kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Групповой проект по Истории России «Герои живут рядом» флагман отечественной маринистики - Лебедев Алексей Алексеевич.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Групповой проект по Истории России

«Герои живут рядом»

флагман отечественной

маринистики - Лебедев Алексей Алексеевич.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Групповой проект по Истории России «Герои живут рядом» флагман отечественной маринистики - Лебедев Алексей Алексеевич.»













Групповой проект по Истории России

«Герои живут рядом»

флагман отечественной

маринистики - Лебедев Алексей Алексеевич .





Выполнили:

  • Степанова Анна,

  • Варникова Екатерина,

  • Ерофеева Полина,

  • Варданян Лиана,

  • Охапкин Алексей,

  • Марычев Матвей.


















- Лебедев Алексей Алексеевич, лейтенант, штурман подводной лодки Краснознаменного Балтийского Флота "Л-2",

Родился 1 августа 1912 года в Суздале. Отец был юристом, мать учительницей. Вместе с семьёй перехал в Шауляй, затем в Кострому. С 1927 года жил в Иванове. Здесь окончил 9 классов школы № 27 . Работал подручным слесаря. С февраля 1930 по декабрь 1931 года вначале юнгой, а потом матросом 2 класса ходил на торговом судне "Колыма", портом приписки которого был Архангельск. За это время он побывал во многих северных портах страны и даже в одном заграничном - норвежском Гоммерфесте. Затем вернулся в Иваново. Работал на стройке и одновременно учился в Ивановском индустриальном техникуме. В техникуме занимался спортом - боксом, лыжами, шахматами. Руководил спортивной секцией. В 1933 году по комсомольской путёвке направлен в электроминную школу Балтийского флота.

Начал службу в Кронштадте в школе радистов. Затем был направлен в Ораниенбаум в радиоотряд. В конце 1935 года закончилась его срочная служба, но Лебедев принял решение остаться на флоте. Успешно сдал экзамены и был зачисле в Высшее военно-морское училище им. Фрунзе. В 1937 году был арестован отец. Алексей Лебедев подал рапорт и ждал исключения из училища. Но начальник училища сказал: "Продолжайте и дальше учиться так же, как учились..." Во время советско-финляндской войны был направлен штурманом-стажёром на эсминец. Училище окончил в 1940 году, получив квалификацию "штурман подводного плавания". Служил на Краснознамённом Балтийском флоте.

В первые дни войны получил назначение на подводную лодку Л-2. В ноябре 1941 года лодка получила задание поставить мины в Финском заливе. Надо было подойти в район Данцигской бухты, произвести разведку фарватеров и выставить на них минные заграждения, и, выполнив эту задачу, остаться в данном районе и уничтожать военные корабли противника и транспорты. Из Кронштадта она вышла 12 ноября в составе конвоя, следовавшего на полуостров Ханко.

В ночь на 14 ноября в районе острова Кери лодка подорвалась на мине и потеряла ход. Экипаж боролся за спасение своего корабля, но в час ночи раздался второй взрыв, разрушивший всю кормовую часть. Лодка начала тонуть. Лейтенант Лебедев отдал свой спасательный жилет товарищу, а сам погиб в холодных водах Балтики. Из экипажа спаслись всего три человека. А.А.Лебедев посмертно награждён медалью "За оборону Ленинграда".





Оглавление:


Введение.


Глава 1.


В начале жизненного пути.


Глава 2.


В минном лабиринте.


Заключение.


Список источников и литературы.


  • Приложение 1.


Военные будни…


  • Приложение 2.


Тип «Л»



  • Приложение 3.


Литературное творчество.




















Введение.

Наша страна является великой морской державой. Тринадцать морей и три океана омывают более двух третей ее государственной границы. На протяжении более 300 лет Военно-Морской Флот, созданный по велению императора Петра I, надежно стоит на страже морских границ России. В различные периоды истории ему пришлось участвовать во многих войнах на море, противодействуя сильнейшим морским державам того времени.
Немало героических страниц вписали в летопись отечественного флота русские моряки. С начала прошлого столетия свой весомый вклад в дело защиты Родины стали вносить подводные силы.
Во главе созданных Указом Императора Николая II от 19 марта 1906 г. подводных сил России был поставлен опытный моряк - контр-адмирал Щенснович Эдуард Николаевич, который 29 марта того же года сформировал Отряд подводного плавания; в состав Отряда вошли все наличные подводные лодки Балтийского флота. К этому времени грудь участника Русско-японской войны, бывшего командира броненосца "Ретвизан" Щенсновича украшали многие ордена: Станислава трех степеней, Владимира 3-й и 4-й степени с бантом, Георгия 4-й степени, а, кроме того, он был награжден Золотой саблей с надписью "За храбрость".
Под стать первому "подводному" адмиралу были и первые офицеры-подводники, пионеры отечественного подплава. Приведу небольшой пример: на первой русской боевой подводной лодке было всего два офицера: командир - М. Н. Беклемишев и помощник - А. О. Гадд. Оба подводника были кавалерами следующих орденов: Станислава 2-й и 3-й степени, Анны 2-й и 3-й степени, Владимира 4-й степени с бантом.
Разразившаяся в 1914 г. Первая мировая война выдвинула из среды первых покорителей морских глубин новых героев, которыми гордится наша страна. Среди них известные имена: Б. С. Безкровный, Н. М. Белкин, С. Н. Вла-сьев, Н. А Гудим, Н. Н. Ильинский, М. А. Китицын, В. Е. Клочковский, П. П. Левицкий, В. А. Меркушов, А. Н. Никифораки, И. И. Ризнич, М. В. Паруцкий, А В. Плотто, Н. Л. Подгурский, Л. К Феншоу, С. А. Янович и многие другие.
Великая Октябрьская социалистическая революция стала поворотным событием в историческом развитии нашей Родины. Чтобы отметить тех, кто проявлял мужество и стойкость при защите ее завоеваний, правительство установило новые почетные награды. Для награждения отдельных граждан был учрежден орден Красного Знамени, а для частей и соединений - Почетное Революционное Красное Знамя. Первым среди подводников ордена Красного Знамени был удостоен командир подводной лодки "Пантера" Бахтин Александр Николаевич, потопивший 31 августа 1919 г. английский эскадренный миноносец "Виттория".

О боевой деятельности подводных лодок Военно-Морского Флота Советского Союза в годы Великой Отечественной войны написано большое количество научных, мемуарных и популярных трудов, но интерес к этой теме по-прежнему не угасает. Ныне историки пытаются установить истину по каждому факту и событию боевой деятельности подводных лодок и воздать историческую справедливость Героям-подводникам и их подвигам.
Отдавая должное предстоящему юбилею, авторский коллектив Центрального военно-морского архива подготовил биографический справочник "Военные моряки - Герои подводных глубин (1938-2005)". Настоящее издание содержит подробные сведения о подводниках и водолазных специалистах - Героях Советского Союза, Героях Социалистического Труда, Героях Российской Федерации. Всего в книгу включены 116 биографических статей, в которых с документальной точностью просматривается судьба каждого из Героев. В их числе: 84 Героя Советского Союза, 30 Героев Российской Федерации, два Героя Социалистического Труда.
Первыми из подводников были удостоены высокого звания Героя Советского Союза капитан 3 ранга И. А. Бурмистров (1938) и капитан 2 ранга Н. П. Египко (1939) за участие в Национально-революционной войне в Испании 1936-1939 гг. на стороне республиканского флота.
В период Советско-финляндской войны 1939-1940 гг. звание Героя присвоено капитан-лейтенанту Ф. Г. Вершинину, капитану 3 ранга А. М. Коняеву, капитану 2 ранга А. В. Трипольскому за подвиги в Великой Отечественной войне - 21 подводнику. Через многие годы после окончания войны за заслуги в боевых действиях против германского фашизма звание Героя Советского Союза присвоено капитану 3 ранга А И. Маринеско (15.5.1990), звание Героя Российской Федерации - капитану 1 ранга А. М. Матиясевичу (29.11 1995), обоим посмертно.
Доблесть и мужество в войне с германским фашизмом проявили подводники Северного, Балтийского и Черноморского флотов. Все они, за исключением старшего краснофлотца А. С. Морухова и мичмана И. С. Перова, были командирами подводных лодок или командовали соединениями подводных лодок, что вполне обоснованно. Командир подводной лодки отвечает за все, что происходит на корабле: за выполнение боевых задач, за исход плавания, за действия личного состава, его обученность, дисциплину и сплоченность. Нет такой стороны деятельности экипажа, за которую бы не отвечал командир. Командир всему голова.

Антонов А.М. Германские электролодки XXI и XXIII. – СПб: Гангут, 1997.

Твёрдый, глянцевый переплет, обычный формат. Исследование, известного советского инженера подводника, повествует нам о германских подводных лодках, как считает автор, они конструктивно были схожими с лодкой Л – 2, на которой служил наш выпускник.

Апальков Ю.В. Боевые корабли русского флота 8.1914-10.1917. Справочник. – СПб: Интек, 1996 справочник Апалькова Юрия Викторовича, приводит широкий справочный материал по боевым кораблям, касается и подводных лодок, работа будет использована, для изучения закономерностей изменений тактика – технических данных подводных лодок и в том числе Л- 2.

В своем труде Баданин Виктор Андреевич Подводные лодки с единым двигателем. – СПб: Гангут, 1998.Прослеживает проект подводной лодки Л – 2. В совместной работе Гречанюка Н.М., Дмитриева В.И., Корниенко А.И. и др. Дважды Краснознаменный Балтийский флот. – М.: Воениздат, 1990. Авторы рассматривают действия Балтийского флота в года ВОВ, в первой части своей работы приводят архивные данные ВМФ, которые касаются гибели Алексея Лебедева. Труд авторов привлек наше внимание своей объективностью. Авторы Дмитриев Валерий Николаевич и Доценко Валентин Дмитриевич рассматривают жизнь и творчество подводника – мариниста Алексея Лебедева, и его последнего похода. Дмитриев В.И. Советское подводное кораблестроение – М.: Военное издательство. Доценко В.Д. Мифы и легенды Российского флота – М.: Олма Пресс, 2000. Работы этих авторов во многом схожи, они рассматривают историю подводного флота с разных точек зрения, в этих работах есть отклик на жизнь и творчество нашего знаменитого выпускника. История отечественного судостроения. / под ред. И.Д.Спасского. т. IV. – СПб: Судостроение, 1996. История флота государства Российского. / под ред. В.А.Золотарева. т. 2. – М.: Терра,. В своих монографических произведениях два этих автора: Морозов М.Э. Кулагин К.Л. «Эски» в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина. – М.: Яуза, Коллекция, Эксмо, 2008. Морозов М.Э. Кулагин К.Л. в монографии Легенды советского подводного флота. – М.: Яуза, Коллекция, Эксмо, 2008. Приводят воспоминания о выпускнике школы Алексее Лебедеве, нам хотелось бы подчеркнуть объективность всех приведенных источников и литературы, отсутствие в работах идеологической тенденции. Источниковедение и историография вопроса обширна, с вписке источников и литературы, присутствуют много знаковых работ. В нашем введение в обзоре источников и литературы мы приводим только небольшую часть, в своей работе мы будем использовать все приведенные нами труды по интересующему нас вопросу. Искренне влюбленный в морскую профессию, сумевший передать очень точным поэтическим словом флотскую жизнь и морскую романтику, Алексей Лебедев и сегодня продолжает жить в стихах, звучащих не только на поэтических вечерах, но и в морях, в дальних походах, на боевых кораблях. Стихи Лебедева обладают завораживающим ритмом и, при кажущейся простоте, полны метафоричности и емкой образности. Флот и море были неисчерпаемыми источниками вдохновения поэта. Даже самые прозаические события и факты находили в его стихах лирическую окраску. Вся жизнь поэта была образцом служения Родине. В нашей работе: « Лебедев Алексей Алексеевич, лейтенант, штурман подводной лодки Краснознаменного Балтийского Флота "Л-2"», мы, учащиеся школы № 27 ставим себе цель проследить жизненный путь, становление нашего знаменитого выпускника, последний поход, который привел к гибели подводника – мариниста. Наша работа состоит из введения, двух глав, заключения, Списка источников и литературы и трех приложений. Переходим к первой главе нашей работы


























В начале жизненного пути.

Алексей Лебедев родился в Суздале 1 августа 1912 года в семье юриста и учительницы. Переезды семьи – сначала в Литву, потом в Кострому – были связаны с работой отца будущего поэта в системе судопроизводства.

С 1916 по 1628 год Лебедевы жили в Костроме, где Алексей начал писать стихи. С детства он мечтал стать моряком и поэтом. Алексей увлекался литературой. Он мечтал о подвигах во славу Родины, жил мечтой о море прочитал много книг о покорителях морской стихии, о славных флотоводцах, хотел быть похожим на героев книг и с детства готовил себя к профессии моряка. Алексей серьёзно занимался спортом, вместе с тем любил точные науки, очень серьёзно увлекался музыкой.

В 1928 году после переезда родителей в Иваново-Вознесенск, Алексей окончил девятилетку. После окончания 9 классов школы в 1928 году работал подручным слесаря. С февраля 1930 по декабрь 1931 года был юнгой, а затем матросом на торговом судне «Колыма» посещал порты севера России, затем поступил в Ивановский строительный техникум. Литературный дебют Алексея Лебедева состоялся в 1933 году, когда ивановском журнале «Звено» было опубликовано его стихотворение «Прыжок». По окончании техникума призван для прохождения срочной службы в РККФ. После обучения в школе радистов продолжал службу в Ораниенбаумском радиоотряде. В 1936 году молодой поэт стал курсантом Военно-Морского училища им. Фрунзе. В 1939 году вышел первый сборник стихов Алексея Лебедева, в этом же году он был принят в Союз писателей СССР. Активно сотрудничал с газетой «Красный флот» (ныне «Страж Балтики» – газета Дважды Краснознаменного Балтийского флота, В это время там печатались известные деятели литературы – Борис Лавренев, Сергей Колбасьев, Всеволод Вишневский, Леонид Соболев, Юрий Инге). Принимал участие в Советско-финляндской войне в качестве штурмана-стажера одного из эсминцев КБФ. В 1940 году окончил училище.
Именно за году учёбы в училище сложилось и получило расцвет поэтическое творчество Алексея Лебедева, определился круг его литературных пристрастий.

Главное для героев стихов Алексея Лебедева – морская служба, верность долгу и военной присяге. В 1939 году вышел в свет его первый сборник стихов «КРОНШТАДТ». Талант Алексея заметили члены Ленинградского отделения Союза писателей и его, ещё курсанта Военно-Морского училища приняли в Члены писателей СССР.
По окончании Ленинградского Высшего военно-морского училища в 1940 году лейтенанту Лебедеву присвоена квалификация - штурман подводного плавания. Он получил назначение командиром рулевой группы на подводную лодку «Л-2». Город - Ленина, Ленинград стал местом где встретился со своей супругой Алексей Лебедев. Вот часть воспоминаний Алевтины Николаевны об Алексее Лебедеве.

Он был не очень похож на те старательно отретушированные, приукрашенные печатные портреты, которые мне встречались. Они делали его красавчиком, а он им не был. Он был лучше.

У Алексея было очень мужское лицо, твердая линия рта и подбородка, большой лоб, умные и спокойные глаза, нос чуть помятый боксом.

...Леша никогда не распространялся на политические темы. Он не любил трескучих фраз, таких обязательных в то время, очень чувствовал ложь.

Я всегда ощущала его какое-то особое отношение к окружающему = то в иронической улыбке, усмешке, то в охлаждающем мою прыть слове. Во мне-то, хотя я и была "дочерью врага народа", политического треста еще хватало. Леша был умным, честным, верным, надежным, беспредельно любящим свою землю человеком. А об остальном он как-то сказал, когда нам на глаза попалась фамилия очень тогда модного Лебедева-Кумача: "Я рад, что я просто Лебедев. Лебедев без кумача".

В сборнике стихов "За Родину", изданном в Иваново, на его родине, в 1942 году, приводятся слова, будто бы сказанные где-то Лешей, что он собирался писать стихи, чуть ли не комментирующие краткий курс партии. Зная Лешу, категорически этому не верю. Это кто-то присочинил ему (мы знаем, как это делалось), может быть, даже из лучших побуждений.

Мы познакомились с Лешей летом 1938 года на Красной улице, в доме N 40. Это был не обычный дом, а так называемый "Дом = коммуна Балтфлота", что и было написано крупными выпуклыми буквами по его фасаду.

Здесь не место подробно рассказывать об этой интересной, но в конечном счете неудавшейся попытке создать коммуну военных. В этом доме прошли часть моего детства и юность, и я несколько слов все-таки о нем скажу.

"Дом = коммуна" был организован в 1928 году при активном участии моего отчима (у него была даже выпущена маленькая брошюрка об этом). В нее входили два больших дома = пяти- и шестиэтажный. Один выходил на Красную, а другой = за ним "в затылок", образуя двор. По бокам, на уровне второго этажа, они соединялись широкими переходами-коридорами.

Когда-то до революции здесь было какое-то богатое издательство. Система комнат была коридорная, кухонь не было (потом появились так называемые "примусные" комнаты), и людей там было напихано великое множество. Коммуна основывалась на общественном питании = все сдавали пайки и питались в общей столовой, служившей при надобности и зрительным залом. Был свой детский сад, своя баня и механическая прачечная во дворе. Была большая и хорошо обставленная комната отдыха с роялем, пинг-понгом и пр. Все были на "ты", и первые годы действительно царил дух замечательного товарищества. Первые коммунары, разлетевшись, сохранили его навсегда.

В Коммуне рядом с нами жил Иван Яковлевич Горовой. Он переезжал в другую комнату нашего же дома и попросил Алексея Лебедева помочь ему перебраться. Меня с кем-то из моих друзей-одноклассников он включил в это дело тоже. Здесь и произошло наше знакомство с Лешей. (Было лето, на мне были какие -то тапочки на босу ноги, и Леша шутил потом, что я вбежала к нему в сердце босиком.)

Мы таскали узлы и чемоданы и постоянно встречались в этих переходах. А время это, лето 1938 года, было для меня очень сложным. В мае был арестован мой отчим в Полярном на Северном флоте, где он тогда служил. Мама, а она жила ту зиму с братом у него, была выселена из Полярного в течение 24 часов без права задерживаться в Ленинграде даже на сутки. А я жила в тот год в Ленинграде одна, заканчивала 10-й класс, и меня, естественно, поспешили из военного дома тоже выгнать. И выселили просто "в никуда", не предоставив никакого угла.

Здесь мне хочется остановиться, чтобы сказать несколько слов о тех хороших людях, которые в это страшное время не побоялись помогать мне, "дочери врага народа". Их было не так мало. Я назову лишь некоторых. Во-первых, я должна поклониться Ивану Яковлевичу Горовому, который, надев для внушительности свой орден Красного Знамени, полученный в год гражданской войны, ходил хлопотать о каком-нибудь жилье для меня (не его вина, что хлопоты эти ничего не дали). Затем семейству Кармачей (Полине Ивановне, Александру Павловичу, их дочке Виктории), которые жили этажом выше, не боявшихся пригревать меня, поставивших к себе наш рояль и тем его спасших (остальные вещи пропали), у которых я иногда ночевала (а была у них на троих одна небольшая комната) и куда часто приходил Леша, чтобы увидеться со мной.

...Жизнь студенческая давалась мне не так-то легко. Сначала меня не включили в списки принятых, хотя по баллам я должна была пройти. Дело тянулось долго, наконец я была вызвана к декану для объяснений по поводу арестованного отчима. Я не отреклась от него, наоборот, сказала, что он был для меня образцом. И кто знает, может быть, именно это и понравилось декану, но я была принята.

...Была холодная зима 1939 года, стояли страшные морозы. Стипендия = мизерная, мама помочь мне почти совсем не могла, и я понемножку носила в скупочный магазин что-то оставшееся от прошлой жизни.

Я основательно подгладывала, мерзла и уставала. В это время силами студентов в ожидании раненых с финского фронта был преобразован в госпиталь родильный дом. Мы там дежурили, часто ночами, а утром шли на лекции. Нечего было есть, нечего было носить. Не было толком даже зимнего пальто. В общежитии тоже было холодно. Леша писал:

Как живете? Так же ль в холодах Ночь лежит на лестницах бетонных, Слово холодеет на губах...

...Я помню, как шла по Ленинграду в солнечный, яркий день 22 июня, нарядная, в белой с большими полями шляпе. На душе было спокойно. И вдруг увидела толпу около репродуктора. Сразу напряглась, потому что в воздухе уже пару дней носились какие-то неясные слухи, которым не верилось. Подбежала и услышала речь Молотова.

Как мгновенно изменился Ленинград. Особенно запомнились и какой- то трогательной болью врезались в сердце колонны добровольцев. Такие сугубо штатские, седые и юные, и так среди них много очкариков! Хотелось и самой куда-то бежать, записываться, шагать со всеми. Страха перед войной у меня не было = так крепко нам был вдолблен сталинский бред о пяди своей земли, которую мы не отдадим никому.

...Мы записались в загсе, но до этого был тот поэтический день, наша свадьба, такая короткая и такая счастливая. Перед расставанием Леша подарил мне маленький амулетик, который дала ему когда-то его мама. Он у меня исчез. Это было примерно в то время, когда погиб Леша. Он всегда был несколько суеверен.

Примета оправдалась...

Ты помнишь скамейку на Марсовом поле

И ветра сквозняк ледяной,

Какою родною до взрыва, до боли

Была ты, девчонка, со мной?

И все это было, как жизни начало.

И радость не знала краев.

В руках твоих тонких и милых лежало

Тяжелое сердце мое.

Расстались... И, вновь уходя, как в изгнанье,

С холодным норд-остом в борьбе,

Шепчу, подавляя скупое рыданье:

"О нет, мы не лгали себе".

А вот что писал своей жене Алексей Лебедев.

"10 сентября 1941 года. 02 часа 30 минут. Борт подводной лодки.

Девочка моя дорогая!

Пишу с искрой уверенности, что в этом громадном и запутанном мире письмо как-нибудь доберется до тебя.

...Я оторвался от письма на полчаса, так как налетела фашистская сволочь бомбить город и все, что в его пределах, ну а так как мы сегодня ошвартовались, то сему подлежим и мы.


Здесь его и застала Великая Отечественная война. Но несмотря на огромное напряжение боевой жизни, он в короткие минуты отдыха заносил в записную книжку поэтические строки о мужестве флота в грозные годы войны и издал в 1940 году новый сборник стихов «ЛИРИКА МОРЯ».


Морозной ноябрьской ночью 1941 года в кромешной тьме подводная лодка Краснознамённого Балтийского Флота «Л-2» ушла из Кронштадта в боевой поход…


















В минном лабиринте

Сетка мелкого дождя висела над Невой. Серая мгла окутала здания, строения, корабли. Звуки гасли в сыром воздухе. Осенняя погода наводила тоску, но у всех, кто собрался проводить товарищей в боевой поход, настроение было приподнятое. И этот настрой как бы передавался экипажам «М-98» и «Л-2», изготовленным к бою и походу. Лодки стояли, поблескивая от дождя, ошвартованные борт о борт, у стенки завода Судомех. По сходням поднимались моряки, доставляя на борт последние ящики и мешки с имуществом.

Чуть в стороне стояли на причале командир «Л-2» капитан-лейтенант А. П. Чебанов и командир «М-102» капитан-лейтенант П. В. Гладилин. По тону их разговора, их жестам можно было понять, что эти люди давно знают друг друга. Чебанов и Гладилин служили вместе на подводном минном заградителе «Л-2» — первый в должности командира корабля, второй старшим помощником. Петр Васильевич Гладилин делился со своим бывшим командиром впечатлениями о последнем походе. Он говорил о минных заграждениях, об оживленном движении транспортов противника в шхерах и отсутствии их в открытой части Финского залива. Вблизи сходни были командиры [63] боевых частей В. М. Веремеенко, П. Т. Гордов, А. А. Лебедев и я.

Алексей Лебедев, наш флотский поэт, стоял с потухшей трубкой во рту, с которой никогда не расставался. Прервав свои думы, он не торопясь, сказал приятным голосом, слегка картавя:

— Вчера закончил новые стихи, которые отослал жене. Если хотите, могу прочесть.

Стихи, прочитанные автором на пирсе в тот хмурый осенний вечер, тронули нас, молодых лейтенантов. Они воспевали преданность своему долгу, готовность выполнить любое задание, несмотря ни на какие трудности.

Позже мне станет известно, что командующий флотом вице-адмирал В. Ф. Трибуц, принимая доклад командира бригады А. В. Трипольского о готовности подводных лодок и их экипажей к походу, спросил его: «А не стоит ли поберечь поэта-балтийца?», но, подумав, ответил на вопрос сам: «Нет, отстранять его от боевого похода нельзя. Не такой Лебедев человек, можем его обидеть и нанести неизлечимую рану, пусть идет».

Алексей Лебедев никогда бы не согласился остаться на берегу только потому, что он поэт. В его понимании флотский поэт — это воин и место его там, где сражение.

Несмотря на огромную любовь к поэзии, Алексей, прежде всего был моряком, подводником. Еще перед тем, как назначить его штурманом подводной лодки «Л-2», ему предложили работу в штабе. Он отказался, сказав: «Я штурман и, если пойду в штаб, стихи писать не смогу. Мое место на боевом корабле».

На полках моей библиотеки есть немало книг, подаренных авторами с их автографами. Есть небольшая книга и Алексея Лебедева, в которой две части: «Кронштадт» и «Лирика моря». В них нет стихов, написанных в первые месяцы войны. Как дополнение к ним стоит другая книга поэта «Стихи», изданная в Ленинграде в 1977 году, в которую, вошли военные произведения.

Боевые друзья признательны супруге А. А. Лебедева — Вере Ефимовне Петровой-Лебедевой, которая сохранила рукописи. Благодаря ее стараниям они дошли до нас.

С поэзией Алексея Лебедева многим балтийцам довелось познакомиться еще в 30-х годах. 5 июля 1938 года в газете «Фрунзенец» я впервые прочитал его стихотворение «Путь на моря». Оно произвело на меня огромное [64] впечатление своей откровенностью, страстностью и любовью к флоту. Запомнились строки:

За главное! За то, что страх неведом,
За славный труд в просторе грозных вод, —
Спасибо Партии, учившей нас Победам,
И Родине, пославшей нас на флот!

Его стихи покорили нас тогда своей свежестью: они были сказаны как бы от имени молодого поколения, связавшего свою судьбу с флотом. Верой в победу было пронизано все творчество поэта. Как тут не вспомнить проникновенные, полные глубокого смысла слова:

И если ты, о Партия! — велела
Громить врагов, рожденных силой тьмы, —
Нет на морях для нас такого дела,
Которого не выполнили б мы.

Алексей Алексеевич Лебедев был не особенно речист — при встречах с друзьями больше молчал. Но его увлекала тема разговора о море. Он широко раскрывал свое сердце, свою привязанность к флотской службе, к своей профессии подводника. Это был человек чистых, возвышенных чувств. Никогда не забывал о родителях, о семье. Чутким, искренним было его отношение к преподавателю нашего училища В. В. Данилову, которому он посвятил стихотворение. Поэт напомнил в нем те правила, которыми руководствовался преподаватель в своей работе.

А сколько удивительных чувств, мыслей вызывает письмо А. Лебедева своей матери: «Дорогая и милая моя мама! Когда ты получишь это письмо, я буду далеко в море... Не смущайся, если даже до половины декабря не будешь иметь обо мне известий. Не закрываю глаза на то, что поход будет серьезный и не лишен опасностей. Но надеюсь, что все будет в порядке».

В тот осенний день, провожая в очередной боевой поход друзей, мы твердо верили, что скоро будем их встречать. Мне запомнились проводы еще и тем, что каждый, кто уходил в море, выражал какое-то свое желание. Алексей Лебедев говорил, что он, как только вернется из похода, закончит новый цикл стихов. Штурман подводной лодки «М-98» Василий Веремеенко попросил меня отправить письмо жене в Ростов-на-Дону, — Клава с малолетним сынишкой эвакуировалась с Ханко, а писем все не было. Семья Паши Гордова оставалась в Ленинграде, и он переживал — как бы с ней чего не случилось. Подводники уходили в море со своими думами и заботами.

Вниз по Неве прошли, стуча моторами, бронекатера и катера-дымзавесчики — головной отрад охранения. Береговые артиллеристы уже «на товсь»: их задача — подавить вражеские батареи. На аэродроме прогревались моторы ночных бомбардировщиков У-2. На станции «Отсечная» прожектористы изготовились к постановке световых завес. Словам, подготовка к обеспечению ночных переходов кораблей по Морскому каналу завершалась.

Вскоре было получено «добро» на выход, и с мостиков подводных лодок раздались команды: «По местам стоять, со швартовов сниматься!»

В ноябре 1941 года подводная лодка Л - 2 получила задание поставить мины в Финском заливе. Надо было подойти в район Данцигской бухты, произвести разведку фарватеров и выставить на них минные заграждения, и, выполнив эту задачу, остаться в данном районе и уничтожать военные корабли противника и транспорты

Под прикрытием катеров, авиации и береговой артиллерии подводные лодки благополучно достигли Кронштадта. Затем они были включены в состав очередного конвоя, следовавшего на Ханко.

Поначалу поход проходил нормально, по плану. Но на подходе к острову Кери конвой встретился с плотным минным заграждением. Осенними штормами посрывало мины с якорей, и они теперь плавали на поверхности моря. Моряки отталкивали их баграми и шестами, рискуя в любое время разбить колпаки и взлететь на воздух. Даже небольшое волнение моря усиливало опасность. Порядок конвоя нарушился, и каждый корабль выходил из угрожаемого района самостоятельно. Самое осторожное маневрирование в минном лабиринте не помогло. В этом походе на минах погибла подводная лодка «Л-2». В донесении сообщалось коротко: «При форсировании минного заграждения противника подводная лодка «Л-2» дважды подорвалась на мине и через час, после второго взрыва, затонула. Спасено три человека. Погиб поэт-маринист Лебедев». А.А.Лебедев посмертно награждён медалью "За оборону Ленинграда".



Василий Егоренков, командовавший в том походе базовым тральщиком, при встрече в Кронштадте подробно рассказал мне о трагедии с лодкой. Лебедев в ту ночь был вахтенным командиром. Для того, чтобы определить характер повреждений, он после первого взрыва перешел на корму. Кто-то из товарищей предложил ему спасательный пояс. Лейтенант отказался. «Я хорошо плаваю», — сказал он.

Четырнадцатого ноября 1941 года неподалеку от острова Кери в Балтийском море шедшая в надводном положении лодка "Л-2" наткнулась на сорванные штормом фашистские мины. Экипаж боролся за спасение корабля до последней секунды. Но когда стало ясно, что гибель неминуема, командир и капитан-лейтенант Александр Чебанов приказал экипажу покинуть лодку. В первую очередь на верхнюю палубу выносили раненых. Вся надежда была на корабли конвоя, шедшие где-то рядом.

Одним из последних поднимался на ходовой мостик гибнущей подлодки ее штурман = лейтенант Алексей Лебедев.

Он едва успел перевести дыхание, как новая, громадной силы взрывная волна обрушилась на корабль...

Накануне боевого похода он написал стихотворение, посвященное жене, Алевтине Николаевне, в котором есть такие строки:

И если пенные объятья

Нас захлестнут в урочный час,

И ты в конверте за печатью Получишь весточку от нас,

Не плачь, мы жили жизнью смелой,

Умели храбро умирать.

Ты на штабной бумаге белой об этом сможешь прочитать.

Переживи внезапный холод.

Полгода замуж не спеши,

А я останусь вечно молод

там, в тайниках твоей души.

Лодка медленно погружалась в воду. Из темноты ночи к месту гибели лодки подошел базовый тральщик, но уже было поздно. Поэта-мариниста не стало. Лежит на дне Балтийского моря у крохотного острова КЕРИ подводная лодка «Л-2». Вечным сном спит в ней вместе со своими боевыми товарищами штурман Алексей Лебедев – моряк, чья жизнь и сердце – флот». И в заключении, нам хотелось подчеркнуть: …































Заключение.

Искренне влюбленный в морскую профессию, сумевший передать очень точным поэтическим словом флотскую жизнь и морскую романтику, Алексей Лебедев и сегодня продолжает жить в стихах, звучащих не только на поэтических вечерах, но и в морях, в дальних походах, на боевых кораблях. Стихи Лебедева обладают завораживающим ритмом и, при кажущейся простоте, полны метафоричности и емкой образности. Флот и море были неисчерпаемыми источниками вдохновения поэта. Даже самые прозаические события и факты находили в его стихах лирическую окраску. Вся жизнь поэта была образцом служения Родине.

«Когда грохочут пушки, музы молчат» - принято было утверждать до Великой Отечественной войны. Но война показала, что поэтическое слово не смолкло. Рожденное в огне сражений, оно по силе своей было непревзойденным и становилось достоянием сражающегося против захватчиков народа. На войне погибло целое поколение поэтов. Они погибли, а стихи их до сих пор звучат, поражая своей чистотой и искренностью. Среди них и любимый поэт флота Алексей Лебедев.

Ему не было и тридцати лет, когда холодной ноябрьской ночью сорок первого года морская купель Балтики стала его могилой. Подводная лодка, на которой он был штурманом, подорвалась на минах. Он погиб в расцвете творческих сил, но даже то, что он успел написать, оставляет его бессменным лидером флотской поэзии.

Алексей Лебедев прожил 29 лет, но успел многое сделать в жизни, оставить заметный след в российской поэзии.

Адмирал Трибуц: сказал об Алексее Лебедева: « Балтийцы гордятся тем, что флот воспитал этого исключительно яркого человека, сочетавшего в гармоническом единстве высокую морскую и поэтическую культуру».

Талант Алексея Лебедева высоко ценили известные поэты. Николай Тихонов писал о нём: "Он любил море. Он ушел от нас в море, и море не возвратило его. Нам осталась только память о нём, память о талантливом поэте, сказавшем только первое своё слово, память о верном товарище и прекрасном бойце, преданном сыне Родины. Он ушёл от нас слишком молодым, и от этого наша печаль ещё глубже, наша горечь ещё сильнее... Он выполнил свой долг поэта, моряка-подводника, патриота. И море было с ним в последний час..."

Имя Лебедева носят улицы в Иванове, Кронштадте, Суздале, базовый тральщик Дважды Краснознамённого Балтийского флота. Памятники установлены в Иванове (1988) и Суздале (2007). На здании бывшего индустриального техникума (ныне корпус ИГАСУ) и в школе № 27 установлены мемориальные доски. В Суздале ежегодно проходят Лебедевские музыкально-поэтические праздники. Имя Лебедева с 1970 года носит литературное объединение в Калининграде. В Кронштадте, в музее Военно-морского флота, есть стенд, посвящённый Лебедеву. Учащиеся нашей школы, гордятся, тем, что в ней учился подводник Алексей Лебедев.









ЛИТЕРАТУРА:
Антонов А.М. Германские электролодки XXI и XXIII. – СПб: Гангут, 1997. Апальков Ю.В. Боевые корабли русского флота 8.1914-10.1917. Справочник. – СПб: Интек, 1996. Апальков Ю.В. Боевые корабли японского флота. Подводные лодки 10.1918-8.1945. Справочник. – СПб: Галея Принт, 1999. Баданин В.А. Подводные лодки с единым двигателем. – СПб: Гангут, 1998. Бадякин А.Н. Трофеи на Азовско-Черноморском бассейне в период 1941 – 1944 гг. – Очерки военно-морской истории / № 7. Харьков, АТФ, 1997. Бережной С.С. Флот СССР. Корабли и суда лендлиза. Справочник. – СПб: Велень, 1994. Бережной С.С. Трофеи и репарации ВМФ СССР. Справочник. – Якутск, 1994. Бережной С.С. Корабли Отечества. вып. 1. Подводные лодки. часть 2 (I-IX-бис серии). –Харьков: АТФ, 1997. Богатырев С.В., Стрельбицкий К.Б. Потери флотов противника на морских ТВД в великой Отечественной войне 1941 – 1945. – Львов: ТО «ТриО», 1992. Боженко П.В. Несчастливая черноморская троица. Субмарины на войне / № 1. – Львов, 1996. Боженко П.В. Судьбы подводных дуэлянтов. Субмарины на войне / № 1. – Львов, 1996. Боженко П.В. Подводные лодки типа Н (АГ) в Первой и Второй Мировых войнах. Субмарины на войне / № 3. – Львов, 1996. Боженко П.В. Подводные лодки Тихоокеанского флота в войне с Японией (август 1945). Субмарины на войне / № 6. – Львов, 1998. Боженко П.В. Итальянские сверхмалые подводные лодки и их судьба. Субмарины на войне / № 7. – Москва, 1999. Боженко П.В. Седьмой «Сталинец» (Боевой путь подлодки С-7, ее гибель и послевоенная судьба). Субмарины на войне / № 8. – Львов, 2000. Военные моряки – герои подводных глубин (1938 – 2005). Биографический справочник. – Москва, Кронштадт: Кучково поле, Морская газета, 2006. Гречанюк Н.М., Дмитриев В.И., Корниенко А.И. и др. Дважды Краснознаменный Балтийский флот. – М.: Воениздат, 1990. Дмитриев В.И. Советское подводное кораблестроение – М.: Военное издательство, 1990. Доценко В.Д. Мифы и легенды Российского флота – М.: Олма Пресс, 2000. Звягинцев В. Трибунал для героев. – М.: ОЛМА ПРЕСС Образование, 2005. Звягинцев В. Трибунал для флагманов – М.: Терра, 2007. Игнатьев Э.П. Подводные лодки XII серии. – СПб: Гангут, 1996. История отечественного судостроения. / под ред. И.Д.Спасского. т. IV. – СПб: Судостроение, 1996. История флота государства Российского. / под ред. В.А.Золотарева. т. 2. – М.: Терра, 1996. Игнатьев Э.П. L-55 меняет флаг. – «Гангут», вып. 3. СПб, 1992. Ковалев Э.А. Рыцари глубины. Хроника зари российского подплава. – М., СПб: Центрополиграф, МиМ-Дельта, 2005. Ковалев Э.А. Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания 1918 – 1941. – М.-СПб: Центрополиграф, МиМ-Дельта, 2006. Добсон К., Миллер Дж., Пейн Р. Правда о «Вильгельме Густлове». – М.-СПб: Нева, 2005. Дмитриев В.И. Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990 г. Майстер Ю. Восточный фронт. Война на море 1941 – 1945 гг. – М.: Эксмо, 2005. Морозов М.Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945. Летопись боевых походов. ч. 1 Краснознаменный Балтийский флот. – М.: Полигон, 2001. Морозов М.Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945. Летопись боевых походов. ч. 2 Черноморский флот. – М.: Стратегия КМ, 2003. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. Советский подводный флот. О подводных лодках и подводниках. 1922 – 1945 г.г. – М.: АСТ, Транзиткнига, 2006. Морозов М.Э. Кулагин К.Л. «Эски» в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина. – М.: Яуза, Коллекция, Эксмо, 2008. Морозов М.Э. Кулагин К.Л. «Щуки». Легенды советского подводного флота. – М.: Яуза, Коллекция, Эксмо, 2008. Норченко А.Н. Итальянские summergibile на Черном море. – «Подводный флот» № 2. СПб: Галея Принт 1999 г. Петров П. Балтийский флот. Финский гамбит. – М.: Яуза, Эксмо, 2005. Платонов А.В. Советские боевые корабли 1941-1945 гг. ч. III. Подводные лодки. – СПб: Цитадель, 1996. Платонов А.В. Трагедии Финского залива. – СПб: Terra Fantastica, М.: ЭКСМО, 2005 г. Платонов А.В., Лурье В.М. Командиры советских подводных лодок. – СПб: Цитадель, 1999. Платонов А.В. К вопросу о победах на море в Великой Отечественной войне. – «Гангут» вып. 27. СПб, 2001. Римкович В.П. Подводные лодки на Черном море. – Одесса: 2000 г. Ровер Ю. Субмарины, несущие смерть. Победы подводных лодок стран гитлеровской оси. – М.: Центрполиграф, 2004. Русский архив. Великая Отечественная. т. 7-1 (18) – М.: Терра, 1997. Русский архив. Великая Отечественная. т. 10 (21) – М.: Терра, 1996. Русский архив. Великая Отечественная. т. 6 (17) М.: – Терра, 1996. Сергеев А.А. Германские подводные лодки в Арктике 1941-1942. – М.: Русский Издательский Дом, 2003. Сергеев К.М. Лунин атакует «Тирпиц». – М.: Эксмо Яуза, 2005. Советско-Финляндская война 1939-1940. Боевые действия на море. – СПб: Остров, 2002. Сорокин А.И., Краснов В.Н. Корабли проходят испытания. Лд: Судостроение, 1985. Стрельбицкий К.Б. Во имя России. Мартиролог черноморских подводников Отечества 91909 – 1945). – «Подводник России», М., 2003. Стрельбицкий К.Б. Август 1945 советско-японская война на море – Цена победы. – Львов, 1996. Тайны и уроки Зимней войны. – СПб: Полигон, 2000. Титушкин С.И. Английские подводные лодки типов «V» и «U». – СПб: Галея-Принт, 2003. Трубицын С.Б. Миноносцы и эскортные корабли Германии (1926-1945). – СПб, 2001. Фронт проходил под водой. Боевые походы подводных лодок в годы Великой Отечественной войны. – СПб: ФГУП «Малахит», 2003. Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном театре. Выпуски 1-3. СПб: Галея Принт 1999-2000. Шнюков Е.Ф., Митин Л.И., Цемко В.П. Катастрофы в Черном море. – Киев: Манускрипт, 1994. Шигин В.В. Тайна исчезнувшей субмарины. – М.: Олма Пресс, 2001. Широкорад А.Б. Советские подводные лодки послевоенной постройки. – М.: Арсенал Пресс 1997. Шкроб М. Будем помнить! История гибели подводной лодки «Щ-408». – СПб: Астерион, 2002. Мемуары: Белоруков Н. Боевыми курсами. Записки подводника 1939 – 1944. – М.: Центрополиграф, 2006. Виноградов Н.И. Подводный фронт. – М.: Воениздат, 1989. Грищенко П.Д. Схватка под водой. – М.: Молодая Гвардия, 1986. Матиясевич А.М. В глубинах Балтики. – М.: Яуза, Эксмо, 2007. Правдюк В.В. Морские дороги. Либава-Кронштадт-Вашингтон. – Выборг: Фантакт, 1994 г. Трибутц В.Ф. Балтийцы сражаются. – М.: Воениздат, 1985 г. Холостяков Г.Н. Вечный огонь. – М.: Воениздат, 1978. Серия «Морская коллекция», приложение
журнала «Моделист-конструктор». Балакин С.А., Морозов М.Э. Подводные лодки типа «С». «Морская коллекция» № 2-2000. Кулагин К.Л., Морозов М.Э. Подводные лодки типа «Щ» (III, V,V-бис и V-бис-2). «Морская коллекция» № 2-2002. Кулагин К.Л., Морозов М.Э. Подводные лодки типа «Щ» (X и X-бис серии). «Морская коллекция» № 4-2002. Кулагин К.Л., Морозов М.Э. «Катюши» советского флота. Подводные лодки типа «К» XIV серии. «Морская коллекция» № 9-2007. Кулагин К.Л., Морозов М.Э. «Катюши» в бою. Подводные лодки типа «К» в Великой Отечественной войне. «Морская коллекция» № 2-2008. Морозов М.Э. «Шнельботы». Германские торпедные катера во Второй Мировой войне. «Морская коллекция» № 2-1999. Фарафонов А.С. Подводные пираты Кригсмарине. «Морская коллекция» № 5-1998. Альманах «Тайны подводной войны».
Выпуски №№ 5 – 23. – Львов, 1999 – 2007. Алексеев И.В. Загадка субмарины у острова Змеиный. (вып № 9). Боженко П.В., Воронов А.Ф., Смагин А.А., Стрельбицкий К.Б. Мартиролог русских и советских подводных лодок 1904 – 1991. (вып. № 5). Боженко П.В. Юзефов В.И. Трагедия в Николаевске-на Амуре. (вып. № 6). Боженко П.В. Эхо трагедии в Николаевске-на-Амуре. (вып № 7). Боженко П.В. Невезучая подводная лодка. (вып. № 17). Дергачёва Л.А. Балтийские подводники, погибшие в 1941 году на лодках С-6 и С-8 (вып. № 7). Дневник командира подводной лодки С-56 капитан-лейтенанта Г.И. Щедрина (2 декабря 1942 – 12 января 1943 года). (вып. № 12, 13, 14). Иващенко В.Н., Смагин А.А. «Большой террор» и советский подплав: офицеры-подводники, репрессированные в конце 1930-х годов. (вып. № 21). Ковалев С.А. Как погибла «Д-1»? (вып. № 8). Кирдеев П.И. Страницы истории тихоокеанского подплава. (вып № 6, 7). Кулагин К.Л. О начале разработки в СССР транспортных подводных лодок. (вып. № 15). Овчаренко А.В. Самый длительный боевой поход советской подводной лодки во второй Мировой войне. (вып. № 5). Смагин А.А. Тайна гибели «Щ-308» (вып. № 6). Смирнов К.Д. Подводной войны рядовой. (вып. № 6). Стрельбицкий К.Б. Судьба экипажа подводной лодки С-11: новые находки в архивах. (вып. № 5). Стрельбицкий К.Б. Год 1940-й: Английские и французские субмарины на Черном море? (вып. № 6). Стрельбицкий К.Б. Балтика, год 1941-й: Подводники в обороне Моонзунда. (вып. № 6). Стрельбицкий К.Б. Погибшие русские и советские подводные лодки, обнаруженные на дне Балтийского моря в 1990 – 2000 годах. (вып. № 7). Стрельбицкий К.Б. К 60-летию первого боевого похода «подводника № 1». (вып № 9). Стрельбицкий К.Б. Загадки последнего похода подводной лодки «Калев». (вып № 10). Стрельбицкий К.Б. Жертвы подводной войны. (вып. № 10). Стрельбицкий К.Б. Пароход «Астрид» – гибель без войны (вып. № 10). Стрельбицкий К.Б. Минные постановки подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота в 1941 году. (вып. № 12). Стрельбицкий К.Б. Последний поход М-103. (вып. № 13). Стрельбицкий К.Б. Последний поход «Правды». (вып. № 14). Стрельбицкий К.Б. Последний поход черноморской подводной лодки Щ-203. (вып № 15). Стрельбицкий К.Б. Последний поход Л-19. (вып. № 17). Стрельбицкий К.Б. Подводная лодка К-1 – обстоятельства гибели не установлены… (вып. № 18). Стрельбицкий К.Б. В первые дни войны: Трагическая история балтийской подводной лодки М-83. (вып. № 19). Стрельбицкий К.Б. Подводники «Тюленя» и «Русалки» в боях за родину, или «Ronis» и «Spidola» защищают Либаву. (вып. 20). Стрельбицкий К.Б. Транспортировка подводными лодками Черноморского флота в мае – июне 1942 года продовольствия в осажденный Севастополь: хроника и статистика. (вып. № 22) Стрельбицкий К.Б. Транспортировка подводными лодками Черноморского флота в мае – июле 1942 года личного состава с Кавказа в Севастополь и вывоз эвакуированных из Севастополя на Кавказ: хроника и статистика. (вып. № 21) Стрельбицкий К.Б. Транспортировка подводными лодками Черноморского флота в мае – июне 1942 года боеприпасов в осажденный Севастополь: хроника и статистика. (вып. № 23) Стрельбицкий К.Б. Как погибла балтийская подводная лодка М-96. (вып. № 22) Стрельбицкий К.Б. Катастрофа черноморской подводной лодки ТС-2 (вып. № 23) Таламанов П.Н. Моя версия гибели черноморской подводной лодки Щ-204 (вып № 22) Устименко И.Г. В боях с шведским флотом. (вып. № 5). Устименко И.Г. Гибель подводной лодки Щ-210 (вып. № 12). Устименко И.Г. Находка у берегов Болгарии. (вып. № 13). «Флотомастер»: Волков А. Пассажирские лайнеры Советского Союза. (№ 3-2006) Кузнецов А. Потери подводных флотов противников Советского Союза в Великой Отечественной войне. Новые данные. (№№ 3, 5, 6-2001) Майстер Ю. Операции в морях Северного Ледовитого океана. (№ 5-2001) Морозов М. Гибель Вильгельма Густлова. (№ 1-1999). Морозов М. Крым 1944: победа или сражение упущенных возможностей. (№ 1-2000). Морозов М. Союзники в Заполярье. (№ 2-2000). Морозов М. К вопросу о зарубежных авторитетах. (№ 3-2000). Морозов М. Весной 1945 года. (№ 1-2003). Морозов М. U-боты против подлодок. (№ 4-2000). Морозов М. Парадоксы «Красногвардейца» (№№ 5-2003, 1, 2 – 2004). Норченко А. Судьба командира. Малоизвестные факты истории. (№ 1-2002) Овчаренко А., Алексеев И. Последняя счастливая щука. (№ 3-2001) Хильгрубер А. Эвакуация Крыма в 1944 году. (№ 2-1999). Газета «Ветеран-подводник» 1994 – 1































Приложение 1.

Военные будни…









Эти записи штурмана подводной лодки «Л-2»


Волна 4 б., вид 20 кб, определились по зв. три

***

16.04 Понедельник
    Выходили в атаку по транспорту, которого обнаружили с мостика (в 02.30 – в сопровожд. СКР.) Но к-ли имели большую скорость, сблизиться на дист. залпа не смогли.
    К-р решил идти на рейд Хела, повернули на курс S. В Данц. бухте усиленные дозоры. В 10 час. легли на обратный курс (от своего намерения к-р отказ. – ).
    В 22.20 всплыли в надв. полож. штиль, вид 15 кб
    Читал «Сомкн. рядами»

***


17.04 Вторник
    В 0.42 обнаруж. транспорт в сопровожд. 2-х СКР. Вышли в торп. атаку. Двумя торпедами потопили трансп. пр-ка водоизм. 12 тыс. т. Подверглись преследованию СКР СКР, которые в продолж. 2,5 часов стопорили ход, выслушивая нас узпн. Сбросили 2 глуб. бомбы, которые разорвались вблизи нас. В 4.00 всплыли в надв. полож. Провентилировали отсеки в 05.00 снова погрузились на глуб. 20 м.
    С 11 до 14 час. стоял на вахте с (за Бударова, который перезаряжал Т.А.)
    В 22.27 всплыли в надв. пол. Штиль, пасмурно, вид. 3 кб. Визуально к-лей пр-ка не обнаружили.

***

18.04 Среда
    В 05.03 погрузились на глубину 15 м . Днем горизонт осматривали в перископ. Подходили близко к берегу, но в перископ его не видели.
    В 22.07 всплыли в надв. положение. Штиль, видимость 15 кб. В 22.15 аккустик долож. О шумах транспорта. Начали с ним сближаться.

***

19.04 Четверг
    Свыше двух часов гнались за транспортом. В 0.30 обнаружили визуально транспорт и БДБ пр-ка. Вышли в торп. атаку. Первые три торпеды прошли мимо. Через шесть минут выпустили еще 3 торпеды. Две торпеды попали в цель. Транспорт (8 тыс. тонн) взорвался и затонул. Погрузились на 30 м. Преследования не было. Очень удачно. В 01.10 всплыли в надв. полож. Закончили зарядку акк. бат. И в 05.04 погрузились на 15 м. С 11 до 14 стоял на вахте в Ц.П. В 22.23 всплыли в надв. полож. Ветер N – 4 балла, волна – 4 б., пасмурно. Маневрируем в южной части своей позиции.
    Вз. г. . Настр. нев.

***

20.04 Пятница
    В 05.00 погрузились. Днем горизонт осматр. в перископ. В 23.05 всплыли в надв. полож. Ветер W, 4 б., волна 4 б., пасмурно. К-лей пр-ка не встретили, кроме дозоров СКР, от которых в 23.33 срочно погрузились на 20 м.

***

21.04. Суббота
    В 0.34 всплыли в надв. полож., продолжили зарядку акк. бат. и поиск пр-ка. В 15.03 погрузились на 15 м. Днем подходили ближе к берегу (опред. место по глуб). В 18.40 по докладу аккуст., а затем визуально в перископ обнаруж. конвой пр-ка в состав 4-х ТР, 3 СКР и СКА. Вышли в торп. атаку. Одной торпедой (стреляли 3-мя торп. с интерв.) потопили транспорт водоизмещ. 8 тыс. тонн. Подверглись бомбометанию и длительному преследов. 2-х СКР, которые сбросили вблизи нас 28 глуб. бомб. В 22.35, оторвавшись от преследования (шли на глубине 65 м), всплыли в надв. полож. Торпеды израсходовали. Возвращаемся в базу.

***

22.04 Воскресение
    Определил по трем звездам свое место. В 05.00 погрузились на 25 м. В 15.40 к 80 от Готланда вышли, видимо, в минное поле. Периодически слышится шуршание минрепов о корпус, а затем взрывы мин сериями. Идем на глубине 65 м. Мины рвутся на верху, не причиняя пока нам повреждений. В 22 часа снова были взрывы мин, но более слабые.

***

23.04 Понедельник
    В 0.20 всплыли в надв. полож. Штиль, пасмурно. Определил свое место по м-ку Эстергарнесхальм. В 05.00 погрузились. Идем на глуб. 25 м. В 22.47. всплыли в надв. полож. Ветер N – 3 балла, волна – 3 балла Пасмурно.
    М-ки Форэ и Готска Санден не горят.

Дальн. Записи см. в зап. кн. № 10
23 IV-1941













Экипаж подлодки Л - 2 после награждения корабля орденом Красного Знамени.


























Приложение 2.

Тип «Л»


II серия (6 единиц)

Л-1 (до 15.09.1934 г. - «Ленинец», заводской № 195). Заложена 06.09.1929 г. на Балтийском заводе № 189 в Ленинграде, спущена на воду 28.02.1931 г., вступила в строй 22.10.1933 г. и вошла в состав МСБМ. С 11.01. 1935 г. входила в состав КБФ. Участвовала в советско-финляндской войне: несение позиционной службы у берегов Финляндии; совершила 1 боевой поход. С 11.12.1940 г. находилась у стенки Адмиралтейского завода № 196 в Ленинграде в капитальном ремонте, где 09.11.1941 г. затонула от попаданий артиллерийских снарядов противника. В 1944 г. поднята аварийно-спасательной службой КБФ, 07.07.1945 г. ввиду нецелесообразности восстановления исключена из состава ВМФ и в 1949 г. на базе «Главвторчермета» на Туруханных островах в Ленинграде разделана на металл.


Подводная лодка типа Л-2 II серии (после модернизации)



Л-2 (до 15.09.1934 г. - «Сталинец», до 21.11. 1931 г. - «Марксист», заводской № 196). Заложена 06.09.1929 г. на Балтийском заводе № 189 в Ленинграде, спущена на воду 21.05.1931 г., вступила в строй 24.10.1933 г. и вошла в состав МСБМ. С 11.01.1935 г. входила в состав КБФ. В период с 07.12.1938 г. по 11.11.1941 г. прошла в Ленинграде модернизацию и капитальный ремонт. Участвовала в Великой Отечественной войне: совершила 1 боевой поход. 14.11.1941 г. погибла у острова Кери в Финском заливе от подрыва на минном заграждении противника при следовании на позицию и 19.11.1941 г. исключена из состава ВМФ.

  • Водоизмещение: надводное 1040 т, подводное 1335 т; длина 78,0 м, ширина 7,3 м,осадка 4,01 м; мощность: дизелей 2х1100 л.с., электромоторов 2х650 л. с.; скорость хода максимальная: надводная 14,8 уз, подводная 8,47 уз;дальность плавания экономическим ходом: над водой (9,0 уз) 7400 миль, под водой (2,5 уз) 154 мили;глубина погружения: до 90 м; автономность: 28 суток. Вооружение:6 носовых 533-мм торпедных аппаратов (12 торпед), 14 мин, 1 (100-мм) Б-2 и 1 (45-мм) 21-К орудия. Экипаж: 44 человека.


Л-3 (до 15.09.1934 г.- «Фрунзовец»,до 21.11.1931 г. - «Большевик»), с 09.06.1949 г. - Б-З, с 30.05.1956 г. - СТЖ-25, с 27.12.1956 г. - УТС-28, (заводской № 197). Заложена 06.09.1929 г. на Балтийском заводе № 189 в Ленинграде, спущена на воду 08.07.1931 г., вступила в строй 05.11.1933 г. и 09.11.1933 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав МСБМ. С 11.01.1935 г. входила в состав КБФ. В период с ноября 1939 г. по 24.02.1941 г. прошла в Ленинграде модернизацию и капитальный ремонт. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника в Балтийском море: совершила 7 боевых походов, произвела 16 атак с выпуском 46 торпед, потопив 18.08.1942 г. шведский пароход «C.F.Liljevalch» (5513 брт), 17.04.1945 г. транспорт «Goya» (5230 брт) и 18.04.1945 г. мотобот (50 брт) и осуществила 12 минных постановок из 132 мин, на которых подорвались и затонули: в 1941 г. транспорт «Cisil» (1847 брт), 01.10.1941 г. бывший латвийский транспорт «Kaija» (1876 брт), 19.11.1941 г. транспорт «Неnnу» (764 брт), 22.11.1941 г. шведский мотобот «Uno» (430 брт), 26.11.1941 г. теплоход «Еngеrаu» (1142 брт), 25.09.1942 г. вспомогательное судно «F.Bohrnke» («Vledderveen», 210 брт), 19.11.1942 г. транспорт «Hindenburg» (7880 брт), 09.12.1942 г. транспорт «Edith Bosselmann» (952 брт), 05.02.1943 г.транспорт «Tristan» (1701 брт), 06.02. 1943 г. транспорт «Grundsee» (866 брт), 20.11.1944 г. миноносец «T34» (1294 т), 29.01.1945 г. транспорт «Henry Lutgens» (1141 брт), 23.03.1945 г. тральщик «М 3138» («KFK182», 112 брт) и 30.03.1945 г. транспорт «Jersbek» (2804 брт), подорвались и получили тяжелые повреждения: 30.03.1942 г. подводная лодка «U 416» (769 т), 14.11.1944 г. учебное судно «Albert Leo Schlageter» (1634 брт) и 07.02.1945 г. ледокол «Рolluх» (4191 брт), 01.03.1943 г. удостоена гвардейского звания. С 15.02.1946 г. по 24.12. 1955 г. входила в состав 4-го ВМФ. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу больших подводных лодок, 17.08.1953 г. выведена из боевого состава и переклассифицирована в учебную подводную лодку, 21.05.1956 г. разоружена и превращена в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть, а 15.02.1971 г. исключена из списков плавс-редств ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл. Рубка подводной лодки до 1994 г. стояла в качестве памятного знака на территории бригады подводных лодок в Лиепае, а накануне 50-летия Победы советсого народа в Великой Отечественной войне установлена у Мемориала на Поклонной горе в городе герое Москве.




  • Водоизмещение: надводное 1051,3 т, подводное 1327 т; длина 78,0 м, ширина 7,2 м,осадка 4,01 м; мощность: дизелей 2х1100 л.с., электромоторов 2х650 л. с.; скорость хода максимальная: надводная 20,7 уз, подводная 10,5 уз;дальность плавания экономическим ходом: над водой (9,0 уз) 6000 миль, под водой (2,5 уз) 135 миль;глубина погружения: до 90 м; автономность: 28 суток. Вооружение: 6 носовых 533-мм торпедных аппаратов (12 торпед), 20 мин, 1 (100-мм) Б-2 и 1 (45-мм) 21-К орудия. Экипаж: 54 человека.


Подводная лодка типа Л-3



Л-4

(до 15.09.1934 г. - «Гарибальдиец»), с 16.06. 1949 г. - Б-34 (заводской № 201/31). Заложена 15.03.1930 г. на заводе № 198 имени А.Марти (Черноморский судостроительный) в Николаеве, спущена на воду 31.08.1931 г., вступила в строй 08.10.1933 г. и 14.10.1933 г. включена в состав МСЧМ. С 11.01.1935 г. входила в состав ЧФ. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника у берегов Румынии, Болгарии и Турции, оборона Севастополя в мае-июне 1942 г.; совершила 23 боевых похода, произвела 4 атаки с выпуском 15 торпед, повредив 11.05. 1944 г. пароход «Friederiks» (7327 брт), потопив артиллерийским огнем 22.07.1943 г. турецкие парусно-моторные шхуны «Hudayi Bahri» (29 брт) и «Tayyari» (409 брт) и 23.07.1943 г. шхуну «Gurpinar» (около 100 брт) и повредив быстроходную десантную баржу «F 329» (280 т) и осуществила 11 минных постановок из 220 мин, на которых подорвались и затонули: 15.09.1941 г. болгарский пароход «Шипка» (2304 6рт) и 11.10.1941 г. вспомогательное судно «FR-12» (22 брт). 23.10.1942 г. награждена орденом Красного Знамени. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу больших подводных лодок, 02.11.1954 г. выведена из боевого состава и передана Севастопольскому высшему военно-морскому инженерному училищу для использования в учебных целях, а 17.02.1956 г. разоружена и исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 26.03.1956 г. расформирована и впоследствии на базе «Главвторчермета» в Севастополе разделана на металл.




  • Водоизмещение: надводное 1038,3 т, подводное 1330 т; длина 78,5 м, ширина 7,2 м,осадка 4,2 м; мощность: дизелей 2х1100 л.с., электромоторов 2х650 л. с.; скорость хода максимальная: надводная 12,5 уз, подводная 8,22 уз;дальность плавания экономическим ходом: над водой (9,0 уз) 5300 миль, под водой (2,5 уз) 135 миль;глубина погружения: до 90 м; автономность: 28 суток. Вооружение: 6 носовых 533-мм торпедных аппаратов (12 торпед), 20 мин и 1 (102-мм) орудие Б-2. Экипаж: 55 человек.


Подводная лодка типа Л-4



Л-5 (до 15.09.1934 г. - «Чартист»), с 16.06.1949 г. - Б-35 (заводской № 202/32). Заложена 15.03.1930 г. на заводе № 198 имени А.Марти (Черноморский судостроительный) в Николаеве, спущена на воду 05.06.1932 г., вступила в строй 30.10.1933 г. и 08.11.1933 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав МСЧМ. С 11.01.1935 г. входила в состав ЧФ. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника у берегов Румынии, Болгарии и Крыма, оборона Севастополя в мае-июне 1942 г.; совершила 18 боевых походов и осуществила 9 минных постановок из 158 мин, на которых подорвались и затонули: 10.10.1941 г. румынский минный заградитель «Regele Carol I» (2369 брт), a 24-25.10.1941 г. эскортный корабль «Teresia Valner», буксирные пароходы «Drossel» и «Brusterort» (по 101 брт). В период с января 1943 г. по август 1945 г. прошла в Поти капитальный ремонт. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу больших подводных лодок, а 29.12.1955 г. разоружена и исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 18.01.1956 г. расформирована и в 1956 г. на базе «Главвторчермета» в Севастополе разделана на металл.

  • Водоизмещение: надводное 1038,3 т, подводное 1330,6 т; длина 78,0 м, ширина 7,0 м,осадка 4,25 м; мощность: дизелей 2х1100 л.с., электромоторов 2х650 л. с.; скорость хода максимальная: надводная 13,83 уз, подводная 8,28 уз;дальность плавания экономическим ходом: над водой (9,0 уз) 5300 миль, под водой (2,5 уз) 135 мили;глубина погружения: до 90 м; автономность: 28 суток. Вооружение: 6 носовых 533-мм торпедных аппаратов (12 торпед), 20 мин, 1 (102-мм) Б-2 и 1 (45-мм) 21-К орудия. Экипаж: 55 человек.


Подводная лодка типа Л-5



Л-6 (до 15.09.1934 г. - «Карбонарий», заводской №203/33). Заложена 15.04.1930 г. на заводе № 198 имени А.Марти (Черноморский судостроительный) в Николаеве, спущена на воду 03.11.1932 г, вступила в строй 09.05.1933 г. и 11.05.1933 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав МСЧМ. С 11.01.1935 г. входила в состав ЧФ. В период с декабря 1938 г. по октябрь 1941 г. прошла на «Севморзаводе» в Севастополе модернизацию и капитальный ремонт. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника у берегов Румынии, Болгарии и Крыма, оборона Севастополя в декабре 1941 г.: совершила 12 боевых походов, произвела 4 атаки с выпуском 11 торпед, потопив 25.11.1943 г. транспорт «Wolga-Don» (бывший советский «Волга-Дон», 956 брт)и осуществила 4 минные постановки из 80 мин. 10.01.1942 г. на переходе из Новороссийска в Поти из-за ошибки в счислении у мыса Дооб села на мель и, получив серьезные повреждения корпуса, вышла из строя на длительный срок. 16-19.04.1944 г потоплена силами противолодочной обороны противника на позиции в районе Севастополя и 05.06.1944 г. исключена из состава ВМФ.



  • Водоизмещение: надводное 1038,3 т, подводное 1330,6 т; длина 78,5 м, ширина 7,2 м,осадка 4,2 м; мощность: дизелей 2х1100 л.с., электромоторов 2х650 л. с.; скорость хода максимальная: надводная 11,3 уз, подводная 8,0 уз;дальность плавания экономическим ходом: над водой (9,0 уз) 5300 миль, под водой (2,5 уз) 135 мили;глубина погружения: до 90 м; автономность: 28 суток. Вооружение: 6 носовых 533-мм торпедных аппаратов (12 торпед), 20 мин и 1 (100-мм) Б-2. Экипаж: 55 человек.





































Приложение 3:

Литературное творчество…


Тебе (Прощание)

Мы попрощаемся в Кронштадте
у зыбких сходней, а потом
Рванется к рейду серый катер,
Раскалывая рябь винтом.

Вот облаков косою тенью
Луна подернулась слегка,
И затерялась в отдаленье
Твоя простертая рука.

Опять шуметь над морем флагу,
И снова, и суров и скуп,
Балтийский ветер сушит влагу
Твоих похолодевших губ.

Уходят врозь пути кривые,
Мы говорим «прощай» стране;
В компасы смотрят рулевые,
И ты горюешь обо мне.

И если пенные объятья
Нас захлестнут в урочный час,
И ты в конверте за печатью
Получишь весточку от нас –

Не плачь, мы жили жизнью смелой,
Умели храбро умирать –
Ты на штабной бумаге белой
Об этом сможешь прочитать.

Переживи внезапный холод
Полгода замуж не спеши,
А я останусь вечно молод
Там, в тайниках твоей души.

А если сын родится вскоре,
Ему одна стезя и цель,
Ему одна дорога – море,
Моя могила и купель.

1941 г.

***

Ты помнишь скамейку на Марсовом поле
И ветра сквозняк ледяной,
Какою родною до взрыва, до боли
Была ты, девчонка, со мной?

И все это было, как жизни начало.
И радость не знала краев.
В руках твоих тонких и милых лежало
Тяжелое сердце мое.

Расстались... И, вновь уходя, как в изгнанье,
С холодным норд-остом в борьбе,
Шепчу, подавляя скупое рыданье:
«О нет, мы не лгали себе».

Октябрь

Все холодней, прозрачнее и чище
И все понятней, проще и ясней
Октябрь, октябрь, и в памяти не ищешь
Прекраснее и лучезарней дней.

Коричневая выпуклость дороги
И заморозков поздних полотно,
И верится - печали и тревоги
Иль не были, или прошли давно.

И рассыпаясь там, на косогоре,
Серебряные посвисты синиц,
И трепетал зеленый отблеск моря
Под темной хвоей выгнутых ресниц.

Потом качнулась пламенем рябина,
Платком взмахнула женская рука.
Холодный ветер, острый чад бензина,
Неутомимый бег грузовика.

***

Возник он в дымчатом просторе
За стеклами вагонных рам,
Тот город, вставший возле моря,
Открытый солнцу и ветрам.

За камнем близких плоскогорий
Уже волны услышан звон,
Вдали корабль в вечернем море
Форштевнем рубит горизонт.

***

Пройдет война.
Мы встретимся, быть может.
Как прежде, дым,
Синея, будет плыть.
Поговорим о том, что всех дороже:
О Родине, о славе, о любви.
Как прежде, ночь
Приникнет к переплету,
А за бортом заплещется вода,
Поговорим о Родине, о флоте,
О годах битвы, мужества, труда.
Но если даже глубина нас примет
И не настанет нашей встречи час,
Друзья-бойцы,
Вкушая отдых дымный,
Поговорят о славе и о нас.

Путь на моря

За главное! За то, что страх неведом.
За славный труд в просторе грозных вод.
Спасибо Партии, учившей нас победам,
И Родине, пославшей нас на флот!

Спасибо тем, кто делу боевому
Нас обучал, кто вывел нас к морям!
Любимому училищу, родному,
Всем командирам, всем учителям!

В годах труда, упорства и отваги
Мы возмужали, и в грозе любой,
О Родине нам говорили флаги,
Летевшие над нашей головой.

В лицо нам били ветры с океана,
Шла на корабль гремящая вода.
И, отражаясь в зеркале секстана,
Сияла полуночная звезда.

Наперекор любым дождям и стужам,
Входили в грудь, срастались прочно с ней
Умение владеть морским оружием,
Любовь к работе доблестной своей.

Уже гудят-поют над ветром ванты,
И о форштевень режется струя,-
Идут на море флота лейтенанты!
Советского Союза сыновья...
И если ты, о, Партия, велела,
Громить врагов, рожденных силой тьмы, -
Нет на морях для нас такого дела,
Которого не выполнили б мы!

Возвращение из похода

Когда мы подвели итог тоннажу
Потопленных за месяц кораблей,
Когда, пройдя три линии барражей,
Гектары минно-боновых полей,

Мы всплыли вверх, – нам показалось странно,
Так близко снова видеть светлый мир,
Костер зари над берегом туманным,
Идущий в гавань портовый буксир.

Небритые, пропахшие соляром,
В тельняшках, что за раз не отстирать,
Мы твердо знали, что врагам задаром
Не удалось у нас в морях гулять.

А лодка шла, последний створ минуя,
Поход окончен, и фарватер чист.
И в этот миг гармонику губную
Поднес к сухим губам своим радист.

И пели звонко голоса металла
О том, чем каждый счастлив был и горд:
Мелодию «Интернационала»
Играл радист. Так мы входили в порт.

1941

Артиллерийская таблица

Ты, спутница походов и сражений,
Невелика. И шрифт не крупен твой.
Но вижу взлет бессонных вдохновений,
Полдневный блеск над выжженной травой,

Сухой песок морского полигона,
Желтеющую хвою на сосне,
Разбитые стрельбой кубы бетона,
И рваные пробоины в броне.

Ты создавалась для борьбы суровой,
Артиллерийской мудрости скрижаль,
Когда по точным методам Чернова
Коваться стала пушечная сталь.

И первый шаг? Когда он был? не в миг ли,
Когда огонь в конвекторы влетал,
Когда сварили заводские тигли
Несокрушимой плотности металл?

И снова мысль боролась и искала,
И в тишине, в безмолвии ночном,
Высокий жар бесстрастных интегралов
Один владел и сердцем, и умом.

Творцы орудий! Мастера расчета,
В таблицах нет фамилий и имен,
Но честный труд во имя славы флота
В таблицы стрельб на море умещен.

Когда корабль от реи и до трюма
Тяжелой сотрясается стрельбой.
Нет времени как следует подумать
О тех, кто обеспечивал наш бой.

Но знаем мы, что на пути удачи
В бои мы книжку тонкую берем,
Рассчитанную способом Сиаччи –
Подругу управляющих огнем.

1939

Одежда моряка

Годна для всех условий,
Надёжна и крепка,
Продумана на совесть
Одежда моряка.

Сокровища тепла тая,
Уходит с нами в путь
Тельняшка полосатая,
Охватывая грудь.

Волна ль нежнее горлинки,
Иль шторм грохочет дик,
Отменно белой форменки
Синеет воротник.

Зимой и в осень вздорную
И в сумрачный апрель –
Хранит нас сине-чёрная
Солидная фланель.

Что сырость нам постылая?
Живём с погодой в лад,
Имея друга милого
По имени бушлат.

И навек складкой жёсткою
Запечатлел утюг
Покроя краснофлотского
Сукно крепчайших брюк.

Ценимая особо
На службе в море синем,
Нам выдается роба
Из белой парусины.

Она ничем не крашена,
Ей труд морской знаком,
И кто её не нашивал,
Не будет моряком.

И многим не мешало бы,
Кого моря зовут,
В той робе драить палубу
И выкрасить шкафут.

Когда же в час побудки
Вовсю метёт метель,
Тогда укажут дудки:
«Бери, моряк, шинель».

Медь пуговиц - как золото,
Сукно - чернее тьмы.
На все старанья холода
Поплёвываем мы.

На дне

Лежит матрос на дне песчаном,
Во тьме зелено-голубой.
Над разъяренным океаном
Отгромыхал короткий бой,
А здесь ни грома и ни гула...
Скользнув над илистым песком,
Коснулась сытая акула
Щеки матросской плавником...
Осколком легкие пробиты,
Но в синем мраке глубины
Глаза матросские открыты
И прямо вверх устремлены.
Как будто в мертвенном покое,
Тоской суровою томим,
Он помнит о коротком бое,
Жалея, что расстался с ним.
1941.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Выполнили: • Степанова Анна, • Варникова Екатерина, • Ерофеева Полина, • Варданян Лиана, • Охапкин Алексей, • Марычев Матвей.

Дата: 28.09.2023

Номер свидетельства: 637359


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства