(Звучит гимн «Эколят – молодых защитников Природы». (Автор: Зотова Татьяна Владимировна) Под звуки гимна появляются сказочные герои.)
Ярко светит солнце в чистом небе, Весело в горах журчат ручьи, На опушке леса возле ели, Трели звонко тянут соловьи. Красотой Природа нас пленяет, Силы, вдохновение дает, Чудесами сильно удивляет, Но лишь тех, ее кто бережет! Припев: Мы Эколята – природы защитники, Животных, растений большие друзья, Богатства земли молодые наследники, На страже природы стоим ты и я! Мы Эколята – природы защитники, Животных, растений большие друзья, Оберегаем и любим природу, Чтобы жизнь сохранить на планете Земля.
Оглянись вокруг и ты увидишь, Каждый день наполнен волшебством, Радуга, туман и белый иней, Или дождик за твоим окном. Бесценный дар надежно охраняем, Природы тишину, ее покой, Если искренне природу любим, Значит, любим Родину с тобой. Припев:
Умница: Здравствуйте, ребята!
Ёлочка: Мы рады встречи с вами!
Тихоня: Мы - «Эколята» - друзья и защитники Природы.
Шалун: Мы родились в лесу и знаем о нем много интересного. Все вместе охраняем лес и заботимся об его обитателях.
(Звучит мелодия «Голоса леса»)
Умница: Приглашаем Вас на прогулку в лес.
(Сказочные герои проводят с детьми игру «Прогулка по лесу»)
С вами мы пойдем гулять – в лес зверушек навещать. Мы идём в лесок, будь внимателен, дружок. (Ходьба). Впереди – ручеёк, перейти - вот мосток. (Ходьба на носочках). Мы попрыгаем немножко по извилистой дорожке. (Прыжки). Как услышим в небе гром – спрячемся мы под кустом. (Приседания). Будем медленно идти – дождь настигнет нас в пути. (Лёгкий бег). Все головки вверх подняли - бабочек мы увидали. (Смотрят вверх). Сами бабочками стали. (Кружатся). Покажите-ка мне, дети, как дует в лесу ветер? Как деревья он качает, к земле ветки пригибает. (Наклоны туловища влево, вправо). Мы шагаем, мы шагаем, по полянке мы гуляем. (Ходьба друг за другом по кругу). Мы пришли с тобой, дружок, во дремучий во лесок. (Ходьба).
Ёлочка: С чего начинается знакомство с лесом? Конечно, с деревьев. Отгадайте загадки о них.
(Сказочные герои загадывают загадки. На стенде под номерами – листья различных деревьев. Дети отгадывают загадки и показывают лист данного дерева.)
1.Хоть неплохо я одета,
Бьет озноб меня всегда:
И зимой, и жарким летом
Вся дрожу как в холода (Осина)
2.Десять лет, теплом согретый,
В зной и в пору летних гроз
Ввысь по десять сантиметров,
Вглубь по метру за год рос. (Дуб)
3.Что за дерево, ответьте:
Всю весну, когда цветет,
Самый вкусный мед на свете
Щедро пчелам раздает (Липа)
4.У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке. (Сосна)
5.Не сосна я и не елка,
Только осень за порог –
До единой все иголки
Скину с веток точно в срок. (Лиственница)
6.Сучки - рогатые,
Плоды – крылатые,
А лист – ладошкой,
С длинной ножкой. (Клен)
7. Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой. (Береза)
8.Будто снежный шар бела
По весне она цвела,
Нежный запах источала, А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна (Черемуха)
9.Есть сережки, да не девчонка.
Есть шишки, да не сосенка;
А живет в низинке, около лощинки. (Ольха)
10.Украшение лесочков,
Как ты зелен и тенист!
До пятнадцати листочков
Образует сложный лист (Ясень)
Тихоня: Молодцы, ребята. Вы, оказывается, хорошо знаете деревья леса и умеете их определять! А вот я хочу еще проверить, знаете ли вы лекарственные растения леса.
«Лес, как сказочное царство, Там кругом растут лекарства, В каждой травке, в каждой ветке – И микстура и таблетки. Ну, а чем и как лечить Я могу вас научить. Все целебные растения Знаю я без исключения. Нужно только не лениться, Нужно только научиться Находить в лесу растения, Что пригодны для лечения.
Перед вами карточки «Сладкая аптека в лесу». Рассмотрите их внимательно, определите и напишите названия.
Ягоды этого растения очень полезны при ангинах и простудах.
(Малина)
Листья этого растения применяют при заболеваниях почек, а ягоды – при авитаминозах.
(Брусника)
Это растение улучшает состав крови.
(Земляника)
Ягоды этого растения помогают укрепить зрение
(Черника)
Ягоды применяются при лечении расстройств желудка.
(Черемуха)
Шалун: Ребята, но не все лесные ягоды вкусные и полезные. Среди ягод есть и опасные. Вы их должны обязательно знать. Выполните моё задание – раскрасьте ягоды и обведите красным карандашом ядовитые.
Шалун: Молодцы! Вы справились с заданием. Действительно, вороний глаз, волчье лыко – ядовитые растения.
Умница:Лес – зеленый дом для многих животных.В данной таблице спрятались некоторые из них. Найдите и обведите названия 10 животных–обитателей леса. Слова расположены по вертикали и горизонтали.
Ёлочка: С этим заданием вы успешно справились. Но в лесу прячутся не только животные. В моем лукошке новое задание для вас. Определите, какие грибы я нашла на лесной полянке.
Боровик
Опенок
Рыжик
Лисичка
Груздь
Масленок
Тихоня: Ребята, а вы знаете, какие птицы живут в лесу? Определите силуэты, каких птиц нарисованы на картинке.
Шалун: Молодцы! Вы великолепно справились с заданием!
Умница: От вашего поведения в лесу зависит жизнь растений, птиц, зверей, насекомых и других лесных обитателей. Как вы поведете себя в лесу в ситуациях:
1.Гуляя с родителями по лесу, Маша и Вася увидели большой муравейник.
-Давайте посмотрим, что внутри муравьиного домика, - сказал Вася.
-Давайте, - с интересом ответила Маша. Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку и сказала.
-Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что…
Что сказали бы муравьи?
2.Девочки пришли в лес за земляникой. Ягод так много, что можно набрать целую кружку, не сходя с места. Вдруг одна из девочек сказала: «Жаль, что с нами нет Светы, и она не видит, какое хорошее место мы нашли. Ничего, мы для нее нарвем кустики с ягодами и покажем».
Правильно ли, решили поступить девочки?
3.Дети гуляли по лесу. Кто-то из них заметил: «Что-то тихо в лесу. Даже птицы не поют. Скучно совсем. Надо музыку включить погромче».
Правильно ли, решили поступить дети?
4.После пикника на лесной полянке, ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который остался после их отдыха.
Правильно, ли они поступили?
5.Идя на экскурсию в лес, ребята увидели редкое растение. Алина предложила сорвать его и принести в класс, чтобы показать одноклассникам. Ваня предложил его выкопать и посадить на пришкольном участке. Дети долго спорили, но так и не решили, кто прав.
Кто из детей прав?
6.Костя и Вася отправились в лес за грибами. Несъедобные грибы они сбивали палками, чтобы их не собрали неопытные грибники.
Правильно, ли поступили мальчики?
7 .В лесу дети нашли дупло белки. Они очень обрадовались, так как в дупле было много орехов и их можно было забрать себе.
Правильно, ли решили поступить дети?
8.Ранней весной на лесной опушке распустились подснежники. Нина очень восхищалась их нежностью и красотой. Ее сестра предложила нарвать большой букет и подарить бабушке.
Как правильно поступить сестрам?
9.Гуляя летом на лугу, дети нашли гнездо, которое представляло собой небольшое углубление в земле, выстланное сухой травой, перьями, тонкими веточками. В самом центре гнезда лежало несколько маленьких пестреньких яиц. Ребята решили, что гнездо брошено птицей-мамой. Но как помочь будущим птенчикам они не знали. Как правильно поступить в данной ситуации?
10.Антон и Тимофей пошли в ближайший лес и решили там поиграть в робинзонов. На опушке ребята очертили остров и принялись собирать ветки для строительства шалаша. Веток на земле оказалось очень мало, и они обломали кустарник. Ветки оказались очень мягкими, и шалаш заваливался. Тогда Тимофей предложил взять за основу ветки потолще – от растущей рядом яблони. «Все равно эти яблоки всегда маленькие и кислые» - сказал он. Мальчики с трудом сломали три большие ветки и укрепили шалаш. Строительство закончилось, шалаш получился на славу! Довольные своим творением, мальчики вернулись домой.
Правильно, ли поступили мальчики?
Ёлочка: Правильно, ребята. Всегда нужно соблюдать лесные правила. Послушайте их еще раз и всегда выполняйте.
Шалун: «Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай, Что в лесу нельзя шуметь. Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки. Тихоня: Ветки дуба не ломай! Никогда не забывай: Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать. Ёлочка: Из рогатки не стрелять. В лес приходят отдыхать. Бабочки пускай летают, ну кому они мешают? Умница: Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить…
Ёлочка: Друзья, наше путешествие по лесной тропинке заканчивается. Сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание: по ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое число слогов, прочтите пословицу, объясните её смысл.
Ответы: «Много леса – не губи, мало леса - береги, нет леса – посади».
Умница: Пусть эта пословица станет девизом вашей жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1.Дмитриева В.Г. «1000 сказок, басен, загадок о животных» - М «Аст», 2008. – 129 с.
2.Егорова А.А. «Годовой круг в школьной библиотеке» - Волгоград: «Учитель», 2009. – 185с.
3.Рубцова З.И. Эколого-зоологические экскурсии с учащимися.- М.: ЦДЮТур, 1998.-72с.
4.Симонова Л.П. Ключи от природы. Учебно-методическое пособие. - М.: «Агар» «Мик», 1998.-144с.