подростка всякий раз, когда оно превышает допустимый порог. В критический момент важно быстро и решительно остановить агрессивное действие с минимальным количеством слов.

Правило 1: "Игнорировать незначительную агрессию"

В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, целесообразно использовать следующие позитивные стратегии:

  • простое игнорирование поведения или самого ребенка/подростка;

  • выражение понимания чувств ребенка: "Я понимаю, что тебе обидно";

  • переключение внимания или предложение какого-либо задания;

  • позитивное обозначение поведения: "Ты злишься потому, что ты устал".

  • Правило 2: "Акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ребенка и подростка"

Необходимо проводить четкую границу между поступком и личностью ребенка.

О ценивая поведение ребенка/подростка, следует апеллировать только к фактам и к тому, что произошло только что, не вспоминая все прошлые случаи. Необходимым является установление с агрессивным ребенком/подростком обратной связи. Для этого используются приемы:

  • констатация факта: "Ты ведешь себя агрессивно";

  • констатирующий вопрос: "Ты злишься?";

  • раскрытие мотивов агрессора: "Ты хочешь обидеть кого-то? Ты хочешь продемонстрировать силу?";

  • раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению: "Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я пугаюсь, когда кто-то кричит";

  • апелляция к правилам: "Ты нарушаешь правило".

Ребенок/подросток должен услышать, что мы не против него, а только против конкретного поступка. Агрессивным поведением он своего не добьется, но другое поведение будет более эффективно.

Правило 3: "Контролировать собственные негативные эмоции"

Дети часто демонстрируют агрессивное поведение (раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность), взрослым необходимо признать нормальность и естественность данных негативных переживаний. Специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Если взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он:

  • не подкрепляет агрессивное поведение;

  • демонстрирует положительный пример в обращении со встречной агрессией;

  • сохраняет партнерские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.

Правило 4: "Не усиливать напряженные ситуации"

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией - снизить напряжение ситуации.

Типичные действия взрослого, усиливающие напряжения и агрессию:

  • повышение голоса, изменение тона на устрашающий;

  • демонстрация власти: "Будет так, как скажу я";

  • крик, негодование;

  • агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки;

  • сарказм, насмешки;

  • оценка характера ребенка/подростка, его личности, личностей его друзей;

  • использование физической силы;

  • втягивание в конфликт других людей, непричастных к нему;

  • настаивание на своей правоте;

  • нотации, проповеди;

  • угрозы или наказания;

  • оправдания, защита;

  • обобщения типа "Все вы одинаковые";

  • придирки; передразнивание;

  • сравнивание ребенка/подростка с другими детьми/подростками;

  • команды, жесткие требования, давление;

  • подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить проступок на некоторое время. Однако отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем сама его причина.

П равило 5: "Сохранять положительную репутацию"

Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное – публичное обсуждение и негативная оценка.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

  • публично минимизировать вину подростка ("Ты неважно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть");

  • позволить ребенку/подростку выполнить требование взрослого по-своему;

  • п редложить ребенку/подростку компромисс, договор со взаимными уступками.

Подростки используют и другие, "свои способы" сохранения самоуважения:

  • "тянут" несколько секунд, прежде чем согласиться;

  • строят гримасы, выполняя вашу просьбу;

  • делают какой-то жест, свидетельствующий о неуважении;

  • несколько раз повторяют то, что вы просите прекратить, и только потом перестают;

  • перед тем как подчиниться, говорят что-то типа "не хочу, не буду", чтобы последнее слово оставалось за ними.

Правило 6: "Демонстрировать модели неагрессивного поведения"

Приемы альтернативного поведения взрослого, направленного на снижение напряженной ситуации:

  • выдерживание паузы (молчаливое заинтересованное выслушивание);

  • тайм-аут – предоставление возможности ребенку/подростку успокоиться наедине;

  • внушение спокойствия невербальными методами (шепот, успокаивающие прикосновения и т.п.);

  • прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

  • использование юмора ("Ты сейчас выглядишь круче Шварцнегера");

  • признание чувств и интересов собеседника;

  • сообщение своих интересов;

  • апелляция к правилам и т.д.

Наибольшая польза от этих приемов в том, что дети/подростки довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие – искренность взрослого, соответствие словам его невербальных реакций и ежедневного поведения (воспитываем по своему образу и подобию).



"Если человек показывает, что он раздражен и не способен контролировать свои эмоции, ему надо заняться чем-нибудь другим, а не работой с людьми"

(Мишель Фадуль)



Казенное учреждение Омской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Гармония"








Информационный буклет
















Детская агрессия.

Способы эффективного взаимодействия, нейтрализация негативных последствий.


2019 г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Информационный буклет "Агрессия"

Автор: Штайнбард Оксана Александровна

Дата: 20.02.2022

Номер свидетельства: 600771

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Информационный буклет "Причины детской агрессии""
    ["seo_title"] => string(48) "informatsionnyi_buklet_prichiny_detskoi_agressii"
    ["file_id"] => string(6) "607366"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1652951861"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства