kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Формы и методы работы педагогов дома юношества по социальной адаптации воспитанников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «ФОРМЫ  И  МЕТОДЫ  РАБОТЫ  ПЕДАГОГОВ ДОМА ЮНОШЕСТВА ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ»

 КГУ «Рудненский дом  юношества» Управления Образования

Акимата Костанайской области

Дата:  2015г.

Воспитатель: Приходько М.В.

С.А.Назарбаева: «Как это важно - раскрыть в ребенке его способности, чтобы он нашел путь к себе, поверил в собственные силы, в свое предначертание! Чтобы он уважал себя, жил в ладу со своей совестью и твердо знал, чем чреваты для него любые неправедные поступки. Чтобы доброта и Любовь шли от сердца к сердцу, создавая в мире ауру Любви и милосердия. И тогда ни у кого не повернется язык назвать страну нынешних мальчишек и девчонок краем нереализованных возможностей».

 В последние годы проблема сиротства стала чрезвычайно актуальной: происходит неуклонный рост числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы. Он связан с падением социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, снижением стабильности брака, увеличением среди сирот детей со сложными, комплексными видами отклонений, различными формами задержки психического развития, гиперактивностью, с трудностями в обучении и поведении, склонностью к бродяжничеству, девиантному поведению.Дома юношества как последующий этап перехода к взрослой жизни и адаптации в ней, призваны обеспечивать воспитанникам условия для проживания, разностороннего развития, воспитания, получения определенного уровня образования, профессиональной ориентации и подготовки к самостоятельной жизни.        Дети, воспитывающиеся в учреждениях  интернатного  типа, оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Часто эти дети находятся в состоянии социально-педагогической запущенности, имеют комплекс брошенного, неполноценного ребенка. Условия общественного воспитания, отсутствие естественных образцов ролевого поведения, слабость эмоционально-личностных связей порождают социальный инфантилизм, коммуникативные проблемы. В связи с этим  Дома юношества выполняют не только образовательно-воспитательные функции, но также способствуют нормальной социализации личности, ее полноценному развитию, компенсируют и исправляют недостатки развития, обеспечивая правовую и психологическую защищенность воспитанников и выпускников. Большое значение для дальнейшей «взрослой» жизни выпускников имеет состояние их здоровья - база для физиологического психического, социально-психологического, интеллектуального развития, воспроизводства. Отметим, что потенциал здоровья детей-сирот в большинстве крайне низок. Изначально он определяется уровнем здоровья родителей. Чаще всего родители «отказных» детей ведут асоциальный образ жизни, пьянствуют, проживают в антисанитарных условиях, переносят социально значимые заболевания (в том числе венерические, туберкулез) и нередко заражают ими детей.

Зачастую рождение ребенка у родителей, которых впоследствии лишили родительских прав, не планировалось или было нежелательно, что отрицательно влияет на их дальнейшую жизнь. Если от ребенка отказывается "брошенная" женщина, перенесшая стресс во время беременности, это также неблагоприятно отражается на его психическом и физическом здоровье.  Дети, оторванные от матери, впоследствии имеют психологические и интеллектуальные нарушения, неподлежащие реабилитации, что также затрудняет адаптацию во взрослой жизни.        Следствием такого низкого потенциала здоровья является то, что среди детей-сирот большая доля с отклонениями в интеллектуальном развитии, физическом и психическом. Эти факторы в значительной степени затрудняют нормальную адаптацию выпускников в социальной среде.

По этому результат социальной адаптации выпускников интернатных учреждений и поступивших в Дома юношества  можно отнести следующие характеристики:

        - групповая зависимость, причисление себя к отдельной особенной группе людей;

        - неумение оценить ситуацию, неадекватное поведение;

        - отсутствие навыков общения;

        - неумение, нежелание решать конфликтные ситуации;

        - эмоционально-психологическая зависимость от  референтно - значимого    человека:                                                                                                

        - боязнь принятия самостоятельных решений, неуверенность в себе;

        - отсутствие ролевых стереотипов,

        - моральное и материальное потребительство.

Поэтому социальная адаптация в Домах юношества  - активное приспособление человека к условиям социальной среды, благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

Для успешной адаптации воспитанникам необходимо:

        - разделять ценности, нормы и идеалы, на основе которых и в соответствии с которыми живет общество, быть «включенным» в его культуру;

        - иметь свою уверенную позицию по отношению к разным сферам общественного бытия - от философской до бытовой, уметь действовать в соответствии с ней (позицией);      

  - самостоятельно принимать решения и быть за них ответственным;

        - самостоятельно определять, планировать свою жизнь, свои действия и выполнять их, обеспечивая себя всем необходимым для жизни (от материальных до духовных благ);

        - позиционировать себя как частичку общества, продуктивно взаимодействовать с людьми - вступать с ними в деловые и дружеские отношения, создавать семью.

При всем времени проживания в Доме юношества воспитанники получают недостающее  социальное развитие:

    - наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений;

        - степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности;

        - уровень развития знаний, разнообразие интересов;

        - адекватное отношение к педагогическим воздействиям;

        - коллективные проявления, способность считаться с другими;

        - способность критически в соответствии с нормами морали и права оценивать поступки других;

        - самокритичность, наличие навыков самоанализа;

        - внимательное отношение к другим, волевые качества, невосприимчивость к дурному влиянию, способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении;

        - внешняя культура поведения преодоление и отказ от дурных привычек.

.Основной целью педагогического коллектива Дома юношества  в социальном воспитании является формирование самостоятельной, зрелой личности, то есть личности, способной творчески реализовывать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы; развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер воспитанника, составляющих основу его индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно — практической.

        Принципы, которые применяет воспитатель Дома юношества:

- Принцип гуманизма; Принцип демократизации отношений; Принцип индивидуального личностного подхода; Принцип творчества и свободы; Принцип свободы и выбора; Принцип деятельности; Принцип комплексности и целостности;

 Принцип научности; Принцип систематичности и последовательности; Принцип дисциплины.

-       Техники работы, используемые в воспитании:

- самораскрытия;

- убеждения;

- установления логических взаимосвязей;

- разрешения проблем выбора и проблемных ситуаций;

- выявления социального "Я";

- Можно выделить основные направления работы по социальной адаптации:

- «Безопасность жизни». - «Жилые помещения». « Культура   поведения». - «Одежда и обувь». - «Ориентирование в окружающем». - «Отдых и досуг».  «Охрана здоровья».

- «Питание».  «Наша Родина - Казахстан».

Формы и методы  работы по этим направлениям различны, как групповые, так и индивидуальные.

Формы и методы работы:

Этическая беседа

  1.  Анализ ситуаций
  2.  Морального выбора
  3. Задача Занятия
  4.  Диспут  Конференция 
  5. Устные журналы.6. Видеофильмы, слайды, аудиокассеты

. Главное, чтобы через социализацию воспитанник приобрел самые дорогие качества: любовь, человечность, благородство души, уважение к себе, самостоятельность, трудолюбие, ответственность, справедливость, отзывчивость, толерантность, доброту, мудрость, устремленность в будущее, служению обществу, государству и т.д.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Формы и методы работы педагогов дома юношества по социальной адаптации воспитанников"»

Тема: «ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ ДОМА ЮНОШЕСТВА ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ»

КГУ «Рудненский дом юношества» Управления Образования

Акимата Костанайской области

Дата: 2015г.

Воспитатель: Приходько М.В.



С.А.Назарбаева: «Как это важно - раскрыть в ребенке его способности, чтобы он нашел путь к себе, поверил в собственные силы, в свое предначертание! Чтобы он уважал себя, жил в ладу со своей совестью и твердо знал, чем чреваты для него любые неправедные поступки. Чтобы доброта и Любовь шли от сердца к сердцу, создавая в мире ауру Любви и милосердия. И тогда ни у кого не повернется язык назвать страну нынешних мальчишек и девчонок краем нереализованных возможностей».

 В последние годы проблема сиротства стала чрезвычайно актуальной: происходит неуклонный рост числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы. Он связан с падением социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, снижением стабильности брака, увеличением среди сирот детей со сложными, комплексными видами отклонений, различными формами задержки психического развития, гиперактивностью, с трудностями в обучении и поведении, склонностью к бродяжничеству, девиантному поведению .Дома юношества как последующий этап перехода к взрослой жизни и адаптации в ней, призваны обеспечивать воспитанникам условия для проживания, разностороннего развития, воспитания, получения определенного уровня образования, профессиональной ориентации и подготовки к самостоятельной жизни.        Дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Часто эти дети находятся в состоянии социально-педагогической запущенности, имеют комплекс брошенного, неполноценного ребенка. Условия общественного воспитания, отсутствие естественных образцов ролевого поведения, слабость эмоционально-личностных связей порождают социальный инфантилизм, коммуникативные проблемы. В связи с этим Дома юношества выполняют не только образовательно-воспитательные функции, но также способствуют нормальной социализации личности, ее полноценному развитию, компенсируют и исправляют недостатки развития, обеспечивая правовую и психологическую защищенность воспитанников и выпускников. Большое значение для дальнейшей «взрослой» жизни выпускников имеет состояние их здоровья - база для физиологического психического, социально-психологического, интеллектуального развития, воспроизводства. Отметим, что потенциал здоровья детей-сирот в большинстве крайне низок. Изначально он определяется уровнем здоровья родителей. Чаще всего родители «отказных» детей ведут асоциальный образ жизни, пьянствуют, проживают в антисанитарных условиях, переносят социально значимые заболевания (в том числе венерические, туберкулез) и нередко заражают ими детей.

Зачастую рождение ребенка у родителей, которых впоследствии лишили родительских прав, не планировалось или было нежелательно, что отрицательно влияет на их дальнейшую жизнь. Если от ребенка отказывается "брошенная" женщина, перенесшая стресс во время беременности, это также неблагоприятно отражается на его психическом и физическом здоровье.  Дети, оторванные от матери, впоследствии имеют психологические и интеллектуальные нарушения, неподлежащие реабилитации, что также затрудняет адаптацию во взрослой жизни.        Следствием такого низкого потенциала здоровья является то, что среди детей-сирот большая доля с отклонениями в интеллектуальном развитии, физическом и психическом. Эти факторы в значительной степени затрудняют нормальную адаптацию выпускников в социальной среде.

По этому результат социальной адаптации выпускников интернатных учреждений и поступивших в Дома юношества можно отнести следующие характеристики:

        - групповая зависимость, причисление себя к отдельной особенной группе людей;

        - неумение оценить ситуацию, неадекватное поведение;

        - отсутствие навыков общения;

        - неумение, нежелание решать конфликтные ситуации;

        - эмоционально-психологическая зависимость от референтно - значимого человека:

        - боязнь принятия самостоятельных решений, неуверенность в себе;

        - отсутствие ролевых стереотипов,

        - моральное и материальное потребительство.

Поэтому социальная адаптация в Домах юношества - активное приспособление человека к условиям социальной среды, благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

Для успешной адаптации воспитанникам необходимо:

        - разделять ценности, нормы и идеалы, на основе которых и в соответствии с которыми живет общество, быть «включенным» в его культуру;

        - иметь свою уверенную позицию по отношению к разным сферам общественного бытия - от философской до бытовой, уметь действовать в соответствии с ней (позицией);      

  - самостоятельно принимать решения и быть за них ответственным;

        - самостоятельно определять, планировать свою жизнь, свои действия и выполнять их, обеспечивая себя всем необходимым для жизни (от материальных до духовных благ);

        - позиционировать себя как частичку общества, продуктивно взаимодействовать с людьми - вступать с ними в деловые и дружеские отношения, создавать семью.

При всем времени проживания в Доме юношества воспитанники получают недостающее социальное развитие:

    - наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений;

        - степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности;

        - уровень развития знаний, разнообразие интересов;

        - адекватное отношение к педагогическим воздействиям;

        - коллективные проявления, способность считаться с другими;

        - способность критически в соответствии с нормами морали и права оценивать поступки других;

        - самокритичность, наличие навыков самоанализа;

        - внимательное отношение к другим, волевые качества, невосприимчивость к дурному влиянию, способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении;

        - внешняя культура поведения преодоление и отказ от дурных привычек.

.Основной целью педагогического коллектива Дома юношества в социальном воспитании является формирование самостоятельной, зрелой личности, то есть личности, способной творчески реализовывать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы; развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер воспитанника, составляющих основу его индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно — практической.

        Принципы, которые применяет воспитатель Дома юношества:

- Принцип гуманизма; Принцип демократизации отношений; Принцип индивидуального личностного подхода; Принцип творчества и свободы; Принцип свободы и выбора; Принцип деятельности; Принцип комплексности и целостности;

Принцип научности; Принцип систематичности и последовательности; Принцип дисциплины.

-       Техники работы, используемые в воспитании:

- самораскрытия;

- убеждения;

- установления логических взаимосвязей;

- разрешения проблем выбора и проблемных ситуаций;

- выявления социального "Я";

- Можно выделить основные направления работы по социальной адаптации:

- «Безопасность жизни». - «Жилые помещения». « Культура поведения». - «Одежда и обувь». - «Ориентирование в окружающем». - «Отдых и досуг». «Охрана здоровья».

- «Питание». «Наша Родина - Казахстан».



Формы и методы работы по этим направлениям различны, как групповые, так и индивидуальные.



Формы и методы работы:

  1. Этическая беседа

  2. Анализ ситуаций

  3. Морального выбора

  4. Задача Занятия

  5. Диспут Конференция

  6. Устные журналы.

  7. Видеофильмы, слайды, аудиокассеты

  1. . Главное, чтобы через социализацию воспитанник приобрел самые дорогие качества: любовь, человечность, благородство души, уважение к себе, самостоятельность, трудолюбие, ответственность, справедливость, отзывчивость, толерантность, доброту, мудрость, устремленность в будущее, служению обществу, государству и т.д.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Формы и методы работы педагогов дома юношества по социальной адаптации воспитанников"

Автор: Приходько Майя Владимировна

Дата: 19.02.2016

Номер свидетельства: 295726


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства