Графический диктант для детей дошкольного возраста, как игровой способ развития пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, усидчивости
Графический диктант для детей дошкольного возраста, как игровой способ развития пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, усидчивости
Учителя начальных классов давно уже говорят, что при подготовке к школе родителям нужно обращать внимание на развитие мелкой моторики, пространственного и логического мышления, а так же умение работать по образцу и следовать указаниям педагога.
Казалось бы, сложная задача: научить этому ребенка за год до школы. Но на это есть одно предельно просто занятие, которое очень нравится детям и которым можно заниматься где угодно - графический диктант.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Графический диктант для детей дошкольного возраста, как игровой способ развития пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, усидчивости»
Графический диктант для детей дошкольного возраста, как игровой способ развития пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, усидчивости
У педагогов, психологов и неврологов существуют определенные параметры, по которым они судят, готов ли ребенок к школе. И основным в этих параметрах является отнюдь не знание цифр, букв и умение читать. Учителя начальных классов давно уже говорят, что при подготовке к школе родителям нужно обращать внимание на развитие мелкой моторики, пространственного и логического мышления, а так же умение работать по образцу и следовать указаниям педагога.
Казалось бы, сложная задача: научить этому ребенка за год до школы. Но на это есть одно предельно просто занятие, которое очень нравится детям и которым можно заниматься где угодно — графический диктант.
Что же такое графический диктант?
Графический диктант или рисование по клеточкам — создание изображения по клеточкам под диктовку. Упражнение подходит детям от 5 до 10 лет.
Простая игра, но сколько в ней пользы:
развивает пространственное и абстрактное мышление;
тренирует мелкую моторику, а значит улучшает речь и подготавливает руку к письму;
улучшает усидчивость, внимание, концентрацию, умение слушать, действовать по образцу и анализировать информацию;
учит счету и ориентации в пространстве: различать лево - право, верх - низ.
Дети, как правило, очень любят рисовать по клеточкам, т. к. это увлекательно и полезно.
Весь диктант заключается в рисовании коротеньких линий на обычном тетрадном листе в клеточку. Ребёнок учится ровно рисовать линии, писать под диктовку взрослого и считать. Ребенок рисует фигуру, следуя указаниям взрослого: 2 клеточки вправо, одна вниз и тд. В конце малыш может сравнить то, что получилось у него, с образцом, по которому ему диктовали. При этом можно заранее сообщить ребенку, какая фигура будет на изображении, или ребенок сам говорит в конце, что у него получилось. Фигурка появится только в том случае, если диктант был выполнен правильно, и ребенок нигде не ошибся.
Для выполнения задания вам понадобится: тетрадь в клетку (для дошкольников лучше выбирать крупную клетку — 0,8см), карандаш, ластик и само задание.
На первых занятиях можно предлагать детям перечертить фигуру по образцу.
В качестве дополнительного задания можно предложить заштриховать или раскрасить картинку, дорисовать другие элементы рисунка. Например, если рисовали гриб, можно дополнить рисунок полянкой, бабочками и цветами.
Обычно детям нравятся такие задания, поэтому взрослый должен следить за временем, чтобы не допускать переутомления. Например, для детей 5-6 лет достаточно 10-15 минут за один раз, после этого нужно обязательно сделать гимнастику для глаз и разминку или поиграть в подвижную игру.
С чего начать?
Если вы впервые собираетесь заниматься с ребенком графическим диктантом, то вот несколько правил:
Действуйте от простого к сложному. Даже если ребенку 8 лет, начинайте с простых заданий и усложняйте их постепенно, адаптируя под уровень развития ребенка. Это позволит ребенку поверить в свои силы и сохранить интерес к упражнению надолго.
Начните с объяснения правил, а для детей помладше еще раз повторите где лево и право, что вы имеете в виду, когда говорите 2 клеточки вверх или вниз, и что такое клетка.
Важно показать в тетради где верх и низ, где левый верхний угол, нижний правый... Ориентация в тетради будет большим плюсом перед началом письма в школе.
В заданиях используются определенные обозначения: 4 →, 1 ↑, 2 ↓, 2 ←, где число — это количество клеток, а стрелочка — это направление движения: право, верх, низ, лево.
Очень полезно совмещать графический диктант с пальчиковой гимнастикой, загадками и скороговорками. Такой подход работает одновременно над мелкой моторикой, речью и словарным запасом ребенка.
Ниже представлены примеры графических диктантов для детей. Также можно использовать он-лайн занятия по графическому диктанту.
Советы по выполнению графического диктанта
Не ругайте ребенка, если рисунок не получается. Спокойно помогите, подскажите где ошибка. Некоторые дошкольники хорошо воспринимают новую информацию, а другие постоянно путают лево и право.
Не спешите во время устного диктанта, убедитесь, что ребенок успевает.
Делайте перерыв между занятиями, каждые 5-10 минут письма. Проведите гимнастику для глаз и пальцев рук, пусть ребенок поиграет в подвижные игры, а затем приступает к написанию графического диктанта.
Следите за правильной посадкой за столом, освещением и правильным положением пальцев.
Получив результат, порадуйтесь вместе с ребенком, похвалите за старание, поблагодарите за усердный труд.