kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Якутский обрядовый танец “Оһуокай»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучить происхождение танца "Оьуокай". Разновидность танца.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Якутский обрядовый танец “Оһуокай»»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Дом детского творчества» п. Кысыл-Сыр

муниципального образования «Вилюйский Район»

Республики Саха (Якутия)






Тема: Якутский обрядовый танец “Оһуокай»













Работа ученицы 4 «а» класса

Томской Альбины Григорьевны

Научный руководитель:

педагог доп. образования

Томская Саргылана Михайловна

МБО ДО ДДТ п. Кысыл - Сыр













п. Кысыл – Сыр

2016 год



Содержание

1. Вступление

1.1 Введение

1.2. Происхождение танца «Оһуокай»

2. Основная часть

2.1 Разновидности танца “Оһуокай»

3. Заключение

3.1. Вывод

3.2 Использованная литература

































Введение:

Тема: Якутский обрядовый танец “Оһуокай»

Актуальность: сохранение и изучение культуры своего народа, необходимы для дальнейшего развития человечества.

Объект работы - танец

Предмет исследования - обрядовый танец оһуокай

Цель: Изучить танец “Оһуокай»

Задачи:

1) Изучить происхождение танца “Оһуокай»

2) Изучить разновидность танца “Оһуокай»

3) Сделать вывод из исследования.































Мировоззрение народа Саха.

  • Слово танец – это үҥкүү
  • Происходит от слова үҥк поклонятся.
  • Танец произошел от поклонения Богу (таҥара). Бог народу Саха, представлялся образом солнца. Его звали Үрүҥ Аар Тойон таҥара.



По повериям предков мир состоял из трех миров:

  • В верхнем мире живут боги – таҥара, во главе Үрүҥ Аар Тойон. Там всегда светит солнце.

  • В среднем мире живут люди и духи

  • В нижнем мире живут абааһы , там темно и сыро.





Круговые танцы

Оһуокай танцевали по кругу. Танцующие двигались по часовой стрелке, то есть имитировали движение солнца.
  • Круговой танец архаичный, древний танец и встречается в культуре многих народов мира. Круговые танцы  широко распространены у народов Евразии. В основном этот танец существовал, в народах, которые занимались разведением скота. Это Южная Сибирь, Центральная Азия,  Ближний Восток.
Это танец поклонения Богу солнца. Если солнце светит, то растет трава, корова дают много молока, кобылы много кумыса. Поэтому солнце олицетворялся богом. Люди просили у него благополучия, богатого года. Эта мольба о благополучии красной нитью проходила через весь обрядовый комплекс ысыаха. Все участники танца в унисон повторяли за запевалой, что так же говорит о ритуальности осуохая. В основу исполнения круговых танцев, в том числе осуохая, положен принцип повторяемости (запева, слов, движений). Повторение слов, звуков, движений подчеркивает ритуальность танца. Этот танец – общественное моление, с задабриванием богов кумысом.







Праздник ыһыах

Ыһыах – произошло от слово ыс, расплескать кумыс. Таким образом они предподносили дары богам.



  • Праздник ыһыах, проводилось к началу лета, когда все расцветало. Праздник в честь божеств Айыы и возрождение природы. Сопровождается обрядом молений алгыс, обильным угощением и кумысопитием, обрядовым танцем оһуокай, народными играми, конными скачками.



Этапы танца

Танец состоит из трех частей:

  1. Первую часть составляет зачин – са5алааhын. Запевала протяжным пением приглашает присутствующих на танец. Эта часть строится на глубоких поклонах. Серия многократно исполняемых поклонов составляет суть этой части.  Моления пронизывают всю структуру якутских обрядов. Киириитэ, танец начиналася плавно. Запевала начинал со словами;

-Оһуо-Оһуо- Оһуокай. Как бы созывая людей на танец

  1. Вторая часть – танец шагом (хаамыы юнгкюю), в наиболее древней форме он означал айан, т.е. «путь» или «пеший путь». «Путь» – образное определение основной и  продолжительной части танца осуохай. Эту часть старинные якуты воспринимали как экстатическое путешествие, которое «восстанавливало» дорогу между Небом и Землей. Круговой танец воспринимался как небесная дорога в Верхний мир. Исполняются ритмичные, пружинистые шаги, сопровождаемые энергичными движениями корпуса, рук и головы и пением в энергичном ритме (дэгэрэн ырыа).

  2. Третья часть осуохая – кетюю, что означает «полет» или «вознесение».   Продолжительность этой части намного короче предыдущих, но она  несет в себе главную мысль  обряда ысыах, суть которой в «вознесении» к небесным божествам – айыы. Прыжки исполняются легко, слаженно. Они могли бы называться ойуу, ыстана – прыжки, подскоки, отскакивания в их собственном значении. Однако древние якуты именовали эту часть танца кетюю – полет,  вознесение. Темп танца и пении постепенно ускоряется. В ритме танца и мелодий, души танцующих взмывали до неба, верхнего мира. Это стадия называлась “Көтүтүү”. В сознании якута вознесение, полет приобретают философское значение, связанное с духовностью, поступательным развитием. Это означает, что человек племени айыы следует за солнцем, стремится к божествам – айыы.







Слова песни.

В основном пели песни о природе, животных, птиц, иногда пели про людей.







Движение танца.

Все участвующие составляют круг, мужчины берут женщин под руки и начинают тихо и с важностью двигаться, начиная с востока на запад, т.е. по направлению движения солнца. При этом вперёд выступает левая нога, а правая отставлена назад.





Исследователи танца «Оһуокай »

И.А. Худяков. Я.И. Гмелин, А.Ф.  Миддендорфа, Р.К. Маака, В.Л. Серошевского, Э.К. Пекарского, Г.В. Ксенофонтова, Г.У. Эргиса, М.Я. Жорницкой, С.А. Зверева – Кыыл Уола и.т.д.

.











Разновидности танца «Оһуокай »

Якутская земля очень широка. Люди жили аласами(пастбищами ), в удаленном расстоянии друга от друга. И поэтому танец оһуокай, имел разные мотивы и движения.

Разновидности:

  1. Илин эҥээрдии

  2. Адыаччы оһуокайа

  3. Күнү көрсөр оһуокай

  4. Киин улуустардыы оһуокай

  5. Дьааҥылыы оһуокай

  6. Бүлүү сэҥээриилээх оһуокайа

  7. Бүлүү түөлбэтин оһуокайа

  8. Бүлүү хаамыылаах оһуокайа

  9. Аммалыы





























Вывод:

Якутский традиционный танец Оһуокай произошел от поклонения Верховному небесному богу Юрюнг Айыы Тойон – создатель всего сущего на Земле бога. Через танец Оһуокай  открывалась вечная сила духа, где четко выражен символизм «подъема», «вознесения».  Это мифологический смысл поклонения Небу, Солнцу. Именно в этом танце люди ощущали себя неотъемлемой частью Вселенной – величественной, созидающей, сакральной и  вечной.

Таким образом, в формировании кругового танца якутов, оһуокай, ключевую роль сыграл культ Неба, широко распространенный у кочевников Евразии.                                           



































Источники и литература:

  1. Ксенофонтов Г.В. АЯНЦ, ф. 4, оп. 1, ед.хр. 12 а, л. 28

  2. Линденау Я.И. АЯНЦ, ф. 5, оп. 1, д. 103, л. 33

  3. Бестужев-Марлинский. Сибирские нравы. Ысыах // Второе полн. собр. Соч. – 4-е изд. – СПб., 1847. – т. 2, ч. 4., с. 305

  4. Маак Р.К. Вилюйский округ Якутской области. – СПб., 1887. – ч. 3, с. 115

  5. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности. – М.; Л.: изд. АН СССР, 1950. – с. 36-37

  6. Ксенофонтов Г.В. АЯНЦ, ф. 4, оп. 1, ед.хр. 94, л. 128

  7. Трощанский В.Ф. Наброски о якутах Якутского округа. – Казань; 1911. – с. 14-15

  8. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. – М.: Наука, 1974. – с. 164-165

  9. Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX – начале XX вв. – Новосибирск: Наука, 1975. – с. 78

  10. Гоголев А.И. Якуты: Проблемы этногенеза и формирования культуры – Якутск: изд. ун-та, 1993. – с. 27

  11. Романова Е.Н. Якутский праздник Ысыах: Истоки и представления. – Новосибирск: Наука, 1994 – с. 53

  12. Гоголев А.И. Мифологический мир якутов. Божества и духи – покровители. – Якутск, 1997. – с. 3

  13. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. – М.: Наука, 1974.- С. 167-168.

  14. Худяков А.И. Краткое описание Верхоянского округа – с. 250

  15. Ксенофонтов Г.В. АЯНЦ, ф. 4., ед. хр. 12 а, л. 28

 






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Якутский обрядовый танец “Оһуокай»

Автор: Томская Саргылана Михайловна

Дата: 19.05.2017

Номер свидетельства: 416972


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства